Соч.: эмиль, или о воспитании (1762); юлия или новая элоиза (1761).
Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) психолог и философ. Сформулировал принцип единства сознания и деятельности, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма («внешние причины действуют через внутренние условия»), создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками (А.В.Брушлинским, К.А.Абульхановой-Славской и др.).
Соч.: Принцип творческой самодеятельности (1922), Основы общей психологии (1940; 1946; 1989), Бытие и сознание (1957), О мышлении и путях его развития (1958), Принципы и пути развития психологии (1959).
Скаткин Михаил Николаевич (1900 – 1993) советский педагог. Основные труды в области методологических проблем педагогики, дидактики, содержания и методов политехнического образования. Автор учебников естествознания (природоведения) для начальных классов средней школы.
Соч.: Методика преподавания естествознания в начальной школе, 3 изд., М., 1952; Некоторые вопросы дидактики в свете учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, М., 1952; Политехническое обучение на современном этапе развития школы, М., 1956; Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении, М., 1965; Совершенствование процесса обучения, М., 1971; О школе будущего, М., 1974.
Соловейчик Симон Львович (1930 - 1996), писатель, журналист, педагог, один из инициаторов общественно-педагогического движения 80-х-90-х годов за демократизацию школы и педагогики сотрудничества. Пропагандист идей гуманистической педагогики, «открывший» широкой педагогической общественности плеяду «педагогов-новаторов», считавший педагогику «наукой об искусстве воспитания», отстаивавший права каждого ребенка на свободу и человеческое достоинство.
Соч.: Час ученичества. М., 1986; Вечная радость: очерки жизни школы. М., 1986; Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. М., 1987; Воспитание по Иванову. М., 1989; Пушкинские проповеди. М., 1999; Последняя книга. М., 1999.
Сухомлинский Василий Александрович(1918 - 1970) русский педагог, заслуженный учитель школы УССР Создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования, творческой деятельности сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Разработал комплексную эстетическую программу "воспитания красотой".
Соч.: Сердце отдаю детям (1969); Рождение гражданина (1970); О воспитании (1973).
Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886 — 1950) грузинский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки. Дал собственную методологическую трактовку понятию установки как границы между субъективным и объективным, которая связывает психическое не только с психическим же, но и с физическим. Установка описывается как целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее деятельности, и выступает опосредствующим звеном между психическим и физическим, позволяющим снять постулат непосредственности. Возникает при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации ее удовлетворения.
Соч.: Основные положения теории установки (1961); Экспериментальные основы психологии установки (1966).
Ухтомский Алексей Алексеевич (1875-1949) — выдающийся отечественный физиолог. Создатель учения о доминанте, как основном принципе нервной деятельности.
Соч.: Избр. труды, Л., 1978; Интуиция совести.
Ушинский Константин Дмитриевич (1824—1870/71)русский педагог, основоположник научной педагогики в России. В педагогической теории основополагающей стала идея народности воспитания — признание творческой силы народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Педагогика, организуя процесс целенаправленного ("преднамеренного") воспитания, использует достижения наук о человеке, которые называл "антропологическими", - философии, политэкономии, истории, литературы, психологии, анатомии, физиологии и др..
Разработал цельную дидактическую систему. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста. У. дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, путей их учёта и развития в процессе обучения. Дидактика У. является теорией организации учителем познавательной деятельности детей, в которой первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждению активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения. У. ставил перед педагогом задачу "учить учиться" и помочь воспитаннику найти своё место в жизни.
Соч.: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. (1868-1869); Детский мир (1861), Родное слово (1864) Собр. соч., т. 1–11, М. – Л., 1948–52; Избр. педагогические соч., т. 1–2, М., 1974.
Френе(Freinet) Селестен (1896 – 1966) – французский педагог. Френе разделял идеи “нового воспитания”, придавая в учебном процессе большое значение самостоятельности учащихся. Много внимания уделял экспериментам в области программированного обучения, предложил оригинальную конструкцию простейшей обучающей машины. Решающее значение придавал личному опыту ребенка, приобретаемому в результате соответствующей организации школьной жизни. Этой цели в школе Френе служило самоуправление учащихся – “школьный кооператив”.
Соч.:
Шаталов Виктор Федорович(р. 1927), педагог-новатор. Разработал методическую систему интенсивного обучения с использованием авторских учебных пособий, представляющих программный материал в вербально-графических формах (опорные сигналы). Широко используются игровые формы учебных занятий.
Соч.: Куда и как исчезли тройки (1979); Точка опоры (1978); Эксперимент продолжается (1989)
ШацкийСтанислав Теофилович (1878 – 1934), педагог. Организатор и руководитель ряда детских опытных учреждений: первых клубов для детей рабочих, детской труд. колонии “Бодрая жизнь”, первой опытной станции по нар. образованию. В основу концепции Ш. легла идея организации "открытой" школы, центра воспитания детей в социальной среде. Пед. процесс Ш. строил как взаимодействие педагога и воспитанника, охватывающее духовный мир ребёнка и сферу его практич. реализации. Эффективным средством организации свободного творческого взаимодействия ученика с учителем, коллективом и обществом он считал самоуправление, способствующее развитию личности, усвоению общечеловеческих ценностей
Соч.: Бодрая жизнь (1915), Годы исканий (1924) и др.
Эльконин Даниил Борисович(1904 – 1984)психолог. Последователь Л. С. Выготского. Создал собственное научное направление в детской и педагогической психологии, посвященное проблемам теории и истории детства, его периодизации, психического развития детей разных возрастов, психологии игровой и учебной деятельности, психодиагностики, а также вопросам развития речи ребенка и обучения детей чтению.
Соч.: Избр. психол. труды. М., 1989.
.