Развитие операций фонематического слуха
У учащихся с ЗПР
Согласно методике коррекционно-логопедической работы, предложенной н. И. Буковцовой и И. Н. Шапкиной [20], развитие фонематического слуха у учащихся с ЗПР осуществляется в следующей последовательности:
- узнавание неречевых звуков;
- различение высоты, силы, тембра голоса (на материале одинаковых
слогов, слов, звукосочетаний);
- различение слов, близких по звуковому составу.
Работа по развитию фонематического слуха начинается с выработки у учащихся умения слушать и слышать звуки. Сначала внимание учащихся обращают на окружающие их звуки - звуки в классе (ход часов, шуршание бумаги и т.д.), звуки в соседнем кабинете (разговор, шаги, игра на музыкальных инструментах), звуки на улице (шум машин, завывание ветра, гудок тепловоза). Логопед объясняет учащимся, что живые и неживые предметы издают звуки. Развитию фонематического слуха, а именно узнаванию неречевых звуков, способствует работа, например, с музыкальными инструментами. Используются такие приемы:
1. Логопед нажимает на одну, две, три клавиши и спрашивает учащихся, сколько звуков они услышали.
2. Логопед последовательно нажимает на клавиши (первую, вторую или
третью), просит запомнить звучание. Затем снова нажимает на эти клавиши
и, одновременно, на правую педаль инструмента, которая увеличивает время
звучания звуков, просит объяснить разницу в звучании. Также отрабатывается упражнение с левой педалью, которая уменьшает время звучания звуков.
3. Игра «Отгадай, кто идет?». Логопед нажимает на клавиши, например,
«соль», «ля» субконтроктавы и спрашивает: «Как Вы думаете, кто так ходит,
какой зверь?» Учащиеся отвечают: «Медведь» и т.п.
4. Логопед нажимает на клавиши в определенной последовательности,
просит учащихся пропеть прослушанные звуки.
Развитие фонематического слуха происходит во всех видах деятельности. Например, на уроках труда обращается внимание учащихся с ЗПР на их деятельность: «Когда звуки от резания ножницами тише: когда ими режут картон или когда - бумагу?» Ученикам необходимо объяснять такие понятия, как «громче - тише», «дальше - ближе», «выше - ниже». С этой целью используются такие задания:
1. «Кто громче поет?» (прослушивание записи кваканья лягушек, жужжания пчел и т.д.).
2. «Кто прошел по коридору: взрослый или ребенок?» (ученики слушают шаги и определяют).
3. «Что рассыпалось?» (рассыпают всевозможные мелкие предметы:
пуговицы, кнопки, кубики и т.д., а учащиеся определяют).
Далее переходят к различению тембра голоса. Для этого используются следующие упражнения:
1. Ученик выходит к доске, поворачивается спиной к ребятам. Учащиеся называют по очереди одинаковые слоги, слова, звукосочетания или предложения. Ведущий должен определить, кто говорил.
2. Учащиеся по очереди называют одинаковые звуки, звукосочетания,
слова, которые логопед записывает на магнитофон. На следующем занятии
совместно разбирают, кто что произносил и т.д.
Важно упражнять учащихся в различении слов, близких по звуковому составу. Для этого используются частичные омонимы (О.С.Ахманова, 1966). Ученикам предлагается объяснить, чем отличаются слова: засолить (огурцы) - засалить (рукав), отварить (картофель) - отворить (дверь), запивать (молоком) - запевать (в хоре) и т.п. Данное задание выполняется с опорой на запись. Также целесообразно использовать слова, частично совпадающие по звучанию, типа: Австрия - Австралия.
Необходимо привлекать внимание учащихся к словам, отличающимся одной или двумя фонемами. Как правило, такие задания вызывают у учащихся большой интерес, например: «Измени в слове чайка первый звук так, чтобы у тебя получилось еще 8 новых слов (байка, зайка, лайка, майка, гайка, сайка, райка, шайка); или - измени в слове мал второй звук так, чтобы у тебя получилось еще 2 новых слова (мул, мыл)». При этом устанавливается разница в звучании и значении слов. Дети приходят к выводу, что при изменении одного звука в слове меняется его значение. Работа по изменению звуков в словах проводится сначала с опорой на порядок следования букв в алфавите, затем - по представлению.
На данном этапе также уместно использовать слова-омографы (совпадающие по написанию). Например, замок - замок. В данном случае внимание будет обращено на ударность слога.
Работа по развитию фонематического восприятия (дифференциации фонем) включает два раздела: предварительный (работа над каждым из смешиваемых звуков); и раздел слуховой и произносительной дифференциации.
Первый раздел включает работу по уточнению слухового и произносительного образа каждого из смешиваемых звуков. Уточнение артикуляции звуков проводится с опорой на зрительное, слуховое восприятие, кинестетические, тактильные ощущения. Данный вид работы проводится на этапе уточнения акустико-артикуляционных характеристик звуков с использованием пособий «Профиль артикуляции звука», «Схема определения характеристик звуков».