Сформулируйте и охарактеризуйте цель и задачи воспитания личности в современных условиях

Важной проблемой педагогики являются научная разработка и обоснование целей воспитания. Способность постановки целей своей деятельности - врожденное качество человека.

Цель - это один из элементов сознательной деятельности и поведения чело­века. Любая деятельность предполагает цель, мотив, средства и результат. Педагогическая деятельность не исключение. Поста­новка целей всегда присутствовала в качестве элемента любой системы обучения.

Цель как научное понятие есть идеальное предвидение ре­зультата деятельности; это один из элементов сознательной дея­тельности и поведения человека.

Цель может быть общая и конкретная, дальняя или ближняя, внешняя или внутренняя, осознаваемая или нет и др.

Педагогическая цель - это предвидение педагогом и учащи­мися результатов их взаимодействий в форме обобщенных мыс­ленных образований, в соответствии с которыми затем соотносят­ся все остальные компоненты педагогического процесса.

Задача- часть цели. Каждая цель является задачей по отно­шению к вышестоящей цели.

Функции педагога состоят в том, чтобы научить учащихся процедурам целеполагания, изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей. Совпадение целей педагога и учащихся - важнейшее условие успеха педагогическо­го процесса.

Целеполагание - процесс определения целей, идеально пред­ставленного результата; это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах, необходимое для проектирования образовательных действий.

Следует различать цель педагогической деятельности (в смыс­ле цели обучения и воспитания в рамках педагогической систе­мы) и цель воспитания (в смысле воспитания в широком соци­альном значении слова, как передача опыта старших поколений младшим).

Цель воспитания - это то, к чему стремится воспитание, бу­дущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание - от мельчайших актов до широкомасштабных госу­дарственных программ - всегда целенаправленно. Целям подчи­няется все: содержание, организация, формы и методы воспита­ния. Поэтому проблема целей воспитания относится к числу наи­более важных в педагогике.

Цели воспитания имеют исторический характер и меняются вме­сте с развитием общества, часто предвосхищают события, предлагая новые пути в воспитании и образовании.

цель воспитания опре­деляется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей иучеников.

В новых социально-экономических условиях нашей страны весьма критично оценивается всестороннее развитие личности как цель, воспитания, признается неосуществимость такого идеала воспитания. Однако у специалистов единства в этом нет. Это про­исходит главным образом потому, что до 90-х годов XX в. цели воспитания определялись от потребностей авторитарного государ­ства и носили идеологический характер, а теперь, считают уче­ные, надо идти от потребностей личности в самореализации, в развитии способностей каждого.

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся моло­дежи в Республике Беларусь закрепляет приоритеты воспитания в учреждениях образования: целенаправленное и активное содейст­вие личностному становлению профессионала-труженика, ответ­ственного семьянина, гражданина и патриота своей страны. Це­лью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Главная цель средней общеобразовательной школы - способ­ствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физи­ческому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспе­чивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Достижение цели воспитания в учреждении образования пред­полагает решение следующих основных задач:

· формирование гражданственности, патриотизма и национально­го самосознания на основе государственной идеологии;

· подготовка к самостоятельной жизни и труду;

· формирование нравственной, эстетической и экологической куль­туры;

· овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

· формирование культуры семейных отношений;

· создание условий для социализации и самореализации личности.

Ученые ведут поиск новых подходов и формулировок цели воспитания, которые рассчитаны на гуманизацию и демократиза­цию воспитательной системы.

Наши рекомендации