Охарактеризуйте программированное обучение.
Название программированное обучение происходит от термина «программа», что обозначает систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Главной отличительной особенностью программированного обучения является то, что процесс усвоения, выработки умения управляется программой.
Особенности программированного обучения заключаются в следующем:
· учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);
· учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
· каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.);
· при правильном выполнении контрольных заданий ученик получает новую порцию материала и делает следующий шаг в обучении;
· при неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения;
· каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
· результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);
· педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;
· в учебном процессе широкое применение находят специфические средства программированного обучения (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины).
Программированное обучение может быть реализовано машинным и безмашинным способами.
Учителя чаше используют элементы программированного обучения в виде специально составленных карточек-заданий, где с помощью алгоритма расписана система действий ученика. Используются и программированные карточки-трафареты для проверки выполнения заданий.
18. Раскройте содержание понятия «форма организации обучения». Охарактеризуйте классно-урочную систему обучения.
Любое обучение, где бы оно ни было, спонтанно обретает организационную форму. Формы организации обучения - это внешнее выражение организации обучения, осуществляемого в определенном порядке и режиме. Формы организации обучения (организационные формы) конструируются и используются для того, чтобы создать наилучшие условия передачи детям знаний, умений, навыков, развития их дарований, практических способностей и мировоззрения. Организационные формы влияют на ход обучения, обусловливают возможность проявления индивидуального темпа учебной работы, влияют на результат учебного процесса и содействуют его успешности. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.
Формы организации обучения классифицируются по разным критериям:
а) по количеству учащихся: массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые, индивидуальные;
б) по месту учебы: классные, внеклассные, школьные, внешкольные;
в) по продолжительности учебных занятий: классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), укороченное занятие (30-40 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), уроки «без
звонков» произвольной длительности.
Эта классификация не является строго научной, но позволяет немного упорядочить разнообразие форм обучения.
История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации обучения. Еще в первобытном обществе сложилась система индивидуального обучения как передача опыта от одного человека к другому. В процессе повседневного общения старшие учили младших. А первоначально накопленные знания в обществе жрец передавал каждому ученику отдельно.
По мере развития общества и научного знания (земледелия, скотоводства, астрономии, мореплавания и др.) возникала потребность в некотором количестве образованных людей, и тогда система индивидуального обучения трансформировалась в индивидуально-групповую (школы Средневековья). Работая в группе (10-15 человек), учитель кратко излагал материал одному ученику, давал ему задания для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т. д. Завершив работу с последним, учитель возвращался к первому ученику. Содержание обучения было строго индивидуально, и в группы собирались дети разного возраста и степени подготовки. Большая часть времени в обучении тратилась на заучивание священных писаний. С увеличением количества обучающихся постепенно группа комплектовалась из учащихся более-менее однородных по знаниям и возрасту. Многие учителя собирали такие группы, в которых они могли одновременно работать со всеми детьми.
Индивидуально-групповая система обучения постепенно была заменена классно-урочной как одним из видов групповой системы обучения. Свое окончательное оформление она нашла в описаниях Я. А. Коменского в книге «Великая дидактика».
Классно-урочная система обучения - высшая форма группового обучения. Я. А. Коменский, обобщив опыт братских школ, обосновал целесообразность создания постоянных групп учащихся - классов. Вместе с тем он разработал признаки классно-урочной системы и ее принципы. Признаки, характеризующие особенности классно-урочной системы:
· постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
· учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
· каждый урок посвящен только одному предмету;
· постоянное место и продолжительность занятий;
· стабильное расписание занятий.
Преимущества классно-урочной системы:
• усвоение материала идет небольшими порциями, планомерно и последовательно;
· возможно чередование различных видов умственной и физической деятельности;
· облегчается планирование учебного предмета в масштабах страны;
· присутствует строгая организационная структура;
· экономия средств государства, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся;
· создаются благоприятные предпосылки взаимообучения учащихся, коллективной познавательной деятельности;
· воспитывается чувство коллективизма, так как происходит сочетание работы всего класса и индивидуально с отдельным учащимся.
Вместе с тем данная форма не лишена и серьезных недостатков, снижающих ее эффективность:
• необходимость оставления отстающих детей на повторный курс (в силу комплектования в класс учащихся одинаковых по уровню подготовки);
• ориентация на «среднего» ученика;
• невозможность для учащегося пройти программу быстрее, если это позволяют его умственные способности;
• затруднения в индивидуальном подходе к учащимся, так как работа ведется в общем темпе ио усвоению одного материала.
При всех достоинствах и недостатках классно-урочной системы следует сказать, что попытки отказаться от нее и заменить другими формами оказались безуспешными. До сих пор в школе урок выступает основной формой организации обучения. Вместе с тем следует отметить, что, будучи одной из самых передовых, классно-урочная система содержит в себе и целый ряд недостатков, которые необходимо изжить. Об этом свидетельствуют многочисленные высказывания ученых, учителей-практиков, педагогов-новаторов. При этом указывается, что основная причина - недостаточная разработанность теории организационных форм обучения, особенно урока как основной формы организации учебного процесса в классно-урочной системе.
19. Раскройте сущность урока как формы организации обучения. Охарактеризуйте классификацию уроков по дидактическим целям.Ключевым элементом классно-урочной системы обучения является урок.
Урок- это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения (П. И. Пидкасистый). Урок рассматривается как основная форма организации педагогического процесса, так как здесь возможна не только организация учебно-познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие личности ребенка, управление развитием способностей, формирование мировоззрения учащихся, потребности к знаниям, а также его воспитание.
Цель урока - усвоение нового материала как части более обширного содержания, осознанное восприятие информации, ее запоминание и закрепление, использование в практической деятельности. На уроке создаются благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы детей.
Урок всегда многопланов, так как в нем взаимодействуют все компоненты процесса обучения - педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, техническое оснащение и др. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса.
Можно выделить особенности урока, отличающие его от других форм обучения:
• дидактические цели (соответствуют функциям обучения);
• определенный объем учебного материала;
• постоянный состав учащихся, одинаковый по возрасту;
• руководство со стороны учителя деятельностью учащихся;
• последовательность различных видов деятельности учителя и учащихся в зависимости от структуры урока;
• ограниченность во времени;
• четкое время проведения по расписанию;
• обязательность посещения урока;
• реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов;
• опора на достигнутый уровень знаний.
С учетом общих требований конкретизируются и дидактические требования. Они соответствуют образовательным, воспитывающим и организационным требованиям к уроку:
четкое определение образовательных задач;
определение содержания урока в соответствии с программой, целями урока, уровнем подготовки учащихся;
• выбор методов обучения (активные методы);
• наличие межпредметных связей;
• использование новейших достижений науки;
• развитие всех сфер личности;
• формирование общеучебных умений;
• усвоение знаний, развитие умений и навыков;
• развитие научного мировоззрения;
• формирование познавательных интересов, мотивов учения;
• учет психологических особенностей обучения;
• соблюдение принципов обучения и др.
Анализ проводимых в школе уроков показывает, что их структура и методика во многом зависят от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе изучения той или иной темы. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков и выделять те из них, которые характеризуются рядом общих особенностей. Так в педагогике появилась необходимость в классификации различных типов уроков.
Для практической цели чаще всего в школе используется классификация уроков по дидактическим целям (Б. П. Есипов, Г. И. Щукина, Н. И. Болдырев, В. А. Онищук):
урок изучения новых знаний — основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний, умений и навыков. Такие уроки используются для передачи объемного материала, демонстрации технологических процессов, новых явлений;
уроки совершенствования знаний, умений и навыков- в большинстве классификаций этот тип урока разбивают на несколько подтипов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков; уроки формирования умений и навыков и др. Видами этого типа уроков являются: а) уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений); б) урок-лабораторная работа; в) урок практических работ; г) урок-экскурсия; д) урок-семинар. Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к следующим: а) систематизация и обобщение новых знаний; б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; г) формирование умений и навыков; д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков;
урок обобщения и систематизации изученного — сущность этих уроков состоит в активном воспроизведении изученного материала по отдельным разделам учебной программы и в организации упражнений в целях приведения знаний в систему, осмысления их логики, что способствует более прочному овладению ими и совершенствованию практических умений и навыков;
урок проверки и контроля знаний - уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированных умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей;
комбинированный урок - это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих типов уроков, описанных выше.
20. Раскройте содержание понятия «структура урока». Охарактеризуйте структуру комбинированного урока.
Под структурой урока понимается его внутреннее строение. Это составные части урока, которые находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Наиболее распространенный - комбинированный урок. В современной дидактике выделяют от 3 до 12 этапов комбинированного урока.
Комбинированный урок объединяет несколько дидактических задач и может состоять из следующих этапов:
• Организационный - дидактическая задача заключается в подготовке учащихся к работе на уроке.
• Проверка выполнения домашнего задания — дидактическая задача: проверить правильность выполнения домашнего задания, выявить пробелы в знаниях и устранить их.
• Подготовка к восприятию учебного материала - дидактическая задача этого этапа ориентирует на подготовку учащихся к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. На этом этапе осуществляется цслеполаганис, актуализация прежних ЗУНов, мотивация.
• Усвоение новых знаний - дидактическая задача: формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях.
• Первичная проверка понимания учащимися нового материала — дидактическая задача состоит в установлении специфики осознанности его освоения.
• Закрепление знаний - дидактическая задача заключается в организации деятельности учащихся по применению новых знаний.
• Обобщение и систематизация знаний — дидактическая задача состоит в обеспечении усвоения системы знаний и установлении межпредметных связей.
• Контроль и самоконтроль знаний - дидактическая задача ориентирует на проверку знаний и стимуляцию учащихся на самоконтроль и самообразование.
• Подведение итогов — дидактическая задача: дать анализ успешности образовательной деятельности и показать пути решения проблем в обучении.
• Информация о домашнем задании - дидактическая задача
состоит в подготовке к выполнению рекомендаций учителя.
Рассмотренные этапы не имеют жестко закрепленной последовательности, могут носить инвариантный характер и объединяться между собой, ориентируясь на целенаправленную учебно-познавательную деятельность учащихся и характеризуя также другие формы обучения.
Структура урока зависит от типа урока, его целей, содержания изучаемого материала, принципов, методов, приемов и средств обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в общей системе >роков по теме (разделу) программы. Так, структура урока изучения новых знаний можег быть следующей:
а) организационное начало, введение в урок (подготовка к усвоению нового материала, актуализация ранее изученного в целях связи с новым);
б) постановка целей и задач урока;
в) изложение, объяснение нового материала, включение учащихся в самостоятельную работу (с учебником, справочной литературой, приборами, оборудованием, компьютерной техникой);
г) выполнение практических работ как закрепление нового материала или краткий опрос по изложенному материалу;
д) подведение итогов урока с комментарием успехов и трудностей в усвоении темы;
ж) домашнее задание и его комментарий.