Формирование фонематического слуха на протяжении всех этапов коррекционной работы.
Существует два подхода к последовательности работы по формированию фонематического слуха у детей.
Первый подход, опираясь на онтогенетический принцип коррекционной работы, предполагает обучение ребенка различению языковых единиц от более крупных (слов) к изолированным звукам. Особенностью этой методики является первичная опора на лексическое значение слова.
I этап: Различение слов сходных по звучанию:
- игра «Слушай и выбирай»: перед ребёнком разложены картинки, среди которых есть парные по звучанию, надо найти и выбрать (миска – маска, ком – дом, колено – полено); - работа с рифмовками, взрослый предлагает послушать и найти неправильное слово: Отругала мама зайку – не надел под свитер ГАЙКУ.
-игра «Подскажи словечко»: ребенку читают хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок…», «Уронили мишку на пол…», «Наша Таня громко плачет...»). При этом последние слова в строчках не произносятся, и ребенку самому предлагается доказать недостающие слова.
II этап: Дифференциация слогов:
- игра «Похлопаем», прохлопывание слогов путём деления слова: со – ба – ка;
- «Что лишнее?», взрослый произносит на –на – па –на, ребёнок убирает лишний слог;
- повторение за взрослым слоговых сочетаний с общим гласным или разными согласными ( та- ка – па, фа – ха – ка)
III этап: Различение фонем:
- игра «Кто что произносит?» жук – жжжжжжж, тигр – рррр и т.д.
- игра «Похлопаем», взрослый договаривается с ребёнком чтобы тот когда услышал например звук И, хлопнул в ладоши и начинает произносить ряд звуков: а – о – и и т.д.
Второй подход к методике формирования фонематического слуха чаще используется при работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения. Основные образовательные задачи по данному направлению коррекционной работы следующие:
· сформировать у детей системы чётко различаемых, противопоставляемых друг другу фонем;
· научить произносить слова различной слоговой сложности;
· научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.
Работа по развитию фонематического восприятия у детей с нарушениями звукопроизношения проводится в следующей последовательности:
1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).
2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.
3. Различение звуков в словах.
4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.).
6. Придумывание слов на определённый звук.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка – это игра. Занимательная игровая ситуация помогает ребёнку комфортно и эффективно развивать фонематический слух и преодолевать дефектное произношение на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.
Предлагаемые игры и игровые упражнения на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учат слышать, различать и определять первый звук в одном слове (дидактическая игра “Определи первый звук”), затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра “Цепочка слов”).
Далее они определяют любую позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце (игровое упражнение “Найди место звука в слове”). Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры “Кто в домике живет?”, “Собери букет”), в дифференциации наиболее сложных звуков: С–Ш, Р–Л (игры “Кто быстрее соберёт вещи?”, “Магазин”).
В игровом упражнении “Найди пару” ребёнок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова по звучанию: миска – мишка, усы – осы, ком – сом и т.п.
С помощью занимательных игр-головоломок типа “Построй пирамиду” дошкольников упражняют в определении количества звуков и слогов в словах. Так, в “цветочном магазине” можно купить цветок, если сумеешь определить количество слогов в его названии.
Оригинальна игра “Как их зовут?”, по условиям которой ребенок составляет имя девочки или мальчика, ориентируясь на первые звуки в названиях предметов: мак–аист–шапка–арбуз = М-а-ш-а.
Определение твердости или мягкости первого согласного звука можно закрепить в дидактической игре “Два домика”.
По серии картинок дети определяют “третий лишний” звук, ориентируясь на начало слова. Различение смешиваемых звуков подтверждается в игре “Четвертый лишний”.
Деление слов на слоги закрепляется в игре “Украсим елку” (двух- и трехсложные слова: звез-да, хло-пуш-ка и т.д.).
Картонные куклы-девочки (гласные звуки) и куклы-мальчики (согласные) тренируют дошкольников с четырех лет определять по артикуляции нужный звук. Малыши раскладывают картинки по звукам-человечкам (Ане – арбуз, альбом, автобус и т.д.) Узнавание и различение речевых звуков, слоговое деление слов формируется в словесных играх: “Эхо”, “Поле чудес”, “Живые звуки”, “За грибами”, “Отбей мячом слово по слогам”. Развивают фонематический интерес игры: “Подбери рифму”, “Доскажи словечко”, “Слова-перевёртыши”, “Добавлялки”.
Особенно нравятся дошкольникам игры с различными манипуляциями: “Поймай рыбку”, “Звенит-жужжит”, “Телеграф”.
“Покорми горохового человечка” – так называется дидактическая игра, способствующая одновременно и становлению фонематического слуха, и развитию мелкой моторики рук. Дети дают “гороховому человечку” разные имена – в зависимости от контрольного звука (Семён, Захар, Миша, Женя, Володя, Рома, Игорь, Костя, Гена и др.). Сначала ребёнок должен вычленить из звукового ряда контрольный звук. Например, педагог называет “А” – ребёнок отвечает “нет”, “Ф” – “нет”, “М” – “нет”, “Р” – “Да. Кушай, Рома, пожалуйста!” и с этими словами отправляет в рот “человечку” одну горошину. Затем аналогичное задание ребёнок выполняет со слоговым рядом и только потом – со словесным. При обнаружении двух контрольных звуков в одном слове необходимо дать “человечку” две горошины.
На всех этапах коррекционной работы (от постановки изолированного звука – до дифференциации смешиваемых звуков в слове) незаменимым пособием логопеда является подборка картинок-символов на трудные звуки речи, используемая на занятиях в различных вариациях:
насос – [с]
комар – [ з ]
синица – [ц]
гусь – [ ш ]
жук – [ж]
кузнечик – [ч]
змея – [щ]
самолет – [л]
катерок – [р]
Логопедическое лото “Подбери и назови” способствует автоматизации дежурного звука во всех позициях в слове. Картинный материал для исправления дефектов произношения “Дифференциация” помогает детям различать смешиваемые звуки: С–Ш, З–Ж, Л–Р и т.д.
Применение при звуковом анализе специальных пеналов (как эффективного метода развития ФС) имеет место на занятиях по подготовке к освоению грамоты. Шестилетки составляют предложение, например: “Мой друг Петя поймал на озере большого карася.” Дети кладут на стол длинную полоску и говорят: “Это предложение. Оно начинается с большой буквы. В конце предложения ставится точка”. Затем вычленяют в предложении по очереди слова, указывая на каждую короткую полоску:
Мой друг Петя поймал на озере большого карася.В этом предложении восемь слов.
Следующая операция: деление слов на слоги (различными кинестетическими способами):
· отхлопывание ладошками,
· контроль правой рукой за опускаемым подбородком,
· шагослогометрия.
Выберем одно слово, например “озеро” и произведем его звуковой анализ, используя алгоритм “Характеристика звука”:
[о] – гласный звук,
[з'] – согласный звук, мягкий, звонкий,
[э] – гласный звук,
[р] – согласный звук, твёрдый, звонкий,
[о] – гласный звук.
В слове “о-зе-ро” три слога, пять звуков.
Автоматизация и дифференциация звуков на различных уровнях (от прямого слога – до самостоятельной речи) сопровождается речевыми упражнениями с игрушечным телефоном и игрушкой-диктофоном (один из самых оптимальных способов контроля ребенка за собственной речью).
Как показала практика, оправдывает себя интересный способ развития фонематического слуха: коррекционная речевая работа по действующей телефонной связи (после очного подготовительного периода), когда обучение осуществляется посредством единственного анализатора – слухового.
На таком разнообразии игровых дидактических приемов постоянно поддерживается интерес детей в процессе формирования фонематического слуха.