Как добиться оптимальной скорости чтения
Некоторые рекомендации, которые мы здесь изложим, давно известны. Другие отличаются новизной. Но мы не будем здесь проводить деления на старое и новое. У Ф. Энгельса есть замечательная мысль о единстве консервативного и нового, и поэтому такое деление нам кажется несколько предвзятым, неправомерным. Для нас безразлично, старые это рекомендации или новые, главное, чтобы они были полезны.
Мы рассмотрим восемь резервов обучения чтению. Они были отобраны учителями творческой группы нашей лаборатории, учителями базовых школ и экспериментально проверены. Мы отбирали очень тщательно и отобрали всего лишь восемь рекомендаций, но зато это те рекомендации, которые могут работать в любых условиях.
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.
Что же зачастую можно наблюдать во многих семьях? Мама усаживает своего сынишку, который плохо читает, за книгу и говорит следующее: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи». При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час-полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час-полтора очень трудной работы. Мама допускает здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция.Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа-полутора за один прием.
Жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе, школе В. А. Сухомлинского (3).
Сейчас, пожалуй, нет ни одного специалиста, который бы не удостоверился в эффективности жужжащего чтения. В самом деле, при обычной методике учитель за урок опросит не более десяти учеников. При этом каждый из учеников поупражняется не более двух минут. Таким образом, общий тренаж в течение урока составит
10x2=20 (чел.-мин)
Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Сорок человек в классе, тренаж идет в течение пяти минут: 40X5 = 200 (чел.Хмин) тренировочной работы. Мы получили увеличение тренажа в 10 раз, целенаправленно отведя для этого всего 5 минут урока. Вряд ли надо комментировать эти цифры.
Ежеурочные пятиминутки чтения, Этот резерв мы заимствовали в школах Монгольской Народной Республики. Приехала к нам группа учителей, работавших там, и рассказала, что монгольские дети читают по-русски лучше, чем наши русские дети. Согласитесь, что это выглядело довольно обидно и вызвало естественный интерес. Мы начали расспрашивать учителей: а что там—-особая методика какая-то? Каким образом идет обучению чтению? Оказалось, что никакой методики особой нет. Просто у каждого ребенка на парте лежит книга
на русском языке. И любой урок — будь то чтение, пение, рисование, математика — начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают по-русски в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.
Давайте проанализируем, что же получается. Если учитель работает по обычной методике и в третьем классе он имеет пять уроков чтения, то за неделю он, как правило, опросит по одному разу каждого из 30 учащихся. При этом ученик будет иметь время для тренировки всего две минуты, две минуты в неделю. Вряд ли при таком уровне тренировки можно научить детей нормально читать.
Хорошо, если ребенку повезло с семьей, — он компенсирует дома недоработки школы. А если ребенку с семьей не повезло? Тогда весь тренаж по чтению сводится вот к этим двум минутам и естественно, что такой ребенок читать не научится.
Последнее время очень много спекулятивных разговоров ведется о генах, наследственности, способностях. Я думаю, что дело здесь не в генах. Просто обучение чтению организовано нерационально. При двухминутной тренировке в неделю научить читать детей невозможно, какие бы гены у них ни были.
Давайте проследим, что дают ежеурочные пятиминутки за неделю;
5x4x6=120 мин
То есть пять минут за урок, четыре урока в день, шесть дней в неделю. Недельный тренаж получается в объеме 120 минут.
Очевидно, если увеличилось время тренировки в 60 раз, с двух минут до 120 минут, то без всяких методических ухищрений что-нибудь хорошее да получится, несомненно будет положительный эффект.
Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.
Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон прядущий», то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.
Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле: если ребенок не
любит читать, тег это означает, что у него при чтении возникают трудности.
Режим щадящего чтения, о котором мы говорим,— это такой режим, когда (ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку — отдохнул. Следующий кадрик — опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку... Можно вполне рекомендовать родителям, дети которых читают неохотно, этот прием обучения. Я думаю, ни один родитель не пожалеет денег на то, чтобы приобрести пятнадцатирублевый диапроектор и купить диафильмы занимательного содержания: сказки, героические истории, которые так любят дети.
Следует обратить внимание родителей на то, что в диафильме почти 40 кадров —это 80 строчек. Далеко не каждому ребенку по силам прочитать за вечер 80 строчек. Поэтому читать надо поочередно: несколько кадров читает ребенок, потом, когда появляются первые признаки усталости, подключаются родители.
Хорошо бы совместить четвертую и пятую рекомен- дации, то есть просмотр диафильмов проводить перед сhom.
Многочисленные эксперименты показывают, что даже в пятом классе ребенок может быть приобщен к чтению с помощью диафильмов, с помощью режима щадящего чтения.
Небольшая практическая деталь. Диафильмы учебного содержания, диафильмы-сказки, героические истории можно приобрести через Апрелевскую базу посылторга. Каталоги этой базы обычно есть в почтовых отделениях. База пересылает диафильмы по гарантийному письму заказчикам наложенным платежом, то есть оплата посылки производится при ее получении. Возможна оплата по перечислению. Это очень удобно для школ. В этом случае прибывшая на почтовое отделение посылка с Апрелевской базы ожидает оплаты по перечислению в течение примерно двух недель. Банк же пропускает «операцию в течение трех-четырех дней. Адрес базы и бланки заказов можно получить в любом почтовом отделении.
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти, Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящее из б—8 слов. Дочитав до третьего-четвертого
слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.
Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И. Т. Федоренко (4). Он жил в Харькове, где руководил лабораторией экспериментальной дидактики. Более четверти века назад -была издана брошюра профессора об обучении чтению. К сожалению, очень ограниченным тиражом— всего 2000 экземпляров. Поэтому есть смысл сейчас напомнить, каким образом проводятся зрительные диктанты.
В каждом из 18 наборов, предложенных профессором И. Т. Федоренко, имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова «Тает снег» — 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной-две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, то есть из восьми-девяти слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.
Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске пишут шесть предложений одного из наборов и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно .первое предложение, и ребята в течение определенного времени (оно указано в таблице, данной ниже) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. Время экспозиции обычно небольшое: от четыpex до семи секунд. По истечении этого времени учительница стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях... Возможно, что кто-то из учеников в процессе записи скажет: «А я не запомнил предложение». Как быть в этом случае? Надо отреагировать очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно сказать: «Ну хорошо, перепиши у соседа, а в следующий раз постарайся сам запомнить».
Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того как предложение стерто, его также записывают в тетрадь.
На шесть предложений одного набора обычно уходит на уроке русского языка от пяти до восьми минут времени.
Если учительница видит, что многие дети часто заглядывают в тетрадь соседа по парте, то есть не успевают запомнить предложения, на следующий день работу с данным набором предложений надо повторить. И так до тех пор, когда практически все дети будут писать самостоятельно. Только после этого можно переходить к следующему набору. Итак, в среднем на каждый набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов — это 54 дня, около двух месяцев. За два месяца есть возможность развить оперативную память, но при одном условии. Это условие надо соблюдать непременно. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если писать зрительные диктанты через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Если писать через два дня на третий, то можно совсем не писать — это уже ничего не дает.
Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.
Приводим здесь несколько измененные тексты 18 наборов, разработанных И. Т. Федоренко. (Если предложения не будут соответствовать по содержанию теме урока, то их можно заменить равноценными предложениями с тем же количеством букв.)
Мы заимствовали из системы И. Т. Федоренко и И. Г. Пальченко три типа упражнений (5), которые нам представляются наиболее эффективными. Это такие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Все названные упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам.
При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.
Проводится это практически таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано, осмыслено учениками, учитель предлагает на-
Т 19
Тексты зрительных диктантов
(по И. Т. Федоренко)
Предложения | Число букв | Время экспозиции | |
Набор № 1 | |||
Тает снег | |||
Идет дождь | |||
Небо хмурое | |||
Коля заболел | |||
Запели птицы | |||
Поле опустело | |||
Набор № 2 | |||
Трещат морозы | |||
Я ищу землянику | |||
В лесу росла ель | е | ||
Наступила осень | |||
Дни стали короче | |||
В лесу много берез | |||
Набор № 3 | |||
Прилетели птички | о | ||
Ярко светит солнце | |||
Лида вытерла доску | |||
Весело бегут ручьи | |||
Подул резкий ветер | оо | ||
Зоя прилежно учится | |||
Набор № 4 | |||
Дятел долбил дерево | |||
Я хочу посадить цветы | |||
Иней украсил деревья | |||
Без воды цветы завянут | |||
Пролетело жаркое лето | |||
Возле дома посадили ель | |||
Набор № 5 | |||
Солнышко светит и греет | |||
Федя решал задачу у доски загорелась в небе зорька | |||
На деревьях сверкал иней | |||
Город Киев стоит на Днепре | |||
В лесу собирают землянику | |||
Набор № 6 | |||
Зимой река покрылась льдом | |||
Мальчик подарил маме цветы | |||
Дежурные стерли пыль с доски | |||
Колхозники работают на лугу | |||
На огород забрались цыплята | |||
Мы жили возле березовой рощи |
№ | Предложения | Число бука | Время экспозиции |
Набор № 7 | |||
2 3 4 5 6 | Небо покрылось серыми тучами Дети посадили во дворе акацию Бабушка купила внуку букварь Землю согрело теплое солнышко Моя сестра работает на фабрике Ласково грело весеннее солнце | 25• 25 | 4 4 4 4 |
Набор № 8 | |||
1 2 3 4 5 б | Идет дождик Мы любим наш Киев Бабушка печет пирог У Андрея чистая тетрадь Помогай своему товарищу Быть здоровым очень важно | 17 20 21 22 | 7 8 10 10 10 |
Набор № 9 | |||
1 2 3 4 5 6 | Вода в море соленая на вкус Наша страна борется за мир Началась большая перемена Дети ходили в лес за грибами Руки надо мыть водой с мылом Красивы улицы нашего города | 22 22 23 23 23 24 | 7 7 7 7 7 7 |
Набор № Ю | |||
1 2 5 б | Москва — столица нашей Родины Школьники поливают саженцы Депутаты съехались на съезд Надо быть честным и правдивым Звезды сияют на башнях Кремля Летом наша семья жила на Волге | 24 24 24 25 25 25 | 5 5 5 5 5 5 |
Набор № 11 | |||
1 2 5 6 | Весело колосится густая рожь Поля запорошило белым снегом Мы читали интересный рассказ Мичурин много и упорно работал Новые дома растут очень быстро Из машины вышел наш учитель | 25 25 25 26 26 26 | 4 4 4 4 4 4 |
Набор № 12 | |||
1 2 3 4 5 6 | Мальчики принесли сухих веток В поле поспевает рожь и пшеница На стройку привезли рамы и двери Дети всех стран хотят жить в мире Свежий ветерок повеял прохладой Сверкнула молния, и загремел гром | 26 26 27 27 28 28 | 4 4 4 4 4 4 |
Продолжение
м | Предложения | Число букв | Время экспозиции |
Набор № 13 | |||
Давно скосили и убрали луга и поля | |||
Белка взобралась на верхнюю ветку | |||
Солнце светило ярко, и дети купа- | |||
лись | |||
Травы скашивают во время их цве- | |||
тения | |||
Дедушка Филипп пасет коров | |||
Люблю я в поле встречать восход | |||
солнца | |||
Набор № 14 | |||
Поднялась за рекой большая серая | |||
туча | |||
В далекой тайге живут охотники- | |||
эвенки | |||
Все радовались встрече с космонав- | |||
4 | тами | ||
Разведчики отправились в опасный | |||
путь | |||
Дружная семья и землю превратит | |||
в золото | |||
Обувь всегда необходимо очищать | |||
от пыли | |||
Набор № 15 | |||
Зацветет, зазеленеет наш веселый | |||
огород | |||
Меж редеющих верхушек показалась | |||
синева | |||
Хороши привольные широкие степи Украины На смелого собака лает, а трусливо- | |||
го кусает | |||
Павел и Вика любят читать волшеб- | |||
ГУ | ные сказки | ||
Наш народ хочет жить в мире со | |||
всеми народами | |||
Набор № 16 | |||
В тайге водятся хищные животные: | |||
волки, рыси . | |||
Сквозь волнистые туманы пробира- | |||
ется луна | |||
Школьники готовятся к новому учеб- | |||
ному году | |||
Много работы в яблоневом саду | |||
ранней весной |
Продолжение
Предложения | Число букв | Время экспозиции | |
На берегу моря раскинулся спортиз- | |||
ный лагерь | |||
Скоро небо покроется тучами, замо- | |||
росит дождь | |||
Набор № 17 | |||
Однажды в студеную зимнюю пору | |||
я из лесу вышел | |||
Пробилась из-под земли вода, и ро- | |||
дился родничок | б | ||
Мы посадили во дворе елочки, липы, | |||
клены и березы. | |||
Цветы были незнакомые, похожие | |||
на колокольчики | |||
Прохладная вода хорошо освежила | |||
уставших ребят | |||
Играют волны, ветер свищет, и мач- | |||
та гнется и скрипит | |||
Набор № 18 | |||
На полях выращивают картофель, | |||
свеклу, морковь, лук | |||
Каждый день тысячи людей въезжа- | |||
ют в новые квартиры | 43. | ||
Занятия спортом помогают людям | |||
сохранить здоровье | |||
По лесной заросшей тропе идет | |||
группа туристов | |||
Мальчик подошел к окну и увидел | |||
за рощей строящийся дом | |||
Советский Союз живет в мире и | |||
дружбе с другими народами |
чать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый нз учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше (кто-то на два слова, кто-то на пять, кто-то на 15 слов больше). Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание
и потренировать на этом же отрывке текста артикуляционный аппарат, т. е. использовать следующее упражнение системы Федоренко—Пальченко (чтение в темпе скороговорки).
При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем учитель начинает третье упражнение, обращаясь к ребятам так: «Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно». Дети прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо, по выражению И. Г. Пальченко. чЧудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время, через две-три недели, чтение ребенка заметно улучшится.
Теперь мы переходим к последней рекомендации.
Учителя начальных классов имеют много приемов стимулирования учащихся. Однако мне хотелось бы здесь остановиться на одном из приемов, который с успехом используется в третьих классах.
В конце урока чтения учителя из средней школы № 1 города Донецка обычно оставляют три-четыре минуты для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам), отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике.
Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Уже через неделю учитель имеет возможность подойти к ученику и сказать: «А ну, давай посмотрим,
сколько у тебя слов было неделю назад». Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке.
Однако следует отметить, что некоторые учителя по неопытности применяют этот прием не совсем правильно. Они создают в процессе применения этого способа не положительное, а отрицательное отношение, возбуждают у ребенка отрицательные эмоции,- и вот тогда дело может обернуться плохим результатом. Мы наблюдали даже один случай аллергии ученика на замеры скорости чтения. Поскольку такой случай, хотя и единичный, имел место, то следует предупредить учителей, что применять стимулирование необходимо очень осторожно, очень внимательно следя за состоянием учеников, ни в коем случае не приводя их к отрицательным эмоциям, к негативному отношению к чтению.
Подводя итоги вышеизложенному, мне хочется обратить ваше внимание на то, что школьная реформа может идти сверху и снизу. На верхних этажах просвещения пересматриваются цели, задачи, программы, учебники. На нижних этажах коллективы школ должны позаботиться о качестве обучения. Первый шаг в усилении качества обучения состоит как раз в обучении оптимальному чтению. Если вы, ваш коллектив поработаете в течение года над этой проблемой, то результаты обучения заметно улучшатся.
Приведу в качестве примера опыт 23-й школы города Донецка. Это восьмилетняя школа в непритязательном микрорайоне. Еще два года назад число хорошо читающих учеников в ней не превышало 12 процентов.
В течение двух лет учителя усиленно работали, используя рассмотренные выше резервы. Сейчас количество хорошо читающих учеников в этой школе составляет 54 процента, то есть превысило половину.
ОТКРОВЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
Школьная реформа буксует. Обновляются планы и программы, а все по-прежнему — суета сует. С горечью надо констатировать, что первая пятилетка перестройки в школе оказалась пятилеткой-пробуксовкой. По нашему мнению, основная причина заключается в пренебрежении к статистическим закономерностям обучения.
Мы тоже шли ошибочными путями, пока не уяснили, что статистические закономерности обучения реально существуют, что их необходимо учитывать. Думается, что читателям небезынтересно будет познакомиться с некоторыми закономерностями. И пусть этот небольшой экскурс умножит ряды ищущих.
Первое, что мы сделали в ходе эксперимента, — определили, как изменяется скорость чтения по годам обучения. Не буду останавливаться на выборе контрольного текста, на методике проведения сотен замеров, приведу лишь полученные значения средней скорости чтения (слов в минуту):
Класс— 104
Класс— 114
Класс— 128
7 класс— 151
8—10 классы—150—160
Значения нарастают, приближаясь к предельному в
7 классе. То есть до 7 класса мы учим детей чи
тать. Когда же их наукам учить? Нельзя ли ускорить
процесс обучения чтению? Учебные программы по разньм
предметам многократно пересматривались, но с самого на
чала все они были обречены на провал из-за низкой техни
ки чтения.
Выводы, которые были сделаны по результатам проведенного нами эксперимента, опубликованы в статье «Трещины начального обучения» (Правда.— 1986.— 14 авг.). В ней мы остро поставили вопрос о финансировании народного образования, о сокращении наполняемости классов. В условиях работы с тридцатью учениками в классе учителя, как правило, не могут достичь нужных результатов обучения. В особенно тяжелом положении находятся учителя окраинных школ города, где семьи не могут компенсировать недоработки школы.
8 надежде, что наши исследования окажут им некоторую
помощь, мы обратились за опытом в одну из лучших
школ Донецка — № 1.
Директор- школы В. Л. Чуйко уделяет большое внимание подбору кадров и работе по повышению их квалификации. Только среди учителей начальных классов трое имеют звание старшего учителя. Внимание администрации к работе начальных классов очень четко пояснила заместитель директора школы А. М. Куренкова:
— В большинстве школ наблюдается явление, получившее название «педагогический обрыв»: в начальных классах, как .правило, 60—70 процентов хорошистов, в средних — лишь 30—40 процентов. У нас же процент хорошистов практически не уменьшается, в начальных классах он составляет 67, в средних — 65. Достигается это предъявлением более высоких, чем принято, требований к уровню учебных умений. Мы стремимся к тому, чтобы дети умели читать в темпе 120 и более слов в минуту, умели писать 80 букв в минуту, безошибочно знали таблицу умножения, до автоматизма довели вычислительные умения.
Нашей лабораторией совместно с областным ИУУ и гороно был обобщен опыт учителей начальных классов этой школы, подготовлен буклет «Чтение, письмо, математика». Приводим три фрагмента этого буклета, посвященных чтению учеников.
Михайловская Н. М.
Систематичность работы
Вряд ли у наших учителей есть какие-то осо,бые «секреты»: все используемые виды и приемы работы описаны в литературе. Поэтому достигаемые нашими учителями результаты можно скорее объяснить систематичностью работы.
Для развития фонематического слуха и артикуляции проводим «речевую зарядку», используя пословицы, поговорки, скороговорки.
Чтение невозможно без звуко-буквенного анализа — ему уделяем большое внимание. В период обучения грамоте постоянно используем слоговую таблицу — составляем предложения и даже рассказы.
На всех уроках чтения обязательна работа над трудными словами и сочетаниями, иначе не устранить «спотыканий», не приобрести навыка уверенного чтения.
Если в классе есть дети, медленно читающие или очень робкие, то необходимо использовать хоровое чтение.
У каждого ребенка есть свое «поле чтения»: один схватывает взглядом одно слово, другой — три, а некоторые—пять-шесть слов. Для расширения «поля чтения» записываем на слайд четыре-пять слов из нового текста и проецируем на экран в течение одной-двух секунд. Сначала результаты были неутешительные: не все дети могли назвать слова, но постепенно учащиеся научились быстро прочитывать их и произносить в предложенном порядке.
Такой же вид работы используется и на уроках русского языка, но уже с грамматическим заданием, например со словами, в которых при написании часто допускаются ошибки.
Развиваем память и отрабатываем выразительность чтения на стихах детских поэтов: Е. Трутневой, Н. Заби-лы, А. Барто и других. Ученики читают часть стихотворения сначала про себя, потом вслух, потом повторяют с закрытыми глазами.
Перед детьми поставлена цель: постепенно достичь скорости чтения 120 слов в минуту. Надо, чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели. Поэтому в конце урока отводится несколько минут для самостоятельного замера скорости чтения. Все читают одну минуту и подсчитывают количество прочитанных слов. Результат записывают в дневник.
Малиненкс А. Г.
Существенный резерв
Уже в первом классе занятия внеклассным чтением позволяют ввести детей в мир детских книг. Книги на эти уроки подбираю яркие, красочно оформленные, с крупными иллюстрациями. Даю возможность -детям посмотреть, полистать их до и после" урока. Если кто-то из учеников на первых уроках внеклассного чтения проявляет пассивность, то назначаю его своим помощником при подготовке следующего урока внеклассного чтения, даю книжки с иллюстрациями, стараюсь заинтересовать рассматриванием картинок, зажечь желание узнать об их содержании подробнее — прочитать текст.
Во втором полугодии можно пробовать силы учеников в самостоятельном чтении под наблюдением учителя. Подбор книг должен быть связан с содержанием уроков классного чтения: либо по тематическому признаку, либо по принадлежности произведений одному автору или одному жанру.
Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье, поэтому на родительском собрании уже в первом классе даю необходимые советы родителям.
Прежде всего надо ознакомиться с содержанием многих детских книг. Покупая ребенку книгу, просмотреть ее самому.
Начинать самостоятельное чтение надо с книг с большими рисунками, так как страница, насыщенная только шрифтом, пугает ребенка. С каждой самостоятельно прочитанной книгой уверенность ребенка растет — и можно постепенно переходить к книгам, не имеющим иллюстраций.
Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научная фантастика, рассказы, стихотворения, басни, фольклор.
Надо организовать семейное чтение книг. Коллективное чтение усиливает восприятие, заражает всех одним настроением и похожими чувствами.
Важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывая ему свои мысли о прочитанном.
ЛунякаЛ. Е.