Раздел 3.Основы дошкольной педагогики.
Тема 3.1. Дошкольная педагогика как наука об образовании человека на ступени дошкольного детства.
Понятия: дошкольная педагогика, дошкольное детство, педагогическая наука, образование, научные характеристики дошкольной педагогики.
Дошкольная педагогика – наука о воспитании и образовании детей дошкольного возраста. Функции дошкольной педагогики как науки: теоретическая, технологическая, прогностическая.
Объект дошкольной педагогики – процесс развития ребенка дошкольного возраста в условиях педагогической системы, процессов воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста.
Предмет дошкольной педагогики – педагогический процесс как фактор целенаправленного содействия развитию личности ребенка дошкольного возраста, его сущность, закономерности, принципы, цели, задачи, содержание, технология.
Ведущая задача дошкольной педагогики: разработка теоретических основ, целей, содержания и технологий образования и воспитания ребенка дошкольного возраста, обеспечивающих его разностороннее, индивидуально своеобразное развитие ребенка на основе его природных возможностей.
Значение и уникальность дошкольного возраста. Современное отношение общества к дошкольному детству как самоценному этапу развития личности, определяющему все дальнейшее ее развитие. Формирование фундаментальных, собственно человеческих способностей в дошкольный период детства. Воспитание - ведущий ориентир дошкольной педагогики и функция дошкольного образования.
Связь дошкольной педагогики с другими науками о человеке и об образовании личности.
Направления и содержание научных исследований в сфере образования и воспитания детей дошкольного возраста.
Тема 3.2. Дошкольное образование в системе образования РФ.
Понятия: система образования, уровни системы образования, дошкольное образование, непрерывное образование, ступень образования, уровень образования, образовательная программа, государственный образовательный стандарт, дошкольное образовательное учреждение, дошкольная группа.
Понятие системы образования. Государственная система образования в России, ее уровни. Дошкольное образование в структуре системы образования РФ. Закон РФ «Об образовании» о дошкольном образовании.
Развитие системы дошкольного образования в России. Задачи и перспективы его совершенствования в современных условиях. Федеральные государственные требования к содержанию и структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Проблемы перехода дошкольного образования к новым требованиям его содержания и организации. Типы дошкольных учреждений, их функции. Дошкольная группа. Особенности и новые формы организации дошкольного образования в современных условиях его развития.
Тема 3.3. Теоретические и содержательные основы образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Понятия: образование, образовательный процесс, структура образовательного процесса, содержание дошкольного образования, принципы отбора содержания образования, образовательный стандарт, образовательная программа дошкольного образования, федеральные государственные требования к основной образовательной программе. Знания, умения, навыки, интегративные свойства личности. Гуманизация образовательного процесса в детском саду. Личностно-ориентированный и индивидуально дифференцированный подходы.
Педагогический процесс как фактор развития личности. Образовательная, развивающая и социализирующая функции образовательного (педагогического процесса).
Педагогический процесс дошкольного учреждения как фактор целенаправленного содействия развитию личности дошкольника, его образования и сциализации. Функции и особенности педагогического процесса детского сада.
Структура педагогического процесса как системы: компоненты педагогического процесса, их взаимосвязь. Целостность педагогического процесса в ДОУ как его сущностная характеристика. Принципы педагогического процесса ДОУ (единство решения задач развития, воспитания, обучения и образования ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, комфортность обстановки, взаимосвязь разных видов деятельности и т.д.). Психологические основы построения педагогического процесса в детском саду: отношение к ребенку как высшей ценности, взаимосвязь воспитания образования и обучения как условие целостности педагогического процесса и целостного развития личности, общение взрослого и ребенка как развивающееся взаимодействие равноправных субъектов, как сотрудничество. А. П. Усова об особенностях воспитательно-образовательного процесса детского сада. Концепции дошкольного воспитания и образования.
Сущность и пути гуманизации педагогического процесса в ДОУ: общение, ориентированное на личностное и индивидуальное своеобразие каждого ребенка, установление доверительных и партнерских отношений воспитателя с детьми, ориентация на создание условий для удовлетворения ребенком актуальных возрастных потребностей, удовлетворение потребности ребенка в психологическом и эмоциональном комфорте, насыщение педагогического процесса и предметной среды культурологическим содержанием, обеспечение оптимального сочетания организованной и самостоятельной деятельности детей, гибкость педагогического процесса, обеспечение каждому ребенку успешности и возможности разнообразных достижений, учет предпочтений, интересов ребенка, предоставление ему права выбора деятельности, формы е организации, содержания взаимодействия со сверстниками и т.д. Личностно-ориентированный и индивидуально-дифференцированные подходы в образовательном процессе ДОУ.
Обучение и воспитание как основные функции и компонены образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Единство и своеобразие процессов обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Цель и задачи педагогического процесса в ДОУ: сущность, социальная , природная детерминированность, содержание. Основные направления реализации цели содействия развитию личности ребенка дошкольника: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социальное развитие.
Задачи педагогического процесса в ДОУ их связь с целью и обусловленность возрастными особенностями и возможностями развития ребенка – дошкольника.
Содержание образовательного процесса в ДОУ. Принципы отбора и структурирования содержания дошкольного образования: личностно-ориентированный, деятельностный, интегративный, комплексный, развивающий, индивидуально-дифференцированный. Федеральный государственные требования к структуре и содержанию основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Образовательная область как основная единица содержания дошкольного образования. Современные примерные общеобразовательные программы дошкольного образования ( « Истоки», « Детство», « Радуга», « От рождения до школы», « Детский сад-дом радости»). Парциальные программы дошкольного образования.
Тема 3.4. . Организационно-методические основы образовательного процесса в детском саду.
Понятия: педагогическое взаимодействие, образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения, обучение и воспитание детей дошкольного возраста, субъекты образовательного процесса; средства, методы и формы организации образовательного процесса в детском саду; предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении; Мониторинг образовательного процесса в детском саду, интегративные свойства личности; педагогическая инновация.
Операционально-деятельностный и результативный компоненты образовательного процесса ДОУ. Обучение и воспитание как основные функции и компоненты образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Единство и своеобразие процессов обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Средства, методы и формы организации образовательного процесса в ДОУ.
Материальные и идеальные средства воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Особенности их использования в образовательном процессе детского сада. Игра и общение как основные средства решения образовательных задач в детском саду. Средовой подход в образовании детей до школы. Предметно-развивающая среда в детском саду: сущность, структура, функции , принципы организации и особенности использования в образовательном процессе ДОУ.
Метод обучения и метод воспитания детей дошкольного возраста. Классификация методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Требования к отбору методов воспитания и обучения дошкольников. Особенности использования различных методов в образовательном процессе ДОУ. Образовательная ситуация как ведущий метод и форма обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Формы организованной образовательная деятельность детей, формы Роль и место занятий в образовательном процессе детского сада. Новые подходы к проведению занятий с детьми дошкольного возраста.
Особенности организации образовательного процесса в разных группах детского сада.
Мониторинг образовательного процесса в детском саду. Критерии и показатели диагностики и оценки освоения детьми содержания дошкольного образования. Направления и формы индивидуальной и дифференцированной работы с детьми.
Инновации в педагогическом процессе детского сада: изменение отношения к детству, к ребенку, изменение взгляда на природу детского развития, модернизация содержания и методов дошкольного воспитания и образования, разработка новых технологий воспитания и обучения, поиск новых организационных форм и т.д.
Тема 3.5. Образование и развитие ребенка дошкольного возраста в разных видах деятельности
Понятия: образование, обучение и воспитание детей дошкольного возраста, детские виды деятельности, деятельностный подход в образовании детей дошкольного возраста, детская игра, детский труд, продуктивная деятельность, художественно-эстетическая деятельность дошкольников.
Деятельностный подход в образовании детей дошкольного возраста. Детские виды деятельности и их педагогический потенциал (игра, общение, труд, изобразительная, конструктивная, музыкальная, познавательная и др.) . Деятельность как предмет освоения детьми дошкольного возраста. Этапы овладения детьми разными видами детской деятельности. Педагогическое содействие овладению воспитанниками разными видами деятельности как средствами самовоспитания и саморазвития.
Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, как педагогическое средство. Виды детской игры и их место в образовательном процессе ДОУ. Педагогическая поддержка развития игровой деятельности детей дошкольного возраста ( Н.Я. Михайлеко, С.Л. Новоселова и др.). Двигательная деятельность детей дошкольного возраст и ее роль в физическом развитии и воспитании дошкольников. Методы и формы организации двигательной деятельности воспитанников.
Познавательная деятельность детей дошкольного возраста и ее роль в развитии, обучении и воспитании ребенка дошкольного возраста. Виды познавательной деятельности детей дошкольного возраста: сенсорная, поисковая, учебная, моделирование и др. Методика организации познавательной деятельности детей в образовательном процессе детского сада.
Продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста и их образовательные и развивающие возможности. Детский труд и его воспитательное значение. Методика обучения детей дошкольного возраста основам трудовой деятельности. Связь процесса ознакомления детей с трудом взрослых и детского труда.
Детское конструирование как вид продуктивной деятельности и средство решения образовательных задач в педагогическом процессе ДОУ. Технологии развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста и педагогического руководства ею ( Н.А. Крылова, Куцакова, Л.А. Парамонова и др.).
Общение детей с взрослыми и сверстниками как средство решения образовательных задач. Особенности организации развивающего общения субъектов образовательного процесса. Формирование основ коммуникативной у детей дошкольного возраста.
Тема 3.6. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с школой и семьей.
Понятия:: субъекты образовательного процесса, преемственность дошкольного и начального школьного образования, предшкольное образование, модель сотрудничества детского сада и семьи, методы и формы организации сотрудничества институтов социализаци и образования личности.
Семья как первый институт социализации и воспитания ребенка дошкольного возраста. Воспитательная функция семьи: сущность и содержание. Различие и взаимосвязь семейного и общественного дошкольного воспитания. Сотрудничество - ведущий принцип взаимодействии детского сада и семьи. Модели сотрудничества педагогов и родителей. Цели, задачи и содержание взаимодействия педагогов и родителей. Формы и методы организации сотрудничества, особенности их использования в дошкольном образовательном учреждении.
Преемственность дошкольного и начального школьного образования в системе непрерывного образования личности. Цели, задачи и направления взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и начальной школы. Формирование готовности к обучению в школе - приоритетная задача сотрудничества учителей, воспитателей и родителей. Пути формирования готовности к школе в условиях детского сада. Формы сотрудничества детского сада и школы.