Сформулируйте и охарактеризуйте цель и задачи воспитания личности в современных условиях
Важной проблемой педагогики являются научная разработка и обоснование целей воспитания. Способность постановки целей своей деятельности - врожденное качество человека.
Цель - это один из элементов сознательной деятельности и поведения человека. Любая деятельность предполагает цель, мотив, средства и результат. Педагогическая деятельность не исключение. Постановка целей всегда присутствовала в качестве элемента любой системы обучения.
Цель как научное понятие есть идеальное предвидение результата деятельности; это один из элементов сознательной деятельности и поведения человека.
Цель может быть общая и конкретная, дальняя или ближняя, внешняя или внутренняя, осознаваемая или нет и др.
Педагогическая цель - это предвидение педагогом и учащимися результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все остальные компоненты педагогического процесса.
Задача- часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.
Функции педагога состоят в том, чтобы научить учащихся процедурам целеполагания, изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей. Совпадение целей педагога и учащихся - важнейшее условие успеха педагогического процесса.
Целеполагание - процесс определения целей, идеально представленного результата; это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах, необходимое для проектирования образовательных действий.
Следует различать цель педагогической деятельности (в смысле цели обучения и воспитания в рамках педагогической системы) и цель воспитания (в смысле воспитания в широком социальном значении слова, как передача опыта старших поколений младшим).
Цель воспитания - это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание - от мельчайших актов до широкомасштабных государственных программ - всегда целенаправленно. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике.
Цели воспитания имеют исторический характер и меняются вместе с развитием общества, часто предвосхищают события, предлагая новые пути в воспитании и образовании.
цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей иучеников.
В новых социально-экономических условиях нашей страны весьма критично оценивается всестороннее развитие личности как цель, воспитания, признается неосуществимость такого идеала воспитания. Однако у специалистов единства в этом нет. Это происходит главным образом потому, что до 90-х годов XX в. цели воспитания определялись от потребностей авторитарного государства и носили идеологический характер, а теперь, считают ученые, надо идти от потребностей личности в самореализации, в развитии способностей каждого.
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь закрепляет приоритеты воспитания в учреждениях образования: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота своей страны. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.
Главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Достижение цели воспитания в учреждении образования предполагает решение следующих основных задач:
· формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
· подготовка к самостоятельной жизни и труду;
· формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;
· овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
· формирование культуры семейных отношений;
· создание условий для социализации и самореализации личности.
Ученые ведут поиск новых подходов и формулировок цели воспитания, которые рассчитаны на гуманизацию и демократизацию воспитательной системы.