Общее понятие о педагогике. Её предмет, цели и задачи, функции.
Вопросы экзамена по педагогике.
Общее понятие о педагогике. Её предмет, цели и задачи, функции.
Педагогика-наука о воспитании и образовании человека на разных ступенях его возрастного развития.
Педагогика-наука, изучающая сущность, законы, принципы, методы и формы организации педагогического процесса.
Педагогика- с греч.яз «пайдос»-дитя, и «аго»-вести. «детоводитель»
Педагогика изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения к младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее лёгкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения
Предмет педагогики как особый вид взаимоотношений людей.
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие старшего и младшего, целью которого является передача старшим и усвоение младшим социального опыта. Необходимого для жизни и труда в обществе.
Задачи педагогики.
1. разработка теоретических проблем воспитания и образования
2. изучение и обобщение практического опыта педагогической деятельности
3. прогнозирование образования
Педагогика в отличии от других дисциплин, которые изучают отдельные стороны развития человека, занимается человеком в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной личности.
Возникновение и развитие педагогики как науки. Источники педагогики.
Слово «педагогика» возникло в античные времена и за прошедшие тысячелетия зазвучало на разных языках, заняв прочное место в общеупотребительной лексике. Им пользуются не только специалисты, но и люди, далёкие от педагогической профессии. Такому широкому распространению слово «педагогика» обязано своей неоднозначностью. За ним закрепилось два значения:
-педагогика-область практической деятельности, искусство, ремесло;
-педагогика-область научного знания, наука.
В первом значении слово «педагогика» стало употребляться значительно раньше, чем во втором. Педагогика как наука возникла много веков спустя. Поэтому педагогика- сравнительно молодая отрасль среди таких древних наук, как, например, философия, медицина, геометрия, астрономия.
Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, общине, когда старшие учили, показывали, увлекали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.
С развитием культуры, с изменениями в хозяйственно-экономической жизни, вызванными переходом к рабовладельческой формации. Возникает потребность в создании специально организованных заведений для обучения и воспитания подрастающего поколения.
Источники педагогики.
1) Народная педагогика ( педагогический опыт, сложившийся в истории существования того или иного народа)
2) Религия ( изучение путей использования положительного ядра, религиозных учений для блага воспитания и обучения)
3) Педагогическая практика ( опыт воспитания и обучения детей и молодёжи, который сложился ранее и формируется по сей день)
4) Экспериментальные исследования ( научные знания, добытые в ходе экспериментальной работы в научных институтах)
5) Данные смежных наук ( междисциплинарный подход)
Древние системы воспитания (Древний Восток, Древняя Греция).
Древний Восток
Начиная характеристику особенностей развития воспитания в условиях развития цивилизаций Древнего Востока необходимо отметить, что система воспитания в этих государствах имела ряд специфических особенностей.
Во-первых, необходимо отметить такую особенность, которая касается того, что воспитание в государствах Древнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически существование этих цивилизаций не совпадало, тем не менее, им были присущи сходные структуры, в том числе - и воспитания.
Следующей особенностью развития системы воспитания в условиях цивилизаций Древнего Востока являлось то, что человек формировался в рамках жестких социальных регуляторов собственного поведения, обязанностей и личной зависимости.Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте. Исходя из данных особенности, на Востоке складывается приоритет за жесткими формами и методами воспитания.
Система воспитания в условиях цивилизаций Древнего Востока имела неразрывную связь с существованием определенного религиозного культа. Следовательно, можно сделать вывод о том, что в рамках существующего на данный период этнического культа и определялась система ценностей и норм, которая должна быть привита воспитаннику.
Древняя Греция
Афинская демократия заботилась об образовании и Воспитании граждан. Начиная с Перикла, т.е. с 40-30 гг. V в. до н.э., власти стали раздавать малоимущим гражданам специальные жетоны, по которым можно было пройти на театральное представление. Таким образом, афинская демократия базировалась на широком участии различных категорий граждан, обеспечивала ее общественную активность, создавала условия для развития политического самосознания афинского гражданина. В целом афинская система воспитания осуществляла идею гармоничного развития личности посредством умственного, физического и эстетического воспитания. Педагогическое искусство заключалось не только в передаче физических умений (путем подражания и упражнений), но и в учении ораторским навыкам, политическим убеждениям, а это требовало от педагога умения взаимодействовать с учениками через беседу, лекции, индивидуальную работу, коллективные экскурсии, игры и др.
Идеал воспитания в Афинах - интеллектуально, эстетично и физически развитый, сочетающий красоту тела и нравственные добродетели гражданин свободного общества Афин. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в школы. Мальчики под надзором своих «педагогов» (то есть дядек, почтенных рабов) шли в школу грамматиста, кифариста и в палестру.
В школе грамматиста они под благословением Музы, статуя которой стояла у стены, учились читать, писать и считать. Для этого пользовались восковыми табличками- диптихами, т.е. двумя скрепленными с одной стороны дощечками, которые раскрывались как книга или переплет.
Считать учились на камешках. Более сложные арифметические расчеты (действия) производили на абаке. Важное место в образовательной программе занимала подготовка к религиозным празднествам, на которых присутствовали свободные жители греческих городов. Мальчиков обучали обрядовым песням, исполняемым хором или соло, декламировали с ними торжественные гимны.
В школе кифариста учились играть на лире или кифаре, незнакомство с которой считалось признаком необразованности, и исполнять под ее аккомпанемент как староафинские гимны в честь Паллады, так и поэмы Стесихора и Симонида. С двенадцати лет мальчики начинали заниматься гимнастикой. Руководил этими занятиями «педотриб» (дословно "тренирующий ребенка"). Государство и семья особенно заботились о том, чтобы мальчики выросли ловкими, сильными, гибкими и выносливыми, были подготовлены к военной службе. Педотриб показывал детям, как метать копье и диск, тренировал их в беге и прыжках, занимался с ними борьбой, плаванием, верховой ездой, готовил к гимнастическим соревнованиям. Спортивные занятия проводились в специально подготовленных для этого помещениях -- палестрах. Нередко уроки проводились под аккомпанемент флейты.
Палестра требовала для своих упражнений не скромной комнаты, а широкого двора с колоннадами, и туда охотно приходили и родители посмотреть на своих сыновей, и другие лица. Там же охотнее всего и философы вроде Сократа находили свою аудиторию.
С 16 (18) лет мальчики могли продолжить свое образование в гимнасиях. Название "гимнасий" происходит от греческого слова gymnos, что значит "голый, обнаженный". Гимнасием в Древней Греции называли здание, предназначенное для занятий физическими упражнениями или гимнастикой. В гимнасиях, завершив курс обучения в палестрах, тренировались знатные юноши 16--18 лет, готовящиеся к состязаниям и совершенствующиеся в науках. Самым просторным залом в гимнасиях был эфебион -- помещение, в котором атлеты занимались борьбой, проводили кулачные бои. При эфебионе находились комнаты, где натирались песком и умащивали тело маслом. На спортивных площадках и стадионах при гимнасиях играли в мяч, состязались в беге и прыжках. Чтобы после длительных упражнений и тренировок люди могли смыть с тела пыль, пот и масло, тут же располагались бани с горячей и холодной водой, с парными и бассейнами. Были при гимнасиях и комнаты, где после физических нагрузок и омовений спортсмены могли отдохнуть на удобных лавках.
Там же юноши занимались с учителями риторики, выступали ораторы, философы. При некоторых гимнасиях были организованы риторские и философские школы, прославившиеся своими выдающимися учителями. Так, в Афинах в IV в. до н.э. философ Платон основал знаменитую Академию. Ее ученики собирались в гимнасии, носящем имя героя Акадёма. А неподалеку от Афин находился Ликей (совр. Лицей), где преподавал Аристотель.
Со временем помещения для гимнасиев становились все более обширными, к ним прибавлялись крытые колоннады и стадионы, где можно было упражняться зимой. Комнаты для отдыха -- экседры -- украшались произведениями искусства, в залах с бассейнами появились мозаичные полы и мраморные статуи. Повсюду в гимнасиях стояли изображения бога Гермеса, покровителя ловких и сильных гимнастов.
Ян Амос Коменский (1592-1670)
В «Великой дидактике» Я.А. Коменский впервые в истории образования предложил и стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости, по Я.А. Коменскому, до 24 лет.
Первой ступенью воспитания и образования детей от рождения до 6 лет должна быть материнская школа — воспитание в семье под руководством матери. Интуитивно являясь тонким психологом, проникшим в мир детскихинтересов, переживаний и возможностей, исходя из своей сенсуалистической гносеологии, Я.А. Коменский видел главную задачу воспитания детей этого возраста в развитии их органов чувств, обогащении представлений об окружающей жизни, в развитии речи и первоначальных ручных умений. Детально все эти вопросы были рассмотрены Я.А. Коменским уже в одном из его ранних педагогических сочинений — «Материнская школа», благодаря которому он с полным основанием рассматривается как родоначальник методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста в современном смысле этого понятия.
За материнской школой у Я.А. Коменского следует школа родного языка для всех мальчиков и девочек независимо от сословной принадлежности в возрасте от 6 до 12 лет. В отличие от многовековой традиции вести обучение в школах только на латинском языке — языке католической церкви и схоластической учености, эта школа должна была, пользуясь родным языком, сообщать знания о вещах окружающего детей мира, совершенствовать владение общим для всех народным языком, который, по Я.А. Коменскому, является средством укрепления и сохранения нации как таковой.
В отличие от всех существовавших в эпоху Я.А. Коменского школ эта школа должна была сообщать учащимся широкий круг реальных знаний, достаточно систематизированных, по арифметике, географии, истории, экономической жизни и государственному устройству, знакомить с различными ремеслами и, конечно, осуществлять религиозное воспитание на основе чтения текстов Священного писания, переведенных на родной язык. Для каждого из шести лет обучения в школе родного языка Я.А. Коменский предполагал написать особый учебник. Часть их он написал, но все они погибли во время пожара в г. Лешно в 1656 г., да и сама идея создания школы родного языка лишь частично была реализована Я.А. Коменским при организации школ в г. Шарош-Патаке (Венгрия).
Третья ступень школьного образования, по Я.А. Коменскому, гимназия или латинская школа, должна была открываться в каждом городе, будучи предназначенной для юношей 12—18 лет, проявивших склонность к занятиям наукой уже в школе родного языка. На первый взгляд латинская школа Я.А. Коменского похожа на традиционную латинскую школу, существовавшую на протяжении нескольких веков: в ее учебном плане внешне по-прежнему сохранялось изучение традиционных «семи свободных искусств». Однако при внимательном рассмотрении в нем обнаруживается ряд принципиальных новшеств, которые сближают эту школу с общеобразовательной школой нового времени. Здесь наряду с латинским языком, языком науки, большое место отводилось изучению реальных предметов — математики, физики, естествознания; как самостоятельные отрасли знания фигурировали история, этика, предусматривалось изучение новых языков. Лишь потом, венчая весь курс общего образования, должны были изучаться риторика и диалектика. Именно для этого типа школы, Я.А. Коменский разработал целостную систему учебников — «Преддверие», «Открытая дверь языков», «Зал», «Школа-игра», которые принесли ему широкую известность еще при жизни.
Завершающую ступень школьного образования в системе Я.А. Коменского составляли академии — высшие учебные заведения для молодых людей 18-24 лет, проявивших особые умственные дарования. Внешне академии, которые, по замыслу Я.А. Коменского, должны были открываться в каждом государстве или крупной провинции, опять же напоминают существовавшие с XII столетия университеты с обычными факультетами. Однако и на этом этапе образования, не раскрывая в деталях его содержание, Я.А. Коменский имел в виду сообщение студентам пансофических знаний, т.е. всех обобщенных достижений наук.
Таким образом, Я.А. Коменский практически впервые в истории предложил стройную систему взаимосвязанных школ, позволяющую юношеству, начиная с раннего детства, достигать высот научного образования.
Вместе с этим он разработал оригинальную дидактическую систему, получившую позднее название классно-урочной и сохраняющуюся во многих своих чертах до настоящего времени. Он стремился к такой организации обучения, при которой было бы предусмотрено четкое распределение содержания всех видов школьной работы по годам, месяцам и даже дням обучения.
Основные установки
- Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.
- Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.
- Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.
- Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
- Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.
Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции»
Конвенция о правах ребенка.
Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована Ватиканом и всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.
Основные положения
Первая часть
§ Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.
§ Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на не разлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
§ Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.
§ Статьи 18-27 определяют перечень прав особых категорий детей-статья 23, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.
§ Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка, а также права на образование, отдых и досуг.
§ Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
§ Статьи 37-40 определяют права ребёнка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооружённых конфликтов и войн.
Вторая часть
· Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и их права на работу с 14 лет
А также рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях А так же нужно дать ребёнку спокой в жизни и вывести его в люди.
Третья часть
Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми государствами, поэтому её участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан.
Сущность социализации
Соотношение социализации и воспитания. Воспитание представляет собой часть процесса социализации и рассматривается как целенаправленная и сознательно контролируемая социализация (семейное, религиозное, школьное воспитание). Воспитание выступает своеобразным механизмом ускорения процесса социализации. С помощью воспитания преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия социализации, ей придается гуманистическая ориентация.
Воспитание как инструмент ускорения и корректировки социализации строится на основе общих принципов. К общим принципам воспитания относятся:
- принцип гуманизма, который предполагает признание самоценности личности, создание условий для ее гармоничного саморазвития, для реализации ее внутренней и внешней свободы;
- принцип культуросообразности, требующий создания такой социокультурной среды развития личности, в которой проявлялось бы органичное единство возможностей народной культуры (языка, искусства, религии, быта и т.д.) и достижений мировой цивилизации;
- принцип природосообразности означает отношение к человеку как части природы и создание для его развития соответствующей биологической, психологической и экологической среды;
- принцип целостности обусловливает единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности, ориентирует на творчество, самобытность, индивидуальность каждого человека и предполагает в этой связи интеграцию деятельности всех социальных институтов;
- принцип непрерывности обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности и предполагает вариативность, динамичность изменений в социально-педагогической системе в соответствии с требованиями настоящего и прогноза на будущее.
Принцип прочности
В данном принципе закреплены закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учеников – две взаимосвязанные стороны процесса обучения; прочность усвоения учениками учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но и от субъективного отношения учеников к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения; память учеников имеет избирательный характер: чем интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется.
Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет добавить к традиционным и некоторые новые правила обучения:
...
• в современном обучении мышление главенствует над памятью. Следует экономить силы учеников, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению;
• препятствуйте закреплению в памяти неправильно воспринятого или того, что ребенок не понял. Запоминать он должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное;
• чтобы освободить детей от заучивания материала вспомогательного характера, приучайте их пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями и т.п.;
• материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды: то, что мы должны носить в своей памяти, не должно иметь обширных размеров. Из подлежащих запоминанию рядов исключайте все, что сам ученик может легко прибавить;
• помните, что забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания;
• кривая частоты повторения должна соответствовать ходу кривой забывания. Наибольшее количество повторений требуется сразу же после ознакомления учеников с новым материалом, т.е. в момент максимальной потери информации, после чего оно должно постепенно снижаться, но не исчезать полностью;
• приучайте каждого ученика работать в соответствии с его возможностями, но в то же время – в полную силу. Боритесь с ленью, формируйте оптимальный темпоритм деятельности;
• не приступайте к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к нему;
• следите за логикой подачи учебного материала. Знания и убеждения, логически связанные между собой, усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения;
• если видно, что темпы обучения снизились, следует немедленно установить причину. Скорее всего это падение интереса к учебному процессу и усталость. Ищите пути их восстановления. Не интенсифицируйте обучение искусственно;
• не злоупотребляйте произвольным вниманием учеников, не перегружайте его, не увлекайтесь прямыми заданиями и указаниями. Приучайте их прислушиваться к вашим советам. О наиболее интересном для них говорите сдержанно. Практикуйте на уроках увлекательные «отклонения», «домашние заготовки», экспромты. Знайте меру. Вместо очередной нотации – притча, легенда, басня, шутка – дети вас поймут;
• шире используйте и направляйте процессы взаимообучения. Часто те качества, которые длительное время не может сформировать учитель, быстро формируются таким методом;
• развивайте память учеников: учите их пользоваться различными мнемотехническими приемами, облегчающими запоминание;
• заботьтесь о сознательном, глубоком и прочном усвоении каждым самого главного: прочно усвоенное, оно станет надежной основой дальнейшего обучения;
• не приступайте к изучению нового, предварительно не обеспечив наличия положительных мотивов. Помните: знание, насильственно внедренное в душу ребенка, непрочно;
• следите за логикой обучения, ибо прочность знаний, логически увязанных между собой, всегда превышает прочность усвоения разрозненных, малосвязанных между собой знаний;
• повторение и закрепление изученного проводите так, чтобы активизировать не только память, но и мышление, и чувства школьников. Работая над осознанием и закреплением знаний, расширяйте их объем, вводя новые примеры, уточняющие обобщения, яркие иллюстрации;
• не следует проводить повторение изученного по той же схеме, что и изучение: предоставьте возможность ученикам рассматривать материал с разных сторон, под разными углами зрения;
• для прочного усвоения применяйте яркое эмоциональное изложение, наглядные пособия, технические средства, дидактические игры;
• во время изучения нового увязывайте его с ранее пройденным, повторяйте старое в новом;
• не давайте легких и однообразных видов работы: они мало развивают и быстро утомляют. Упражнения подбирайте так, чтобы они имели смысл. Выполнение упражнений, решение задач дают эффект, если требуют активного размышления, поиска рационального решения, проверки результатов путем сопоставления с данными условия;
• перед упражнением четко укажите, что и как надо делать, какие требования предъявляются к результатам работы; проведите пробные упражнения;
• во время упражнений предупреждайте усталость учеников, не доводите их до переутомления;
• применяйте современные научно обоснованные виды, средства, методы контроля, пользуйтесь диагностическими способами выявления и измерения сдвигов в развитии учащихся, только так можно определить эффективность обучения, целенаправленно добиваться его результативности;
• контролируйте факторы, связанные с оценкой труда учеников: последовательно формируйте сознательное и ответственное отношение к любой деятельности, приучайте их контролировать процесс и результаты своего труда;
• важной формой упрочения знаний является самостоятельное повторение, организуйте его и поощряйте. Не разрешайте детям пропускать занятия, уклоняться от уроков или бездельничать на них – это приводит к снижению прочности знаний и умений.
Принцип доступности
Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, и закономерностей возрастного развития школьников, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся – с другой. Доступным для ребенка является лишь то, что соответствует его уровню мышления, объему накопленных знаний, умений, способов мышления.
Известны классические правила, практически реализующие принцип доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения:
...
• не забывайте наставления Я.А. Коменского: все подлежащее изучению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предполагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте;
• помните, что ум ученика должен быть подготовлен к изучению определенного предмета;
• обучая, исходите из уровня подготовленности и развития учеников, их возможностей, жизненного опыта, интересов;
• учитывайте возрастные особенности детей так, чтобы содержание и способы обучения несколько опережали их развитие;
• обязательно учитывайте особенности обучения разных групп школьников. Объединяйте их в дифференцированные подгруппы с одинаковыми возможностями;
• учебный процесс ведите в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных, развивать быстроту действия у средних и слабых;
• обучение требует известной напряженности. Когда она отсутствует, дети отвыкают работать в полную силу. Темпы обучения, установленные самими учениками, как правило, ниже возможных и посильных для них. В соответствии с конкретными условиями устанавливайте оптимум, при необходимости изменяйте его;
• используйте новейшие достижения педагогики и психологии: конкретные знания, умения формируйте с помощью маленьких шагов, обобщенные – с помощью увеличенных шагов, укрупненных единиц знаний;
• для доступности широко используйте аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление;
• при изучении сложного материала привлекайте сильных учеников, при закреплении – средних и слабых;
• введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения;
• торопитесь медленно! Не форсируйте без нужды процесс обучения, не стремитесь к быстрому успеху: педагогические возможности снижения барьера доступности не безграничны;
• не принимайте мимолетный проблеск мысли ученика за акт познания, используйте его как начало познания;
• доступность зависит от ясности изложения и речи учителя: четко и однозначно формулируйте понятия, избегайте монотонности, обучайте образно, используя яркие факты, примеры из жизни, литературы;
• не злоупотребляйте монологом: тонко чувствуйте, что необходимо объяснить, а что дети сообразят самостоятельно, не объясняйте того, что может быть легко усвоено ими самими;
• на первом этапе обучения изучайте не весь объем знаний, а лишь основное, чтобы ученики его хорошо усвоили, при закреплении вводите новые примеры, уточняющие изученное;
• реализуя принцип доступности, главное внимание уделяйте управлению познавательной деятельностью учеников: плохой учитель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хороший – учит ее находить, делая доступным процесс поиска;
• доступность не означает легкость обучения, и функция учителя вовсе не в том, чтобы бесконечно облегчать труд учеников: помочь, направить, непонятное раскрыть через понятное, дать кончик нити для самостоятельного анализа, ободрить – это и есть будни доступного обучения;
• доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя ее, приучайте школьников осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Повышая работоспособность – снижаем барьер доступности обучения.
Принцип научности
Этот принцип обучения требует, чтобы ученикам предлагались для усвоения установленные наукой знания, что обеспечивается прежде всего содержанием школьного образования и строгим соблюдением принципов его формирования, т.е. наличием учебных планов и программ, с учетом реализации межпредметных связей.
Практика прогрессивных дидактических систем рекомендует ряд правил осуществления данного принципа, а именно:
...
• реализуя принцип научности, обучайте на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики, передового педагогического опыта. Настойчиво внедряйте в практику рекомендации по научной организации педагогического труда;
• учитывая новейшие достижения дидактики и психологии начального обучения, используйте логику не только индуктивного, но и дедуктивного обучения, даже в начальной школе смелее вводите абстракции, позволяющие глубже понять конкретное. Однако избегайте абстракций, которые не получают полного определения в рамках школьного курса;
• каждое новое научное понятие повторяйте, применяйте и используйте на всем протяжении изучения предмета, ибо что не упражняется, то забывается;
• в методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление учеников, подводя их к поисковой, творческой работе;
• не сводите ознакомление с новыми идеями, восприятие нового к одному отдельному акту: рассматривайте каждое явление в новых связях и отношениях;
• не упускайте возможности ознакомить учащихся с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки;
• применяйте новейшую научную терминологию, не пользуйтесь устаревшими терминами, будьте в курсе последних достижений;
• в связи с все увеличивающимся потоком научной информации главное внимание уделяйте ключевым проблемам, раскрывайте перед учениками основные идеи научных достижений, приучайте их следить за новой информацией, устраивайте их коллективное обсуждение;
• поощряйте исследовательскую работу школьников. Найдите возможности ознакомить их с основами доступной им опытнической работы, алгоритмами решения творческих задач. Помните о сензитивном периоде решения проблем;
• дайте ученику возможность пережить радость открытия, чувство успеха, удовлетворенности от познавательного напряжения;
• остерегайтесь двусмысленных фраз, которые могут стать причиной нездоровых представлений. В школе, особенно первой и второй ступени, нельзя допускать произвольного, искаженного толкования учениками сказанного учителем. Это, конечно, не значит, что не следует развивать детскую фантазию, остроту мыслей. Но серьезные вещи должны восприниматься серьезно и однозначно.
Принцип эмоциональности
Принцип эмоциональности вытекает из природы развития и деятельности ребенка. Положительные эмоции рождают такое состояние его души, когда мысль становится особенно яркой, учение происходит легко, быстро и приятно. Если ученик берется за книгу без настроения, как за тяжкий, обременительный труд, ожидать от него высокой эффективности невозможно. Вот почему учению предшествует положительный настрой как ожидание приятного события. Без положительного отношения обучение теряет едва ли не половину своей силы. Учить того, кто к этому не расположен, – пустое занятие. Учить ребенка, в которого уже вселились страх, ненависть, отвращение, – значит пытаться насильственно внедрить в его душу высокие истины. Такое знание непрочно и большей частью не приносит никакой пользы. Поэтому следует заботиться о привлекательности школы, учебы, знаний. Это вселит уверенность в душу ребенка, поддержит его первые самостоятельные шаги, а школьную жизнь заполнит такой феерией захватывающих действий и ситуаций, что в его памяти она надолго сохранится как праздник. Следуя принципу эмоциональности обучения, учитель будет:
...
• при подготовке каждого урока продумывать способы вызова и поддержки положительных эмоций учеников. Чем скучнее и труднее предстоящая работа, чем суше и абстрактнее учебный материал, тем больше возможностей для положительных эмоций постарается придумать педагог;
• входить в класс с приветливой улыбкой, шутить, ободрять учеников, поддерживать здоровый юмор;
• придерживаться только демократического стиля общения;
• постоянно выказывать живой интерес к ученикам и их делам;
• спокойно, без окрика, грубых слов рассматривать любой конфликт;
• использовать юмор для выхода из безнадежных и трудных ситуаций;
• учить ярко, образно, весело, наполняя обучение игрой, состязаниями, конкурсами, соревнованиями;
• постоянно помнить, что мышление младшего школьника неотделимо от его чувств и переживаний: эмоциональная насыщенность учебно-воспитательного процесса – требование, выдвинутое законами развития детского мышления;
• от эпизодических эмоциональных ситуаций переходить к постоянно текущим на положительном эмоциональном фоне делам;
• использовать эмоциональную насыщенность учебного материала, методов обучения, форм организации познавательного труда;
• эмоционально готовить учеников к усвоению нового материала;
• проводить уроки в оптимальном темпе, исключить плохую организацию работы, однообразные методы и приемы обучения;
• уделять внимание настроениям и переживаниям детей;
• заботиться о том, чтобы дети пережили чувство успеха, порадовались достигнутым результатам;
• закреплять чувство удовлетворения, пережитое от хорошо выполненной работы;
• следить за эмоциональностью, образностью, выразительностью, красотой и чистотой своей речи;
• вызывать всплеск положительных эмоций учеников необычными способами оформления учебных заданий;
• использовать приемы, повышающие эмоциональность