Тест «Уровень конфликтности личности»
При ответе на вопрос необходимо выбрать один из вариантов ответа, под конкретной буквой. Запишите после номера вопроса.
1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинять других своей воле?
а) нет; б) когда как; в) да.
2. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно, и ненавидят?
а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет;
3. Кто вы в большей степени?
а) пацифист; б) принципиальный; в) предприимчивый;
4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?
а) часто; б) периодически; в) редко.
5. Что для вас было бы характерно, если бы возглавили новый коллектив?
а) Разработали бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы всех в ее перспективности; б) изучили бы кто есть кто, и установили бы контакт с лидерами; в) чаще советовались бы с людьми.
6. В случае неудач, какое состояние для вас характерно?
а) пессимизм; б) плохое настроение; в) обида на себя.
7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?
а) да; б) скорее всего да; в) нет.
8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?
а) да; б) скорее всего да; в) нет.
9. Из трех личностных качеств, с какими вы боретесь и стараетесь изжить в себе?
а) раздражительность; б) обидчивость; в) нетерпимость критики других.
10. Кто вы в большей степени?
а) независимый; б) лидер; в) генератор идей.
11. Каким человеком считают вас ваши друзья?
а) экстравагантным: б) оптимистом; в) настойчивым.
12. С чем вам чаще всего приходится бороться?
а) с несправедливостью; б) с бюрократизмом; в) с эгоизмом.
13. Что для вас наиболее характерно?
а) недооцениваю свои способности; б) оцениваю свои способности объективно; в) переоцениваю свои способности.
14. Что приводит вас к столкновениям и конфликтам с людьми?
а) излишняя инициатива; б) излишняя критичность; в) излишняя прямолинейность.
После ответа на все вопросы припишите каждому ответу «а» - 1 балл, «б» - 2 балла, «в» - 3 балла. Сложите полученные баллы. Сумма полученных баллов характеризует уровень конфликтности личности.
14 – 17 баллов - очень низкий;
18 – 20 баллов - низкий;
21 – 23 балла - ниже среднего;
24 – 26 баллов - ближе к среднему;
27 – 29 баллов - средний;
30 – 32 балла - выше среднего;
32 – 35 баллов - ближе к высокому;
36 – 38 баллов - высокий;
39 – 42 балла - очень высокий.
Приложение17
Тест на определение этнической толерантности (Е.М. Громова).
1. Вам дали поручение выполнить задание совместно со студентом другой национальности. Ваши действия:
а) отказываетесь от поручения, либо пытаетесь сделать так, чтобы Вам дали в помощники другого человека;
б) стараетесь выполнить всю работу самостоятельно, не привлекая этого человека;
в) стараетесь наладить контакт, но ограничиваете общение в рамках делового партнерства;
г) стремитесь в процессе работы учитывать только профессионализм (а не этническую принадлежность) студента;
д) стремитесь ближе узнать партнера, перевести отношения с делового на личностный уровень.
2. По внешнему виду и акценту Вы узнали, что Вашими попутчиками по купе ж\д вагона будут представители другой национальности. Ваша реакция:
а) требуете предоставить Вам место в другом купе;
б) занимаете место и делаете вид, что не замечаете попутчиков;
в) ограничиваетесь в общении формальным приветствием;
г) проявляете готовность к общению, но ожидаете инициативу с их стороны;
д) не будучи навязчивым, интересуетесь местом жительства попутчиков, их происхождением, предлагаете помощь.
3. Ваш (Ваша) сосед (соседка) исповедует другую, чем Вы религию (христианство\ислам). Время от времени он(она) рассказывает о своих посещениях церкви и религиозных праздниках. Ваше отношение:
а) Ваши отношения с соседом (соседкой) становятся менее близкими;
б) считаете по каким-либо причинам, что эта религия «хуже» Вашей;
в) придерживаетесь мнения, что мусульманам и христианам, очень трудно понять друг друга;
г) уверены, что благодаря новым знаниям об этой религии стали лучше понимать своего (свою) соседа (соседку);
д) проявляете интерес, задаете вопросы и в ответ рассказываете о своих посещениях церкви и религиозных праздниках.
4. Вы узнали, что Ваш (Ваша) друг (подруга) намеривается заключить брак с представителем другой национальности. Ваше мнение:
а) считаете, что Ваш друг (подруга) делает ошибку, потому что отрицательно относитесь к смешанным бракам;
б) отказываетесь что-либо высказывать по этому поводу;
в) считаете, что этнические различия осложняют семейную жизнь;
г) считаете, что национальность для брака не имеет значение;
д) выражаете мнение о том, что смешанные браки дают самое полноценное потомство.
Упражнения на развитие перцептивных свойств личности.
Предлагается разыграть и проанализировать следующие ситуации.
Ситуация 1. Два человека хотят пройти через лес, и одному из них страшно. Что будет делать тот человек, который не боится? Постройте его монолог, обращенный к другому.
Ситуация 2. Вы ведете ребенка в больницу на укол. Ребенок боится, плачет. Продумайте ваши действия и слова, постройте ваше обращение к ребенку.
Ситуация 3. Ученица на уроке отвечает невпопад. На предыдущем уроке, когда ее спрашивали, молчала. Сегодня она сказала учителю, что готова к занятию, но отвечает слабо, неуверенно. Учитель кричит на нее, обвиняя в лени, безделии. Что чувствует девочка? Ваша версия? Постройте монолог, передающий ее состояние.