Методика организации и проведения работы с доской на уроках естествознания в специальной школе.
Не нашла ничего по этому вопросу, везде пишут только про интерактивные доски
Работа с интерактивной доской
Один из самых сложных этапов - когда доска перестает быть простым экраном и
становится именно интерактивной доской. Это продумывание различных заданий и
вариантов проверки знаний учащихся, когда ученик использует интерактивные
возможности доски.
1. Например, на уроках при изучении растительной и животной клетки я
использую такие задания:
- подписать органоиды клетки, или другого растительного и животного объекта
(маркером прямо на доске), это задание можно сразу проверить, стереть и исправить
неправильные надписи, т.е. использовать доску как меловую.
- выбрать правильные надписи на рисунке клетки, с помощью программы
проверить и сразу увидеть результат. При желании можно повторить выполнение
задания и исправить ошибки. Выполняя задание, ученик не всегда осознанно, но
запоминает намного лучше, чем при рассказе учителя.
На своих уроках используются тренажеры и другого типа, например, где нужно
собрать из картинок составляющие растительной или животной клетки, при этом
четко запоминается ее строение. Или тренажер, помогающий подобрать термины к
определениям. При проверке тренажер покажет правильность выполнения задания.
Еще один вид тренажера - лабиринт. Такие задания можно использовать при
работе с терминами и понятиями в теме «Строение клетки». Отвечая на вопросы да
или нет, мы постепенно проходим лабиринт. При ошибке можно начать путь заново.
При работе с таблицами можно использовать затенение экрана. Учащиеся
выполняют таблицу а затем учитель, постепенно приоткрывая экран, дает возможность
проверить правильность заполнения. При изучении нового материала можно использовать ссылки на нужные слайды
презентации, слайд с объяснением нового материала, видеофрагмент или тренажер.
24) Особенности использование словесных методов обучения в курсе естествознания в коррекционной школе.
Словесные методы. В процессе обучения естествознанию важным источником знаний является устное или печатное слово. Часто оно иллюстрируется различными наглядными пособиями. Деятельность учителя здесь состоит в том, что он передает сам или организует передачу информации словом. Деятельность ученика заключается в слушании слова.
Слово — самый старый, а когда-то и единственный способ воздействия на учащихся. Но, начиная со времен А. Я. Коменского, роль слова в учебном процессе постепенно ограничивалась, что очень важно для естественнонаучных учебных предметов. В самом деле, одно только словесно-книжное преподавание не может дать правильных, полных представлений о природных объектах и явлениях, без чего процесс осознанного усвоения теории невозможен. Такой подход в обучении практически не позволяет реализовать задачи развития учащихся, а ведь роль природы в этом развитии неоценима. И все же процесс обучения без применения словесных методов не протекает. Живое и печатное слова продолжают оставаться важными способами воздействия на учащихся.
Рассказ — это последовательное описательное изложение учебного материала. Рассказ применяется в тех случаях, когда нужно сообщить новую информацию, которая не опирается ни на жизненный опыт учащихся, ни на ранее изученное, ни на наблюдения. Так, метод рассказа учитель применяет для сообщения причин отличий комнатных растений от дикорастущих в наших условиях; различий природы в отдаленных географических зонах. Этот метод применяется, когда возникает необходимость создать образ путем словесного описания, передать классу содержание личных наблюдений и переживаний.
Беседа — метод обучения, с помощью которого учитель путем целенаправленной постановки вопросов мобилизует знания и практический опыт учащихся, подводит их к новому знанию.
Объяснение — последовательное изложение учебного материала, имеющее характер доказательства, рассуждений с формулированием вывода. Разновидностью объяснения является инструктаж к выполнению наблюдений, опытов, практических работ, к различного рода самостоятельным работам, в том числе с тетрадью, учебником, наглядными пособиями. Инструктаж может быть дан письменно и устно. Примером письменных инструкций могут служить задания в учебнике к практическим и лабораторным работам, инструктивные карточки, задания на доске.