Продуктивный уровень (по выбору) выполняется в тетрадях.
Проблемы педагогической деятельности и качества образовательного процесса обучающихся.
Проведите анализ публикаций в периодической печати (1 журнал по выбору: «Педагогика», «Адукацыя I выхаванне», «Социально-педагогическая работа», «Праблемы выхавання», «Народная асвета», «Психология», «Диалог» и др.) с 2010 по настоящее время или в монографиях и научных сборникахпо одной из проблем педагогической деятельности по обучению и воспитанию обучающихся (на ваш выбор).
Проблема | Периодическая печать или название монографии | Автор и суть проблемы | Актуальность данной идеи для современной системы образования | Ваше мнение |
Одаренные дети | Ж-л “Педагогика” 2014.- №9.- С.41 -50. | Клепиков, В.Н. Формирование эстетической культуры современного школьника (раскрыть суть) | ||
Профессиональное развитие молодого учителя | Монография | Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 192 с | ||
Инклюзивное образование | Адукацыя и выхаванне.-2015.- №3. - С.71-77. | Хитрюк, В.В. Инклюзивное образовательное пространство: педагогическое сопровождение родителей |
Творческий уровень (по выбору) выполняется на отдельных листах.
Педагогическая задача : На основании знания основных теоретических подходов, описывающих общенаучный уровень методологии педагогики, определите возможности их использования для педагогически обоснованного решения жизненных и профессиональных проблем.
Основные теоретические подходы | Назначение или принципы использования в педагогике | Возможности использования в решении проблем | ||
собственной жизнедеятельности Я | воспитания и обучения учитель-ученик | семейного воспитания учитель-родители | ||
системный | ||||
личностный | ||||
деятельностный | ||||
диалогический | ||||
аксиологический | ||||
этнопедагогический | ||||
культурологический | ||||
… | … | … | … | … |
Литература
1. Инновационные ресурсы в педагогическом процессе / [сост.: Г. М. Галуза, Н. П. Лепленко, В. Г. Яценко]. – Минск : Красико-Принт, 2013. – 122 с. – (Педагогическая мастерская).
2. Капранова, В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом : учеб. пособие / В.А. Капранова. – Мн. : Новое знание, 2004. – 222 с.
3. Кодекс Республики Беларусь об образовании : 13 января 2011 г. № 243-3. – Минск : Амалфея, 2011. – 496 с.
4. Основы педагогики : учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик ; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск : Аверсэв, 2003. – 349 с.
5. Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода : учеб. пособие / О.Л. Жук, С.Н. Сиренко; под общ. ред. О.Л. Жук. – Минск, 2007. - 192 с.
6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М. : Школа-Пресс, 2000 – 512 с.
7. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : Учебник для студ. пед. вузов : В 2 кн. – М.: Гуманист. издат. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. – 1999. – 576 с.
8. Перминова, Л.М., Селиверстова, Е.Н. Дидактика на рубеже эпох (ХХ-ХХI вв.): Курс лекций для системы высшего и постдипломного педагогического образования. – Владимир: ВГГУ, 2010. – 428 с.
9. Пуйман, С.А. Практикум по педагогике : пособие / С.А. Пуйман, В.В. Чечет. – Минск : ТетраСистемс, 2003. – 176 с.
10. Сборник качественных задач: общая педагогика: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / В.П. Тарантей, Л.М. Тарантей. – Тула: Издательство ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2011. – 109 с.
11. Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткин . – М. : Педагогика, 1986. - 276 с.
12. Цыркун, И. И., Козинец, Л. А., Пунчик, В. Н. Генеративное обучение педагогике. - Мозырь, 2005.
13. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. – 6-е изд. / И.Ф. Харламов. – Минск : Унiверсiтэцкае, 2000. – 560 с.
14. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика : учеб. Пособие // А.В.Хуторской. – М. : Издательский центр «Академия», 2008 -256 с.
Срок сдачи: 12 октября 2017 г.
ТЕМА 2
« АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ»
1. Базовый уровень (выполняют все)
Подготовка опорного конспекта по вопросу:
«Педагогические парадигмы»
Виды парадигмы.Составить опорный конспект, заполнив таблицу:
Парадигма | Сущностная характеристика |
2. Продуктивный уровень (по выбору)
Провести мини-исследования по одной из тем по алгоритму: (по выбору)
1.Обоснование актуальности темы и постановка проблемы (раскрыть, какие трудности, противоречия побудили к поиску, в чем суть проблемы, которую предстоит решить, что известно и что нет по поставленной проблеме).
2.Объект, предмет (процесс, предмет) исследования (конкретные связи, отношения, зависимости, стороны процесса, которые подвергаются изучению).
3.Цель иосновныезадачи исследования (диагностические, теоретико-моделирующие, методические, практические).
4.Методы исследования.
5.Список использованных источников
Примерные темы
(можете предложить свою проблему).
1. Успешный учитель и этапы его становления.
2. Учитель-неудачник и можно ли научиться быть успешным?
3. Педагогическая интуиция и уровни ее проявления.
4. Почему многие педагоги, работая добросовестно, не добиваются на практике качества образования?
5. Как организовать перевод теоретических деклараций (положений) в практическую деятельность, чтобы результат этой деятельности был эффективным?
6. Уровень жизни и технического развития человечества начала ХХ в. и начала ХХI в. невозможно сравнить. Но можно ли сказать об уроке начала ХХ в. и начала
ХХI в.? В чем Вы видите главное отличие?
7. Какой должна быть система педагогического контроля в школах для одаренных детей?
8. Нельзя отрицать, что экзамен – это всегда стресс, как для ученика, так и для учителя. А кто это стресс создает? И можно ли представить себе экзамен без излишних волнений? Предложите Ваш вариант.
9. Урок как источник негативизма. Опровергните данное утверждение.
10. Надо ли развивать чувство юмора педагогу? Как развивать (на примерах известных людей)?
11. Философ Луций Сенека сказал: «Молодые не знают необходимого, потому что учились бесполезному». Относится ли это к нашему образованию? Учили ли Вас бесполезному?
12. Что труднее: хорошо учить или хорошо учиться? Докажите.
13. Технология формулировки развивающих вопросов. (Многим кажется, что это очень просто: задать вопрос, получить ответ, выдать реакцию. Однако опытные профессионалы видят здесь некоторые проблемы, главная из них: как задать вопрос? В практике встречаются два случая. Учитель читает вопрос, а затем после паузы говорит, кто будет отвечать. Это ненаправленный, или безадресный, вопрос. И наоборот: сначала называется отвечающий, а потом формулируется вопрос. Это направленный, или адресный, вопрос. Дайте обоснование).
14. В нашей стране методы обучения, по словам И.Я. Лернера, превратились в методы преподавания. Как вы думаете, чем это обусловлено?
15. Чего ждет от образования общество?
16. Эмоциональная кривая урока и методика ее проектирования.
17. Эффект выгорания и стресс как результат педагогической деятельности.
18. Как осуществить рациональный отбор технологий, методов обучения?
19. Какой урок можно назвать лучшим: самый эффективный или самый интересный? Обоснуйте.
20. Метод ситуации успеха и метод «взрыва», условия эффективности их применения.
21. Смысл педагогической жизни и смысл педагогической деятельности: в чем?
22. Метод «создания опор правильного поведения» и его сущностные характеристики. «Прием белой скатерти», прием «расшатывание позиции», прием «формализации».
23. Хороший и имитационный урок, их сущностные характеристики и отличия.
24. Открытый урок (занятие) «за» и «против».
25. «Непроблемные» и проблемные задания в педагогической деятельности, их содержание и существенные отличия.
26. Являются ли ЗУНы объектом образовательной деятельности? Аргументируйте.
27. Конфликты между взрослыми и детьми: можно ли их избежать?
28. Уроки в школе и их роль в развитии личности.
29. Свободное время студента - рационально ли оно используется?
30. Свободное время ученика – рационально ли оно используется?
31. Конфликты между учителями и учащимися: можно ли их избежать?
32. Идеальный учитель.
33. Есть ли место юмору и смеху в педагогике?
34. Для чего мне нужна педагогика?
35. Перемена в школе: что о ней думают учащиеся и учителя?
36. Недостойное обращение с детьми и его последствия.
37. Как бороться с вредными привычками детей?
38. Школа способна ли она готовить подрастающее поколение к жизни?
39. Как разнообразить обучение в вузе?
40. Как разнообразить обучение в школе?
41. Оправдались ли мои ожидания от обучения в университете: личный опыт и размышления.
42. Психолого-педагогический портрет студента XXI века.
43. Личность преподавателя глазами студента.
44. Учитель, который нашел во мне свое продолжение.
45. Записки начинающего учителя.
46. Каков результат учителя сегодня - такое общество завтра.
47. Учитель – бескорыстный слуга Истины, Мудрости, Добра, Братства, Мира.
48. «Велик тот учитель, кто…».
49. Педагогические афоризмы и мудрые мысли о деятельности педагога.
50. Пословицы и поговорки, содержащие антипедагогическое содержание.
51. Учить не скучно – это как?
52. СУРС – это что и для чего?
53. Современный студент: каков он?
54. Экзамен в школе (вузе).
55. Современное детство и проблемы детей в нем.
56. Экзамен в вузе: возможны ли альтернативы?
57. Недостойное поведение с детьми и его последствия.
58. Имидж современного учителя.
59. Раздражительность – это ржавчина педагогической профессии.
60. Учить не скучно – это как?