Зачем необходимо оптимальное чтение
Изложенный выше, довод — не единственный в пользу совершенствования техники чтения. Рассмотрим проблему в нескольких аспектах.
Аспект обучения. При обследовании одной из школ мы нашли ученика восьмого* класса Васю Б., который имел скорость чтения всего 38 слов в минуту. Такую скорость обычно имеют ученики, обучающиеся в первом классе... В восьмом классе домашнее задание на один день в среднем составляет восемь страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 38. Получается приблизительно 170 минут, т. е. около трех часов необходимо Васе, чтобы один tpa3 прочитать тексты домашних заданий. Но при такой низкой технике чтения, естественно, Вася за один раз не поймет то, что написано в учебнике. Ему необходимо минимум трижды прочитать тексты, а трижды три — это уже девять часов; еще прибавим шесть часов, которые Вася пробыл в школе, — получится 15-часовой рабочий день. Мы уже нарушили Кодекс законов о труде. Даже самые загруженные из учителей (учителя русского языка и математики) работают по 10—12 часов в сутки. А здесь у ученика восьмого класса длительность рабочего дня составляет 15 часов, да при этом еще не все учли: ведь есть еще письменные задания. А в восьмом классе это задания по
* Здесь, и далее "использована нумерация классов, существовавшая до 1989 г.
алгебре, геометрии, физике, химии, русскому, украинскому, английскому, сочинения по обеим литературам — русской и украинской. Если прибавить еще затраты времени на письменные задания, то станет совершенно ясно, что 24 часов в сутки не хватит Васе, чтобы выполнить домашние задания. Вася, таким образом, обречен на неуспеваемость... Можете приглашать самых расталантливых учителей, и, тем не менее, они ничем не смогут помочь.
Аспект развития. Быстро обычно читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.
Аспект воспитания. Вряд ли кто-то будет сомневаться, что воспитательная работа зависит от отзывчивости учеников. Поэтому не случайно мы исследовали, каким образом меняется отзывчивость детей по годам обучения. Оказалось, что в 4 классе отзывчивость нарастает, в 5 классе становится еще больше, а вот в 6 классе резко падает, в 7 классе такого падения уже не наблюдается, в 8 классе отзывчивость снова несколько повышается. Возник вопрос: «Чем объясняется данная аномалия? Почему в 6 классе отзывчивость резко падает? На этот вопрос теоретики — педагоги и психологи — ответа вразумительного дать не смогли. Объясняли обычно примитивно: виноваты, мол, возрастные особенности. Нас такой ответ, естественно, не удовлетворил. Не удовлетворил, потому что нам надо управлять отзывчивостью, увеличивать ее, усиливать, а каким образом это делать, опираясь на какие-то возрастные особенности, здесь нам ответа не дали. Мы стали искать ответ сами. Протестировали, проанкетировали в нескольких школах по 26 факторам учеников, собрали данные об их успеваемости, посмотрели, каким образом влияют различные факторы на отзывчивость, и оказалось, что из всех факторов, которые мы рассматривали, наиболее сильное влияние на отзывчивость оказывает обязательность. Построили график изменения обязательности по годам обучения. Оказалось, что обязательность изменяется следующим образом. В 4 классе растет, в 5 классе несколько падает, в 6 классе падает более сильно. Что же получается? Обязательность и отзывчивость тесно связаны. Возможна здесь причинно-следственная связь. Но что, в таком случае, может являться причиной, а что — следствием? Обязательность меняется раньше, чем отзывчивость. Поэтому на статистически значимом уровне мы
могли предположить, что именно обязательность или, точнее, ее изменение приводит к изменению отзывчивости.
Проделав аналогичные операции повторно, мы нашли факторы, влияющие на обязательность. Оказалось, что здесь тесная связь с успеваемостью. Построили график изменения успеваемости по годам обучения. Обнаружилось, что резкое падение успеваемости наблюдается в 4 классе. Это всем хорошо знакомый эффект. В 3 классе 60—70% хорошистов, в 4 классе число хорошистов резко снижается (до 30—40%). Что же касается успеваемости, то мы с вами уже знаем, что наиболее сильное влияние на успеваемость оказывает скорость чтения.
Итак, результатом исследования оказалось выявление цепочки явлений, существование которой доказано на статистически достоверном уровне — не ниже 95%. Осмыслим эту цепочку явлений. Если в 3 классе ученики плохо читают, то в 4 классе падает их успеваемость. Теперь большинство учеников в классе учится на тройки. В классе преобладает психология не хорошиста, а психология троечника. Это пагубная психология: она приводит к явлению психологического заражения, подчиняя себе все большее и большее количество учеников.
В чем смысл психологического заражения, наблюдающегося в 4 классе? Большинство учеников рассуждает следующим образом. Учиться хорошо — на «4» и «5» — недостижимо. Двойку все равно не поставят. Значит, единственный вариант — тройка. Хоть учись, хоть не учись — все равно — тройка. Ну а если так, то легче не учиться, чем учиться. К концу 4 класса дети начинают хорошо понимать это, а в 5 классе многие из них перестают выполнять самостоятельно домашние задания, относятся к учебе, мягко говоря, наплевательски.
Если продлить цепочку явлений в 7—8 классы, то мы увидим, что падение отзывчивости в 6 классе приводит практически к слому воспитательной работы: в 7 классе увеличивается число трудны«х учеников, в 8 классе некоторые из них совершают правонарушения. Причем если раньше пик правонарушений приходился на середину восьмых классов, то сейчас приходится на начало восьмого класса.
Мы сравнивали показатели восьмиклассников-правонарушителей, находящихся в специальном СПТУ, и восьмиклассников из обычных массовых школ. Оказалось, что основные различия у них не там, где мы ожидали. Мы ожидали, что прежде всего будет виновата семья. Небла-
гополучная семья — поэтому неблагополучный ребенок, поэтому он попал на скамью подсудимых. Ничего подобного: в специальном СПТУ содержались дети из разных семей, были и из весьма благополучных семей, с известными фамилиями, а основные различия между правонарушителями и их сверстниками из массовых школ лежали совсем в другой плоскости. Несовершеннолетние правонарушители, как правило, имели слабую начальную подготовку. Они в полтора раза медленнее читали, чем их сверстники из массовых школ, в 1,7 раза медленнее-считали, по уровню позитивной инициативности они отличались более чем в 2,5 раза. Что касается отзывчивости, то здесь отличия были самые существенные, более' чем в три раза.
Экономический аспект. Приведу здесь данные, на первый взгляд далекие от системы просвещения. В японском концерне «Хитачи» шесть тысяч рабочих (1.—См. здесь и далее список источников на с. 32). Ежегодно они подают 120—-130 тысяч рацпредложений, то есть в среднем каждый-рабочий подает в год 20 рацпредложений. Другого такого предприятия не найдется ни в Японии, ни в любой другой стране мира. Экономический эффект от внедрения части рацпредложений составляет более 250 миллионов долларов в год, или более половины доходов концерна. Когда эти данные были опубликованы, в Японию нагрянули экономисты из разных стран — Англии, Франции, ФРГ, Соединенных Штатов. Оказалось, что столь высокий результат объясняется очень просто: рабочих концерна «Хитачи» отличает высокий уровень образованности. У 90 процентов рабочих — образование не ниже среднего западноевропейского. Более половины рабочих имеют высшее образование, причем высшее образование, за которое платили из своего кармана.
По официальным данным, опубликованным у нас, 38 процентов населения Японии имеют высшее образование, а это значит, что не только служащие, не только руководящие работники, а и многие представители рабочего класса имеют этот уровень. Это не случайно: для японца образование — это средство выжить... Надо ли говорить, что высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения.
Приведу еще пример. В Соединенных Штатах на многих предприятиях не принимают на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту. Считается, что при низкой скорости чтения он просто утонет в. потоке бумаг.
И д е й н о-п олитический аспект. Запишем дробь. В числителе 40 000, в знаменателе 80. Поясним эти цифры. 40 тысяч слов — это объем газеты «Правда» на 6 страницах, 80 слов в минуту — такую скорость чтения имеют многие наши восьмиклассники, идущие в ПТУ, то есть без пяти минут рабочие. Давайте прикинем, сколько времени потребуется этому будущему рабочему, чтобы прочитать газету «Правда». 40 000 разделим на 80. Получается 500 минут, или восьмичасовой рабочий день.
Если же мы вспомним того Васю, у которого скорость чтения была всего 38 слов в минуту, то ему для прочтения газеты «Правда» потребуется два рабочих дня.
Ни о каком идейно-политическом воспитании масс при таких условиях говорить не приходится. Эти факты пробуждают невольно такую ассоциацию: я вспоминаю слова Ленина о трех врагах Советской власти: враг номер один— коммунистическое чванство, враг номер два — неграмотность, враг номер три — взятка. Неграмотности как будто сейчас нет. Но, оказывается, полуграмотность ничем не лучше.
Мы рассмотрели необходимость оптимального чтения в пяти аспектах. Думается, что приведенных примеров достаточно, чтобы убедить читателей в том, что оптимальное чтение действительно необходимо.
ЧТО ДЕЛАТЬ
«Что делать?» — это классический вопрос русской интеллигенции. Помните, у Чернышевского «Что делать?», у Ленина тоже «Что делать?». Этот вопрос всегда возни-
кает в критических ситуациях. Есть кризис или предкризисное состояние — обязательно возникнет вопрос «что делать?».
Сейчас система просвещения находится в состоянии кризиса.
Если ослабевают связи между звеньями системы, если результат работы начальных классов не устраивает учителей, работающих в 4 классе, если результат работы восьмых классов не устраивает работников СПТУ, если результаты работы десятых классов не устраивают вузы, если работа вузов, т. ё. подготовка молодых специалистов, не устраивает директоров школ, то вполне позволительно говорить о том, что связи системы просвещения разрушены, что система находится в состоянии кризиса. Я подчеркиваю: не в предкризисном состоянии, а в состоянии кризиса, причем очень глубокого. Мы тем быстрее выйдем из состояния кризиса, чем быстрее наладим связи между звеньями.
Самое слабое звено — это начальные классы. Здесь мы, можно сказать, теряем 60—70 процентов учеников. Далее они не могут учиться на «4» и «5». Уже в 4 классе увеличивается объем информации, а низкая техника чтения не способствует ее освоению...
Поэтому вопрос «что делать?» применительно к проблемам школьной реформы может быть сначала ограничен: «Что делать в начальных классах?», а затем переведен в более конкретную плоскость: «С какой скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?»
Рассмотрим три существующие точки зрения на необходимую скорость чтения учащихся в конце начального обучения.
Первая точка эрения принадлежит бывшему Министерству просвещения СССР. В Программе для начальных классов средней общеобразовательной школы было определено, что скорость чтения к концу третьего класса должна составлять 80—90 слов в минуту.
Вторая точка зрения принадлежит Н. А. Лошкаре-вой (2), доценту Московского педагогического государственного университета имени В. И. Ленина. В брошюре, которая была широко распространена в школах (она была утверждена Главным управлением школ), приводится рекомендация: к концу третьего' класса желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту.
И, наконец, третья точка зрения. Она принадлежит видному украинскому педагогу В. А. Сухомлинскому. В своей книге «Разговор с молодым директором школы» (3, с. 19) он пишет, что беглое чтение, нормальное чтение — это чтение в темпе 150—300 слов в минуту. Если даже взять нижнюю грань этой рекомендации, то есть 150 слов в минуту, то и тогда третья точка зрения не совпадает с первой. Как же выпутаться практикам из этих Противоречивых рекомендаций?
Мы прибегли к очень простому рецепту: «Прав всегда потребитель». Давайте посмотрим, как учатся в средних классах дети, по-разному закончившие начальные классы.
Мы пришли в одну из школ. Попросили журналы 6—8 классов. Выписали фамилии отличников в один список, фамилии хорошистов в другой список, оставшиеся составили список троечников. Попросили, чтобы нам из архива школы дали журнал, который велся несколько лет назад, когда эти ученики занимались еще в третьем классе, тот журнал, в котором регистрировалась скорость чтения учеников. Что же выяснилось? Те, кто стал отличником, имели в конце третьего класса скорость чтения 130—170 слов в минуту. В среднем это примерно 150 слов в минуту. Те, кто в 6—8 классах стали хорошистами, имели в конце 3 класса скорость чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это примерно 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80—90 слов в минуту (приближенно, конечно). Такова закономерность.
Давайте выпишем ее:
«5»—150 «4»— 120 «3»— 90
Это закономерность, которой нельзя пренебрегать, которую надо учитывать в нашей работе. Следовательно, если учитель начальных классов хочет, чтобы все его. питомцы занимались преимущественно на «5», он должен выполнять рекомендацию В. А. Сухомлинского. Если он ставит* более скромные задачи, если он хочет, чтобы все его питомцы были хорошистами, то он должен прислушиваться к рекомендации Н. А. Лошкаревой — выйти на уровень 120 слов в минуту. А если он хочет, чтобы все его питомцы стали троечниками, тогда ему достаточно выполнить определенный программой норматив. Такова логика —логика, продиктованная существованием закономерности.
В реальных условиях вряд ли в какой-то школе возможно, чтобы все дети учились на «5». Но с другой стороны, какой педагогический коллектив может удовлетвориться тем, что большинство учащихся занимается на «3»? Это является причиной отрицательного психологического заражения школьников по отношению к учебе. Очевидно, нас всех устроило бы такое положение, чтобы большая часть учеников занималась на «4». А для этого мы должны стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но реально ли это? Может быть, это лишь благие пожелания, а выйти на этот уровень нельзя? Ведь нельзя не принимать во внимание многие факторы обучения. Так, например, разные ученики имеют разный темперамент. Холерики, как правило, говорят и читают в темпе не ниже 150 слов в минуту. Некоторые холерики говорят даже в темпе скороговорки—это 180 слов в минуту и более. Для сангвиников наиболее типичный диапазон совпадает с оптимальным диапазоном 120—150 слов в минуту. Значит, холерики и сангвиники могут выйти на уровень 120 слов в минуту. Хуже дело обстоит с флегматиками и меланхоликами. Для этих категорий учеников вряд ли достижима скорость чтения 120 слов в минуту. Но природа не обходится без подарков. Такой подарок она преподнесла и нам, учителям. Дело в том, что большинство наших учеников являются холериками и сангвиниками. По данным НИИ психологии Украины более 90 процентов учеников относится к этим двум категориям. Флегматики и меланхолики составляют менее 10 процентов, то есть не более 3—4 человек в классе.
Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает следующий вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости — скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать?