Упрочение связи звука и буквы

Письмо представляет собой звукобуквенную систему. В буквенной сис­теме письма принято обозначение основных, далее неразложимых звуковых элементов языка особыми знаками - буквами. Буквы имеют свои названия. При этом названия гласных букв прямо совпадают с обозначаемыми ими звуками, а названия согласных букв не содержат точного обозначения зву­ков. Своеобразные отношения между названиями звуков и букв и обозначае­мой ими звуковой действительности может приводить к смешению и ото­ждествлению звуков и букв. Неразличение звуковой системы языка и бук­венной системы письма, звуков и букв отрицательно сказывается на всем дальнейшем изучении языка - его грамматики, стилистики (Д.Н.Эльконин, 1991).

с познания звуковой стороны речи, с различения и выделения звуков. Но мнению Р.И.Лалаевой (1983), буква будет правильно понята и усвоена, когда у учащихся имеется четкий образ звука, не смешиваемый ни по слуху, ни ар-тикуляционно; у учащихся имеются обобщенные представления о фонеме.

Например, в потоке речи звук [с] может звучать по-разному: «сад», «усы», «косынка», но он остается согласным, глухим, ротовым, твердым, фрикативным, переднеязычным. Собственно, работа по развитию фонемати­ческого слуха, по уточнению акустико-артикуляционных характеристик зву­ков, по развитию фонематического восприятия направлена на создание этих представлений.

При дифференциации фонем необходимо как можно чаще связывать их с соответствующими буквами, обращая внимание учеников на разницу не только акустических и артикуляторных характеристик этих фонем, но и на разницу букв, их обозначающих. Здесь используются следующие приемы ра­боты:

1. Ученик вынимает букву из «Чудесного мешочка» и называет звук.

2. Логопед называет звук либо включает запись голосов животных,
птиц, либо показывает картинку-символ, а ученик указывает на соответствующую букву.

3. По артикуляторным схемам ученик находит буквы, по буквам - схемы. Здесь целесообразно использовать киношрифт - лицевую азбуку. Кино­шрифт создан по принципу применяемой в школах разрезной азбуки, но вме­сто букв используются заснятые с помощью киноаппарата кадры с изобра­жением нижней части лица в момент произнесения различных звуков речи.

4. Логопед показывает букву, ученик артикулирует звук, соответствующий букве.

5. Ученик обводит букву (из наждачной бумаги, по трафарету, по контуру и т.д.) и называет звук.

6. Использование кодирования для записи и чтения букв, слогов, слов,
предложений.

В настоящей методике для создания четкого представления о звуковом составе языка и буквенной системе письма автором разработаны специаль­ный алфавит и таблицы букв русского языка (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Новым в предлагаемом алфавите является совмещение звуковой систе­мы языка и буквенной системы письма. Буквы написаны на кругах, квадратах или на совмещенных кругах и квадратах. Круги используются для обозначе­ния гласных звуков; квадраты - для обозначения согласных звуков. Совме­щенные круги и квадраты используются для обозначения двойной роли глас­ных букв. Рядом с буквой изображен предмет, в названии которого есть звук, соответствующий этой букве.

Настоящий алфавит позволяет установить, сколько в русском языке звуков и букв:

1. Гласных звуков 6: [а], [о], [и], [у], [ы], [э].

2. Согласных звуков 36: [б], [б'], [в], [в], [г], [г], [д], [д], [ж], [з], [з'], [й],
М, М, [л], [л'], [м], [м-], [н], И, [п], [п'], [р], [р'], [с], [с], [т], [г], [ф], [ф'], [х'], [х'], [ц], [ч'], [ш], [щ'].

3. Звуков 42 (См. выше).

4. Гласных букв 10: «а», «е», «ё», «и», «о», «у», «ы», «э», «ю», «я».

5. Согласных букв 21: «б», «в», «г», «д», «ж», «з», «к», «л», «м», «н»,
«п», «р», «с», «т», «ф», «ц», «ч», «ш», «щ», «х», «й».

6. Букв, которые обозначают один звук, 12: «а» - [а], «и» - [и], «у» -[у], «ы» - [ы], «э» - [э] (гласные), «ж» - [ж], «ш» - [ш], «ц» - [ц], «й» - [й], «ч» - [ч'], «щ» - [щ'] (согласные).

7. Согласных букв, обозначающих два звука, 15: «б» - [б], [б], «в» - [в],
[в'], «г» - [г], [г], «д» - [д], [д'], «з» - [з], [з'], «к» - [к], [к'], «л» - [л], [л'], «м» - [м], [м'], «н» - [н], [н'], «п» - [п], [п'], «р» - [р], [р'], «с» - [с], [с], «т» - [т], [т'], «ф» - [ф], [ф'], «х» - [х], [х']).

8. Буквы, обозначающие один или два звука (в зависимости от положе­ния в слове):

- «е, ё, ю, я» обозначают один звук после согласных: «е» - [э], «ё» - [о],
«ю» - [у], «я» - [а] (например: «мяч», «лес»);

- «е, ё, ю, я» обозначают два звука после гласных, после Ь и Ъ, в начале
слова: «Е» - [й][э], «ё» - [и][о], «ю» - [й][у], «я» - [и][а] (например,
июнь, Лия, вьюнок, ёжик).

9. Букв, обозначающих только твердый звук, 3: «ж», «ш», «ц». Напри­мер, жираф, конец, мешок.

10.Букв, обозначающих только мягкий звук, 3: «ч», «щ», «й». Например, сучок, щель, зоркий.

11.Букв 33 (См. выше).

12.Букв, не обозначающих звуки, 2: «ь» и «ъ».

Для более сознательного усвоения буквенной системы письма алфавит был разделен на четыре таблицы. Каждая таблица объединяет буквы, имеющие схожее фонемное значение.

Первая таблица объединяет буквы, обозначающие один звук: гласные «а», «о», «у», «э», «и», «ы»; согласные «ш», «ж», «ц», «й», «щ», «ч». Гласные буквы расположены в кругах красного цвета. Твердые согласные расположе­ны в квадратах синего цвета, мягкие согласные - в квадратах зеленого цвета.

Вторая таблица включает согласные буквы, обозначающие два звука (согласные буквы). Твердые и мягкие согласные фонемы обозначаются од­ной и той же буквой. Для дифференциации твердых, мягких согласных фо­нем используют пары гласных букв: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е. Твердость звука обозначена синим цветом, мягкость - зеленым.

Созданию четких представлений о роли гласных букв способствуют таблицы 1 и 3. В первой таблице представлены гласные первого ряда, обо­значающие твердость согласных звуков на письме, и одна гласная буква 2-го ряда («И»), обозначающая мягкость согласных звуков на письме (См. табл. 3). Гласные буквы расположены в кругах красного цвета. Буква й располо­жена в квадрате зеленого цвета, т.к. обозначает мягкий звук.

Таблица 3 включает гласные буквы 2 ряда - «е», «ё», «ю», «я». Пони­мание функции этих букв для учащихся с ЗПР значительно затруднено. Уча­щиеся называют эти буквы звуками, не выделяя в их составе гласные. Фонемное значение букв «е», «ё», «ю», «я» зависит от их положения (места) в слове. При этом нужно отметить, что гласные «е», «ё», «ю», «я» после со­гласных выполняют двойную функцию: обозначают один звук - фонемы [э], [о], [у], [а] - и указывают на мягкость предшествующей согласной фонемы. Например, в слове лёд гласная «ё» обозначает фонему [о] и указывает на мяг­кость согласного звука [л'].

Если гласные «е», «ё», «ю», «я» стоят в начале слова, после гласных, после букв «ь», «ъ», то они выполняют одну функцию - обозначают два зву­ка: «е» - [й][э], «ё» - [й][о], «ю» - [й][у], «я» - [й][а].

Таблица 4 включает буквы, которые не обозначают звуков. В русском алфавите это буква «ь» (мягкий знак) и буква «ъ» (твердый знак). В таблице показана роль букв: мягкий знак служит для обозначения мягкости соглас­ных звуков на письме, твердый знак разделяет приставки, оканчивающиеся на согласную, и корни (начинающиеся на буквы «е», «ё», «ю», «я»). Оба они служат для предупреждения: после мягкого или твердого знака буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают два звука (См. выше).

Таблица также включает слова на соответствующие правила с акцентом на смыслоразличительную функцию фонем. Например, в слове «мел» по­следний звук - согласный твердый, в слове «мель» последний звук - соглас­ный мягкий. Замена твердого согласного звука на мягкий звук меняет значе­ние слова. При этом на мягкость согласного звука на письме указывает мяг­кий знак.

В целом предлагаемый алфавит и таблицы букв способствуют:

1. Формированию (уточнению) представлений о фонемной системе языка.

2. Формированию (уточнению) представлений о буквенной системе письма.

3. Формированию (упрочению) связи звука и буквы. Покажем это на примере изучения звука [с]:

Логопед: «Найдите в алфавите предмет, название которого начинается со звука [с]».

Ученики: «Это сом».

Логопед: «Почему сом нарисован на синем фоне?»

Ученики: «Потому что звук [с] - твердый».

Логопед: «Какой буквой обозначается звук [с] на письме?»

Ученики: «Звук [с] на письме обозначается буквой "с"».

4. Созданию (упрочению) связи буква - звук. Покажем это на примере изучения гласных букв «е», «ё», «ю», «я»:

Логопед: «Сколько звуков обозначает буква «ё» в слове «лёд»?

Ученики: «Один звук [о], потому что находится после согласной бук­вы».

Логопед: «Сколько звуков обозначает буква «ё» в слове льёт?»

Ученики: «Буква «ё» обозначает два звука [й] и [о], потому что нахо­дится в слове после буквы "ь"».

5. Формированию (уточнению) представлений о роли букв.

Предложенные приемы работы можно использовать при изучении следующих тем: «Звуки и буквы», «Гласные и согласные», «Гласные 1-го ряда», «Гласные 2-го ряда», «Обозначение мягкости согласных на письме гласными "е","ё", "ю ","я"» и т.д.

Таким образом, планомерная систематическая работа по развитию фо­нематического слуха, по созданию представлений о фонематической системе языка, о буквенной системе письма, по развитию фонематического воспри­ятия, представлений, по упрочению связи звука и буквы создаст необходи­мую базу для формирования (развития) операций фонематического анализа и синтеза у учащихся с ЗПР.

Рекомендации родителям

Наши рекомендации