Воспитательные системы: теоретические концепции и их реализация на практике

20.1Участники «Круглого стола», обсуждавшие проблемы воспитательной системы школы, так определили ее сущность.

«Воспитательная система включает: комплекс воспитательных целей; общность людей, их реализующих; их деятельность, направленную на реализацию целей; сеть отношений, складывающуюся между участниками этой деятельности, а также ту часть окружающей Среды, которая освоена школой для реализации принятых целей.

Цели задают систему, определяют ее характер. Но цели и задаются и реализуются людьми. Вместе с ее авторами «творят» систему педагоги, сами дети, те взрослые, которые включены в жизнь школы. Но только тогда все эти люди становятся истинными творцами системы, когда они спаяны в единый коллектив школы. Он — ядро ее воспитательной системы... Воспитательная система — система открытая, так как школа находится в среде, и последняя во многом определяет характер всех остальных компонентов системы. Стремясь к целостности, к гармонии, воспитательная система школы по-разному реагирует на внешние раздражители, на вторжение извне. Одни — те, что не соответствуют ее природе, она игнорирует или отчуждает, другие — преобразует согласно своей сути и включает их в себя...

Воспитательная система школы — явление динамичное: она рождается, совершенствуется, обновляется, стареет, умирает. Процесс ее развития — управляемый процесс. Управление воспитательной системой осуществляется через конкретизацию целей воспитания, расширение ведущих видов деятельности, введение новаций в воспитательный процесс, деятельность социолого-психологической службы, обеспечивающей корректировку и совершенствование отношений, расширение взаимодействия со средой...»

[Воспитательная система школы: проблемы и поиски. М.: Знание, 1989., с. 62-64]

1. Всякая ли школа может рассматриваться как воспитательная система? На каком основании можно утверждать, что данная школа — воспитательная система?

2. Как, по-вашему, меняется характер связей между основными элементами воспитательной системы от момента ее рождения до смерти. Почему всякая воспитательная система непременно умирает? Что могло бы продлить ее существование?

20.2 Школа самоопределения — комплексное образовательное учреждение, в котором обучение и воспитание детей с 3 до 17 лет сочетается с научно-исследовательской работой по созданию и апробации личностно-ориентированного содержания образования, подготовкой и переподготовкой учителей российских школ к работе в инновационных учреждениях... Концепция школы основывается на антропологическом предположении о том, что, появившись на свет, индивид начинает осуществлять свою предзаданность, которая реализуется в онтогенезе в определенных культуросообразных формах мышления и деятельности (философии, религии, науке, искусстве, экономике, производстве и т. п.). В таком случае процесс становления личности можно представить как развертывание этой предзаданности, а процесс образования — как процесс поиска, узнавания, формирования образа «Я». Роль школы при этом состоит в создании системы благоприятных условий для осуществления такого процесса.

Каждому ребенку предоставляется возможность в любое время заняться любым делом; столько, сколько ему необходимо, «искать себя», пробовать в любом виде деятельности. Школа разворачивает перед ним сферу возможностей в виде создания содержательных пространств, отвечающих детским запросам и заказам: самообразовательного, учебного, творческого, социально-правого, трудового, досугового, игрового и т. п...

Большое внимание в школе самоопределения уделяется организации уклада школьной жизни, понимаемого как действующая модель демократического общества. Учителями, учениками и родителями разработаны, приняты и постоянно изменяются и дополняются Конституция школы и школьные законы, действуют избираемые демократическим путем Совет школы и Суд чести...

Педагогика самоопределения включает несколько основных принципов.

1. Личностный смысл учебы. ...Овладевая материалом учебного предмета, каждый ученик учится находить в нем свой личностный смысл, и в этом состоит его деятельность и ее осмысление... Учителя целенаправленно формируют на уроках ... некоторые универсальные способы мыследеятельности (понимания, рефлексии и т. д.), уделяют особое внимание нахождению детьми личностных смыслов.

2. Межпредметные погружения. Учителя, работающие в одном классе, проводят так называемые межпредметные погружения, когда в течение нескольких дней вместе работают над одними понятиями или универсальными умениями. Учителя работают одной командой, организуя дискуссии, стремясь, чтобы у каждого ребенка понятие стало «своим», даже если оно оказывается далеким от строгих научных определений. «...мы не спешим сделать «правильный» вывод в конце погружения, а вместо этого организуем рефлексию (ЧТО понял ученик про себя и про то, что обсуждали на уроке, т. е. о личностном смысле)».

3. Рефлексия. ...В школе должна создаваться такая образовательная ситуация, расширяющая и углубляющая опыт подростка — опыт сопоставления, опыт сравнения, опыт ассоциаций, все то, что так хочется делать в этом возрасте, все то, что позволяет узнавать самого себя. Знать мнение великих не для того, чтобы знать КАК правильно, а для того, чтобы знать СВОЕ. (Согласитесь, это совсем другое представление о содержании образования. Это мы имеем ввиду, когда говорим о личностно-ориентированном образовании). Например, процесс освоения истории в школе представляется как последовательное овладение учеником сначала способностью поставить себя на место человека конкретной исторической эпохи, потом — средствами анализа причин, по которым возможно особое мироощущение — умение строить предположение о том, как могут сказаться те или иные действия людей на их судьбах, возможность проектировать действия людей и предполагаемые собственные действия в конкретной исторической среде и ситуации, и, наконец, умение применить все вышеназванное к своему времени, к самому себе в этом мире и к тому обществу, где живет человек, т. е. умение самоопределиться в конкретной точке исторического процесса. Такое историческое знание пр определенных условиях превращается в историческое сознание, и наличие такого сознания, возможно, важнейшая черта личности, способной к самосознанию и самоопределению.

4. Творческий экзамен как открытое соревнование. Творческие экзамены — это не только важная и интересная форма подведения общих и индивидуальных итогов работы за год. ...они являются той образовательной ситуацией, где возможно накопление опыта самоопределения, где создается своеобразное поле для сопоставления своих представлений с представлениями других людей. ...Сам ход экзамена, вопросы, которые задаются ученику, не проверяют его знания, а побуждают к осознанию собственных взглядов, рефлексии проделанной работы.

5. Культурное взаимодействие ребят разных возрастов и самоуправление. Автор показывает разные формы реализации своих возможностей старшеклассниками, расширяющими опыт самостоятельного действия и рефлексии: проведение уроков в младших классах, стажировка в других школах, по месту предлагаемой работы или продолжения учебы. «В школе самими ребятами создана система отчетности старшеклассников, порядок сдачи экзаменов и зачетов.»

6. Особое образовательное пространство. Автор исходит из перспективы коренных изменений классно-урочной системы школы и создания постоянно трансформирующегося пространства, включая интерьер школы, чтобы «создать определенным образом насыщенную среду — пространство, наполненное людьми, различными материальными объектами для пробы сил, вещами и символами, имеющими культурный смысл. В свободном взаимодействии со всем этим ребенок сможет свободно самообразовывать себя.

7. Педагогическая деятельность как искусство и исследование. В школе сложилась такая система работы, которая позволяет учителю критически оценивать свой сложившийся опыт, обращаться к самим основам своего предмета или лежащей за ним образовательной области соответствующего научного знания или области культуры.

[Тубельский А. Н. Школа самоопределения // Новые ценности образования. Вып. 3. М., 1995. с. 75-83.]

1. Как, по- Вашему, создается и развивается та или иная концепция воспитательной системы? Можно ли считать с этой точки зрения ситуацию с концепцией А. Н. Тубельского типичной? На каких предположениях строится Ваше утверждение?

2. Проанализируйте систему принципов, в соответствии с которыми действует и развивается школа самоопределения. На каком основании каждое из сформулированных автором положений отнесено к категории принципа? Имеет ли для Вас какой-то смысл специальное обоснование исходных принципов образовательной системы?

3. Если бы Вам представилась возможность работы в школе А. Н. Тубельского, чем бы Вы мотивировали свой выбор школы или отказ?

Наши рекомендации