Резервы обучения чтению: Кн. для учителя.
В. Н. Зайцев
РЕЗЕРВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ
Книга для учителя
МОСКВА
«ПРОСВЕЩЕНИЕ»
Зайцев В. Н.
Резервы обучения чтению: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. —32 с—ISBN 5-09-003469-9.
В книге рассматриваются вопросы совершенствования навыков чтения в начальных классах общеобразовательной школы. Предлагаемые рекомендации обеспечивают высокую результативность обучения чтению в классах с большой наполняемостью. Могут быть полезны для студентов педагогических специальностей, учащихся педучилищ и родителей.
ОТ АВТОРА
Эта брошюра подготовлена лабораторией педагогической диагностики Донецкого государственного университета по многочисленным просьбам учителей начальных классов дать описание «метода Зайцева». На самом деле такого метода не существует, но есть система рекомендаций по использованию технологичных приемов обучения чтению, позволяющая добиться высоких результатов обучения даже в классах с высокой наполняемостью.
Накопленная по разным каналам информация нуждалась в анализе, в проверке на пригодность для условий переполненных классов окраинных школ города. С этой целью в октябре 1986 года была создана творческая группа учителей начальных классов и начата экспериментальная проверка предложений. Результаты не замедлили сказаться, и уже в январе 1987 года началось стихийное паломничество учителей. За пять месяцев у нас побывало 1300 учителей Донецка, области и других областей —эго было неформальное признание правильности курса на повышение технологичности обучения чтению.
В отборе приемов обучения чтению, в экспериментальной проверке их эффективности принимали участие учителя начальных классов средней школы № 1 и восьмилетней школы № 23 города Донецка, лучшие учителя других школ города, творческая группа при лаборатории педагогической диагностики, работники Донецкого гороно В. А. Лактионов и Е. Н. Днепровская, заведующая кабинетом начального обучения Донецкого областного института усовершенствования учителей Г. А. Ярош. Автор приносит благодарность всем, кто участвовал в эксперименте. Особо хочется отметить вклад одного из учеников профессора И. Т. Федоренко, учителя из города Старобельска Луганской области И. Г. Пальченко.
ЧТО ДЕЛАТЬ
«Что делать?» — это классический вопрос русской интеллигенции. Помните, у Чернышевского «Что делать?», у Ленина тоже «Что делать?». Этот вопрос всегда возни-
кает в критических ситуациях. Есть кризис или предкризисное состояние — обязательно возникнет вопрос «что делать?».
Сейчас система просвещения находится в состоянии кризиса.
Если ослабевают связи между звеньями системы, если результат работы начальных классов не устраивает учителей, работающих в 4 классе, если результат работы восьмых классов не устраивает работников СПТУ, если результаты работы десятых классов не устраивают вузы, если работа вузов, т. ё. подготовка молодых специалистов, не устраивает директоров школ, то вполне позволительно говорить о том, что связи системы просвещения разрушены, что система находится в состоянии кризиса. Я подчеркиваю: не в предкризисном состоянии, а в состоянии кризиса, причем очень глубокого. Мы тем быстрее выйдем из состояния кризиса, чем быстрее наладим связи между звеньями.
Самое слабое звено — это начальные классы. Здесь мы, можно сказать, теряем 60—70 процентов учеников. Далее они не могут учиться на «4» и «5». Уже в 4 классе увеличивается объем информации, а низкая техника чтения не способствует ее освоению...
Поэтому вопрос «что делать?» применительно к проблемам школьной реформы может быть сначала ограничен: «Что делать в начальных классах?», а затем переведен в более конкретную плоскость: «С какой скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?»
Рассмотрим три существующие точки зрения на необходимую скорость чтения учащихся в конце начального обучения.
Первая точка эрения принадлежит бывшему Министерству просвещения СССР. В Программе для начальных классов средней общеобразовательной школы было определено, что скорость чтения к концу третьего класса должна составлять 80—90 слов в минуту.
Вторая точка зрения принадлежит Н. А. Лошкаре-вой (2), доценту Московского педагогического государственного университета имени В. И. Ленина. В брошюре, которая была широко распространена в школах (она была утверждена Главным управлением школ), приводится рекомендация: к концу третьего' класса желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту.
И, наконец, третья точка зрения. Она принадлежит видному украинскому педагогу В. А. Сухомлинскому. В своей книге «Разговор с молодым директором школы» (3, с. 19) он пишет, что беглое чтение, нормальное чтение — это чтение в темпе 150—300 слов в минуту. Если даже взять нижнюю грань этой рекомендации, то есть 150 слов в минуту, то и тогда третья точка зрения не совпадает с первой. Как же выпутаться практикам из этих Противоречивых рекомендаций?
Мы прибегли к очень простому рецепту: «Прав всегда потребитель». Давайте посмотрим, как учатся в средних классах дети, по-разному закончившие начальные классы.
Мы пришли в одну из школ. Попросили журналы 6—8 классов. Выписали фамилии отличников в один список, фамилии хорошистов в другой список, оставшиеся составили список троечников. Попросили, чтобы нам из архива школы дали журнал, который велся несколько лет назад, когда эти ученики занимались еще в третьем классе, тот журнал, в котором регистрировалась скорость чтения учеников. Что же выяснилось? Те, кто стал отличником, имели в конце третьего класса скорость чтения 130—170 слов в минуту. В среднем это примерно 150 слов в минуту. Те, кто в 6—8 классах стали хорошистами, имели в конце 3 класса скорость чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это примерно 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80—90 слов в минуту (приближенно, конечно). Такова закономерность.
Давайте выпишем ее:
«5»—150 «4»— 120 «3»— 90
Это закономерность, которой нельзя пренебрегать, которую надо учитывать в нашей работе. Следовательно, если учитель начальных классов хочет, чтобы все его. питомцы занимались преимущественно на «5», он должен выполнять рекомендацию В. А. Сухомлинского. Если он ставит* более скромные задачи, если он хочет, чтобы все его питомцы были хорошистами, то он должен прислушиваться к рекомендации Н. А. Лошкаревой — выйти на уровень 120 слов в минуту. А если он хочет, чтобы все его питомцы стали троечниками, тогда ему достаточно выполнить определенный программой норматив. Такова логика —логика, продиктованная существованием закономерности.
В реальных условиях вряд ли в какой-то школе возможно, чтобы все дети учились на «5». Но с другой стороны, какой педагогический коллектив может удовлетвориться тем, что большинство учащихся занимается на «3»? Это является причиной отрицательного психологического заражения школьников по отношению к учебе. Очевидно, нас всех устроило бы такое положение, чтобы большая часть учеников занималась на «4». А для этого мы должны стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но реально ли это? Может быть, это лишь благие пожелания, а выйти на этот уровень нельзя? Ведь нельзя не принимать во внимание многие факторы обучения. Так, например, разные ученики имеют разный темперамент. Холерики, как правило, говорят и читают в темпе не ниже 150 слов в минуту. Некоторые холерики говорят даже в темпе скороговорки—это 180 слов в минуту и более. Для сангвиников наиболее типичный диапазон совпадает с оптимальным диапазоном 120—150 слов в минуту. Значит, холерики и сангвиники могут выйти на уровень 120 слов в минуту. Хуже дело обстоит с флегматиками и меланхоликами. Для этих категорий учеников вряд ли достижима скорость чтения 120 слов в минуту. Но природа не обходится без подарков. Такой подарок она преподнесла и нам, учителям. Дело в том, что большинство наших учеников являются холериками и сангвиниками. По данным НИИ психологии Украины более 90 процентов учеников относится к этим двум категориям. Флегматики и меланхолики составляют менее 10 процентов, то есть не более 3—4 человек в классе.
Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает следующий вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости — скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать?
Тексты зрительных диктантов
(по И. Т. Федоренко)
Предложения | Число букв | Время экспозиции | |
Набор № 1 | |||
Тает снег | |||
Идет дождь | |||
Небо хмурое | |||
Коля заболел | |||
Запели птицы | |||
Поле опустело | |||
Набор № 2 | |||
Трещат морозы | |||
Я ищу землянику | |||
В лесу росла ель | е | ||
Наступила осень | |||
Дни стали короче | |||
В лесу много берез | |||
Набор № 3 | |||
Прилетели птички | о | ||
Ярко светит солнце | |||
Лида вытерла доску | |||
Весело бегут ручьи | |||
Подул резкий ветер | оо | ||
Зоя прилежно учится | |||
Набор № 4 | |||
Дятел долбил дерево | |||
Я хочу посадить цветы | |||
Иней украсил деревья | |||
Без воды цветы завянут | |||
Пролетело жаркое лето | |||
Возле дома посадили ель | |||
Набор № 5 | |||
Солнышко светит и греет | |||
Федя решал задачу у доски загорелась в небе зорька | |||
На деревьях сверкал иней | |||
Город Киев стоит на Днепре | |||
В лесу собирают землянику | |||
Набор № 6 | |||
Зимой река покрылась льдом | |||
Мальчик подарил маме цветы | |||
Дежурные стерли пыль с доски | |||
Колхозники работают на лугу | |||
На огород забрались цыплята | |||
Мы жили возле березовой рощи |
№ | Предложения | Число бука | Время экспозиции |
Набор № 7 | |||
2 3 4 5 6 | Небо покрылось серыми тучами Дети посадили во дворе акацию Бабушка купила внуку букварь Землю согрело теплое солнышко Моя сестра работает на фабрике Ласково грело весеннее солнце | 25• 25 | 4 4 4 4 |
Набор № 8 | |||
1 2 3 4 5 б | Идет дождик Мы любим наш Киев Бабушка печет пирог У Андрея чистая тетрадь Помогай своему товарищу Быть здоровым очень важно | 17 20 21 22 | 7 8 10 10 10 |
Набор № 9 | |||
1 2 3 4 5 6 | Вода в море соленая на вкус Наша страна борется за мир Началась большая перемена Дети ходили в лес за грибами Руки надо мыть водой с мылом Красивы улицы нашего города | 22 22 23 23 23 24 | 7 7 7 7 7 7 |
Набор № Ю | |||
1 2 5 б | Москва — столица нашей Родины Школьники поливают саженцы Депутаты съехались на съезд Надо быть честным и правдивым Звезды сияют на башнях Кремля Летом наша семья жила на Волге | 24 24 24 25 25 25 | 5 5 5 5 5 5 |
Набор № 11 | |||
1 2 5 6 | Весело колосится густая рожь Поля запорошило белым снегом Мы читали интересный рассказ Мичурин много и упорно работал Новые дома растут очень быстро Из машины вышел наш учитель | 25 25 25 26 26 26 | 4 4 4 4 4 4 |
Набор № 12 | |||
1 2 3 4 5 6 | Мальчики принесли сухих веток В поле поспевает рожь и пшеница На стройку привезли рамы и двери Дети всех стран хотят жить в мире Свежий ветерок повеял прохладой Сверкнула молния, и загремел гром | 26 26 27 27 28 28 | 4 4 4 4 4 4 |
Продолжение
м | Предложения | Число букв | Время экспозиции |
Набор № 13 | |||
Давно скосили и убрали луга и поля | |||
Белка взобралась на верхнюю ветку | |||
Солнце светило ярко, и дети купа- | |||
лись | |||
Травы скашивают во время их цве- | |||
тения | |||
Дедушка Филипп пасет коров | |||
Люблю я в поле встречать восход | |||
солнца | |||
Набор № 14 | |||
Поднялась за рекой большая серая | |||
туча | |||
В далекой тайге живут охотники- | |||
эвенки | |||
Все радовались встрече с космонав- | |||
4 | тами | ||
Разведчики отправились в опасный | |||
путь | |||
Дружная семья и землю превратит | |||
в золото | |||
Обувь всегда необходимо очищать | |||
от пыли | |||
Набор № 15 | |||
Зацветет, зазеленеет наш веселый | |||
огород | |||
Меж редеющих верхушек показалась | |||
синева | |||
Хороши привольные широкие степи Украины На смелого собака лает, а трусливо- | |||
го кусает | |||
Павел и Вика любят читать волшеб- | |||
ГУ | ные сказки | ||
Наш народ хочет жить в мире со | |||
всеми народами | |||
Набор № 16 | |||
В тайге водятся хищные животные: | |||
волки, рыси . | |||
Сквозь волнистые туманы пробира- | |||
ется луна | |||
Школьники готовятся к новому учеб- | |||
ному году | |||
Много работы в яблоневом саду | |||
ранней весной |
Продолжение
Предложения | Число букв | Время экспозиции | |
На берегу моря раскинулся спортиз- | |||
ный лагерь | |||
Скоро небо покроется тучами, замо- | |||
росит дождь | |||
Набор № 17 | |||
Однажды в студеную зимнюю пору | |||
я из лесу вышел | |||
Пробилась из-под земли вода, и ро- | |||
дился родничок | б | ||
Мы посадили во дворе елочки, липы, | |||
клены и березы. | |||
Цветы были незнакомые, похожие | |||
на колокольчики | |||
Прохладная вода хорошо освежила | |||
уставших ребят | |||
Играют волны, ветер свищет, и мач- | |||
та гнется и скрипит | |||
Набор № 18 | |||
На полях выращивают картофель, | |||
свеклу, морковь, лук | |||
Каждый день тысячи людей въезжа- | |||
ют в новые квартиры | 43. | ||
Занятия спортом помогают людям | |||
сохранить здоровье | |||
По лесной заросшей тропе идет | |||
группа туристов | |||
Мальчик подошел к окну и увидел | |||
за рощей строящийся дом | |||
Советский Союз живет в мире и | |||
дружбе с другими народами |
чать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый нз учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше (кто-то на два слова, кто-то на пять, кто-то на 15 слов больше). Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание
и потренировать на этом же отрывке текста артикуляционный аппарат, т. е. использовать следующее упражнение системы Федоренко—Пальченко (чтение в темпе скороговорки).
При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем учитель начинает третье упражнение, обращаясь к ребятам так: «Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно». Дети прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо, по выражению И. Г. Пальченко. чЧудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время, через две-три недели, чтение ребенка заметно улучшится.
Теперь мы переходим к последней рекомендации.
Учителя начальных классов имеют много приемов стимулирования учащихся. Однако мне хотелось бы здесь остановиться на одном из приемов, который с успехом используется в третьих классах.
В конце урока чтения учителя из средней школы № 1 города Донецка обычно оставляют три-четыре минуты для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам), отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике.
Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Уже через неделю учитель имеет возможность подойти к ученику и сказать: «А ну, давай посмотрим,
сколько у тебя слов было неделю назад». Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке.
Однако следует отметить, что некоторые учителя по неопытности применяют этот прием не совсем правильно. Они создают в процессе применения этого способа не положительное, а отрицательное отношение, возбуждают у ребенка отрицательные эмоции,- и вот тогда дело может обернуться плохим результатом. Мы наблюдали даже один случай аллергии ученика на замеры скорости чтения. Поскольку такой случай, хотя и единичный, имел место, то следует предупредить учителей, что применять стимулирование необходимо очень осторожно, очень внимательно следя за состоянием учеников, ни в коем случае не приводя их к отрицательным эмоциям, к негативному отношению к чтению.
Подводя итоги вышеизложенному, мне хочется обратить ваше внимание на то, что школьная реформа может идти сверху и снизу. На верхних этажах просвещения пересматриваются цели, задачи, программы, учебники. На нижних этажах коллективы школ должны позаботиться о качестве обучения. Первый шаг в усилении качества обучения состоит как раз в обучении оптимальному чтению. Если вы, ваш коллектив поработаете в течение года над этой проблемой, то результаты обучения заметно улучшатся.
Приведу в качестве примера опыт 23-й школы города Донецка. Это восьмилетняя школа в непритязательном микрорайоне. Еще два года назад число хорошо читающих учеников в ней не превышало 12 процентов.
В течение двух лет учителя усиленно работали, используя рассмотренные выше резервы. Сейчас количество хорошо читающих учеников в этой школе составляет 54 процента, то есть превысило половину.
ОТКРОВЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
Школьная реформа буксует. Обновляются планы и программы, а все по-прежнему — суета сует. С горечью надо констатировать, что первая пятилетка перестройки в школе оказалась пятилеткой-пробуксовкой. По нашему мнению, основная причина заключается в пренебрежении к статистическим закономерностям обучения.
Мы тоже шли ошибочными путями, пока не уяснили, что статистические закономерности обучения реально существуют, что их необходимо учитывать. Думается, что читателям небезынтересно будет познакомиться с некоторыми закономерностями. И пусть этот небольшой экскурс умножит ряды ищущих.
Первое, что мы сделали в ходе эксперимента, — определили, как изменяется скорость чтения по годам обучения. Не буду останавливаться на выборе контрольного текста, на методике проведения сотен замеров, приведу лишь полученные значения средней скорости чтения (слов в минуту):
Класс— 104
Класс— 114
Класс— 128
7 класс— 151
8—10 классы—150—160
Значения нарастают, приближаясь к предельному в
7 классе. То есть до 7 класса мы учим детей чи
тать. Когда же их наукам учить? Нельзя ли ускорить
процесс обучения чтению? Учебные программы по разньм
предметам многократно пересматривались, но с самого на
чала все они были обречены на провал из-за низкой техни
ки чтения.
Выводы, которые были сделаны по результатам проведенного нами эксперимента, опубликованы в статье «Трещины начального обучения» (Правда.— 1986.— 14 авг.). В ней мы остро поставили вопрос о финансировании народного образования, о сокращении наполняемости классов. В условиях работы с тридцатью учениками в классе учителя, как правило, не могут достичь нужных результатов обучения. В особенно тяжелом положении находятся учителя окраинных школ города, где семьи не могут компенсировать недоработки школы.
8 надежде, что наши исследования окажут им некоторую
помощь, мы обратились за опытом в одну из лучших
школ Донецка — № 1.
Директор- школы В. Л. Чуйко уделяет большое внимание подбору кадров и работе по повышению их квалификации. Только среди учителей начальных классов трое имеют звание старшего учителя. Внимание администрации к работе начальных классов очень четко пояснила заместитель директора школы А. М. Куренкова:
— В большинстве школ наблюдается явление, получившее название «педагогический обрыв»: в начальных классах, как .правило, 60—70 процентов хорошистов, в средних — лишь 30—40 процентов. У нас же процент хорошистов практически не уменьшается, в начальных классах он составляет 67, в средних — 65. Достигается это предъявлением более высоких, чем принято, требований к уровню учебных умений. Мы стремимся к тому, чтобы дети умели читать в темпе 120 и более слов в минуту, умели писать 80 букв в минуту, безошибочно знали таблицу умножения, до автоматизма довели вычислительные умения.
Нашей лабораторией совместно с областным ИУУ и гороно был обобщен опыт учителей начальных классов этой школы, подготовлен буклет «Чтение, письмо, математика». Приводим три фрагмента этого буклета, посвященных чтению учеников.
Михайловская Н. М.
Систематичность работы
Вряд ли у наших учителей есть какие-то осо,бые «секреты»: все используемые виды и приемы работы описаны в литературе. Поэтому достигаемые нашими учителями результаты можно скорее объяснить систематичностью работы.
Для развития фонематического слуха и артикуляции проводим «речевую зарядку», используя пословицы, поговорки, скороговорки.
Чтение невозможно без звуко-буквенного анализа — ему уделяем большое внимание. В период обучения грамоте постоянно используем слоговую таблицу — составляем предложения и даже рассказы.
На всех уроках чтения обязательна работа над трудными словами и сочетаниями, иначе не устранить «спотыканий», не приобрести навыка уверенного чтения.
Если в классе есть дети, медленно читающие или очень робкие, то необходимо использовать хоровое чтение.
У каждого ребенка есть свое «поле чтения»: один схватывает взглядом одно слово, другой — три, а некоторые—пять-шесть слов. Для расширения «поля чтения» записываем на слайд четыре-пять слов из нового текста и проецируем на экран в течение одной-двух секунд. Сначала результаты были неутешительные: не все дети могли назвать слова, но постепенно учащиеся научились быстро прочитывать их и произносить в предложенном порядке.
Такой же вид работы используется и на уроках русского языка, но уже с грамматическим заданием, например со словами, в которых при написании часто допускаются ошибки.
Развиваем память и отрабатываем выразительность чтения на стихах детских поэтов: Е. Трутневой, Н. Заби-лы, А. Барто и других. Ученики читают часть стихотворения сначала про себя, потом вслух, потом повторяют с закрытыми глазами.
Перед детьми поставлена цель: постепенно достичь скорости чтения 120 слов в минуту. Надо, чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели. Поэтому в конце урока отводится несколько минут для самостоятельного замера скорости чтения. Все читают одну минуту и подсчитывают количество прочитанных слов. Результат записывают в дневник.
Малиненкс А. Г.
Существенный резерв
Уже в первом классе занятия внеклассным чтением позволяют ввести детей в мир детских книг. Книги на эти уроки подбираю яркие, красочно оформленные, с крупными иллюстрациями. Даю возможность -детям посмотреть, полистать их до и после" урока. Если кто-то из учеников на первых уроках внеклассного чтения проявляет пассивность, то назначаю его своим помощником при подготовке следующего урока внеклассного чтения, даю книжки с иллюстрациями, стараюсь заинтересовать рассматриванием картинок, зажечь желание узнать об их содержании подробнее — прочитать текст.
Во втором полугодии можно пробовать силы учеников в самостоятельном чтении под наблюдением учителя. Подбор книг должен быть связан с содержанием уроков классного чтения: либо по тематическому признаку, либо по принадлежности произведений одному автору или одному жанру.
Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье, поэтому на родительском собрании уже в первом классе даю необходимые советы родителям.
Прежде всего надо ознакомиться с содержанием многих детских книг. Покупая ребенку книгу, просмотреть ее самому.
Начинать самостоятельное чтение надо с книг с большими рисунками, так как страница, насыщенная только шрифтом, пугает ребенка. С каждой самостоятельно прочитанной книгой уверенность ребенка растет — и можно постепенно переходить к книгам, не имеющим иллюстраций.
Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научная фантастика, рассказы, стихотворения, басни, фольклор.
Надо организовать семейное чтение книг. Коллективное чтение усиливает восприятие, заражает всех одним настроением и похожими чувствами.
Важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывая ему свои мысли о прочитанном.
ЛунякаЛ. Е.
Балашкова А. Н.
Важно учитывать организационные «мелочи»: рассаживать слабых учеников с сильными; уделять внимание той части рассказа, к которой есть иллюстрация; проводить специальную подготовку детей к выразительному чтению, определяя по особенностям текста, как надо читать: быстро или медленно, громко или тихо, а может быть, ласково, нежно. Дети должны читать так, как читают другу, маме, бабушке. При таком настрое снимается излишняя напряженность.
ф Буряк Н. С, Урсол Л. Ф.,
Вишневская Т. С,
Многие учителя эффективно используют помощь (родителей при обучении детей чтению. Чтобы эта помощь была эффективнее, надо родителям показать отдельные виды упражнений.
Кобец Н. В.
Для стимулирования домашнего чтения можно в классе прочитать интересный эпизод из книги.
Хорошо стимулирует и чтение в паре. Если предупредить детей, что на следующем уроке будет такое чтение, то они дома очень старательно работают с текстом.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Эглау X. О. Борьба гигантов. Экономическое со
перничество Европы, США и Японии. — М., Г986. — С. 66,
233.
2. Лошкарева Н. А. Рекомендации о развитии об
щих учебных умений и навыков школьников. — Киев,
1984. —С. 17.
3. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым ди
ректором школы. —М., 1982. —С. 19—20; 168—169.
4. Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к ус
воению знаний. — Киев, 1980.
5. Зайцев В. Н. и др. Заочный педсовет. — До
нецк, 1987.— С. 5—6,
СОДЕРЖАНИЕ
От автора........................................................................................................... 3
Что такое оптимальное чтение .... 4
Зачем необходимо оптимальное чтение . . . . 6
Что делать........................................ '................................ Ю
Как добиться оптимальной скорости чтения............................. 14
Откровение закономерностей................................................................... 26
Учебное издание
В. Н. Зайцев
РЕЗЕРВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ
Книга для учителя
МОСКВА
«ПРОСВЕЩЕНИЕ»
Зайцев В. Н.
Резервы обучения чтению: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. —32 с—ISBN 5-09-003469-9.
В книге рассматриваются вопросы совершенствования навыков чтения в начальных классах общеобразовательной школы. Предлагаемые рекомендации обеспечивают высокую результативность обучения чтению в классах с большой наполняемостью. Могут быть полезны для студентов педагогических специальностей, учащихся педучилищ и родителей.
ОТ АВТОРА
Эта брошюра подготовлена лабораторией педагогической диагностики Донецкого государственного университета по многочисленным просьбам учителей начальных классов дать описание «метода Зайцева». На самом деле такого метода не существует, но есть система рекомендаций по использованию технологичных приемов обучения чтению, позволяющая добиться высоких результатов обучения даже в классах с высокой наполняемостью.
Накопленная по разным каналам информация нуждалась в анализе, в проверке на пригодность для условий переполненных классов окраинных школ города. С этой целью в октябре 1986 года была создана творческая группа учителей начальных классов и начата экспериментальная проверка предложений. Результаты не замедлили сказаться, и уже в январе 1987 года началось стихийное паломничество учителей. За пять месяцев у нас побывало 1300 учителей Донецка, области и других областей —эго было неформальное признание правильности курса на повышение технологичности обучения чтению.
В отборе приемов обучения чтению, в экспериментальной проверке их эффективности принимали участие учителя начальных классов средней школы № 1 и восьмилетней школы № 23 города Донецка, лучшие учителя других школ города, творческая группа при лаборатории педагогической диагностики, работники Донецкого гороно В. А. Лактионов и Е. Н. Днепровская, заведующая кабинетом начального обучения Донецкого областного института усовершенствования учителей Г. А. Ярош. Автор приносит благодарность всем, кто участвовал в эксперименте. Особо хочется отметить вклад одного из учеников профессора И. Т. Федоренко, учителя из города Старобельска Луганской области И. Г. Пальченко.