Формирование коммуникативных навыков
Данный раздел работы предполагает решение задач развития эмоционального и ситуативно-делового общения со взрослыми, формирование эмоциональных контактов со сверстниками.
1 ступенька
· Установить эмоциональный контакт с ребенком, побуждать к визуальному контакту, формировать умение слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Подойди ко мне», «Посмотри на меня», «Покажи игрушку»;
· создавать теплую эмоциональную атмосферу, вызвать положительное эмоциональное отношение к ситуации пребывания в детском саду, учитывать индивидуальные особенности детей. На первых порах можно предложить гибкий режим посещения группы, приносить любимые игрушки, находиться в группе вместе с мамой;
· развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;
· учить выполнять упражнения, подражая движениям взрослого;
· формировать у детей образ собственного Я, учить узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух (в паре с другим ребенком);
· вызывать у детей совместные эмоциональные переживания (радость, удивление) в подвижных играх, забавах, хороводах и музыкальных играх;
· учить приветствовать и прощаться со взрослыми и детьми группы.
2 ступенька
· Закреплять желание и готовность к совместной со взрослым деятельности. Рекомендуются совместные игры и упражнения с одним предметом (мячом, ведерком, шариком);
· учить подражать выразительным движениям и мимике взрослого, изображая мишку, зайку, птичку и т.
упражнять в подражании мимическим движениям в игровых ситуациях: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить нос;
· понимать жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест и т. п.), сочетающиеся со словесной инструкцией и без нее;
· учить узнавать себя и своих близких на фотографиях. Целесообразно, чтобы каждый ребенок принес маленький альбом с такими фотографиями;
· объединять детей в пары и учить взаимодействовать в играх с одним предметом (покатать друг другу мяч, машинку, насыпать песок в одно ведерко).
3 ступенька
· Учить совместной со взрослым деятельности во время индивидуальных занятий, в играх, в быту;
· побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т. п.;
· учить имитировать элементарные артикуляционные движения: открыть рот — зевнуть, вытянуть губы
· подуть, показать язычок — «а-а-а» — не болит ли горлышко;
· побуждать к имитации выразительных движений в подвижных играх: лиса крадется, петушок гордо шагает, зайка прыгает;
· учить узнавать себя, своих близких, педагогов на фотографиях;
· организовывать «игры рядом», побуждая детей к взаимодействию: передать игрушку, выполнить совместные действия — построить башню, поочередно ставя кубики один на другой.
4 ступенька
· Расширять диапазон совместной со взрослым деятельности в играх с элементами сюжета «Оденем куклу», «Накормим зверят», «Построим дом»;
· использовать элементарные драматизации в играх с использованием фольклора (песенок, потешек), совершенствовать навыки выразительных движений;
· развивать артикуляционный праксис в играх на подражание;
· учить узнавать сверстников из группы на фотографиях, рассматривая совместные фотографии: «Наши праздники». «Мы гуляем»;
· объединять детей в процессуальных играх и вводить элементы сюжета: «Уложим кукол спать», «Построим дом» и т. п.;
· учить обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию.
Развитие речи
1 ступенька
Развивая импрессивную сторону речи, следует стремиться к решению следующих задач:
· ребенок должен понимать и соотносить слово со знакомыми предметами обихода, игрушками, действиями;
· учить понимать элементарные однословные инструкции: «Дай». «Возьми», «Иди» и т. п. и вопросы «Кто это?», «Где?», «Что?»;
· учить вслушиваться в речь взрослого, реагировать на обращение по имени.
· В экспрессивной речи формируется простейшая лексика на материале звукоподражаний. Ребенок подражает взрослому в произношении гласных: «А-а-а» — поет мама»; «Уа-уа» — плачет малыш» и т. п.;
· следует побуждать ребенка произносить имеющиеся лепетные слова по отношению к определенному предмету.
2 ступенька
В плане развития фонематических процессов учить вслушиваться в неречевые и речевые звуки, подражать им.
Лексика
· Совершенствовать навыки звукоподражания: «Ау», «Уа», «Ту-ту», «Бум-бум»;
· обогащать импрессивную и экспрессивную речь, формировать понимание существительных — названий частей тела: рука, нога, голова, нос, глаза и т. д. и частей тела животных: лапа, хвост, уши и т. д.;
· учить понимать и выполнять инструкции: найди, покажи, дай, назови, принеси, подними, открой, закрой; понимать прилагательные: дай большой, дай маленький мяч; местоимения: я, ты, мой, твой, такой;
· в активном словаре учить употреблять существительные в именительном падеже единственного числа; глаголы в единственном числе настоящего времени и повелительного наклонения; притяжательные местоимения: мой, моя; личные местоимения: у меня, у тебя, у него;
· побуждать к построению грамматических конструкций, заканчивая фразу педагога звукоподражанием: киска мяукает «мяу», машина гудит «би-би», собачка лает «гав-гав»;
· закреплять умение выполнять простые инструкции.
3 ступенька
Фонетико-фонематическое развитие:
· повторять звукосочетания гласных, подражая артикуляции взрослых: А, У, И, АУ.
В импрессивкой речи:
· узнавать предметы по их названию: игрушки, части тела, предметы одежды, предметы туалета, домашнего обихода, природные явления (дождь, снег, солнышко), названия животных. Пассивный глагольный словарь должен включать названия действий, совершаемых самим ребенком с близкими людьми, животными;
· учить выполнять по инструкции действия с хорошо знакомыми предметами. При этом взрослый комментирует действия ребенка, подводит им итог, побуждает к этому самого ребенка.
В экспрессивной речи:
· Учить употреблять слова, простые по слоговой структуре (1 и 3 классов слоговых структур по А. К. Марковой), названия родных людей, их имен, названия игрушек, их изображений, названия предметов обихода, явлений природы, при этом допустимы искажения звукопроизносительной стороны;
· побуждать к высказыванию просьб («Дай», «Еще», «Покажи»), выражению своего состояния, потребностей ( глаголами: «Не хочу», «Пойду гулять» имеждометиями: «Ах», «Ну», «Вот»);
· учить активно использовать звукоподражания животным, транспорту, музыкальным инструментам («Мяу», «Ав-ав», «Би-би», «У-у-у», «Ду-ду», «Бам-бам»);
· учить в импрессивной и экспрессивной речи использовать существительные в форме винительного падежа единственного числа в значении объекта («Кушай кашу», «Одень куклу») и во множественном числе в именительном падеже;
· учить понимать существительные в форме дательного падежа в значении лица («Дай маме куклу», «Покажи маме мячик»);
· словарь расширяется за счет понимания и употребления глаголов в единственном числе повелительного наклонения и 1 и 3 лица единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения; прилагательных, обозначающих величину (большой-маленький) в начальной форме.
В плане формирования синтаксической стороны речи:
· Учить в импрессивной речи понимать, а в экспрессивной воспроизводить по подражанию двусоставные нераспространенные предложения («Я иду.» «Собачка лает.»), распространять фразу за счет звукоподражаний («Киска мяукает «мяу»);
· учить понимать и выполнять двухступенчатые инструкции («Подойди ко мне и возьми куклу.» );
понимать двухсловные сочетания с прилагательным («серый зайка»), наречиями («громко плачет», «тихо пищит»).
4 ступенька
Развитие фонематических процессов;
· совершенствовать ориентировки в речевых и неречевых звучаниях;
· учить подражать произнесению гласных (А, У, И, О), сочетаний гласных (УА, АУ, ИА);
· учить вслушиваться в звучание согласных (П, Б, М, В, Ф, Т, Д, Н, К, Г, X), соотносить с показом определенных предметов, в названии которых слышится звук.
Обогащение словаря:
· в импрессивной речи понимать, а в экспрессивной употреблять наиболее употребительные названия одежды, мебели, посуды, домашних и диких животных;
· учить понимать и использовать глаголы с противоположными значениями: надень — сними, застегни — расстегни, завяжи — развяжи, повесь — сними, достань — убери, открой — закрой;
· понимать и употреблять прилагательные, обозначающие названия основных цветов, материалов (теплый, пушистый), некоторых параметров величины (большой, маленький), некоторых свойств (новый, грязный, мокрый, сухой, чистый);
· в активной речи использовать притяжательные местоимения (мой, мой, твоя), числительные (один, два);
· в импрессивной речи понимать указания, обозначающие пространственные отношения («поставь на стол», «положи в ящик», «посмотри вверх», «посмотри вниз»).
Формируя морфологическую систему языка, целесообразно:
· учить в импрессивной речи понимать, а в экспрессивной употреблять существительные в форме родительного падежа в значении частичного объекта, в форме дательного падежа в значении лица, которому передается действие;
· учить понимать существительные в форме родительного падежа в сочетании с числительными, в форме предложного падежа для обозначения места;
· понимать согласование в роде прилагательных с именем существительным (белый кот, белая кошка);
· понимать значение приставок некоторых глаголов (подойди, отойди, уехал, приехал, ушел, пришел и т. п.);
Формируя синтаксическую систему языка, следует:
· включать в импрессивную и экспрессивную речь словосочетания прилагательного с существительным, двусоставные нераспространенные предложения (существительное + глагол);
· учить диалогу, отвечать на вопрос «Кому?», употребляя существительное в дательном падеже, побуждать обращаться с просьбой, вопросом;
· учить вопроизводить по подражанию предложения структуры субъект-предикат-объект («Я кушаю кашу»), предикат-объект-объект («Дай зайке морковку»);
· учить понимать инструкции, противоречащие показу, понимать ряд последовательных инструкций, понимать песенки, потешки-четверостишья, сопровождать их выразительными движениями, формируя звуковую культуру речи, по мере возможностей формировать произношение свистящих [с], [с'], [з], [з'].
Итак, к концу года пребывания в диагностической группе предполагаются следующие достижения детей:
Адаптация в условиях группы. Готовность к положительным эмоциональным контактам со взрослыми и сверстниками. Сотрудничество со взрослым в предметно-практической и игровой деятельности. Активное подражание.
В плане речевого развития — активное реагирование на словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией. Способность к слуховому сосредоточению и различению речевых и неречевых звучаний. Понимание названий предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов единственного числа настоящего времени и повелительного наклонения, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. Понимание некоторых грамматических форм слов (родительный и дательный падеж существительных, простые предложные конструкции). Активное употребление (допускаются искажения звуко-слоговой структуры) существительных, обозначающих предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления (ночь, солнышко, дождь, снег). Активное участие в диалоге — ответы на вопросы взрослого одним словом (допускаются искажения фонетические и грамматические, использование паралингвистических средств). Подражание жестам и мимике взрослого. Включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность.
Выполнение орудийных действий — использование бытовых предметов с учетом их функций, использование предметов в качестве орудий в проблемных ситуациях. Овладение поисковыми способами в предметной деятельности — практическими пробами и примериванием.
Практическая ориентировкав свойствах предметов. Подбор по форме («Доска Сегена», «Почтовый ящик» ит. п.), величине (недифференцированные предметы: большой — маленький), идентификация цвета предмета с цветом образца, ориентировка в количестве (один — много).
Воспроизведение темпа вдвижениях под музыку, простейших «повторных» ритмических структур в дидактических играх.
Координированные движения рукпри выполнении простых действий с игрушками (кубиками, пирамидками и т. п.) и предметами обихода (чашкой, ложкой), овладение элементарными изобразительными навыками (точки, дугообразные линии).
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. М. 1982. 125 с.
2. Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М. «Гном-Пресс», 1999. 63 с.
3. Венгер Л. А.,Пилюгина Э. Г.,Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.1988.
4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М.1984. 256с.
5. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М. «Просвещение», 1973.
6. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства Для формирования детской личности. Принцип развития в психологии. М. 1978. С. 243-267.
7. Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М.1993. 198 с.
8. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997. 303 с.
9. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород. 1994. 228 с.