Тест на определение эмпатии (по И.М. Юсупову)
Этот тест помогает определить, насколько вы способны к эмпатии как одному из важнейших профессионально значимых качеств личности учителя.
Отвечая на вопросы, пользуйтесь вариантами ответа: «Не знаю», «Нет, никогда», «Иногда», «Часто», «Почти всегда», «Да, всегда».
«Вам необходимо выбрать один из вариантов ответа: «не знаю», «никогда», «иногда», «часто», «почти всегда», «да, всегда».
1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем из серии «Жизнь замечательных людей».
2. Взрослых людей раздражает забота родителей.
3. Мне нравится размышлять о причинах успехов или неудач других людей.
4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю те, в которых звучит современная музыка.
5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
6. Больному человеку можно помочь даже словом.
7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
11. Я равнодушен к критике в свой адрес.
12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы.
14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
16. Родители относятся к своим детям справедливо.
17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.
20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
21. Мне нравиться наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.
23. Все люди необоснованно озлоблены.
24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам .
26. Увидев покалеченное животное, я стараюсь ему чем-то помочь.
27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свое идею, дело или развлечение.
30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.
31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда бывают задумчивы
35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
Прежде чем приступить к обработке полученных результатов, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали на вопросы диагностики. Не ответили вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 2, 4, 16, 18, 33, а также «да, всегда» на вопросы: 2,7, 11,13, 16, 18, 23?
Кроме того, следует выявить, сколько раз ответ «да, всегда» поучен на оба утверждения в следующих парах: 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36; сколько раз ответ «да, всегда» получен для одного из утверждений, а «нет, никогда» - для другого в следующих парах: 3 и 36, 1 и 3, 17 и 28. Суммируйте результаты. Если общая сумма равна 5 или более, то результат недостоверен; при сумме, равной 4,- результат сомнителен; при сумме не более 3 – результат может быть признан достоверным.
Ключ.
Эмпатия к родителям - № 10,13,16.
Эмпатия к животным - № 19, 22,25.
Эмпатия к старикам – № 2, 5, 8.
Эмпатия к детям – № 26, 29, 35.
Эмпатия к героям художественных произведений – № 9,12, 15.
Эмпатия к незнакомым и малознакомым людям – № 21, 24,27.
Обработка результатов.Констатируйте уровень эмпатии в целом и по каждой из составляющих.
Уровень.
Очень высокий – 15, 82 – 90;
Высокий – 13 -14, 63 – 81;
Средний – 5 -12, 37 – 62;
Низкий – 2 – 4, 12 – 36;
Очень низкий – 0 -1, 5 –11.
Интерпретация результатов:
82 – 90 баллов – очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении вы, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно оттого, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас свое эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети легко доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты, не только словом, но даже взглядом боитесь их задеть. Беспокойство за родных и близких не покидает вас. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего друга. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам и вам не рекомендуется быть педагогом. Вам впору позаботиться о своем психическом здоровье.
63 – 81 балл – высокая эмпатия. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» по их лицам, «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Дети тянутся к вам. Окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликтов и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценки событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитайте работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия. Вам рекомендуется быть педагогом, но при этом есть над сем задуматься и поработать.
37 - 62 балла - средний уровень, норма эмпатийности, присущая подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает полноценному восприятию людей. Вам рекомендуется быть педагогом: во-первых, поможете себе, осваивая эту специальность, а во-вторых, вы потенциально годитесь для нее.
12 – 36 баллов – низкий уровень эмпатии. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления и поступках окружающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, что у вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Окружающие платят вам тем же: случаются моменты, когда чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют вас своим вниманием.
Но это исправимо, если вы раскроетесь и станете пристальнее всматриваться в поведение окружающих вас людей и начнете принимать их потребности как свои.
11 баллов и менее – очень низкий уровень эмпатии. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди коллег, друзей. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны и индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходимо заняться воспитанием чувств. Подумайте, легко ли вам будет работать педагогом.
Приложение 7.
Тест: Ваша терпимость.
Важной характеристикой педагогической культуры является терпимость, которая в современных условиях имеет не только педагогическую, но и социальную значимость. Это ведущее качество педагога-гуманиста, определяющее проявление эмпатии, уважения к иному мнению, иной вере, иным вкусам. Терпимость лежит в основе толерантности. Данный тест поможет определить уровень Вашей терпимости.
1. Неприятна ли Вам ситуация, в которой приходится отказаться от плана, придуманного Вами, потому что принят план, предложенный партнером? а) да; б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что Вы предпочтете: а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет; б) чтобы играли все желающие, даже если они не знают правил?
3. Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости? а) да; б) нет.
4. Вызывают ли у Вас неприязнь люди, которые появляются в общественных местах в нетрезвом виде? а) если они не переступают допустимых границ, это вас вообще не интересует; б) Вам всегда неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
5. Можете ли Вы легко найти контакт с людьми с иными, чем у Вас, профессией, положением, обычаями? а) Вам бывает очень трудно это сделать; б) Вы не обращаете внимания на такие различия.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь? а) Вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники; б) если даже шутка будет неприятна, Вы постараетесь ответить в той же шутливой форме.
7. Согласны ли Вы с мнением, что многие люди «сидят на своем месте»? а) да; б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу) и он (она) становится центром внимания. Как Вы реагируете? а) Вам неприятно, что при этом внимание отвлечено от Вас; б) Вы лишь радуетесь за своего друга.
9. Пожилой человек критикует молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете Вы? а) промолчите и просто уйдете в сторону; б) вступите в спор.
А теперь подсчитайте очки. Запишите по 2 очка за ответы: 1б; 2б; 3а; 4а; 5б; 6б; 7а; 8б; 9а.
Интерпретация результатов:
От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы Вы ни находились, может возникнуть впечатление, что Вы склонны навязывать свое мнение другим: чтобы добиться своего, часто повышаете голос. Вы авторитарны, и с Вами трудно поддерживать продуктивный контакт людям, если они думают иначе, чем Вы; Вас раздражает, если с Вами не соглашаются.
От 6 до 12 очков.Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но порой способны на излишнюю резкость, проявлению неуважения к мнению собеседника. В такой момент Вы можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер.
От 14 до 18 очков.Твердость Ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую позитивную идею, даже если не вполне ее разделяете. Вы достаточно самокритичны и способны с уважение и тактом (по отношению к собеседнику) отказаться от своих взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочны.
Приложение 8.