Из истории коррекционной педагогики
Жизнь учителя и жизни учеников связаны тысячами невидимых нитей.
Задача коррекционной педагогики — сделать эти нити видимыми для всех.
Она делает это, задавая вопросы, интересующие всех и каждого.
Коррекционная педагогика — буйно разрастающаяся ветвь современной педагогической науки. Основной причиной ее стремительного развития послужило увеличение случаев аномального поведения детей. Свое начало коррекционная педагогика берет из гуманистических попыток сохранения жизни так называемым дефективным (от лат. defectus— недостаток) детям, имеющим физические и психические недостатки. К ним относятся глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, слепоглухонемые, дети с нарушением интеллекта. В античные времена, как известно, каждого родившегося с физическими или умственными дефектами ребенка уничтожали, сбрасывая в пропасть. Этот обычай кое-где в Европе сохранялся еще и в Средние века.
В XVI—XVII вв. человеческая жизнь приобретает уже некоторую ценность ик дефективным детям относятся более гуманно, начинают искать пути помощи и возвращения их в общество. Появилась мысль их лечить, воспитывать, обучать ремеслам. У истоков лечебной коррекционной педагогики стояли французский врач и просветитель Ж. Итар (1775—1838), его соотечественник Э. Сеген (1812—1880), практикующие учителя и врачи других стран. Все они считали, что при разумном сочетании лечения с обучением возможно развитие детей с отклонениями в умственном и нравственном отношениях. Одним из первых дефектологов, наиболее полно разработавших систему коррекционных упражнений для умственно отсталых детей, был французский врач К. Ванней (1860—1931). Он предложил программу специальных упражнений для тренировки недостающих психических функций умственно отсталых детей. Бельгийский педагог О. Декроли (1871—1932) в коррекционно-воспитательных целях создал серии обучающих игр, которые используются до сих пор.
Коррекционно-воспитательная деятельность педагогов-дефектологов, направленная на преодоление или ослабление недостатков, свойственных аномальным детям, содействовала более интенсивному и правильному развитию таких детей. Развившаяся сеть так называемых вспомогательных школ позволила гуманно решать жизненные проблемы обделенных природой людей.
Первые лечебно-просветительные учреждения в России появляются в XVIII вв. Сперва они строились по образцу зарубежных лечебных школ, копировали их методики. У истоков отечественной коррекционной педагогики стояли видные ученые А.И. Граборов (1885—1948), создавший капитальный труд «Вспомогательная школа» (1923), Л.К. Шлегер (1863—1942), написавшая книгу для учителей «Особенности работы с детьми семилетнего возраста» (1924). Видным организатором дефектологического и коррекционного образования в России был врач-дефектолог В.П. Кащенко (1870—1943). Он создал в Москве школу-санаторий для дефективных детей (1908), преобразованную в 1918 г. в Медико-педагогическую станцию. Его сочинения «Воспитание-обучение трудных детей» (1913), «Нервность и дефективность в дошкольном и школьном возрастах» (1919) до сих пор остаются востребованными практической педагогикой. В 1994 г. переиздана книга В.П. Кащенко «Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков». Это ценное пособие для педагогов, психологов, дефектологов и родителей. Ряд работ по вопросам детской психологии и коррекционной педагогики опубликовал профессор К.Н. Корнилов (1879—1957). Видный невропатолог, профессор Московского университета Г.И. Россолимо (1860—1926) прославился созданием так называемых психологических профилей, с помощью которых можно было наглядно видеть нарушения и отклонения в умственном развитии детей.
Весьма интенсивно развивается коррекционная педагогика в первые годы советской власти. Подтолкнули ее прогресс события и причины, весьма похожие на нынешние: смена общественного строя, крушение устоявшихся идеалов и принципов, гражданская война, детская беспризорность. Новым революционным правительством были поставлены задачи теоретически осмыслить возникшие социальные и педагогические явления, усадить за парты всех детей, в кратчайшие сроки покончить с детской беспризорностью, создать сеть реабилитационных и коррекционных учреждений.
Решение этих важных проблем способствовало яркому расцвету таланта видных отечественных педагогов А.С. Макаренко (1888-1939), С.Т. Шацкого (1878-1934), П.П. Блонского (1884—1941) и др. А.С. Макаренко был организатором воспитательных колоний для малолетних преступников. В Полтавской трудовой колонии для дефективных детей в 1924 г. содержалось за воровство — 51, безнадзорность — 39, убийство — 2, бандитизм — 6 детей и подростков до 16 лет. А.С. Макаренко прославился созданием новых эффективных методик превентивного и коррекционного воспитания, которые до сих пор остаются непревзойденными в отечественной и мировой педагогике. Многое сделал для развития теории и практики коррекционного воспитания С.Т. Шацкий. Он организовал в Калужской губернии летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь», где проверил на практике плодотворное влияние на процесс перевоспитания трудных детей и подростков хорошо организованного производительного труда. Педагогические исследования П.П. Блонского по изучению детского поведения получили высокую оценку и были положены в основу практического коррекционного воспитания.
В первые годы советской власти были теоретически решены многие вопросы коррекционной педагогики. Были, в частности, даны определения безнадзорности, беспризорности, педагогической запущенности, детской преступности. Безнадзорностьдетей — общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их замещающих. Причины: непонимание родителями своих обязанностей как воспитателей, преувеличенное представление о самостоятельности ребенка, в некоторых случаях эгоистичность, нежелание уделять достаточное внимание воспитанию своих детей. В целях борьбы с детской безнадзорностью рекомендовалось принимать такие меры, как запрещение после определенного часа пребывания на улице детей без сопровождения взрослых, посещение в неорганизованном порядке (без взрослых) вечерних зрелищных мероприятий, продажа детям спиртных напитков, табачных изделий, игральных карт и т. д. Необходимо сказать, что запреты эти неукоснительно выполнялись.Беспризорность— общественное явление, заключающееся в недостаточном попечении и воспитательном воздействии в отношении несовершеннолетних. Возникает в результате общественных бедствий — войны, голода, безработицы, крайней нужды родителей. Жесткие и последовательные меры, предпринятые правительством, позволили в краткое время ликвидировать это явление на всей огромной территории страны.
Запущенность педагогическая— отклонение от нормы в поведении ребенка, обусловленное недостатками воспитания. Причины: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школ и преподавателей, отрицательное влияние улицы, безнадзорность. Главные методы коррекции — воздействие через коллектив, вовлечение в различные виды деятельности, индивидуальный подход. Как мы знаем, четкие представления о явлении и методах его преодоления дали свои положительные результаты.
В связи с решением практических задач оказания коррекционной помощи запущенным детям были предложены новые методы изучения их поведения. Широкое распространение получает педология (от греч. пайдос — дети, логос — наука), предложившая неприменяемые ранее тестовые методики обследования и анализа уровня развития и поведения ребенка. Видным педологом был П.П. Блонский. Его книга «Педология» (1925) была настольной книгой для воспитателей. Изложенные в ней идеи и методы актуальны и сегодня.
Педология, ее принципы и методы вызвали острое недовольство властей. Применяя объективные методы тестирования, педологи приходили к весьма неутешительным выводам. Большая часть всех обследованных ими детей оказалась с различными отклонениями в развитии и требовала обучения и воспитания в специальных школах. Но установка марксистов-ленинцев была другой: рабоче-крестьянские дети не могут быть дефективными, это грубая выдумка и ложь вредителей-педологов. В 1936 г. ЦК ВКП(б) принимают постановление «О педологических извращениях в системе наркомпросов», которым запрещались всякие тестовые испытания детей. Педология вместе с ее объективными методами была запрещена. Эти меры не решили проблем. Чтобы помочь детям, нужны не идеологические призывы, а точное знание причин и способов преодоления кризиса.
В конце XX в. педагоги приходят к выводу, что в лечебно-коррекционной помощи нуждаются не только дети с органическими повреждениями нервной системы, но и совершенно здоровые, поведение которых в основном по причине неправильного предшествующего воспитания выпадает из нормы. Раньше решение этих задач, раздробленных между социальной, специальной, реабилитационной и другими педагогиками, развивающихся без четких границ, было недостаточно эффективным. Было решено объединить их в одной педагогической отрасли. Роль объединяющей, цементирующей науки играет гуманистическая коррекционная педагогика, уповающая главным образом на индивидуальный подход к ученикам, ответственное рассмотрение каждого конкретного случая воспитания.
Педагогическое воздействие на личность аномального ребенка в целом не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление отдельных недостатков. Вся специальная педагогика имеет коррекционную направленность. Ряд задач коррекционной педагогики имеет общий характер и относится ко всем видам нарушения развития и поведения. Это:
—развитие личности аномального ребенка;
—закаливание организма;
—развитие движений;
—развитие чувственного опыта;
—развитие мышления;
—посильный труд;
—овладение опытом жизни в обществе.
Итак, традиционно коррекционная педагогика развивалась в плане помощи детям, имеющим органические повреждения нервной системы. Затем детьми с органическими отклонениями стала заниматься специальная наука «дефектология», а коррекционная педагогика расширила свой предмет на случаи отклоняющегося поведения, вызванного неорганическими причинами, т. е. приобретенными привычками.