Как добиться оптимальной скорости чтения

Некоторые рекомендации, которые мы здесь изложим, давно известны. Другие отличаются новизной. Но мы не будем здесь проводить деления на старое и новое. У Ф. Энгельса есть замечательная мысль о единстве кон­сервативного и нового, и поэтому такое деление нам кажет­ся несколько предвзятым, неправомерным. Для нас без­различно, старые это рекомендации или новые, главное, чтобы они были полезны.

Мы рассмотрим восемь резервов обучения чтению. Они были отобраны учителями творческой группы нашей лабо­ратории, учителями базовых школ и экспериментально проверены. Мы отбирали очень тщательно и отобрали всего лишь восемь рекомендаций, но зато это те рекомен­дации, которые могут работать в любых условиях.

Важна не длительность, а частота трениро­вочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ни­ми небольшие по объему упражнения.

Что же зачастую можно наблюдать во многих семьях? Мама усаживает своего сынишку, который плохо читает, за книгу и говорит следующее: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи». При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час-полтора, чтобы прочитать эту коро­тенькую сказку. Это час-полтора очень трудной работы. Мама допускает здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводи­лась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция.Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тре­нировки в течение часа-полутора за один прием.

Жужжащее чтение было одним из основных эле­ментов обучения чтению в Павлышской школе, школе В. А. Сухомлинского (3).

Сейчас, пожалуй, нет ни одного специалиста, который бы не удостоверился в эффективности жужжащего чтения. В самом деле, при обычной методике учитель за урок опросит не более десяти учеников. При этом каждый из учеников поупражняется не более двух минут. Таким об­разом, общий тренаж в течение урока составит

10x2=20 (чел.-мин)

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Сорок человек в клас­се, тренаж идет в течение пяти минут: 40X5 = 200 (чел.Хмин) тренировочной работы. Мы получили увеличение тренажа в 10 раз, целенаправленно отведя для этого все­го 5 минут урока. Вряд ли надо комментировать эти цифры.

Ежеурочные пятиминутки чтения, Этот ре­зерв мы заимствовали в школах Монгольской Народной Республики. Приехала к нам группа учителей, работав­ших там, и рассказала, что монгольские дети читают по-русски лучше, чем наши русские дети. Согласитесь, что это выглядело довольно обидно и вызвало естествен­ный интерес. Мы начали расспрашивать учителей: а что там—-особая методика какая-то? Каким образом идет обучению чтению? Оказалось, что никакой методики осо­бой нет. Просто у каждого ребенка на парте лежит книга

на русском языке. И любой урок — будь то чтение, пение, рисование, математика — начинается с того, что дети от­крывают книгу, 5 минут читают по-русски в режиме жуж­жащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.

Давайте проанализируем, что же получается. Если учитель работает по обычной методике и в третьем классе он имеет пять уроков чтения, то за неделю он, как правило, опросит по одному разу каждого из 30 уча­щихся. При этом ученик будет иметь время для трени­ровки всего две минуты, две минуты в неделю. Вряд ли при таком уровне тренировки можно научить детей нор­мально читать.

Хорошо, если ребенку повезло с семьей, — он ком­пенсирует дома недоработки школы. А если ребенку с семьей не повезло? Тогда весь тренаж по чтению сводится вот к этим двум минутам и естественно, что такой ребенок читать не научится.

Последнее время очень много спекулятивных разго­воров ведется о генах, наследственности, способностях. Я думаю, что дело здесь не в генах. Просто обучение чтению организовано нерационально. При двухминутной тренировке в неделю научить читать детей невозможно, какие бы гены у них ни были.

Давайте проследим, что дают ежеурочные пятиминут­ки за неделю;

5x4x6=120 мин

То есть пять минут за урок, четыре урока в день, шесть дней в неделю. Недельный тренаж получается в объеме 120 минут.

Очевидно, если увеличилось время тренировки в 60 раз, с двух минут до 120 минут, то без всяких мето­дических ухищрений что-нибудь хорошее да получится, несомненно будет положительный эффект.

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмо­циональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм при­выкает к этому состоянию.

Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками жи­вущий, учи псалтырь на сон прядущий», то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле: если ребенок не

любит читать, тег это означает, что у него при чтении возникают трудности.

Режим щадящего чтения, о котором мы говорим,— это такой режим, когда (ребенок прочитает одну-две строч­ки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просмат­ривает диафильмы: две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку — отдохнул. Следующий кадрик — опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку... Можно вполне рекомендовать родителям, дети которых читают неохотно, этот прием обучения. Я думаю, ни один родитель не пожалеет денег на то, чтобы приобрести пят­надцатирублевый диапроектор и купить диафильмы зани­мательного содержания: сказки, героические истории, ко­торые так любят дети.

Следует обратить внимание родителей на то, что в диафильме почти 40 кадров —это 80 строчек. Далеко не каждому ребенку по силам прочитать за вечер 80 стро­чек. Поэтому читать надо поочередно: несколько кадров читает ребенок, потом, когда появляются первые призна­ки усталости, подключаются родители.

Хорошо бы совместить четвертую и пятую рекомен- дации, то есть просмотр диафильмов проводить перед сhom.

Многочисленные эксперименты показывают, что даже в пятом классе ребенок может быть приобщен к чтению с помощью диафильмов, с помощью режима щадящего чтения.

Небольшая практическая деталь. Диафильмы учебно­го содержания, диафильмы-сказки, героические истории можно приобрести через Апрелевскую базу посылторга. Каталоги этой базы обычно есть в почтовых отделениях. База пересылает диафильмы по гарантийному письму за­казчикам наложенным платежом, то есть оплата посыл­ки производится при ее получении. Возможна оплата по перечислению. Это очень удобно для школ. В этом случае прибывшая на почтовое отделение посылка с Апрелевской базы ожидает оплаты по перечислению в течение примерно двух недель. Банк же пропускает «операцию в течение трех-четырех дней. Адрес базы и бланки зака­зов можно получить в любом почтовом отделении.

Установлено, что развитие техники чтения часто тор­мозится из-за слаборазвитой оперативной памяти, Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящее из б—8 слов. Дочитав до третьего-четвертого

слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над опе­ративной памятью.

Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И. Т. Федоренко (4). Он жил в Харькове, где руководил лабораторией экспериментальной дидактики. Более чет­верти века назад -была издана брошюра профессора об обучении чтению. К сожалению, очень ограниченным ти­ражом— всего 2000 экземпляров. Поэтому есть смысл сейчас напомнить, каким образом проводятся зрительные диктанты.

В каждом из 18 наборов, предложенных профессором И. Т. Федоренко, имеется шесть предложений. Особен­ность этих предложений такова: если первое предложе­ние содержит всего два слова «Тает снег» — 8 букв, то по­следнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной-две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким об­разом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложе­ние, состоящее из 46 букв, то есть из восьми-девяти слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске пишут шесть предложений одного из наборов и закры­вают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, что­бы было видно .первое предложение, и ребята в течение определенного времени (оно указано в таблице, данной ниже) читают про себя, стараясь запомнить это пред­ложение. Время экспозиции обычно небольшое: от четыpex до семи секунд. По истечении этого времени учитель­ница стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях... Возможно, что кто-то из учеников в процессе записи скажет: «А я не запомнил предложение». Как быть в этом случае? Надо отреагировать очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно сказать: «Ну хоро­шо, перепиши у соседа, а в следующий раз постарайся сам запомнить».

Затем следует экспозиция, чтение и запоминание вто­рого предложения. После того как предложение стерто, его также записывают в тетрадь.

На шесть предложений одного набора обычно уходит на уроке русского языка от пяти до восьми минут вре­мени.

Если учительница видит, что многие дети часто за­глядывают в тетрадь соседа по парте, то есть не успева­ют запомнить предложения, на следующий день работу с данным набором предложений надо повторить. И так до тех пор, когда практически все дети будут писать само­стоятельно. Только после этого можно переходить к сле­дующему набору. Итак, в среднем на каждый набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов — это 54 дня, около двух месяцев. За два месяца есть возможность раз­вить оперативную память, но при одном условии. Это условие надо соблюдать непременно. Зрительные диктан­ты должны писаться ежедневно. Если писать зри­тельные диктанты через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Если писать через два дня на третий, то можно совсем не писать — это уже ни­чего не дает.

Обычно уже через месяц тренировочной работы появ­ляются первые успехи в обучении чтению: дети легче ус­ваивают смысл предложений, охотнее читают.

Приводим здесь несколько измененные тексты 18 на­боров, разработанных И. Т. Федоренко. (Если предложе­ния не будут соответствовать по содержанию теме урока, то их можно заменить равноценными предложениями с тем же количеством букв.)

Мы заимствовали из системы И. Т. Федоренко и И. Г. Пальченко три типа упражнений (5), кото­рые нам представляются наиболее эффективными. Это такие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на не­знакомую часть текста.

Все названные упражнения проводятся не индивиду­ально, а коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам.

При проведении многократного чтения следует учи­тывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, луч­ше ориентироваться на один и тот же промежуток вре­мени.

Проводится это практически таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано, осмыслено учениками, учитель предлагает на-

Т 19

Тексты зрительных диктантов

(по И. Т. Федоренко)

  Предложения Число букв Время экспозиции
  Набор № 1    
Тает снег
Идет дождь
Небо хмурое
Коля заболел
Запели птицы
Поле опустело
  Набор № 2    
Трещат морозы
Я ищу землянику
В лесу росла ель е
Наступила осень
Дни стали короче
В лесу много берез
  Набор № 3    
Прилетели птички о
Ярко светит солнце
Лида вытерла доску
Весело бегут ручьи
Подул резкий ветер оо
Зоя прилежно учится
  Набор № 4    
Дятел долбил дерево
Я хочу посадить цветы
Иней украсил деревья
Без воды цветы завянут
Пролетело жаркое лето
Возле дома посадили ель
  Набор № 5    
Солнышко светит и греет
Федя решал задачу у доски загорелась в небе зорька
На деревьях сверкал иней
Город Киев стоит на Днепре
В лесу собирают землянику
  Набор № 6    
Зимой река покрылась льдом
Мальчик подарил маме цветы
Дежурные стерли пыль с доски
Колхозники работают на лугу
На огород забрались цыплята
Мы жили возле березовой рощи

Предложения Число бука Время экспозиции
  Набор № 7    
2 3 4 5 6 Небо покрылось серыми тучами Дети посадили во дворе акацию Бабушка купила внуку букварь Землю согрело теплое солнышко Моя сестра работает на фабрике Ласково грело весеннее солнце 25• 25 4 4 4 4
  Набор № 8    
1 2 3 4 5 б Идет дождик Мы любим наш Киев Бабушка печет пирог У Андрея чистая тетрадь Помогай своему товарищу Быть здоровым очень важно 17 20 21 22 7 8 10 10 10
  Набор № 9    
1 2 3 4 5 6 Вода в море соленая на вкус Наша страна борется за мир Началась большая перемена Дети ходили в лес за грибами Руки надо мыть водой с мылом Красивы улицы нашего города 22 22 23 23 23 24 7 7 7 7 7 7
  Набор № Ю    
1 2 5 б Москва — столица нашей Родины Школьники поливают саженцы Депутаты съехались на съезд Надо быть честным и правдивым Звезды сияют на башнях Кремля Летом наша семья жила на Волге 24 24 24 25 25 25 5 5 5 5 5 5
  Набор № 11    
1 2 5 6 Весело колосится густая рожь Поля запорошило белым снегом Мы читали интересный рассказ Мичурин много и упорно работал Новые дома растут очень быстро Из машины вышел наш учитель 25 25 25 26 26 26 4 4 4 4 4 4
  Набор № 12    
1 2 3 4 5 6 Мальчики принесли сухих веток В поле поспевает рожь и пшеница На стройку привезли рамы и двери Дети всех стран хотят жить в мире Свежий ветерок повеял прохладой Сверкнула молния, и загремел гром 26 26 27 27 28 28 4 4 4 4 4 4

Продолжение

м Предложения Число букв Время экспозиции
  Набор № 13    
Давно скосили и убрали луга и поля
Белка взобралась на верхнюю ветку
Солнце светило ярко, и дети купа-    
  лись
Травы скашивают во время их цве-    
  тения
Дедушка Филипп пасет коров
Люблю я в поле встречать восход    
  солнца
  Набор № 14    
Поднялась за рекой большая серая    
  туча
В далекой тайге живут охотники-    
  эвенки
Все радовались встрече с космонав-    
4 тами
Разведчики отправились в опасный    
  путь
Дружная семья и землю превратит    
  в золото
Обувь всегда необходимо очищать    
  от пыли
  Набор № 15    
Зацветет, зазеленеет наш веселый    
  огород
Меж редеющих верхушек показалась    
  синева
Хороши привольные широкие степи Украины На смелого собака лает, а трусливо-
   
  го кусает
Павел и Вика любят читать волшеб-    
ГУ ные сказки
Наш народ хочет жить в мире со    
  всеми народами
  Набор № 16    
В тайге водятся хищные животные:    
  волки, рыси .
Сквозь волнистые туманы пробира-    
  ется луна
Школьники готовятся к новому учеб-    
  ному году
Много работы в яблоневом саду    
  ранней весной

Продолжение

  Предложения Число букв Время экспозиции
На берегу моря раскинулся спортиз-    
  ный лагерь
Скоро небо покроется тучами, замо-    
  росит дождь
  Набор № 17    
Однажды в студеную зимнюю пору    
  я из лесу вышел
Пробилась из-под земли вода, и ро-    
  дился родничок б
Мы посадили во дворе елочки, липы,    
  клены и березы.
Цветы были незнакомые, похожие    
  на колокольчики
Прохладная вода хорошо освежила    
  уставших ребят
Играют волны, ветер свищет, и мач-    
  та гнется и скрипит
  Набор № 18    
На полях выращивают картофель,    
  свеклу, морковь, лук
Каждый день тысячи людей въезжа-    
  ют в новые квартиры 43.
Занятия спортом помогают людям    
  сохранить здоровье
По лесной заросшей тропе идет    
  группа туристов
Мальчик подошел к окну и увидел    
  за рощей строящийся дом
Советский Союз живет в мире и    
  дружбе с другими народами

чать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый нз учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка тек­ста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого про­чтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше (кто-то на два слова, кто-то на пять, кто-то на 15 слов больше). Увеличение темпа чте­ния вызывает положительные эмоции у учеников, им хо­чется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание

и потренировать на этом же отрывке текста артикуляци­онный аппарат, т. е. использовать следующее упражне­ние системы Федоренко—Пальченко (чтение в темпе скороговорки).

При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одно­временно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития ар­тикуляционного аппарата, поэтому требования к выра­зительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окон­чания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем учитель начинает третье упраж­нение, обращаясь к ребятам так: «Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато краси­во, выразительно». Дети прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они пе­реходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совер­шается маленькое чудо, по выражению И. Г. Пальченко. чЧудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз про­читавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время, через две-три недели, чтение ребенка заметно улучшится.

Теперь мы переходим к последней рекомендации.

Учителя начальных классов имеют много приемов стимулирования учащихся. Однако мне хотелось бы здесь остановиться на одном из приемов, который с успехом используется в третьих классах.

В конце урока чтения учителя из средней школы № 1 города Донецка обычно оставляют три-четыре минуты для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса, чтобы не мешать своим товари­щам), отмечают, до какого слова дочитали, затем пере­считывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике.

Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Уже через неделю учитель имеет возможность подойти к ученику и сказать: «А ну, давай посмотрим,

сколько у тебя слов было неделю назад». Результат всег­да свидетельствует об увеличении скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тре­нировке.

Однако следует отметить, что некоторые учителя по неопытности применяют этот прием не совсем правиль­но. Они создают в процессе применения этого способа не положительное, а отрицательное отношение, возбуждают у ребенка отрицательные эмоции,- и вот тогда дело может обернуться плохим результатом. Мы наблюдали даже один случай аллергии ученика на замеры скорости чте­ния. Поскольку такой случай, хотя и единичный, имел место, то следует предупредить учителей, что применять стимулирование необходимо очень осторожно, очень вни­мательно следя за состоянием учеников, ни в коем слу­чае не приводя их к отрицательным эмоциям, к негатив­ному отношению к чтению.

Подводя итоги вышеизложенному, мне хочется обра­тить ваше внимание на то, что школьная реформа может идти сверху и снизу. На верхних этажах просвещения пересматриваются цели, задачи, программы, учебники. На нижних этажах коллективы школ должны позаботить­ся о качестве обучения. Первый шаг в усилении качества обучения состоит как раз в обучении оптимальному чте­нию. Если вы, ваш коллектив поработаете в течение года над этой проблемой, то результаты обучения заметно улучшатся.

Приведу в качестве примера опыт 23-й школы города Донецка. Это восьмилетняя школа в непритязательном микрорайоне. Еще два года назад число хорошо читаю­щих учеников в ней не превышало 12 процентов.

В течение двух лет учителя усиленно работали, ис­пользуя рассмотренные выше резервы. Сейчас количество хорошо читающих учеников в этой школе составляет 54 процента, то есть превысило половину.

как добиться оптимальной скорости чтения - student2.ru

ОТКРОВЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ

Школьная реформа буксует. Обновляются планы и программы, а все по-прежнему — суета сует. С горечью надо констатировать, что первая пятилетка перестройки в школе оказалась пятилеткой-пробуксовкой. По нашему мнению, основная причина заключается в пренебрежении к статистическим закономерностям обучения.

Мы тоже шли ошибочными путями, пока не уяснили, что статистические закономерности обучения реально существуют, что их необходимо учитывать. Думает­ся, что читателям небезынтересно будет познакомиться с некоторыми закономерностями. И пусть этот небольшой экскурс умножит ряды ищущих.

Первое, что мы сделали в ходе эксперимента, — опре­делили, как изменяется скорость чтения по годам обуче­ния. Не буду останавливаться на выборе контрольного текста, на методике проведения сотен замеров, приведу лишь полученные значения средней скорости чтения (слов в минуту):

Класс— 104

Класс— 114

Класс— 128

7 класс— 151
8—10 классы—150—160

Значения нарастают, приближаясь к предельному в

7 классе. То есть до 7 класса мы учим детей чи­
тать. Когда же их наукам учить? Нельзя ли ускорить
процесс обучения чтению? Учебные программы по разньм
предметам многократно пересматривались, но с самого на­
чала все они были обречены на провал из-за низкой техни­
ки чтения.

Выводы, которые были сделаны по результатам про­веденного нами эксперимента, опубликованы в статье «Трещины начального обучения» (Правда.— 1986.— 14 авг.). В ней мы остро поставили вопрос о финансирова­нии народного образования, о сокращении наполняемо­сти классов. В условиях работы с тридцатью ученика­ми в классе учителя, как правило, не могут достичь нуж­ных результатов обучения. В особенно тяжелом положе­нии находятся учителя окраинных школ города, где семьи не могут компенсировать недоработки школы.

8 надежде, что наши исследования окажут им некоторую
помощь, мы обратились за опытом в одну из лучших
школ Донецка — № 1.

Директор- школы В. Л. Чуйко уделяет большое внима­ние подбору кадров и работе по повышению их квалифи­кации. Только среди учителей начальных классов трое имеют звание старшего учителя. Внимание администра­ции к работе начальных классов очень четко пояснила за­меститель директора школы А. М. Куренкова:

— В большинстве школ наблюдается явление, полу­чившее название «педагогический обрыв»: в началь­ных классах, как .правило, 60—70 процентов хорошистов, в средних — лишь 30—40 процен­тов. У нас же процент хорошистов практически не уменьшается, в начальных классах он составляет 67, в средних — 65. Достигается это предъявлением более вы­соких, чем принято, требований к уровню учебных уме­ний. Мы стремимся к тому, чтобы дети умели читать в темпе 120 и более слов в минуту, умели писать 80 букв в минуту, безошибочно знали таблицу умножения, до автоматизма довели вычислительные умения.

Нашей лабораторией совместно с областным ИУУ и гороно был обобщен опыт учителей начальных классов этой школы, подготовлен буклет «Чтение, письмо, мате­матика». Приводим три фрагмента этого буклета, посвя­щенных чтению учеников.

Михайловская Н. М.

Систематичность работы

Вряд ли у наших учителей есть какие-то осо,бые «се­креты»: все используемые виды и приемы работы опи­саны в литературе. Поэтому достигаемые нашими учите­лями результаты можно скорее объяснить систематично­стью работы.

Для развития фонематического слуха и артикуляции проводим «речевую зарядку», используя пословицы, по­говорки, скороговорки.

Чтение невозможно без звуко-буквенного анализа — ему уделяем большое внимание. В период обучения грамоте постоянно используем слоговую таблицу — составля­ем предложения и даже рассказы.

На всех уроках чтения обязательна работа над труд­ными словами и сочетаниями, иначе не устранить «спо­тыканий», не приобрести навыка уверенного чтения.

Если в классе есть дети, медленно читающие или очень робкие, то необходимо использовать хоровое чтение.

У каждого ребенка есть свое «поле чтения»: один схва­тывает взглядом одно слово, другой — три, а некоторые—пять-шесть слов. Для расширения «поля чтения» записы­ваем на слайд четыре-пять слов из нового текста и про­ецируем на экран в течение одной-двух секунд. Сначала результаты были неутешительные: не все дети могли на­звать слова, но постепенно учащиеся научились быстро прочитывать их и произносить в предложенном порядке.

Такой же вид работы используется и на уроках рус­ского языка, но уже с грамматическим заданием, напри­мер со словами, в которых при написании часто допус­каются ошибки.

Развиваем память и отрабатываем выразительность чтения на стихах детских поэтов: Е. Трутневой, Н. Заби-лы, А. Барто и других. Ученики читают часть стихотво­рения сначала про себя, потом вслух, потом повторяют с закрытыми глазами.

Перед детьми поставлена цель: постепенно достичь скорости чтения 120 слов в минуту. Надо, чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели. Поэтому в конце урока отводится несколько минут для самостоя­тельного замера скорости чтения. Все читают одну мину­ту и подсчитывают количество прочитанных слов. Ре­зультат записывают в дневник.

Малиненкс А. Г.

Существенный резерв

Уже в первом классе занятия внеклассным чтением позволяют ввести детей в мир детских книг. Книги на эти уроки подбираю яркие, красочно оформленные, с крупными иллюстрациями. Даю возможность -детям по­смотреть, полистать их до и после" урока. Если кто-то из учеников на первых уроках внеклассного чтения прояв­ляет пассивность, то назначаю его своим помощником при подготовке следующего урока внеклассного чтения, даю книжки с иллюстрациями, стараюсь заинтересовать рас­сматриванием картинок, зажечь желание узнать об их содержании подробнее — прочитать текст.

Во втором полугодии можно пробовать силы учеников в самостоятельном чтении под наблюдением учителя. Подбор книг должен быть связан с содержанием уроков классного чтения: либо по тематическому признаку, либо по принадлежности произведений одному автору или од­ному жанру.

Большая роль в правильном руководстве детским чте­нием принадлежит семье, поэтому на родительском со­брании уже в первом классе даю необходимые советы родителям.

Прежде всего надо ознакомиться с содержанием мно­гих детских книг. Покупая ребенку книгу, просмотреть ее самому.

Начинать самостоятельное чтение надо с книг с боль­шими рисунками, так как страница, насыщенная только шрифтом, пугает ребенка. С каждой самостоятельно про­читанной книгой уверенность ребенка растет — и можно постепенно переходить к книгам, не имеющим иллюстра­ций.

Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научная фантастика, рассказы, стихотворения, басни, фольклор.

Надо организовать семейное чтение книг. Коллектив­ное чтение усиливает восприятие, заражает всех одним настроением и похожими чувствами.

Важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захо­тел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывая ему свои мысли о прочитанном.

ЛунякаЛ. Е.

Наши рекомендации