Анализ практического (лабораторного) занятия
курс/ группа___________________ дисциплина_______________________________________________________________
тема___________________________________________________________________________________________________
тип учебного занятия________________________ место занятия в рабочей программе курса__________________________
дата ___________ время____________ аудитория _______________
№ | Критерии анализа и пояснения | Характеристики занятия |
1. | Организационные вопросы учебного занятия Структура учебного занятия. Своевременность начала и окончания. Содержание и длительность организационного периода. Рациональность использования времени. Уровень организованности студентов и требовательность преподавателя. Дисциплинарные замечания и их целесообразность. Сосредоточенность и устойчивость внимания студентов на всех этапах учебного занятия. Эмоциональная атмосфера на учебном занятии. | |
2. | Общепедагогические требования к проведению учебного занятия Качества речи (эмоциональность, выразительность, лаконичность, точность постановки вопросов). Внешний вид преподавателя: поза, мимика, жесты. Умение преподавателя владеть аудиторией, распределять внимание (одновременно вести наблюдение за студентами, анализировать содержание ответов, поддерживать логическую нить занятия). Характер воспитательного воздействия на студентов в ходе занятия. Взаимоотношения преподавателя со студентами. Социально-психологический климат в группе. Учет индивидуальных особенностей студентов. Ориентация на формирование общекультурных компетенций. | |
3. | Методика обучения Содержание. Обеспечение научности учебного материала, связи теории с практикой, наглядности. Связь с лекциями, с предыдущими темами, с другими дисциплинами. Объем учебного материала и уровень трудности учебных задач, взятых для занятия. Его соответствие познавательным возможностям студентов. Методы. Применение на занятии инновационных, интерактивных методов обучения, их целесообразность. Способы обеспечения активности, продуктивного и творческого характера деятельности. Уровень активности студентов и сознательности освоения учебного материала. Методика доведения до студентов цели и задач учебного занятия. Методика постановки и решения учебных задач. Четкость обобщения и выводов на отдельных этапах учебного занятия. Методика первичного закрепления учебного материала на учебном занятии. Способы подведения итогов учебного занятия. Средства. Использование технических, программных, наглядных средств обучения. Качество используемых средств (учебной литературы, презентаций и т.п.). Целесообразность применяемых средств обучения | |
4. | Методика контроля Методы и приемы контроля (устный опрос, собеседование, краткие письменные работы, выполнение индивидуальных заданий, беглый опрос, уплотненный опрос, тест). Целесообразность их применения. Соблюдение критериев оценок. Обоснование выставляемой оценки. Ориентация на оценку компетенций. Фактическое состояние знаний, умений и навыков студентов: уровень знаний и понимания учебного материала; умение доказать правильность своих суждений; культура и грамотность речи; умение применять знания на практике и т.п. | |
5. | Учебно-лабораторная база Санитарно-гигиеническое и эстетическое состояние учебной аудитории, комфортность расположения преподавателя и студентов, обеспеченность необходимыми средствами, работоспособность, ддоступность средств обучения. Рациональность использования учебной аудитории, компьютеров, учебной доски и т.д. | |
6. | Выводы Выполнение плана занятия, результативность занятия, степень достижения поставленных целей, степень реализации принципов наглядности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, доступности, активности, сознательности и т.д. |
Форма 3
Анализ лекции на тему «________________________________________________________________________»
по дисциплине___________________________________________________________________________________
Ф.И.О. лектора – практиканта ______________________________ дата _________время_________ аудитория ___________
№ | Критерии анализа и пояснения к ним | Характеристикилекции, конкретные способы и приемы, позволяющие лектору реализовать тот или иной дидактический принцип или функцию лекции | Заключение об уровне выраженности признака, рекомендации по совершенствованию лекции |
1. | Научность Соответствие содержания образования современному уровню науки; употребление научных терминов; использование лектором результатов собственной научно-исследовательской работы | ||
2. | Связь теории с практикой Согласование содержания обучения с учебно-профессиональным опытом студентов, их потребностями и интересами; демонстрация возможности использования теоретических знаний на практике, значимости научных знаний в практической профессиональной деятельности | ||
3. | Систематичность и последовательность Связь с предыдущим и последующим материалом; показ места темы в науке, учебной дисциплине; сообщение темы, цели, плана лекции; следование плану; логика изложения материала; выделение главных идей; систематизация знаний студентов | ||
4. | Сознательность Включение студентов в процесс постановки целей, рефлексии процесса и результатов обучения; приведение к осознанию студентами личностного смысла приобретения знаний для профессионального становления | ||
5. | Доступность Следование от простого к сложному; обращение к опыту студентов; разъяснение понятий, приведение примеров | ||
6. | Наглядность Представление учебного материала в символической, графической и изобразительной форме; использование примеров и фактов | ||
7. | Ориентирующая функция Показ лектором возможностей расширения и углубления знаний со ссылками на определенных авторов и источники литературы, приведение методических рекомендаций, направляющих самостоятельную работу по теме | ||
8. | Воспитательная функция Проявление педагогической позиции, отношения лектора к научному материалу и профессиональной деятельности; проведение мировоззренческих идей; воспитывающий характер взаимоотношений со студентами | ||
9. | Развивающая функция Включение студентов в работу по осмыслению и переработке информации, разрешение проблем и противоречий; проблемность построения материала; демонстрация различных подходов, противоречий | ||
10. | Организующая функция Руководство ведением конспекта, разрешение задавать вопросы; поддержание внимания студентов |
Форма 4
Общая характеристика аспиранта (Ф.И.О.) _______________________________ как лектора
№ | Критерии анализа и пояснения к ним | Характеристикилектора | Общее заключение об аспиранте как лекторе, рекомендации по совершенствованию лекторского мастерства |
1. | Внешний вид Опрятность, деловой стиль одежды, умеренность макияжа и т.д. | ||
2. | Выразительность речи Четкое и ясное произнесение звуков речи, ритм, образность и ясность речи, выразительность интонаций, оптимальность жестов и мимики и т.д. | ||
3. | Культура речи Владение нормами устного и письменного научного языка, правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления. умение использовать выразительные языковые средства по теме лекции и т.д. | ||
4. | Знание предмета и владение материалом Информационная насыщенность лекции, демонстрация глубины знаний, связь содержания лекции с другими лекциями, способы подачи материала, использование разных примеров и т.д. | ||
5. | Умение установить контакт с аудиторией Эмоциональный и интеллектуальный контакт: ориентация на слушателей, обратная связь, поддержание внимания, познавательного интереса и т.д. | ||
6. | Отношение к студентам Уважение групповых ценностей, уважение студентов как личностей, отсутствие интеллектуального снобизма, демократизм, доброжелательность, внимательность и т.д. | ||
7. | Другие |
Форма 5