О прохождении педагогической практики
ОТЧЕТ
О ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Место прохождения практики – Южный федеральный университет
Вид практики: производственная.
Тип практики: педагогическая.
Способ проведения практики: стационарная.
Форма проведения практики: дискретная (по видам практик, по периодам проведения практик)
ОбучающийсяИванов Иван Иванович ___________________
подпись
аспирант 2 курса очной формы обучения
Направления 09.06.01 информатика и вычислительная техника
Руководитель практики
от профильной организации_________________Профессор каф. САПР, д.т.н.
Сидоров Семен Семенович
Руководитель практики от ЮФУ ____________Зав. кафедрой ПиБЖ, д.п.н.
Лызь Наталья Александровна
Таганрог
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Пояснительная записка
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Педагогическая практика – часть образовательной программы аспирантуры, направленная на развитие готовности к педагогической деятельности и формирование следующих компетенций:
универсальные компетенции (УК):
способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5);
способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6);
общепрофессиональные компетенции (ОПК):
готовность организовать работу исследовательского коллектива в области профессиональной деятельности (ОПК-4)
готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-8).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели практикиОсновной целью педагогической практики является формирование профессиональной компетентности в сфере проектирования, реализации и оценки образовательного процесса на базе высших учебных заведений; апробирование аспирантами профессиональной позиции и профессионально-педагогических умений в условиях реальной деятельности.
Задачи практики:
– расширение и углубление знаний и умений по проектированию компетентностно-ориентированного учебного процесса, планированию и проведению занятий на основе учебной программы;
– овладение умениями педагогического анализа содержания и методики преподавания профессиональных дисциплин;
– овладение навыками творческого конструирования учебного материала при подготовке к лекции и практическому / лабораторному занятию;
– овладение умениями проектирования занятий с использованием инновационных технологий и активных методов обучения, разработки учебных заданий и оценочных средств;
– приобретение умений практической педагогической деятельности (использование новых методов обучения и технологий, установление контакта с аудиторией, обеспечение эффективного педагогического общения и взаимодействия, повышение творческой активности студентов);
– овладение умениями проведения практических / лабораторных учебных занятий;
– овладение умениями по разработке и реализации учебных (учебно-научных) проектов, ориентированных на профессионально-личностное развитие студентов;
– приобретение умений самоанализа и совершенствования педагогической деятельности.
Методика проведения практики и анализ полученных результатов приведены в формах отчетности (1-8).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
(материалы и документы, предоставленные организацией, методические материалы, тексты лекций и т.п.).
Форма 1
Анализ лекции на тему «__________________________________________________________»
по дисциплине______________________________________________________________________
дата ___________ время____________ аудитория _______________
№ | Критерии анализа и пояснения к ним | Характеристикилекции, конкретные способы и приемы, позволяющие лектору реализовать тот или иной дидактический принцип или функцию лекции |
1. | Научность Соответствие содержания образования современному уровню науки; употребление научных терминов; использование лектором результатов собственной научно-исследовательской работы | |
2. | Связь теории с практикой Согласование содержания обучения с учебно-профессиональным опытом студентов, их потребностями и интересами; демонстрация возможности использования теоретических знаний на практике, значимости научных знаний в практической профессиональной деятельности | |
3. | Систематичность и последовательность Связь с предыдущим и последующим материалом; показ места темы в науке, учебной дисциплине; сообщение темы, цели, плана лекции; следование плану; логика изложения материала; выделение главных идей; систематизация знаний студентов | |
4. | Сознательность Включение студентов в процесс постановки целей, рефлексии процесса и результатов обучения; приведение к осознанию студентами личностного смысла приобретения знаний для профессионального становления | |
5. | Доступность Следование от простого к сложному; обращение к опыту студентов; разъяснение понятий, приведение примеров | |
6. | Наглядность Представление учебного материала в символической, графической и изобразительной форме; использование примеров и фактов | |
7. | Ориентирующая функция Показ лектором возможностей расширения и углубления знаний со ссылками на определенных авторов и источники литературы, приведение методических рекомендаций, направляющих самостоятельную работу по теме | |
8. | Воспитательная функция Проявление педагогической позиции, отношения лектора к научному материалу и профессиональной деятельности; проведение мировоззренческих идей; воспитывающий характер взаимоотношений со студентами | |
9. | Развивающая функция Включение студентов в работу по осмыслению и переработке информации, разрешение проблем и противоречий; проблемность построения материала; демонстрация различных подходов, противоречий | |
10. | Организующая функция Руководство ведением конспекта, разрешение задавать вопросы; поддержание внимания студентов |
Форма 2
Анализ рабочей программы
учебной дисциплины _____________________________________________________________________________________
полное название учебной дисциплины (модуля)
по направлению подготовки _____________________ профилю __________________________________________________,
разработанной преподавателем(ми) кафедры _________________________________________________________________
Вопросы | Результаты анализа | |
Каковы цели освоения дисциплины? Как они соотносятся с общими целями образовательной программы (ОП)? | ||
Каково место дисциплины в структуре ОП? Как дано описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ОП (дисциплинами, модулями, практиками)? Указаны ли требования к «входным» знаниям, умениям и навыкам обучающегося, необходимые при освоении данной дисциплины и приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей)? Указаны ли теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее? | ||
Какие компетенции обучающегося формируются в результате освоения дисциплины? Как указанные компетенции представлены в требованиях к знаниям, умениям и навыкам, полученным в ходе изучения дисциплины? Как они связаны с целями дисциплины? | ||
Кратко охарактеризуйте структуру и содержание дисциплины: общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах; формы контроля по учебному плану; тематический план изучения учебной дисциплины; виды самостоятельной работы. | ||
Какие инновационные и интерактивные образовательные технологии используются для реализации данной дисциплины? | ||
Какие оценочные средства используются для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины? Указаны ли темы докладов, рефератов, проектов, курсовых работ и др. Приводятся ли контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины? Указаны ли критерии оценки? | ||
Какое используется учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (перечень основной литературы, дополнительной литературы, программного обеспечения и Интернет-ресурсы)? Насколько оно доступно для студентов, отвечает критериям новизны? | ||
Каково материально-техническое обеспечение дисциплины?Указаны ли специализированные лаборатории и кабинеты с перечнем оборудования и технических средств обучения, обеспечивающих проведение всех видов учебной работы? | ||
Заключение. Понятна ли вам логика программы? Смогли бы вы реализовать данную программу, ее раздел? Какие уточнения и изменения, на ваш взгляд, необходимы для этого? |
Форма 7
Схема плана-конспекта практического (лабораторного) занятия
по дисциплине___________________________________________________________________________
по направлению подготовки _____________________ профилю ____________________________________________
Планируемые результаты занятия
Студенты будут знать____________________________________________________________________________________________________
уметь___________________________________________________________________________________________________________________
владеть_________________________________________________________________________________________________________________
Этапы занятия (с указанием содержания и времени):
1) ____________________________________________________________________________________________________________________
2) ____________________________________________________________________________________________________________________
3) ____________________________________________________________________________________________________________________
4) ____________________________________________________________________________________________________________________
5) ____________________________________________________________________________________________________________________
II. Основная часть
Глоссарий______________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Учебный материал, который осваивается на занятии (тезисно) _______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для опроса студентов
Вопросы для собеседования* ______________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для группового обсуждения* ______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для текущего опроса* ____________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для обобщающего опроса* ________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для контрольной работы / теста* ___________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Задания для работы студентов
Практические упражнения и задачи на закрепление материала* _________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
Практические упражнения и задачи на углубленное изучение материала* ________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
Проектные задания* _____________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
Разборы конкретных ситуаций, кейсы* _____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнительное задание для сильных студентов*____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
III. Заключительная часть
Способы и критерии оценки работы студентов на занятии (по каждому виду работ) ________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
Задания для дальнейшей самостоятельной работы____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
* заполняется при необходимости.
Задания для работы студентов, включая методические рекомендации по их выполнению и критерии оценки, рекомендуется оформить в виде приложений.
Форма 8
ОТЧЕТ
О ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Место прохождения практики – Южный федеральный университет
Вид практики: производственная.
Тип практики: педагогическая.
Способ проведения практики: стационарная.
Форма проведения практики: дискретная (по видам практик, по периодам проведения практик)
ОбучающийсяИванов Иван Иванович ___________________
подпись
аспирант 2 курса очной формы обучения
Направления 09.06.01 информатика и вычислительная техника
Руководитель практики
от профильной организации_________________Профессор каф. САПР, д.т.н.
Сидоров Семен Семенович
Руководитель практики от ЮФУ ____________Зав. кафедрой ПиБЖ, д.п.н.
Лызь Наталья Александровна
Таганрог
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Пояснительная записка
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Педагогическая практика – часть образовательной программы аспирантуры, направленная на развитие готовности к педагогической деятельности и формирование следующих компетенций:
универсальные компетенции (УК):
способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5);
способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6);
общепрофессиональные компетенции (ОПК):
готовность организовать работу исследовательского коллектива в области профессиональной деятельности (ОПК-4)
готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-8).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели практикиОсновной целью педагогической практики является формирование профессиональной компетентности в сфере проектирования, реализации и оценки образовательного процесса на базе высших учебных заведений; апробирование аспирантами профессиональной позиции и профессионально-педагогических умений в условиях реальной деятельности.
Задачи практики:
– расширение и углубление знаний и умений по проектированию компетентностно-ориентированного учебного процесса, планированию и проведению занятий на основе учебной программы;
– овладение умениями педагогического анализа содержания и методики преподавания профессиональных дисциплин;
– овладение навыками творческого конструирования учебного материала при подготовке к лекции и практическому / лабораторному занятию;
– овладение умениями проектирования занятий с использованием инновационных технологий и активных методов обучения, разработки учебных заданий и оценочных средств;
– приобретение умений практической педагогической деятельности (использование новых методов обучения и технологий, установление контакта с аудиторией, обеспечение эффективного педагогического общения и взаимодействия, повышение творческой активности студентов);
– овладение умениями проведения практических / лабораторных учебных занятий;
– овладение умениями по разработке и реализации учебных (учебно-научных) проектов, ориентированных на профессионально-личностное развитие студентов;
– приобретение умений самоанализа и совершенствования педагогической деятельности.
Методика проведения практики и анализ полученных результатов приведены в формах отчетности (1-8).