Сельскохозяйственной продукции»

Кафедра:Педагогика

Квалификация (степень) выпускника:бакалавр

Форма обучения: заочная

Кинель 2016

ЦЕЛь и задачи ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование у обучающихся системы компетенций, способствующих повышению общей и психолого-педагогической культуры обучающихся; целостному представлению о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности; формированию умения самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий; самостоятельному приобретению знаний, адекватной оценке своих возможностей, поиску оптимального пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.

Для достижения поставленной цели при освоении дисциплины решаются следующие задачи:

- ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;

- овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития;

- приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений; рефлексии и развития деятельности;

- приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;

- усвоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Дисциплина «Психология и педагогика» относится к базовой части дисциплин Б1.Б.8, предусмотренных учебным планом бакалавриата по направлению 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, профиль подготовки «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции».

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются входные знания, умения, навыки и компетенции обучающихся:

Знания:

-основных категорий и понятий из школьного курса биологии, истории, обществознания;

-предмета и места биологии, истории, обществознания в системе наук;

Умения:

-оформлять, представлять, описывать данные, результаты работы на языке символов (терминов, формул), введенных и используемых в курсе;

-высказывать, формулировать, выдвигать гипотезы о причинах возникновения той или иной психологической и педагогической ситуации (состояния, события), о путях (тенденциях) ее развития и последствиях;

-планировать свою деятельность по изучению курса «Психология и педагогика» и решению задач курса;

-рассчитывать, определять, находить, решать, вычислять, оценивать, измерять признаки, параметры, характеристики, величины, состояния, используя известные модели, методы, средства, решения, технологии, приемы, законы, теории, закономерности;

-контролировать, проверять, осуществлять самоконтроль до, в ходе и после выполнения работы;

-изменять, дополнять, адаптировать, развивать методы, алгоритмы, средства, решения, приемы, методики для решения конкретных задач;

-формулировать, ставить, формализовать проблемы, вопросы и задачи курса.

Владение навыками:

- работатьскомпьютером как средством управления информацией;

- ставитьцель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

- организовыватьпланирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

- классифицировать, систематизировать, дифференцироватьфакты, явления, объекты, системы, методы, решения, задачи и т.д., самостоятельно формулируя основания для классификации;

- ставитьпознавательные задачи и выдвигать гипотезы;

- описыватьрезультаты, формулироватьвыводы;

- находитьнестандартные способы решения задач;

- обобщать, интерпретироватьполученные результаты по заданным или определенным критериям;

- отыскиватьпричины явлений, обозначатьсвое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме и др.

Курс «Психология и педагогика» изучается в первом семестре первого года обучения. Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания школьных дисциплин биология, история, обществознание и имеет межпредметные связи с такими дисциплинами, как философия, история, правоведение, социология.

КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВО и требованиями к результатам освоения ОПОП).

Общекультурных:

- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

- способность к самоорганизации и самообразованию(ОК-7).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- психологическую и педагогическую области знания в их логической целостности и последовательности, предполагающих систематизацию основных принципов, законов, категорий;

- основные методы и положения психологической и педагогической наук, их современное состояние;

- нормы общения с коллегами и партнерами.

Уметь:

- строить межличностные отношения и работать в группе;

- высказывать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся гуманитарных ценностей;

- применять принципы и законы психологии и педагогики, формы и методы научного познания в профессиональной деятельности;

- использовать знания по психологии и педагогике для анализа значимых проблем и процессов, решения социальных и профессиональных задач;

- находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Владеть:

-культурой мышления, способностью к обобщению, анализу и восприятию информации;

- навыками делового общения в стандартных профессиональных ситуациях;

- навыками сбора, систематизации и самостоятельного анализа информации;

- навыками использования различных психолого-педагогических методов для анализа жизненных и производственных ситуаций;

- навыками постановки цели и выбора средств ее достижения, исходя из интересов различных субъектов и с учетом непосредственных и отдаленных результатов.

4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Вид учебной работы Трудоемкость дисциплины Семестр (кол-во недель в семестре)
Всего часов Из них в интер-активной форме (18)
Аудиторные занятия (всего)
в том числе: Лекции (Л)
  Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа студента(СРС)(всего),в том числе:  
СРС в семестре: Подготовка к практическим занятиям  
  Изучение вопросов, выносимых на самостоятельное изучение  
  Выполнение научной работы и участие в научных и научно-практических конференциях  
СРС Подготовка к сдаче зачета  
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет   зачет
Контактная работа обучающихся с преподавателем  
Общая трудоемкость, ч.
Общая трудоемкость, зачетные единицы  

4.2 Разделы дисциплины, виды занятий и формируемые компетенции по разделам учебной дисциплины.

№ п./п. Наименование раздела дисциплины Виды учебной работы в часах Всего часов (без экзамена) Формируемые компетенции (ОК, ПК)
Л ПЗ СРС
Психология ОК-6, ОК-7
Педагогика ОК-6, ОК-7
Всего часов  

4.3 Тематический план лекционных занятий

№ п./п. № раздела дисциплины Тема лекционных занятий Трудоемкость, ч.
Предмет и методы психологии
Предмет и основные этапы развития педагогики
Всего:

4.4 Тематический план практических занятий

№ п./п. № раздела дисциплины Темы практических (семинарских) занятий Трудоемкость, ч.
Чувственные формы освоения действительности
Межличностные отношения в быту и организованном коллективе.
Средства и методы педагогического воздействия на личность
Всего:

4.5 Тематический план лабораторных работ

№ п./п. № раздела дисциплины Темы лабораторных работ Трудоемкость, ч.
       
       

Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены

4.6 Самостоятельная работа

№ раздела дисциплины Содержание работы Трудо-емкость, ч. Формы контроля
Стк : Психология и научно-технический прогресс. Мышление как процесс решения задач. Роль творческого воображения в жизни человека. Субъективный мир психики человека. Психика и организм Соотношение субъективной и объективной реальности: рациональные формы освоения действительности Психология личности. Общее и индивидуальное в психике человека Психические состояния человека От, Зач
Ппз От, Зач
Нр От
Па Зач
Стк: Цели и идеалы образования и воспитания Общие принципы дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках Поиски новой модели образования и воспитания Семейное воспитание и семейная педагогика. Проблема взаимоотношений поколений. Современные педагогические технологии. От, Зач
Ппз От, Зач
Нр От
Па Зач
Итого:  

Виды СРС:

Стк – Самостоятельная работа по теоретическому курсу (работа обучающегося над вопросами, выносимыми на самостоятельное изучение);

Ппз – подготовка к практическим занятиям;

Нр – научно-исследовательская работа;

Па – подготовка к зачету.

Формы контроля:

От – отчет по практической работе;

Зач - зачет.

Самостоятельная работа обучающихся по дисциплине «Психология и педагогика» организуется в следующих видах:

1. Самостоятельная работа по теоретическому курсу. Включает работу с конспектами лекций; работу над учебным материалом (учебника, первоисточника, статьи, дополнительной литературы, в том числе с материалами, полученными по сети Интернет); конспектирование текстов; ответы на контрольные вопросы.

2. Подготовка к практическим занятиям. Включает работу с конспектами лекций, с учебно-методической литературой курса, работу над учебным материалом (учебника, нормативных документов, дополнительной литературы, в том числе с материалами, полученными по сети Интернет), ответы на вопросы практического занятия.

3. Научно-исследовательская работа. Эта часть работы осуществляется обучающимися с целью более детального (углубленного) изучения проблемных аспектов отдельных тем дисциплины. В рабочей программе приводится перечень тем для подготовки рефератов. По итогам проделанной работы обучающиеся готовят электронную презентацию с изложением основных результатов проведенного теоретического (практического) исследования. Преподавателем организуется научная или научно-практическая конференция, где заслушиваются подготовленные доклады и обсуждаются результаты работы.

4. Подготовка к зачету. При подготовке к зачету проработать вопросы, выносимые на зачет с учетом вопросов выносимых на самостоятельное изучение. Внимательно изучить разделы дисциплины с использованием основной и дополнительной литературы, конспектов лекций, конспектов практических занятий, ресурсов Интернет.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе преподавания дисциплины «Психология и педагогика» используются как классические формы (лекции, практические (семинарские) занятия) и методы обучения, так и активные, интерактивные методы и формы обучения (ситуационные задачи, конференции).

Для успешного овладения дисциплиной используются следующие информационные технологии обучения: при проведении лекций – презентации в программе Microsoft Office (Power Point).

Для формирования профессиональных и общекультурных компетенций у обучающихся применяются традиционные (пассивные) и инновационные (активные) технологии обучения в зависимости от уровня учебных целей с учетом различного сочетания форм организации образовательной деятельности и методов ее активизации с приоритетом самостоятельной работы обучающихся.

Для успешного овладения дисциплиной используютсяразные формы обучения.

Лекция - традиционно ведущая форма обучения в вузе. Ее основная дидактическая цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения обучающимися учебного материала. Будучи главным звеном дидактического цикла обучения, она выполняет научные, воспитательные и мировоззренческие функции, вводит обучающихся в творческую лабораторию лектора. Лекция - методологическая и организационная основа для всех форм учебных занятий, в том числе самостоятельных. Методологическая основа - так как вводит обучающихся в науку, придает учебному курсу концептуальность, а организационная - так как все другие формы учебных занятий так или иначе связаны с лекцией, чаще всего логически следуют за ней, опираются на нее содержательно и тематически.

Практические (семинарские) занятия. Практические занятия играют важную роль в выработке у обучающихся навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Практические занятия логически продолжают работу, начатую на лекции. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания обучающихся и выступают как средства оперативной обратной связи. План практических занятий отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Методика практических занятий может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности преподавателя. Важно, чтобы различными методами достигалась общая дидактическая цель. Между лекцией и практическим занятием планируется самостоятельная работа обучающихся, предполагающая изучение конспекта лекций и подготовку к практическим занятиям. Структура практического занятия в основном одинакова: вступление преподавателя, ответы на вопросы обучающихся по неясному материалу, практическая часть как плановая, заключительное слово преподавателя. Разнообразие занятий вытекает из собственно практической части. Семинарское занятие в современной высшей школе является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным наукам. Он представляет собой средство развития у обучающихся культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий - обеспечить обучающимся возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи: развитие творческого профессионального мышления, познавательная мотивация, профессиональное использование знаний в учебных условиях: а) овладение языком соответствующей науки; б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями; в) овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения. Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как: повторение и закрепление знаний, контроль, педагогическое общение.

Самостоятельная работа обучающихся (СРС) наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа - это планируемая работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. СРС предназначена не только для овладения дисциплиной «Психология и педагогика», но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из ситуации и т.д. Основой самостоятельной работы служит научно-теоретический курс, комплекс полученных обучающимися знаний. При распределении заданий обучающиеся получают список необходимой литературы и приобретают навыки самостоятельной работы с ней.

Консультации необходимы для помощи обучающимся в выполнении заданий, вызывающих сложности при их решении. Они направлены, в основном, на расширение кругозора, передачу опыта, углубление теоретических и фактических знаний, приобретенных обучающимися на лекциях, практических (семинарских) занятиях и в результате самостоятельной работы.

Активная форма предусматривает такое взаимодействие преподавателя и обучаемых, при которой преподаватель и обучаемые взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и обучаемые здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия. Преподаватель и обучаемые находятся «на равных». Активная форма предполагает демократический стиль взаимодействия.

Интерактивная форма («Inter» – взаимный, «act» – действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активной формы, интерактивная ориентирована на более широкое взаимодействие обучаемых не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучаемых в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучаемых на достижение целей занятия. Преподаватель разрабатывает план занятия, на котором предусмотрено использование интерактивных упражнений и заданий, в ходе выполнения которых обучаемые изучают материал. Основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняют обучаемые. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их обучаемые не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Текущий контрольпроводится в форме зачета.

5.1. При проведении лекционных занятий по дисциплине «Психология и педагогика» преподаватель использует компьютерные и мультимедийные средства обучения академии, а также демонстрационные и наглядно-иллюстрационные (в том числе раздаточные) материалы. Лекционные занятия проводятся в аудиториях, оборудованных электронными проекторами и интерактивными досками, что позволяет сочетать активные и интерактивные формы проведения занятий.

5.2. На практических занятиях обучающиеся усваивают категории, знакомятся с концепциями по данному курсу. На практических занятиях идут активные обсуждения и выступления обучающихся, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.

Перечень занятий, проводимых в интерактивной форме

№ п./п. № раздела дисциплины Тема занятия Трудоемкость, ч.
Лекционные занятия
1. Предмет и основные этапы развития педагогики.
Практические занятия
2. Межличностные отношения в быту и организованном коллективе. (Практическое занятие – решение ситуационных задач).
3. Средства и методы педагогического воздействия на личность. (Практическое занятие – решение ситуационных задач).

Наши рекомендации