Тема 3. Антропологический подход в педагогической науке.
Понятия: методология педагогики, научный подход, антропология, педагогическая антропология, личность, гуманизация образования, возрастные периоды в развитии личности.
Вопросы для обсуждения:
1.Что понимают под педагогической антропологией, какую роль она выполняет в педагогической науке?
2.Какую роль играют в развитии личности факторы наследственности, среды и воспитания? Почему их необходимо учитывать в процессе образования личности?
3. Каковы основные достижения развития личности на разных возрастных этапах?
Задание: составьте сравнительную схему-таблицу.
Название теории | Авторы | Понятие личность | Источники и факторы развития личности | Роль воспитания и обучения в развитии личности |
Теория научения | ||||
Гуманстические теории | ||||
Когнитивная теория | ||||
Деятельностная теория |
Примечание: на семинарском занятии студентами проводится сравнительный анализ теорий личности на основе материала схемы-таблицы
Литература
Основная
Коджаспирова Г.М.Педагогика: учебник /Г.М. Коджаспирова –М.: КНОРУС,2010. -С.45-70, 77-91,111-123.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. - М.: Гуманитарный изд. центр. ВЛАДОС, 2003. – Кн 1.: Общие основы. Процесс обучения - С.72-75,76-81,83-86,87-93.
Дополнительная.
Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап….-С.159-180.
Липская Л.А. Философско-антропологический фундамент современного образования // Педагогика-2006-№2-С.23-28
Дополнительно рекомендуемая
Воробьева К.Н. Антропологический подход к воспитанию // Педагогика - № 5- С.55-58.
Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие – 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2000. - С.62-62-81.
Контрольные вопросы
1.Чем обусловлено доминирующее влияние воспитания на развитие личности?
2.Какие закономерности и особенности развития личности следует учитывать в воспитательном процессе? (проиллюстрируйте ответ на конкретном примере относительно периода дошкольного детства)
3.В чем сущность закономерностей неравномерности и сензитивности развития личности?
Тема 4. Закономерности и принципы педагогического процесса.
Понятия: педагогический процесс, образовательный процесс, закономерность, закономерность педагогического процесса, принцип, принципы педагогического процесса.
Вопросы для обсуждения:
1.Что понимают под закономерностью педагогического процесса?
2.Какую роль играют закономерности педагогического процесса в проектировании и реализации задач образования личности?
3.Укажите и содержательно охарактеризуйте разные виды закономерностей педагогического процесса.
4.Что понимают под принципами педагогического процесса? В чем стоит взаимосвязь закономерностей, принципов и правил педагогического процесса?
Задание: на основе анализа и обобщения содержания учебного материала заполните карту схему: « Закономерности и принципы педагогического процесса».
Целостный педагогический процесс | Процесс обучения | Процесс воспитания | |||
закономерности | принципы | закономерности | принципы | закономерности | принципы |
1. | |||||
2…. |
Литература
Основная
Подласый И.П. педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – .: ГИЦ «ВЛАДОС»,2003.-Кн.1: Общие основы педагогики. Процесс обучения - С. 171-173, 419-469.
Педагогика: учеб пособие для студ выс учеб заведения/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцов, А.М. Байбаков ; под ред. Н.М. Борытко. – 2 издание – М.: Издательский центр «Академия», 2009.- с 101-106, 181-188
Дополнительная
Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого – М.: Педагогическое сообщество России, 2003.- С.480-499.
Дополнительно рекомендуемая
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для Вузов. – С.Пб. :Питер, 2001. - С.72-87.
Теория обучения: уч. пособие для студ высш уч завед./под ред. Андриади И.П..-М.:ИЦ «академия», 2010, стр 34-51.
Контрольные вопросы:
1.Чем педагогический закон отличается от педагогической закономерности?
2.Приведите свою формулировку принципа природособразности обучения и воспитания личности.
3.В чем состоят отличия понимания сущности и содержания принципов педагогического процесса (процесса воспитания или процесса обучения) в предшествующей и современной теории образования? Проиллюстрируйте ответ конкретными примерами.
Тема 5. Содержание образования.
Понятия: образование, содержание образования, содержание общего образования, принципы отбора и структурирования содержания образования, государственный образовательный стандарт.
Вопросы для обсуждения.
1.Что понимают под содержанием образования? Каковы источники и факторы его формирования?
2.Охарактеризуйте принципы отбора и структурирования содержания образования.
3.Что понимают под государственным образовательным стандартом? Каковы функции, цели и структура этого нормативного документа?
4.Обозначьте и охарактеризуйте основные положения концепции государственных образовательных стандартов общего среднего образования второго поколения.
5.Укажите, в чем состоит новизна подхода к разработке государственных образовательных стандартов «второго поколения» и каковы направления изменений содержания образования.
Литература
Основная
Педагогика : Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений , В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н, Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина -2-е изд стереотип –М.: ИЦ « Академия», 2003 -С.214-245.
Педагогика: учеб пособие для студ выс учеб заведения/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцов, А.М. Байбаков ; под ред. Н.М. Борытко. – 2 издание – М.: Издательский центр «Академия», 2009.- с 117-124
Кузнецов В.А. Разработка федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Педагогика-2009. -№4-С. 3-10.
Дополнительная
Ермаков Д.С. Компетентностный подход в образовании // Педагогика -2011-№ 4 –С.8-15.
Дополнительно рекомендуемая
Блохин А.А., Монахов С.В. Риски введения федеральных государственнных образовательных стандартов нового поколенич // Педагогика -2009.-№ 4-С. 69-76.
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высших учеб. Заведений, А.В. Хуторской. –М.: ИЦ « Академия», 2009.-С.55-64,78-85,89-93.
Контрольные вопросы
1.Как связаны социокультурный опыт и содержание образования? Чем обусловлена их связь?
2.Какие факторы и условия оказывают наибольшее влияние на изменения содержания образования?
3.Введение стандартов образования – это положительный или отрицательный фактор развития индивидуальности личности?
4. В чем заключаются возможные трудности реализации образовательных стандартов второго поколения в массовой образовательной практике? Каковы пути преодоления таких трудностей?