О прохождении педагогической практики

ОТЧЕТ

О ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Место прохождения практики – Южный федеральный университет

Вид практики: производственная.

Тип практики: педагогическая.

Способ проведения практики: стационарная.

Форма проведения практики: дискретная (по видам практик, по периодам проведения практик)

ОбучающийсяИванов Иван Иванович ___________________

подпись

аспирант 2 курса очной формы обучения

Направления 09.06.01 информатика и вычислительная техника

Руководитель практики
от профильной организации_________________Профессор каф. САПР, д.т.н.

Сидоров Семен Семенович

Руководитель практики от ЮФУ ____________Зав. кафедрой ПиБЖ, д.п.н.

Лызь Наталья Александровна

Таганрог

2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Пояснительная записка

Список использованных источников

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Педагогическая практика – часть образовательной программы аспирантуры, направленная на развитие готовности к педагогической деятельности и формирование следующих компетенций:

универсальные компетенции (УК):

способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5);

способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6);

общепрофессиональные компетенции (ОПК):

готовность организовать работу исследовательского коллектива в области профессиональной деятельности (ОПК-4)

готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-8).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели практикиОсновной целью педагогической практики является формирование профессиональной компетентности в сфере проектирования, реализации и оценки образовательного процесса на базе высших учебных заведений; апробирование аспирантами профессиональной позиции и профессионально-педагогических умений в условиях реальной деятельности.

Задачи практики:

– расширение и углубление знаний и умений по проектированию компетентностно-ориентированного учебного процесса, планированию и проведению занятий на основе учебной программы;

– овладение умениями педагогического анализа содержания и методики преподавания профессиональных дисциплин;

– овладение навыками творческого конструирования учебного материала при подготовке к лекции и практическому / лабораторному занятию;

– овладение умениями проектирования занятий с использованием инновационных технологий и активных методов обучения, разработки учебных заданий и оценочных средств;

– приобретение умений практической педагогической деятельности (использование новых методов обучения и технологий, установление контакта с аудиторией, обеспечение эффективного педагогического общения и взаимодействия, повышение творческой активности студентов);

– овладение умениями проведения практических / лабораторных учебных занятий;

– овладение умениями по разработке и реализации учебных (учебно-научных) проектов, ориентированных на профессионально-личностное развитие студентов;

– приобретение умений самоанализа и совершенствования педагогической деятельности.

Методика проведения практики и анализ полученных результатов приведены в формах отчетности (1-8).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

(материалы и документы, предоставленные организацией, методические материалы, тексты лекций и т.п.).

Форма 1

Анализ лекции на тему «__________________________________________________________»

по дисциплине______________________________________________________________________

дата ___________ время____________ аудитория _______________

Критерии анализа и пояснения к ним Характеристикилекции, конкретные способы и приемы, позволяющие лектору реализовать тот или иной дидактический принцип или функцию лекции
1. Научность Соответствие содержания образования современному уровню науки; употребление научных терминов; использование лектором результатов собственной научно-исследовательской работы    
2. Связь теории с практикой Согласование содержания обучения с учебно-профессиональным опытом студентов, их потребностями и интересами; демонстрация возможности использования теоретических знаний на практике, значимости научных знаний в практической профессиональной деятельности      
3. Систематичность и последовательность Связь с предыдущим и последующим материалом; показ места темы в науке, учебной дисциплине; сообщение темы, цели, плана лекции; следование плану; логика изложения материала; выделение главных идей; систематизация знаний студентов    
4. Сознательность Включение студентов в процесс постановки целей, рефлексии процесса и результатов обучения; приведение к осознанию студентами личностного смысла приобретения знаний для профессионального становления      
5. Доступность Следование от простого к сложному; обращение к опыту студентов; разъяснение понятий, приведение примеров    
6. Наглядность Представление учебного материала в символической, графической и изобразительной форме; использование примеров и фактов      
7. Ориентирующая функция Показ лектором возможностей расширения и углубления знаний со ссылками на определенных авторов и источники литературы, приведение методических рекомендаций, направляющих самостоятельную работу по теме  
8. Воспитательная функция Проявление педагогической позиции, отношения лектора к научному материалу и профессиональной деятельности; проведение мировоззренческих идей; воспитывающий характер взаимоотношений со студентами    
9. Развивающая функция Включение студентов в работу по осмыслению и переработке информации, разрешение проблем и противоречий; проблемность построения материала; демонстрация различных подходов, противоречий    
10. Организующая функция Руководство ведением конспекта, разрешение задавать вопросы; поддержание внимания студентов      



Форма 2

Анализ рабочей программы

учебной дисциплины _____________________________________________________________________________________

полное название учебной дисциплины (модуля)

по направлению подготовки _____________________ профилю __________________________________________________,

разработанной преподавателем(ми) кафедры _________________________________________________________________

  Вопросы Результаты анализа
Каковы цели освоения дисциплины? Как они соотносятся с общими целями образовательной программы (ОП)?    
Каково место дисциплины в структуре ОП? Как дано описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ОП (дисциплинами, модулями, практиками)? Указаны ли требования к «входным» знаниям, умениям и навыкам обучающегося, необходимые при освоении данной дисциплины и приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей)? Указаны ли теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее?  
Какие компетенции обучающегося формируются в результате освоения дисциплины? Как указанные компетенции представлены в требованиях к знаниям, умениям и навыкам, полученным в ходе изучения дисциплины? Как они связаны с целями дисциплины?      
Кратко охарактеризуйте структуру и содержание дисциплины: общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах; формы контроля по учебному плану; тематический план изучения учебной дисциплины; виды самостоятельной работы.    
Какие инновационные и интерактивные образовательные технологии используются для реализации данной дисциплины?      
Какие оценочные средства используются для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины? Указаны ли темы докладов, рефератов, проектов, курсовых работ и др. Приводятся ли контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины? Указаны ли критерии оценки?    
Какое используется учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (перечень основной литературы, дополнительной литературы, программного обеспечения и Интернет-ресурсы)? Насколько оно доступно для студентов, отвечает критериям новизны?    
Каково материально-техническое обеспечение дисциплины?Указаны ли специализированные лаборатории и кабинеты с перечнем оборудования и технических средств обучения, обеспечивающих проведение всех видов учебной работы?    
Заключение. Понятна ли вам логика программы? Смогли бы вы реализовать данную программу, ее раздел? Какие уточнения и изменения, на ваш взгляд, необходимы для этого?      

Форма 7

Схема плана-конспекта практического (лабораторного) занятия

по дисциплине___________________________________________________________________________

по направлению подготовки _____________________ профилю ____________________________________________

Планируемые результаты занятия

Студенты будут знать____________________________________________________________________________________________________

уметь___________________________________________________________________________________________________________________

владеть_________________________________________________________________________________________________________________

Этапы занятия (с указанием содержания и времени):

1) ____________________________________________________________________________________________________________________

2) ____________________________________________________________________________________________________________________

3) ____________________________________________________________________________________________________________________

4) ____________________________________________________________________________________________________________________

5) ____________________________________________________________________________________________________________________

II. Основная часть

Глоссарий______________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

Учебный материал, который осваивается на занятии (тезисно) _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для опроса студентов

Вопросы для собеседования* ______________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для группового обсуждения* ______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для текущего опроса* ____________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для обобщающего опроса* ________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для контрольной работы / теста* ___________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

Задания для работы студентов

Практические упражнения и задачи на закрепление материала* _________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

Практические упражнения и задачи на углубленное изучение материала* ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

Проектные задания* _____________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

Разборы конкретных ситуаций, кейсы* _____________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительное задание для сильных студентов*____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

III. Заключительная часть

Способы и критерии оценки работы студентов на занятии (по каждому виду работ) ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

Задания для дальнейшей самостоятельной работы____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

* заполняется при необходимости.

Задания для работы студентов, включая методические рекомендации по их выполнению и критерии оценки, рекомендуется оформить в виде приложений.

Форма 8

ОТЧЕТ

О ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Место прохождения практики – Южный федеральный университет

Вид практики: производственная.

Тип практики: педагогическая.

Способ проведения практики: стационарная.

Форма проведения практики: дискретная (по видам практик, по периодам проведения практик)

ОбучающийсяИванов Иван Иванович ___________________

подпись

аспирант 2 курса очной формы обучения

Направления 09.06.01 информатика и вычислительная техника

Руководитель практики
от профильной организации_________________Профессор каф. САПР, д.т.н.

Сидоров Семен Семенович

Руководитель практики от ЮФУ ____________Зав. кафедрой ПиБЖ, д.п.н.

Лызь Наталья Александровна

Таганрог

2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Пояснительная записка

Список использованных источников

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Педагогическая практика – часть образовательной программы аспирантуры, направленная на развитие готовности к педагогической деятельности и формирование следующих компетенций:

универсальные компетенции (УК):

способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5);

способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6);

общепрофессиональные компетенции (ОПК):

готовность организовать работу исследовательского коллектива в области профессиональной деятельности (ОПК-4)

готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-8).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели практикиОсновной целью педагогической практики является формирование профессиональной компетентности в сфере проектирования, реализации и оценки образовательного процесса на базе высших учебных заведений; апробирование аспирантами профессиональной позиции и профессионально-педагогических умений в условиях реальной деятельности.

Задачи практики:

– расширение и углубление знаний и умений по проектированию компетентностно-ориентированного учебного процесса, планированию и проведению занятий на основе учебной программы;

– овладение умениями педагогического анализа содержания и методики преподавания профессиональных дисциплин;

– овладение навыками творческого конструирования учебного материала при подготовке к лекции и практическому / лабораторному занятию;

– овладение умениями проектирования занятий с использованием инновационных технологий и активных методов обучения, разработки учебных заданий и оценочных средств;

– приобретение умений практической педагогической деятельности (использование новых методов обучения и технологий, установление контакта с аудиторией, обеспечение эффективного педагогического общения и взаимодействия, повышение творческой активности студентов);

– овладение умениями проведения практических / лабораторных учебных занятий;

– овладение умениями по разработке и реализации учебных (учебно-научных) проектов, ориентированных на профессионально-личностное развитие студентов;

– приобретение умений самоанализа и совершенствования педагогической деятельности.

Методика проведения практики и анализ полученных результатов приведены в формах отчетности (1-8).

Наши рекомендации