Дидактика. Предметная область дидактики. Дидактические системы
10.1Рассматривая проблемы, которые связаны с переориентацией учителя в современном мире, Е. И. Пассов задает от его (учителя) имени риторический вопрос: «Что делать?» — и отвечает: а сделать нужно три вещи:
· принять как данность, что современный мир стал иным, и определить, что же в нем изменилось;
· понять, что такое образование вообще и каковы его функции в этом изменившемся мире;
· построить макросистему образования, адекватную условиям и жизненным целям общества, в котором бы подсистема подсистема профессиональной подготовки тех, кто учит и тех, кто учится были бы согласованы...
Автор подчеркивает, что «выдвижение в центр научной картины мира человека и появление, в связи с этим, педагогической антропологии, призвано ответить на два вопроса: в какой мере современный человек формируется учебными технологиями, образовательным процессом, и в какой мере практика определяется современными концепциями человека...
Образование — это, по сути, и есть создание образа — себя, мира, своих действий в мире (целого «пространства образов» — В. П. Зинченко). Образ-образец может задаваться извне, но лучше, если человек выстраивает его сам; поэтому-то всякое образование и есть, в конечном счете, самообразование: человек пре-образ-уется, преобразует себя, становится индивидуальностью. Следовательно, образование — это становление человека.
Первоначальный образ-образец как идеал все время «обрабатывается» личностно: личностно-окращенным знанием, приобретенным в процессе образования (познавательный аспект образования); личностными образами освоенных действий (учебный аспект образования); личностно-окрашенными свойствами, приобретенными в общении-воспитании (воспитательный аспект образования) и личностно-маркированными развиваемыми способностями, психологическими функциями и т.п. (развивающий аспект образования)... Образование как процесс есть передача культуры, направленный на преобразование, а образованность — свободная ориентировка в мире духовных ценностей».
[Пассов Е. И. Образование и учитель в современном мире // Преподаватель, 1998. №2. с. 19-20]
1. Согласны ли Вы с ответами автора на вопрос «Что делать?»
2. Считаете ли Вы определение образования как педагогической категории удачным? Согласны ли с объяснением его сущности?
3. Почему, по-вашему, автор особенно вычленяет личностные аспекты образовательного процесса?
10.2В. Оконь, говоря о дидактике как науке, особенно подчеркивает необходимость четкого разграничения двух процессов — процесса изучения дидактики (например, студентами, готовящимися стать преподавателями,) и проведения исследований в области дидактики. В последнем случае важно определить предмет дидактического исследования, особенности дидактического знания, методов исследования этой особой области научного педагогического знания. Он пишет:
«Предметом дидактических исследований является всякая сознательная дидактическая деятельность, выражающаяся в процессах обучения, в их содержании, ходе, методах, средствах и организации, подчиненная поставленным целям. Этим предметом может быть широко понимаемая деятельность школ, а также других учреждений образования и просвещения как в одной, так и во многих странах, ее цели, программное содержание, работа учителей и учащихся, а также организационные и социальные формы и условия. Исследуя свой предмет, дидактика выполняет свойственную ей познавательную функцию... Одновременно дидактика выполняет практическую, т.е. утилитарную или служебную, функцию по отношению к общественной жизни. Выполняя ее, дидактика предоставляет педагогам (или другим лицам, занимающимся обучением и просветительской деятельностью) теоретические предпосылки и нормы, применение которых на практике повышает ее эффективность...
Предметом исследования дидактики являются факты, прямо или косвенно связанные с преподаванием и учением во всех их формах...
Типичный дидактический факт, интересующий, в первую очередь, исследователя, не может относиться только к деятельности учителя, или к работе учащихся, или же к результатам учения. Это факт, позволяющий установить определенную закономерность, проявляющуюся во всех трех действиях. Он раскрывает важные зависимости между дидактическим поведением учителя в определенных условиях, поведением учащихся, в ходе учения и изменениями, которые произошли в учащихся под влиянием действий учителя и их собственной деятельности. Это зависимости главным образом, между определенными действиями, содержанием, методами и средствами, а также условиями работы учителей и учащихся и результатами обучения и воспитания. Они имеют такой же объективный характер, как и закономерности, проявляющиеся в природе, их только значительно труднее исследовать и еще труднее измерить.
...Метод дидактического исследования — это система таких взаимосвязанных соответствующим образом действий и приемов, которые позволяют открывать зависимости между отдельными элементами дидактического процесса в целом, а также общие закономерности обучения и образования.»
[Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. М.: Высшая школа, 1990. с. 10-12]
1. Как Вы думаете, почему автор, говоря о предмете и методах исследования, употребляет термин «дидактика» без определения «общая», вынесенного в название книги. Ответ аргументируйте.
2. Какой смысл вкладывает В. Оконь в понятие «дидактическая деятельность»? В системе каких понятий можно было бы описать ее характеристики?
3. Как Вы думаете, есть ли существенные различия между методами педагогических исследований и методами дидактического исследования? Ответ аргументируйте.
10.3На протяжении более чем трех столетий в разных странах мира внедрялась, модернизировалась, но практически в основе своей сохранялась и тиражировалась дидактическая система Я. А. Коменского. Вот как представляет себе современное состояние этой дидактической системы «Учитель года» (1991) Гербутов.
«Широко известен знаменитый пента вопрос академика Берга: «Прежде, чем начать учить, надо выяснить следующее: Для чего учить? Чему учить? Кого учить? Кому учить? Как учить?» Неумирающий вопрос, на который вот уже более трех веков существует неумирающий ответ великого педагога и философа Яна Амоса Коменского.
Для него эти вопросы были решены раз и навсегда. Повторим вкратце вслед за великим Дидактом, ведь мы же, как нерадивые ученики, долгие годы пользовались его находками.
Для чего учить? — «чтобы все люди имели знания о будущей жизни, воодушевлялись мечтой о ней и прямыми путями были ведомы к ней».
Чему учить? — «нужно преподавать только то, что приносит самую основательную пользу как в настоящей , так и в будущей жизни, и даже более в будущей», — то есть всему тому, «что может сделать людей истинными людьми, христиан — истинными христианами».
Кого учить? — «тех, кто ...должен управлять другими, — царей, князей, магистратов, пастырей церкви и ученых, то прежде всего... Равным образом нужно просвещать и подчиненных, чтобы они умели разумно подчиняться мудрым правителям...»
Для обучения нужен был учитель «умелый в обучении всех людей всему», универсальный, простой и добросовестный...
А чтобы гарантировать результаты обучения и воспитания, надо сделать «дидактическую машину, в соответствии с механическим принципом сконструированную», чтобы работала, как часы. В этом случае «в силу безошибочности метода из каждого ученика выйдет ученый».
Эта дидактическая система держалась на четырех принципах, сформулированных Я. А. Коменским:
«Во-первых, всех людей следует вести к одним и тем же предметам мудрости, нравственности и благочестия. Во-вторых, как бы ни отличались люди друг от друга способностями, все они обладают одной и той же человеческой природой... В-третьих, указанное различие способностей есть не что иное, как отступление от естественной гармонии или недостаток ее. Вследствие этого наш метод приспособлен к средним способностям, чтобы сдерживать преждевременное истощение наиболее даровитых и подгонять вялых... Надо... укротить разнузданность неограниченной свободы, поставив преграды разума для страстных порывов воли, чтобы она ясно видела, что ен может слепо требовать выполнения своих желаний без ущерба для себя и поэтому должна сама себя укрощать. Если будет легче переносить бразды чужого правления, если она сама привыкнет укрощать себя во всем, в чем увидит противоречие... если бы удалось все устроить так, чтобы каждое дело человек делал не по принуждению, но как бы самопроизвольно, как бы по собственной воле и влечению.»
[Гербутов Завещание великого дидакта? // Учительская газета, 1991, октябрь. №41.]
1. Как Вы думаете, какой смысл вложил автор в название своей публикации? Чем вызваны практически сплошные цитирования высказываний Я. А. Коменского? Согласны ли Вы с авторским прочтением главного произведения Я. А. Коменского «Великая дидактика»?
2. Какой смысл, по-Вашему, имеет знакомство с дидактической системой не по первоисточнику, а по одной из ее интерпретаций? Почему выбрали в качестве интерпретатора глубоко образованного учителя физики, имеющего высокий авторитет среди читателей «Учительской газеты»?