Перечислите и охарактеризуйте словесные методы обучения.
История развития методов обучения получила свое начало в древности, в первобытном обществе. Обучение детей проходило в процессе практической деятельности взрослых. Оно совершалось через практику, наглядность, слово. Таким образом, методы обучения по источнику знаний - традиционная классификация, основанная на издавна существующих трех источниках знаний: практика, наглядность, слово. Авторами данной классификации являются Н. М. Верзилин, Е. И. Перовский, Е. Я. Голант, Д. О. Лордкипанидзе. На данный момент к этой классификации еще относят работу с книгой и видеометод. В основе этой классификации лежит источник знаний, т. е. откуда учащиеся получают знания. Это условное, искусственное разграничение, так как невозможно слово учителя отделить от средства наглядности. Наглядность учитель преподносит своим словом, нельзя также представить метод демонстрации без живого слова учителя.
Недостаток этой классификации в том, что в ее основу положена внешняя деятельность учащегося, но существенным достоинством является экономичность, эффективность при использовании всех групп методов.
К методам обучения по источнику знаний относятся следующие группы методов:
- словесные методы (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, инструктаж, дискуссия, диспут и др.);
наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.);
практические методы (опыты, упражнения, учебно-производег-менный труд и др.).
Рассмотрим каждую группу отдельно.
Словесные методы. Средством метода, с помощью которого передается информация (знания), является слово учителя или печатное слово (книга). Сюда входят: рассказ, объяснение, беседа ( жристическая беседа, сообщающая беседа - предшествует изучению материала, вводная, вступительная, закрепляющая); дискуссия, работа с учебником (конспектирование, составление плана, тезисов, цитирование, аннотация, рецензирование, составление справок, алгоритма, тезауруса - основных понятий по теме и др.). Нельзя не отметить, что в 20-30-е годы XX в. в педагогике предпринимались попытки умалить значение словесных методов обучения, так как они якобы не активизируют познавательную деятельность учащихся и сводят учебный процесс к преподнесению «готовых знаний».
Рассказ - это метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала учителем. Чаще всего он используется при изложении такого учебного материала, который носит описательный характер. Чаще всего рассказ включает в себя рассуждения учителя, анализ фактов, примеров, сопоставление различных пилений, т. с. сочетается с объяснением изучаемого материала.
Метод объяснения связан с пояснением, анализом, истолкованием и доказательством различных положений излагаемого материала.
Беседа является диалогическим методом изложения учебного материала. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать, анализировать изучаемые факты и явления в определенной логической последовательности и самостоятельно подходить к соответствующим теоретическим выводам и обобщениям. Поэтому при проведении беседы по осмыслению нового материала необходимо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений, определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся вычленяют существенные признаки и свойства изучаемых предметов и явлений и таким путем приобретают новые знания.
При работе с обучающимися старшего возраста, учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20-30 минут урока, а иногда и весь урок. Изложение подобного материала осуществляется с помощью лекции, когда учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя при этом приемы активизации познавательной деятельности учащихся.
Сущность работы с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них теоретических обобщений (правил, выводов, законов и т. д.). При этом одновременно с усвоением знаний учащиеся приобретают умение работать с книгой.