Человек как предмет познания и воспитания
5.1«Выдающийся психолог нашего времени Виктор Франкл писал, что животное не является личностью, потому что для животного не существует лежащего перед ним мира; для животного существует лишь окружающая Среда. Напротив, личность живет как раз не в среде, а в мире, отношения с которым она строит с помощью своего внутреннего мира на основе логики жизненной необходимости — логики, в свете которой каждое действие или обстоятельство выступает как имеющее в контексте всей жизни личности определенныйсмысл, иными словами, определенное место и роль...
Внутренний мир — это не набор эзотерических сущностей, не имеющий ничего общего с внешним миром. ...внутренний мир включает в себя своеобразным образом преломленную и обобщенную внешнюю реальность, окрашенную тем смыслом, который она имеет для человека. ...Основными составляющими внутреннего мира человека являются присущие только ему и вытекающие из его уникального личностного опыта устойчивые смыслы значимых объектов и явлений, отражающие его отношение к ним, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребностями, источниками этих смыслов. Поэтому в психологии иногда используют понятие «ценностно-смысловая сфера личности» для обозначения того, что на обыденном языке называется внутренним миром человека».
[Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. 2-е изд. М., Изд-во «Смысл», 1997. с. 37-38]
1. Имеет ли для Вас какой-то смысл обращение к собственному внутреннему миру или он выстраивается сам собой, без вмешательства и корректив самого человека?
2. В каких терминах Вы могли бы описать то, что относится к ценностно-смысловой сфере личности или внутреннему миру человека?
3. Поскольку личностные ценности отражаются во внутреннем мире в форме образов совершенных черт или желательных обстоятельств, которые переживаются как нечто объективное, независимое от Я, можно ли какими-то способами влиять извне на их формирование и развитие?
5.2«Человек выходит за пределы биологических нужд и социальных ролей, преодолевает ситуативность своего поведения благодаря суждению, воображению и символизации. С их помощью он строит не только КАРТИНУ МИРА КАК ОН ЕСТЬ, но и картину желательного мира и картины других возможных миров; он связывает в сознании актуальную ситуацию с многими другими обстоятельствами, которые не присутствуют в ней непосредственно, в том числе с ее отдаленными причинами и последствиями, он обретает целостность картины мира во временной перспективе, становится способным планировать свои будущие действия и оценивать смысл любого своего действия, либо внешнего обстоятельства в контексте не сиюминутной ситуации, а всей своей жизни и в более широком контексте.» [Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. 2-е изд. М., Изд-во «Смысл», 1997. с. 36-37]
1. Что, по-Вашему, входит в состав картины мира (или картин миров) отдельного человека? Как можно было бы ее описать?
2. Можно ли утверждать, что с той или иной степенью полноты и «правильности» картина мира складывается у любого человека?
3. Как Вы понимаете «целостность картины мира во временной перспективе»?
4. Можно ли говорить о естественнонаучной, физической картине мира? Как, по-нашему, взаимодействуют эти картины мира с той, что существует в сознании конкретного человека?
5.3Познакомьтесь с ситуациями, которые описывает В. А. Караковский, и ответьте на сформулированные ниже вопросы.
1. «Он прибыл к нам из другой школы, где не сложились отношения ни с учителями, ни с товарищами. ...В новой школе он вел себя по инерции озлобленно. Учиться не хотел, сидя на последней парте в одиночестве, на уроках ничего не делал, только рисовал на всех карикатуры. Мы стали искать подходы. В частности, обратили внимание на его рисунки. По уверенной графике мы предположили, что человек не только любит рисовать, но и занимается этим всерьез. Догадка подтвердилась. Тогда я предложил ему принести в школу свои работы. Парень насторожился. Пришлось вспомнить, что сам в его возрасте немного занимался в студии. Прошло несколько дней, видимо, необходимых, чтобы расправиться с колебаниями. И вот у меня на столе целая кипа рисунков, акварелей. Тогда пришла следующая идея — организовать в школе персональную выставку. Надо ли говорить, как волновался автор. Успех был ошеломляющим. Мальчишка в одночасье сменил свой статус: вчерашний изгой вдруг стал популярным человеком. ...К концу выпускного класса мы все искренне жалели, что из школы уходит такая яркая личность.» [Караковский В. А. Стать человеком. М.: Малое предприятие «Новая школа», 1993. с. 64-65.]
2. «Несколько лет назад у нас учился юноша. Он был высоким, худым и нескладным до такой степени, что ни одна парта ему не подходит. Если же он втискивался в нее, то встать мог только с партой вместе. Он так смущался своего роста, что все время норовил сложиться пополам, уменьшиться в объеме, чтобы не очень выделяться. Голоса его на уроке никто не слышал, выйти к доске для него было равносильно выходу к стенке. Спрашивали его в основном письменно, и тут он обнаруживал немалую начитанность и хорошую память. Шло время, парень сильно комплексовал. Нужно было выводить его из этого состояния, необходимо было найти способ раскрепостить его.
Как-то в школе проходил очередной, традиционный праздник знаний. Мы решили для учащихся начальных классов построить Читай-город. Из книг были сооружены улицы, проспекты, бульвары, поляны сказок. Все это делали для малышей старшеклассники, они же были и экскурсоводами по городу. Одна из частей его называлась Бульвар природы. Здесь были собраны книги о флоре и фауне Земли, книги о путешествиях и путешественниках. Тогда-то и возникла мысль пригласить нашего героя. Но как помочь ему выступить в роли ведущего? Подход был найден. Мы предложили ему вести экскурсию в образе Паганеля, человека чудаковатого, но многознающего и доброго. Было учтено, что Жак Паганель всегда вызывал и вызывает большую симпатию у читателей, так что предложение было не обидным, а, напротив, лестным. Кроме того, в этом случае хорошо обыгрывались физические данные юноши. Мы надели на него очки, шляпу. дали подзорную трубу — вылитый Паганель!
И на наших глазах произошла чудесная метаморфоза: человек ожил, заговорил, вступил в общение с детьми и взрослыми. Стеснение и робость исчезли: он ведь не себя показывал, а другого. Малыши были в восторге, они забросали Паганеля вопросами, а тот показывал им свою удивительную эрудицию и ни разу не вышел из образа. С тех пор юноша стал самым популярным человеком на втором этаже (там учится начальная школа). Стоило только ему появиться в коридоре, как на него набрасывались малыши и облепляли его, как гроздья винограда.» [Караковский В. А. Стать человеком. М.: Малое предприятие «Новая школа», 1993. с. 66-67.]
1. Проанализируйте сложившиеся ситуации. В чем основные причины успешного педагогического решения в каждом случае?
2. Можно ли с уверенностью утверждать, что «чудесная метаморфоза» в мальчиках необратима? Что позволяет Вам выбирать тот или иной вариант ответа?