Информационно-методический блок
Кризисные явления в современной системе образования свидетельствуют о необходимости коренной перестройки общественного и педагогического сознания, переосмысления отношения к цели и ценностям образования. В нашем сознании сохраняется классический способ мышления, ориентированный на отношение к миру как предмету познания. Содержание и методы обучения определяются целью усвоения учащимися некоей совокупности знаний, умений и навыков и, следовательно, на их основе — социального опыта предыдущих поколений. Таким образом, по мнению приверженцев данного способа мышления, осуществляется усвоение культуры. Но существует и другая точка зрения, рассматривающая образование как вхождениев культуру и самоопределение в ней.
Самоопределение- содержательная сторона направленности личности; определение человеком себя в обществе, занятие им активной позиции относительно социокультурных ценностей и определение смысла своего существования.
Культура- исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Существует много определений культуры. Рассмотрим лишь некоторые из них:
- «Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных — прошлых, настоящих и будущих — культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур»;
- «Культура — это все целостное бытие человека, понятое... как феномен самоустремленности, то есть в своем духовном острие» (В. Библер);
- культура - это «жизнь, созданная человеком» (П. Флоренский);
- «культура есть стиль жизни, культура определяется ростом человеческого самосознания, культура всегда есть культура какого-то «я» (А. Белый);
- культура – это «усилия человека быть » (М. К. Мамардашвили);
- «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений...» (Н. К. Рерих).
Как видим, культура — это то, что существует одновременно и вне человека, и в нем самом. Культура любой эпохи, нации есть квинтэссенция сущности человека данной эпохи, свойственного ему образа жизни и самосознания.Точкой отсчета в характеристике любой культуры, ее сущности является миропонимание, самосознание тех, кто ее создает. Таким образом, мы все и каждый в отдельности — создатели культуры своего времени и ее носители. Одновременно каждый из нас — «потенциально-целостная, способная бесконечно развивать себя, культура» (Н. К. Рерих).
В современных обществе условием самоопределения является ориентация не на познание, не на обладание, а на взаимопонимание: понимание другого человека, общение с культурами разных времен и народов не как с низшими по сравнению с собственной культурой, а как с иными, но — равными, подлинными, самоценными.Услышать других людей, осмыслить и прочувствовать их ценности, их понимание смысла жизни, сопоставить разные голоса, прислушаться к собственному внутреннему голосу, осознать себя, смысл своего существования и определить свое место в культуре, а, следовательно, в жизни — такова логика образования сегодня.
Изначально, этимологически,образованность - принятие человеком образа мира, обретение целостности собственной личности. «Образоваться — значит понять других, себя, смысл жизни, свою ответственность перед жизнью, перед культурой. Следовательно, для развивающегося человека культура — и непосредственная форма существования (жизнь, энергия, общение), и основание для самоопределения, для сознательного делания себя» (В. Розин). Становится очевидным, что понятие «культура жизненного самоопределения» является ключевым для понятия «культура» в целом.
Культура жизненного самоопределения рассматривается в современных концепциях воспитания и образования как центральное звено культуры личности, как условие реализации человеком своих сил и способностей.
Цель воспитания и образования — помочь человеку научиться жить, т. е. понять себя, определить отношение к себе и к окружающему миру, найти свое место в жизни.
Если воспитывать и образовывать — это учить жизни, помогать растущему человеку самоопределиться в ней, то современный учитель не может, не имеет права сам жить стихийно, не работая над собой.
«Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же мы поймем, что воспитывать других можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить?»(Л. Н. Толстой).
Чем и как может помочь другим человек с противоречивой системой ценностей, не имеющий позитивной жизненной и профессиональной позиции, не осознавший смысла и сущности своей жизни и профессиональной деятельности? Практически речь идет об осознании учителем своего человеческого предназначения, жизненного призвания и следовании этому призванию, самореализации своей духовной сущности: определения своего сущностного "Я" и проявления его в конкретных жизненных ситуациях, в том числе профессиональных.
В поисках смысла человеческого бытия и нашей собственной жизни мы обращаемся к различным философским концепциям. Они открывают нам окно в мир внешний и мир внутренний, помогают объяснить наши мысли и чувства. «Наш дух стремится прислониться к одному из возможных смысловых спектров (В. Библер). Существует множество философских концепций смысла жизни. Не имея возможности представить все, остановимся на тех, которые во многом определяют сознание современного человека.
Философия «долженствования»
Личность рассматривается в данной концепции как совокупность общественных отношений, продукт социального воздействия. Согласно ей, человек не может, не имеет права замыкаться на своих личных интересах и потребностях. Наиболее ценные человеческие качества - гражданственность, чувство долга, ответственность, способность подчинить личные интересы общественным. Смысл жизни человека - в служении Отечеству. Ценность человека измеряется тем, насколько он сумел подчинить себя общественному долгу. Философия долженствования снимает вопрос об индивидуальном, самобытном жизненном пути человека. Центральная нравственная категория данной философии — категория «долга», в жертву которому приносятся индивидуальные интересы и потребности человека. Истинным побудителем активности человека считаются внешние воздействия — требования общества, государства. Философия долженствования лежит в основе тех педагогических воззрений, которые называют «педагогикой формирования».
Государство диктует свой заказ на исполнителя, при этом игнорируются внутренние потребности, самобытность личности.
Итогом этого должно быть, чтобы человек вообще перестал себя ощущать личностью, носителем самобытного и самодовлеющего духовного мира и стал без остатка безличным обладателем полезной для общества энергии — энергии, которая должна принадлежать не ему, как его личное достояние, предназначенное для осуществления смысла и цели его собственной жизни, а обществу в его задаче социального строительства. Происходит то, что С. Л. Франк называет «внутренней коллективизацией человеческих душ».
Таким образом, философия долженствования не только игнорирует внутренние духовные силы человека как источник, побудитель его активности, но и снимает ответственность с человека за его деяния, образ жизни.