Информационное обеспечение курса.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: Учеб. М.: МГУ, 1990.

4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

5. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1994.

6. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. М., 1993.

7. Введение в научное исследование по педагогике/ Под ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988.

8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1990.

9. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Просвещение, 1990.

10. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990.

11. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.

12. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.

13. Каптеров П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.

14. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989.

15. Коменский Я.А. Великая дидактика/ Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1985.

16. Каспржак А.Г., Левит М.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М.: МИРОС, 1994.

17. Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991.

18. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970.

19. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1989.

20. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990.

21. Корчак Януш. Как любить ребенка. М.: Политиздат, 1990.

22. Конвенция прав ребенка// Народное образование. 1993. № 5.

23. Лернер И.Я Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.

24. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. М., 1984.

25. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.

26. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.

27. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат/ Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990.

28. Об образовании: Закон РФ// Материалы реформирования системы образования. М., 1995.

29. Общие основы педагогики/ Под ред. Ф.Ф. Королева, В.Е. Гмурмана. М.: Просвещение, 1967.

30. Оконь В. Введение в общую дидактику/ Пер. с польск. М.: Высш. шк., 1990.

31. Педагогический поиск/ Сост. И.Н. Баженова. М.: Педагогика, 1990.

32. Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988.

33. Саймон Б. Общество и образование/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.

34. Сластелин В.А. Педагогика. М., 1998.

35. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. М.: Педагогика, 1979.

36. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.

37. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания/ Пед. соч.: В 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1990.

38. Чередов И.М Формы учебной работы в средней школе. М.: Педагогика, 1988.

39. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во корпорация «Логос», 1994.

40. Шуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1994.

41. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Л.: ЛГУ, 1988.

Дополнительня:

1. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991.

2. Бургин М.С. Инновации и новизна в педагогике// Сов. педагогика. 1989. № 12.

3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания// Педагогика. 1995. № 4.

4. Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования// Педагогика. 1996. № 1.

5. Богуславский М.В. Опыт теоретико-экспериментального исследования// Сов. педагогика. 1991. № 2.

6. Бим-Бад Б.М. О перспективах возрождения педагогической антропологии// Педагогика. 1988. № 11.

7. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования// Педагогика. 1997. № 3.

8. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования// Педагогика. 1997. № 5.

9. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике// Педагогика. 1994. № 5.

10. Краевский В.В. Сколько у нас педагогик? // Педагогика. 1997. № 4.

11. Кан-Калик В.А. Право вести за собой. М.: Молодая гвардия, 1987.

12. Кожекина Т. Содержание общего образования в условиях дифференциации школы// Сов. педагогика. 1991. № 9.

13. Мархель И.И. Компьютерная технология обучения// Сов. педагогика. 1990. № 5.

14. Неменский Б.М. Вненаучные формы познания// Сов. педагогика. 1991. № 9.

15. Найн А.Я. Педагогический инновации и научный эксперимент// Педагогика. 1996. № 5.

16. Никандронов Н.Д. На пути к гуманной педагогике// Сов. педагогика. 1990. № 3.

17. Осухова Н.Г. Современные учителя о воспитании или прошлое в настоящем// Педагогика. 1995. № 3.

18. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. М., 1997.

19. Пидкаистый П.И. Технология игры в обучении и развитии: Учеб. пособие. М.: Тандем, 1997.

20. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование// Педагогика. 1994. № 5.

21. Сазонов В.П. Воспитание на основе потребностей человека// Педагогика. 1993. № 2.

22. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М.: Новая школа, 1997.

23. Тубельский А.Н. Школа самоопределения: первый шаг. Ч. 1, 2. М., 1991.

24. Фрумин И. Феномены инновационной школы// Народное образование. 1995. № 7.

25. Шубинский В.С. Человек как цель воспитания// Педагогика. 1992. № 3-4.

26. Щуркова Н.Е. Философское воспитание// Воспитание школьников. 1996. № 2.

27. Щуркова Н.Е. Диалогичность воспитания// Воспитание школьников. 1996. № 3.

28. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения// Вопр. психологии. 1995. № 2.

Другие источники информации

1) www.edu.ru Российское образование: федеральный портал

2) http://www.vspu.ru/~edu/3year.htm задания на педагогическую практику, предлагаемые студентам Волгоградского государственного педагогического университета

3) http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/pedagogy/didaktika/ материалы по дидактике

4) http://www.infovolga.ru/school_2002/school_43/page24.htm в помощь молодому учителю сайт школы №43 г. Волгограда

5) http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/pedagogy/didaktika/urok0.htm методика тестового аспектного анализа урока на сайте Института развития образования (г. Ярославль)

6) http://kazinka.narod.ru/uchitel/uch1/archiv.htm В помощь молодому учителю (сайт муниципальной Казинской средней общеобразовательной школы)

7) http://www.catalog.alledu.ru/edu/catalogs/ каталоги ресурсов по образованию на каталоге «все образование в интернет»

8) http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/general_education/index.shtml воспитательная работа на сайте ИРО (г. Ярославль)

9) http://rs240.kubsu.ru/~mschool/ Электронный сборник упражнений по педагогике. Кубанский государственный университет, г. Краснодар

10) http://www.yspu.yar.ru/vestnik Журнал "Педагогический Вестник" (ЯГПУ им. К. Д. Ушинского)

11) http://www.sbor.nm.ru/ В помощь вожатому (сайт Олега Ласукова)

12) http://www.triz.minsk.by/index0.htm Журнал "Технологии творчества" (Web - сайт Школы ТРИЗ, г.Минск, Беларусь)

Примечание. Автор оставляет за собой право вносить дополнительную литературу к курсу из периодических педагогических изданий, как и право студента использовать новые источники знания по своему усмотрению.

Автор программы - Н.В. Смирнова

Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины

Вопросы для самостоятельной работы студентов по 1 разделу:

1. В чем общность научного, художественного, идеологического, обыденного и иных видов гуманитарного знания? (Что есть гуманитарное знание?)

2. В чем специфика научно-педагогического знания (в сравнении с философским, этическим, обыденным)?

3. Каковы основные разновидности педагогического знания? В чем специфика научно-педагогического познания?

4. Какие основные точки зрения на воспитание существуют и в чем их особенности?

5. Проследите на одном из примеров (собственная биография, история семьи или России), какие представления о воспитании существовали и как они изменялись в историческом процессе.

6. Что Вы считаете «идеальным» образованием и воспитанием сегодня? Сопоставьте свои представления и попытайтесь объяснить различия.

7. Объясните значения слов: образовательное пространство, социально-педагогическая поддержка, личностная траектория, идентичность и попытайтесь соотнести их с собственным опытом (встречались ли Вы с этими феноменами и каково Ваше сегодняшнее представление о них).

8. В чем специфика культурологического подхода к описанию педагогических систем? Каковы ценности культурологического подхода в современной педагогической науке и как они проявляются?

9. В чем специфика личностного подхода в педагогике? Каковы структурные элементы личностного подхода? Каковы ценности личностного подхода и формы их реализации в педагогической практике?

10. Какие педагогические теории и концепции Вы знаете? В чем их специфика и структуры?

11. Каково содержание и структура классической педагогики? Проиллюстрируйте содержание основных принципов классической педагогики примерами из практики. При каких условиях принципы оказываются недействующими?

12. Проанализируйте основные (с Вашей точки зрения) проблемы современного образования и попытайтесь предположить возможные направления их исследования и преодоления. Находятся ли Ваши предложения в логике концептуальных идей современной педагогики? Если нет, в чем, на Ваш взгляд причина несоответствий?

13. Определите значения понятий: «концепция и программа развития», «образовательная программа», «информационно - педагогическая система».

Вопросы для самостоятельной работы по 2 разделу:

1. Опишите основные известные Вам типы образовательных систем. Сопоставьте их основные особенности – с особенностями социальной и культурной среды, в которой они сформировались.

2. Назовите основные категории дидактики и дайте им краткую характеристику. Какими потребностями педагогической теории и практики они обусловлены?

3. Дайте определение педагогическим категориям обучения и образования. В чем общность и специфика каждой?

4. В чем сущность классической теории и практики обучения? В каких формах это выражается?

5. Как определяются и формулируются основные цели обучения и образования?

6. Что представляет собой таксономийный подход к определению целей обучения? Охарактеризуйте несколько целей обучения в когнитивной области (по выбору).

7. Что есть закономерности и принципы обучения? Какие закономерности и принципы обучения Вы знаете? Сделайте предположения о закономерностях обучения, связанных с изменением основных параметров процесса обучения (темпа, наполняемости классов, объема самостоятельной работы и др.).

8. Перечислите и прокомментируйте основные этапы процесса обучения в классической теории обучения.

9. Что называется учебной деятельностью, и какова ее структура?

10. Что есть основные компоненты содержания образования?

11. Перечислите основные тенденции развития образования и дайте им краткую характеристику.

12. Охарактеризуйте основные подходы к отбору и конструированию содержания образования.

13. Что есть образовательный стандарт и какова его структура?

14. Что такое методы обучения? Перечислите несколько известных Вам.

15. По каким основаниям классифицируются методы обучения? Приведите примеры классификаций методов.

16. Что такое организационная форма обучения. Приведите примеры разных организационных форм.

17. Что есть форма организации учебной деятельности. Приведите примеры разных форм организации учебной деятельности.

18. Что есть средства обучения? Какие средства обучения Вы знаете?

19. Что такое педагогическая диагностика? Приведите примеры методов педагогической диагностики.

20. Перечислите известные Вам типы образовательных систем и теорий образования и дайте им краткую характеристику.

Вопросы для самостоятельной работы по 3 разделу:

1. В чем общность и в чем различие взглядов на воспитание как элемент социокультурной практики и как на педагогический процесс? Какие аспекты воспитания оказываются наиболее значимыми в каждом случае?

2. Каковы основные проблемы воспитания в современном мире? Кто уделяет этому вопросу наибольшее внимание?

3. В чем специфика научной концепции воспитания по отношению к обыденным представлениям о воспитании, практическому педагогическому опыту, традициям религиозной педагогики?

4. Каковы основные противоречия воспитания в современных условиях? Как эти противоречия интерпретируются в обыденном сознании и в научной педагогике?

5. Что характеризует ребенка как субъекта воспитательного процесса, а что – как объекта?

6. В чем специфика общения, приобщения, диалога, осмысления как феноменов воспитательных процессов?

7. Определите основные проблемы и спрогнозируйте развитие основных воспитательных систем в современном мире.

8. В чем специфика классической концепции воспитания в сравнении с обыденными представлениями о воспитании? В каких социокультурных условиях может реализоваться теория и практика классического воспитания?

9. Каковы критерии воспитанности в классическом смысле?

10. В чем заключаются основные методы классического воспитания? Где и в каких условиях они реализуются?

11. Приведите примеры методов стимулирования поведения и деятельности (методов организации деятельности, формирования сознания и др.).

12. Что общего и чем отличаются теория классического воспитания и теория коллективистского воспитания?

13. Как Вы понимаете задачи социальной педагогики?

14. Каковы технологии социального воспитания? Какие из них в наибольшей степени востребованы обществом?

15. Какие стили педагогического общения Вы знаете, и какой, на Ваш взгляд, ближе Вам лично?

16. В чем состоит духовная первооснова воспитания? Каковы основные события духовного развития и воспитания ребенка в современном мире?

17. В чем специфика культуроцентрического воспитания? Каковы его основные условия и перспективы?

18. Каковы особенности глобального воспитания в современном мире?

19. Проанализируйте ценностные основания воспитательной системы одной из известных Вам школ.

20. В чем общность и различие между воспитанием в семье, школе и общественным воспитанием.

Вопросы для самостоятельной работы по 4 разделу:

1. Где и в каких условиях востребовано управление? Каковы основные функции управления в современных образовательных системах?

2. Определите основные категории теории управления и поясните взаимосвязи и противоречии между ними.

3. Какие компоненты присутствуют в управленческой системе? Как они связаны?

4. Поясните, в чем специфика основных подходов к управлению: административного, системно-деятельностного, ситуативного.

5. В чем специфика управления педагогическим коллективом в сравнении с иными социальными образованиями (рабочая бригада, профсоюз и др.).

6. Поясните основные этапы формирования концепции и программы развития образовательной системы.

7. Каковы основные различия в квалификационных требованиях к учителю высшей, первой и второй квалификационной категории?

8. Смоделируйте управленческую ситуацию: Вам предоставляется входная информация определенного уровня (приказ вышестоящего органа управления образованием, данные социально-психологического обследования школы, докладная записка Вашего заместителя). Какие действия в каждом из случаев Вы должны принять?

9. Прокомментируйте элементы профессиональной компетентности управленца и попытайтесь оценить степень их развития у Вас лично.

10. Проанализируйте особенности стиля руководства администраторов в сфере образования, с которыми Вам приходилось встречаться. Как отдельные качества (элементы компетентности) были связаны между собой?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСОЯТЕЛЬНОЙ ПРОРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ТЕМ КУРСА(авт. Засобина Г.А., проф.кафедры педагогикиИвГУ)

Для более продуктивного изучения курса и самостоятельной работы студенты могут обратиться к данным материалам и выполнить ряд заданий, которые могут быть ими использованы как инициативное выступление на семинаре и быть включены преподавателем в лекцию (в жанре «лекция вдвоем»).

В состав заданий включены фрагменты наиболее значимых для курса научных публикаций, что служит средством ориентирования той части студентов, которые сознательно выбрали программу «Преподаватель» и заинтересованы в повышении своей педагогической культуры, в насыщенном образовательном пространстве современного педагогического знания.

Авторы предлагают разобраться самостоятельно в некоторых сложных ситуациях школьной жизни, озадачивая сформулированными вопросами и давая в качестве ориентира для самообразования ссылки на литературные источники.

1. Общество и образование в начале XX1 века

1.1 «Мировое сообщество ныне стоит перед сложными проблемами:

· искоренения войн;

· предотвращения перенаселенности;

· излечения раненой природы;

· создания условий для неторопливого размышления и взвешенных решений;

· закаливания духа и возрождения радости бытия, противостоящей скуке;

· бережного продолжения культуры благодаря органической преемственности поколений.

Все это проблемы воспитания, образования, обучения. При их разрешении важно не допустить переоценки рациональных знаний и недооценки аффектов, эмоциональной жизни души.

Человечество в опасности, и она исходит, прежде всего, от неправильного воспитания, укореняющего самодовольное и не подозревающее о себе невежество, жадность, безответную недальновидность. Воспитание способно уменьшить эту главную, всеопределяющую опасность, если оно само умно, глубоко, дальновидно и умело. Учеба в сочетании с воспитательной деятельностью становится надеждой на спасение, выживание, прогресс и совершенствование человечества при условии понимания людьми их собственной выгоды.

Всему человечеству приходится опасаться нового деспотизма, образца XX века или нового образца. Ибо оно столкнулось с ростом невежества, научившегося добиваться власти, — властвующего невежества серых, поверхностно образованных людей. Отсюда жесточайшие беды человечества...

В обозримом будущем воспитательная активность станет наиболее емким резервуаром социально и индивидуально ценной занятости сотен миллионов людей. Это — необходимость и предпосылка самого выживания людей.

В исторической перспективе образование должно предшествовать экономике и политике, должно опережать их в каждую данную единицу времени. Экономика и политика суть не цель, а средство. Средство развития культуры народов, пропитанной эстетическим качеством...

Бытие людей определяется воспитанием, образованием, обучением. Но влияние воспитания на жизнь само зависит от того, кого, зачем, чему и как учат. Или не учат. И кто учит. Школьное дело может быть не только полезным, но одним из самых вредных и дурных дел на свете, когда оно препятствует развитию интеллекта и свободной мысли, — справедливо утверждали Л. Н. Толстой и Дж. Рассел. Нам очень нужна школа для всех возрастных групп, способная развить в человеке нравственную силу, интеллектуальное мужество, мировоззренческую честность и созидательные умения.

Образование надо, во что бы то ни стало привести в соответствие с действительными нуждами людей. Не найти иного средства от нищеты и дикости, от несвободы. Поднимать уровень жизни, улучшать ее качество можно только с помощью этого рычага.» [Педагогическая антропология: Учебное пособие / Автор-составитель Б. М. Бим-Бад. М.: УРАО, 1998. С. 482-484]

1. В последней четверти XX века в научной и публицистической литературе, в том числе и в педагогической, используется термин «глобальные проблемы человечества» для обозначения таких проблем, длительное существование которых грозит человечеству гибелью. Какие из названных автором проблем можно было бы отнести к глобальным? Ответ аргументируйте.

2. Какие острые проблемы, названные автором, Вы склонны рассматривать как обращенные к образовательной политике в целом?

Какие из этих проблем касаются лично Вас, ваших близких? В решении каких проблем, по-видимому, придется принимать Вам непосредственное участие?

3. С какими положениями, которые отстаивает автор, Вы полностью согласны? Какие — вызывают сомнение? С какими Вы не можете согласиться. Почему?

1.2 В книге воспоминаний о выдающемся российском ученом и общественном деятеле А. Д. Сахарове опубликован доклад известного ученого-физика Д. А. Киржница, который представляет широкому читателю с возможной степенью доступности развитие ряда фундаментальных идей науки, напрямую связанных с осмыслением глобальных проблем человечества.

А. Д. Сахаров, заложивший основы физики термоядерного оружия, работавший над совершенствованием этого оружия «для души», «занимается фундаментальными проблемами физики и науки о космосе. Несколько работ этого периода лежали у истоков новой области науки, космомикрофизики, получившей бурное развитие в последующие годы. Космомикрофизика изучает явления на стыке физики микромира (масштабы до 10 -33 см) и физики космоса (масштабы до 10 28 см.): свойства «малого» и «большого» оказались сплетенными теснейшим образом (недаром символом макрофизики служит древнее изображение «Урбороса» — змеи, кусающей сверху свой хвост), Эта область науки представляет собой один из отвлеченных, самых глубинных разделов естествознания, прямо примыкающий к философии.

...Однако, внеся решающий вклад в создание советского термоядерного оружия, А. Д. не смог успокоиться. Он ясно осознал ( и этому, вероятно, способствовало его участие в испытаниях мощной бомбы, закончившихся трагическим по тупости военного начальства), что ядерная война будет абсолютно гибельной для человечества, и потому одного только ядерного паритета недостаточно для выживания. Он понял, что международная безопасность возможна только при условии международного доверия, которое предполагает соблюдение прав человека и полную открытость общества. Есть все основания думать, что сказанное и предопределило активность А. Д. как гуманиста и общественного деятеля.

В 1968 году он излагает свои взгляды в знаменитом «меморандуме Сахарова», носящем название «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе».

[Киржниц Д. А. Посланец далекого времени / Андрей Дмитриевич. Воспоминания о Сахарове. М.: «Терра», «Книжное обозрение», 1990. с. 62, 64].

1. Какой смысл, по-Вашему, вкладывает автор в название своего выступления? Куда направлен «вектор времени»? На каком основании можно по отрывку из выступления определить эту направленность вектора времени?

2. Какой смысл Вы видите в том, чтобы на уровне дилетанта познакомиться с сущностью тех сугубо научных проблем, которые «вытолкнули» ученого на острие общественных проблем? Считаете ли Вы этот шаг А. Д. Сахарова разумным в конце 60-х: Ответ аргументируйте.

3. Как Вы думаете, есть ли понимание глобальности проблем, на которых настаивал А. Д. Сахаров, у той части государственных и общественных деятелей, которые сегодня в разных странах мира ответственны за принимаемые от имени народов решения? На чем основывается Ваш ответ?

1.3 В одной из школ на видном месте еженедельно меняется информация на стенде: «Мир, в котором мы живем». Ее содержание бывает разным, но чаще — это фрагменты газетных публикаций. Например, такая:

«...наши реки ВОЛГА, ДОН, ОБЬ, ИРТЫШ, УРАЛ, ЕНИСЕЙ, ЛЕНА, ПЕЧОРА, КАМА имеют недопустимый уровень загрязнения. На одного человека в России приходится в год 520 кубометров сточных вод, из которых 370 кубометров представляют собой загрязненные воды, в которых содержится примерно 17о кг. токсичных веществ. Только химические предприятия Уфы каждые сутки сбрасывают в реку около 0,3 кг диоксина. В настоящее время диоксины обнаружены в питьевой воде ряда городов России, на полях в Среднем Поволжье и в Западной Сибири. По мнению экспертов, из-за диоксинового загрязнения ежегодно погибает около 20000 человек.»

[Прошак Л., Шкаровская В. Цианистый Дунай // Аргументы и факты, 2000. №8.]

1. Какой, по-Вашему, смысл видят организаторы стенда в распространении такого рода информации среди всех категорий школьников?

2. Может ли учитель любого предмета не реагировать на такую информацию, поскольку она к нему «не относится»?

3. В какого рода действиях, последующих за широким распространением подобного рода информации, Вы бы, скорее всего, приняли участие:

а) в митинге в защиту природы;

б) в организационно-деятельностной игре «Мир, в котором нам жить» с участием администрации района, членов экологического кружка и других заинтересованных проблемой людей;

в) в организованной «зелеными» конференции по следам выступления своих сторонников в местной и центральной печати;

г) в организации исследовательской и поисковой работы экологического кружка по выявлению источников загрязнения в микрорайоне школы.

Наши рекомендации