Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению, его сущность, психологические основы.
В настоящее время обучения грамоте в школе осуществляется звуковым аналитико - синтетическим методом К.Д.Ушинский так определяет задачи занятий по звуковому методу обучения грамоте:
1.Приучать глаз и руку ребёнка в письму элементов букв, слух - к нахождению отдельных звуков в слове , язык- к отчётливому произношения звуков
2.Приучать детей к тому, чтобы их внимание останавливалось на словах и звуках , чтобы они умели различать и складывать слова.
3.Вместе с тем упражнять все способности ребёнка .
Разработанный К.Д.Ушинским метод известен под названием "письмочтения": письмо , основывающееся на звуковом анализе слов , предшествовало чтению , чтение осуществлялось синтетическим путём, то есть соединением звуков в целые слова и следовало за письмом .
Изучение звуков букв он строил не в алфавитном порядке : вначале ребёнок изучал гласные ,потом знакомился с согласными на основе выделения их из слова , в котором все звуки знакомы , кроме одного. Звуковой аналитико - синтетический сделал процесс обучения грамоте актом сознательной деятельности учащихся . Свой метод К.Д.Ушинский обосновал данными современной ему фонетики , педагогики и психологии .В настоящее время мы обнаруживаем в его теории отдельные недочёты : не всегда соблюдается нужная последовательность в изучении звука, недостаточно учитываются трудности их усвоения . В настоящее время продолжается работа по совершенствованию звукового аналитико - синтетического метода. Принципиальные основы метода остаются те же . Порядок изучения звуков и слогов даётся в соответствии с научной фонетикой и в последовательности. Всю работу по обучению письму и чтению пронизывают два процесса : звуковой анализ и синтез. Чтение и письмо идут параллельно и одновременно ; при обучении письму используют те же приёмы анализа и синтеза что и при обучении чтению .
В конце 50-х годов Д.Б. Элькониным был создан новый вариант звукового метода обучения грамоте . Метод Д.Б. Эльконина основывается на теории поэтапного формирования умственных действий:
1.Предварительное уяснение поставленного задания .
2.Освоение действия с предметом.
3.Освоение действия в плане громкой речи.
4. Перенос действия в умственный план.
5. Становление и автоматизация действия .
На начальном этапе обучения детям дают карточки с изображением предметов названия которых нужно проанализировать . Под каждой картинкой помещается графическая схема .Эта схема состоит их клеток по числу звуков. Одновременно дети получают несколько квадратиков красного , синего и зеленого цвета .
Программа детского сада предусматривается знакомство детей с предложением , деление предложения на слова , составление предложений из двух , трёх , четырёх слов , членение двусложных и трёхсложных слов на слоге. Это соответствует в какой - то степени тому объёму знаний , который предлагается первокласснику в подготовительный период.
Характеристика современных методик обучения чтению детей, обоснование целесообразности их использования в работе с дошкольниками.
33. Проблема планирования по развитию речи детей в детском саду на современном этапе
Планирование - заблаговременное определение порядка последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов.
Принципы:
- реализация всех разделов программ рр
- взаимосвязь задач рр
- последовательное нарастание требований, усложнение методов
- учёт результатов диагностики речев. разв. детей
- деятельностный подход к планированию работы (мл. дошк. возр. -предметная деят-ть; с 3-х – совместная игровая деятельность; с 7-учебная)
Виды планирования:
- годовое
-перспективное (на квартал)
- календарное ( на каждый день и неделю)
2-я мл. и ср. – 1р/нед, ст. и подготов. 2р/нед. Лучше – вт.ср.чт в первой половине дня
Планирование занятия:
Задачи:
- обучающие ЗУН
- развивающие (артикуляционный аппарат психический процессы)
- воспитательные (качества, чувства)
Планирование занятий:
1) Задачи: - обучающая (знания, умения, навыки); - развивающая (артикуляция, память, восприятие, внимание); - воспитательная (волевые качества, чувства любви, ответственность);
2) Наглядный материал, пособия;
3) Ход занятия;
4) Заключение (планируются индивидуальные занятия в зависимости от способностей детей).
Практическое: