Золотых правил быстрого чтения
1. Читать без регрессий.
Научно-технический текст любой сложности читается всегда один раз. Возвратные движения глаз недопустимы. Только по Окончании чтения и осмысления прочитанного можно повторно прочитать текст, если в этом возникла необходимость.
2. Читать медленно, укладывая информацию в блоки интегрального алгоритма.
Помните постоянно содержание его блоков. В процессе чтения ищите ответы на стандартные вопросы, поставленные в блоках алгоритма.
3. Читать без артикуляции.
Проговаривание – главный враг быстрого чтения. Выполнение упражнения с выстукиванием специального ритма в процессе чтения подавляет артикуляцию. Помните и постоянно мысленно повторяйте ритм. При снижении впоследствии скорости чтения вновь повторите упражнение.
4. Читать вертикальным движением глаз.
При чтении глаза должны двигаться вертикально, сверху вниз по воображаемой линии, проведенной посередине страницы. Развивайте периферическое зрение.
5. При чтении быть внимательным.
Внимание – катализатор процесса чтения. Быстрое чтение требует повышенного внимания.
6. Понимать прочитанное в процессе чтения.
При чтении текста выделяйте ключевые слова, смысловые опорные пункты – пункты понимания.
7. Использовать при чтении основные приемы запоминания.
Целью чтения определяется характер запоминания. Если знаешь, с какой целью читаешь, нужное запоминается само собой.
8. Читать с переменной скоростью.
Умение читать с переменной скоростью так же важно, как и умение быстро читать. Помните, что есть 5 способов чтения. Умейте каждый раз выбирать необходимый.
9. Постоянно тренироваться, чтобы закрепить приобретенные навыки.
10. Читать ежедневно, выполняя установленную норму.
Например, две газеты, один журнал по специальности и 50-100 страниц любого книжного текста.
Методические рекомендации по составлению планов
План - это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей- заголовков, это «скелет» произведения. Примером плана может быть к обычное оглавление книги, просмотрев которое можно получить представление об ее содержании и схеме построения. План как форма записи передает содержание текста. Правильно составленный план свидетельствуют об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.
По форме планы могут быть простые и сложные (сложный план в отличие от простого имеет еще и подпункты, которые детализируют или разъясняют содержание частей, основных пунктов. План может быть записан в виде схемы, отражающей взаимосвязь положений. Это план- схема.
План представляет собой независимую, самостоятельную форму записи, которая имеет ряд достоинств:
-краткость записи, что позволяет сравнительно легко переделывать его, совершенствуя как по существу, так и по форме;
-наглядность и обозримость, проявляющиеся в возможности последовательно изложить материал;
-включенность элементов, свидетельствующих об обобщении содержания произведения, что позволит в дальнейшем развить эти положения в тезисах, конспектах, рефератах.
Хорошо продуманный план концентрирует внимание на самом главном, помогает уяснить содержания источника и способствует ускоренной проработке материала. При составлении плана возможны два способа работы:
- разразработать подробный простой план, а затем преобразовать его в сложный, группируя части пунктов под общими заголовками (основными пунктами сложного плана);
- составить краткий простой план и затем, вновь читая текст, преобразовать его в сложный, подыскивая детализирующие пункты.
Целесообразно составлять подробный, детальный план к тексту источника при первом же его чтении. Такой план превратить в сложный, объединяя пункты, исключая мелкие, гораздо легче, чем вновь обращаться к источнику, фактически вторично работая над планом и текстом.
Однако у этой формы работы с текстом есть и свои недостатки. План лишь помогает узнать, о чем рассказывает источник, но не дает сведения о том, как изложить материал, поэтому планом удобно пользоваться, чтобы освежить в памяти знакомый материал или слабо запомнившийся текст, вскоре после составления плана. Когда же план как форма записи не может выполнить тех задач, которые стоят перед студентом, целесообразно использовать другие виды записей: конспект, тезисы, рефераты.
Методические рекомендации по конспектированию
Конспект - «систематическая, логически связная запись, отражающая суть текста». Конспект - универсальный документ, который должен быть понятен не только его автору, но и другим людям, знакомящимся с ним. По этой же причине к конспектам можно с успехом обращаться через несколько (или много) лет после их написания. Конспекты при обязательной краткости содержит кроме основных положений и выводов факты и доказательства, примеры и иллюстрации. На полях конспекта может быть отражено личное отношение студента к содержанию материала, но так, чтобы было понятно, где авторское, а где личное, читательское, понимание вопроса.
Конспекты условно подразделяются на следующие виды:
План-конспект.Готовится с помощью предварительно сделанного плана произведения, который разрабатывается специально для написания конспекта. Это один из наиболее ценных конспектов. Он, фактически, является кратким пересказом прочитанного с учетом целей конспектирования, и помогает лучше усвоить материал уже в процессе его изучения и учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая ее содержание в формулировках плана.
Схематический план-конспект -составляется как вариант плана–конспекта, и является, по сути, схемой, отражающей логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений с необходимыми пояснениями.
Этапы работы:
- составьте план прочитанного текста;
- передайте суть каждого пункта плана кратко и доказательно – в виде текста или схемы;
- запишите план (схему) с пояснениями.
Вопросно-ответный конспект –предполагает, чтона пункты плана, выраженные в вопросительной форме, даются точные ответы.
Этапы работы:
- составьте план прочитанного текста;
- сформулируйте каждый пункт плана в виде вопросов;
- запишите ответы на поставленные вопросы.
Тезисный конспект.Представляет собой сжатый пересказ прочитанного или услышанного в форме кратких тезисов. Этот конспект быстро составляется и запоминается; учит выбирать главное, четко и логично излагать мысли, дает возможность усвоить материал еще в процессе его изучения; помогает оперативно подготовить доклад, выступление.
Этапы работы:
- составьте план прочитанного текста;
- сформулируйте кратко и доказательно каждый пункт плана в виде тезиса, выберите разумную и эффективную форму записи;
- запишите тезис.
Цитатный конспект - конспект, созданный из отрывков подлинника – цитат, которые связаны друг с другом цепью логических переходов. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Он поможет определить ложность положений автора или выявить спорные моменты, что определяет целесообразность его применения при необходимости сравнительного анализа идей, выдвинутых рядом авторов.
Этапы работы:
- прочитайте текст, отметьте в нем основное содержание, главные мысли, выделите те цитаты, которые войдут в конспект;
- пользуясь правилами сокращения цитат, выпишите их в тетрадь;
- прочтите написанный текст, сверьте его с оригиналом;
Достаточно часто при подготовке к семинарам используются свободный, тематический и обзорно-тематический виды конспектов.
Правила конспектирования. Внимательно прочитайте текст, отметьте в нем незнакомые термины, понятия, не совсем понятные положения, а также имена и даты. Выясните, обратившись к словарям, значение и приступайте к их практическому воплощению. Желаем вам успехов!
Методические рекомендации по составлению тезисов
Тезис– это положение, которое определяет смысл значительной части текста и подводит к логически вытекающему выводу. Тезис – это доказываемое или опровергаемое положение. Идеи тезисов должны быть защищены. Умение правильно составлять тезисы позволяет судить об уровне подготовленности, понимании темы, степени владения материалом и методами самостоятельной работы над текстом. Выделяются следующие виды тезисов:
Основные тезисы – это принципиально важные положения, обобщающие содержание материала, имеющие характер главных выводов. Основные тезисы определяют дальнейшее содержание повествования. Заключительные основные тезисы должны обобщать содержание предыдущих и обеспечивать логику мыслительного процесса.
Простые тезисы – это главные мысли, которые легко выделить в любом произведении, вне зависимости от его общей направленности.
Сложные тезисы - это записи, включающие два вида (простые и основные) тезисов. Как в сложном плане за основными пунктами следуют подпункты, так и в сложных тезисах основные тезисы подкрепляются простыми, раскрывающими и поясняющими их содержание.
Формулировка тезисов должна быть четкой и краткой. Правильно составленные тезисы вытекают один ин из другого. Предварительно составленный план (особенно сложный план) значительно помогает в написании тезисов.
Этапы работы:
- познакомьтесь с содержанием материала;
- прочитайте текст еще раз, разделите его на смысловые блоки (составляя план);
- найдите в каждой выделенной части текста главную мысль и выпишите эти положения;
- хорошо продумав выделенный текст, уяснив его смысл, сформулируйте отдельные положения своими словами или найдите нужные формулировки в тексте - это и будут Ваши тезисы. Желаем успехов!
Методические рекомендации по составлению выписок
«Выписать – значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, журнала, сделать выборки», и сложность этого вида работы с текстом в том и состоит, чтобы найти выбрать самое нужное из одного или нескольких источников. Умение делать выписки - основа работы над любым тестом. Выписки могут быть двух видов: выписки из книг и статей; ваши собственные материалы. При этой форме работы с текстом Вам помогут следующие положения-советы:
- выписки могут быть дословными (цитаты) или свободными, когда мысли автора читатель излагает самостоятельно;
- записывая цитаты, нужно заключать их в кавычки, оберегать текст от искажений;
- цитата, вырванная из контекста, часто теряет свой первоначальный смысл, нередко приобретая новый. Поэтому, цитируя, старайтесь не обрывать мыслей автора;
- всегда полезно давать точные ссылки на источники (в частности, на страницу книги, а иногда и на абзац и даже строку);
- работая с текстом, полезно делать выписки лишь после того, как вы прочитали текст полностью;
- зная произведение в целом, легче сделать окончательный выбор нужного материала, уточнить, какие выдержки следует сделать;
- в записях можно пользоваться подчеркиваниями и отчеркиваниями. Первые употребляются в тексте, вторые – на полях сбоку текста (вертикальной чертой, фигурной скобкой и т.п.). Правильно подчеркнуть – значит найти в тексте главное, полезное, действительно требующее выделения;
- ключевые слова выносят на поля или подчеркивают другим цветом, привлекая этим к ним внимание. Иногда при записывании ключевые слова выносят в начало предложения;
- в рамки обычно заключают символические выражения, формулы, зависимости, законы, правила;
- записи (их части, связи между ними) полезно расчленять разными средствами. Рациональная неоднородность записей – важное их достоинство;
- интервалы между строками должны позволять вписывать над ними новый текст, исправлять возможные ошибки;
- выписки следует делать чернилами или шариковой ручкой. Карандашами пользуются лишь для каких-либо отметок, выделений при последующей работе;
- записи следует датировать.
Методические рекомендации по реферированию
Реферат готовится на основе анализ не менее 5-6 научных или литературных источника. Во введении к реферату обосновываются выбор темы, актуальность и глубина рассматриваемой проблемы. В основной части реферата должны быть представлены концепции разных авторов, изложенных в анализируемых источниках. Необходимо предложить свой аргументированный анализ проблемы, оценить достоинства различных подходов к рассматриваемой проблеме и вскрыть недостатки некоторых из них. Автор реферата может использовать результаты собственных исследований. Важно правильное оформление титульного листа, которое должно соответствовать принятым требованиям. План реферата (содержание) помещается на второй странице. Необходимо соблюдать размер полей и правильно оформлять ссылки на использованную литературу. Список использованной литературы составляется по алфавиту и в соответствие с общепринятыми требованиями.
Этапы работы
- внимательно познакомьтесь с предложенными для рефератов темами, выберите одну из них и по согласованию с преподавателем утвердите ее;
- подберите в библиотеке вуза, в областной библиотеке соответствующую литературу для реферирования;
- пользуйтесь закладками, отметьте наиболее существенные положения, фрагменты или сделайте выписки;
- составьте план реферата;
- используя рекомендации по тематическому конспектированию и составленный вами план, напишите реферат. В заключении к реферату обязательно выразите ваше личное отношению к рассматриваемой теме, её содержанию;
- перечитайте текст и отредактируйте его;
- проверьте правильность оформления реферата.
По завершению работы над рефератом напишите текст своего выступления на занятии где будет проходить защита рефератов студентов вашей группы. Время выступления 5-8 минут. Продумайте ответы на возможные вопросы по содержанию реферата.
План аннотации