Сельскохозяйственной продукции»
Кафедра:Педагогика
Квалификация (степень) выпускника:бакалавр
Форма обучения: заочная
Кинель 2016
ЦЕЛь и задачи ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование у обучающихся системы компетенций, способствующих повышению общей и психолого-педагогической культуры обучающихся; целостному представлению о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности; формированию умения самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий; самостоятельному приобретению знаний, адекватной оценке своих возможностей, поиску оптимального пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.
Для достижения поставленной цели при освоении дисциплины решаются следующие задачи:
- ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;
- овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития;
- приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений; рефлексии и развития деятельности;
- приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;
- усвоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Дисциплина «Психология и педагогика» относится к базовой части дисциплин Б1.Б.8, предусмотренных учебным планом бакалавриата по направлению 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, профиль подготовки «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции».
Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются входные знания, умения, навыки и компетенции обучающихся:
Знания:
-основных категорий и понятий из школьного курса биологии, истории, обществознания;
-предмета и места биологии, истории, обществознания в системе наук;
Умения:
-оформлять, представлять, описывать данные, результаты работы на языке символов (терминов, формул), введенных и используемых в курсе;
-высказывать, формулировать, выдвигать гипотезы о причинах возникновения той или иной психологической и педагогической ситуации (состояния, события), о путях (тенденциях) ее развития и последствиях;
-планировать свою деятельность по изучению курса «Психология и педагогика» и решению задач курса;
-рассчитывать, определять, находить, решать, вычислять, оценивать, измерять признаки, параметры, характеристики, величины, состояния, используя известные модели, методы, средства, решения, технологии, приемы, законы, теории, закономерности;
-контролировать, проверять, осуществлять самоконтроль до, в ходе и после выполнения работы;
-изменять, дополнять, адаптировать, развивать методы, алгоритмы, средства, решения, приемы, методики для решения конкретных задач;
-формулировать, ставить, формализовать проблемы, вопросы и задачи курса.
Владение навыками:
- работатьскомпьютером как средством управления информацией;
- ставитьцель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовыватьпланирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- классифицировать, систематизировать, дифференцироватьфакты, явления, объекты, системы, методы, решения, задачи и т.д., самостоятельно формулируя основания для классификации;
- ставитьпознавательные задачи и выдвигать гипотезы;
- описыватьрезультаты, формулироватьвыводы;
- находитьнестандартные способы решения задач;
- обобщать, интерпретироватьполученные результаты по заданным или определенным критериям;
- отыскиватьпричины явлений, обозначатьсвое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме и др.
Курс «Психология и педагогика» изучается в первом семестре первого года обучения. Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания школьных дисциплин биология, история, обществознание и имеет межпредметные связи с такими дисциплинами, как философия, история, правоведение, социология.
КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВО и требованиями к результатам освоения ОПОП).
Общекультурных:
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
- способность к самоорганизации и самообразованию(ОК-7).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- психологическую и педагогическую области знания в их логической целостности и последовательности, предполагающих систематизацию основных принципов, законов, категорий;
- основные методы и положения психологической и педагогической наук, их современное состояние;
- нормы общения с коллегами и партнерами.
Уметь:
- строить межличностные отношения и работать в группе;
- высказывать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся гуманитарных ценностей;
- применять принципы и законы психологии и педагогики, формы и методы научного познания в профессиональной деятельности;
- использовать знания по психологии и педагогике для анализа значимых проблем и процессов, решения социальных и профессиональных задач;
- находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Владеть:
-культурой мышления, способностью к обобщению, анализу и восприятию информации;
- навыками делового общения в стандартных профессиональных ситуациях;
- навыками сбора, систематизации и самостоятельного анализа информации;
- навыками использования различных психолого-педагогических методов для анализа жизненных и производственных ситуаций;
- навыками постановки цели и выбора средств ее достижения, исходя из интересов различных субъектов и с учетом непосредственных и отдаленных результатов.
4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Вид учебной работы | Трудоемкость дисциплины | Семестр (кол-во недель в семестре) | ||
Всего часов | Из них в интер-активной форме | (18) | ||
Аудиторные занятия (всего) | ||||
в том числе: | Лекции (Л) | |||
Практические занятия (ПЗ) | ||||
Самостоятельная работа студента(СРС)(всего),в том числе: | ||||
СРС в семестре: | Подготовка к практическим занятиям | |||
Изучение вопросов, выносимых на самостоятельное изучение | ||||
Выполнение научной работы и участие в научных и научно-практических конференциях | ||||
СРС | Подготовка к сдаче зачета | |||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | зачет | зачет | ||
Контактная работа обучающихся с преподавателем | ||||
Общая трудоемкость, ч. | ||||
Общая трудоемкость, зачетные единицы |
4.2 Разделы дисциплины, виды занятий и формируемые компетенции по разделам учебной дисциплины.
№ п./п. | Наименование раздела дисциплины | Виды учебной работы в часах | Всего часов (без экзамена) | Формируемые компетенции (ОК, ПК) | ||
Л | ПЗ | СРС | ||||
Психология | ОК-6, ОК-7 | |||||
Педагогика | ОК-6, ОК-7 | |||||
Всего часов |
4.3 Тематический план лекционных занятий
№ п./п. | № раздела дисциплины | Тема лекционных занятий | Трудоемкость, ч. |
Предмет и методы психологии | |||
Предмет и основные этапы развития педагогики | |||
Всего: |
4.4 Тематический план практических занятий
№ п./п. | № раздела дисциплины | Темы практических (семинарских) занятий | Трудоемкость, ч. |
Чувственные формы освоения действительности | |||
Межличностные отношения в быту и организованном коллективе. | |||
Средства и методы педагогического воздействия на личность | |||
Всего: |
4.5 Тематический план лабораторных работ
№ п./п. | № раздела дисциплины | Темы лабораторных работ | Трудоемкость, ч. |
Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены
4.6 Самостоятельная работа
№ раздела дисциплины | Содержание работы | Трудо-емкость, ч. | Формы контроля |
Стк : Психология и научно-технический прогресс. Мышление как процесс решения задач. Роль творческого воображения в жизни человека. Субъективный мир психики человека. Психика и организм Соотношение субъективной и объективной реальности: рациональные формы освоения действительности Психология личности. Общее и индивидуальное в психике человека Психические состояния человека | От, Зач | ||
Ппз | От, Зач | ||
Нр | От | ||
Па | Зач | ||
Стк: Цели и идеалы образования и воспитания Общие принципы дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках Поиски новой модели образования и воспитания Семейное воспитание и семейная педагогика. Проблема взаимоотношений поколений. Современные педагогические технологии. | От, Зач | ||
Ппз | От, Зач | ||
Нр | От | ||
Па | Зач | ||
Итого: |
Виды СРС:
Стк – Самостоятельная работа по теоретическому курсу (работа обучающегося над вопросами, выносимыми на самостоятельное изучение);
Ппз – подготовка к практическим занятиям;
Нр – научно-исследовательская работа;
Па – подготовка к зачету.
Формы контроля:
От – отчет по практической работе;
Зач - зачет.
Самостоятельная работа обучающихся по дисциплине «Психология и педагогика» организуется в следующих видах:
1. Самостоятельная работа по теоретическому курсу. Включает работу с конспектами лекций; работу над учебным материалом (учебника, первоисточника, статьи, дополнительной литературы, в том числе с материалами, полученными по сети Интернет); конспектирование текстов; ответы на контрольные вопросы.
2. Подготовка к практическим занятиям. Включает работу с конспектами лекций, с учебно-методической литературой курса, работу над учебным материалом (учебника, нормативных документов, дополнительной литературы, в том числе с материалами, полученными по сети Интернет), ответы на вопросы практического занятия.
3. Научно-исследовательская работа. Эта часть работы осуществляется обучающимися с целью более детального (углубленного) изучения проблемных аспектов отдельных тем дисциплины. В рабочей программе приводится перечень тем для подготовки рефератов. По итогам проделанной работы обучающиеся готовят электронную презентацию с изложением основных результатов проведенного теоретического (практического) исследования. Преподавателем организуется научная или научно-практическая конференция, где заслушиваются подготовленные доклады и обсуждаются результаты работы.
4. Подготовка к зачету. При подготовке к зачету проработать вопросы, выносимые на зачет с учетом вопросов выносимых на самостоятельное изучение. Внимательно изучить разделы дисциплины с использованием основной и дополнительной литературы, конспектов лекций, конспектов практических занятий, ресурсов Интернет.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе преподавания дисциплины «Психология и педагогика» используются как классические формы (лекции, практические (семинарские) занятия) и методы обучения, так и активные, интерактивные методы и формы обучения (ситуационные задачи, конференции).
Для успешного овладения дисциплиной используются следующие информационные технологии обучения: при проведении лекций – презентации в программе Microsoft Office (Power Point).
Для формирования профессиональных и общекультурных компетенций у обучающихся применяются традиционные (пассивные) и инновационные (активные) технологии обучения в зависимости от уровня учебных целей с учетом различного сочетания форм организации образовательной деятельности и методов ее активизации с приоритетом самостоятельной работы обучающихся.
Для успешного овладения дисциплиной используютсяразные формы обучения.
Лекция - традиционно ведущая форма обучения в вузе. Ее основная дидактическая цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения обучающимися учебного материала. Будучи главным звеном дидактического цикла обучения, она выполняет научные, воспитательные и мировоззренческие функции, вводит обучающихся в творческую лабораторию лектора. Лекция - методологическая и организационная основа для всех форм учебных занятий, в том числе самостоятельных. Методологическая основа - так как вводит обучающихся в науку, придает учебному курсу концептуальность, а организационная - так как все другие формы учебных занятий так или иначе связаны с лекцией, чаще всего логически следуют за ней, опираются на нее содержательно и тематически.
Практические (семинарские) занятия. Практические занятия играют важную роль в выработке у обучающихся навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Практические занятия логически продолжают работу, начатую на лекции. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания обучающихся и выступают как средства оперативной обратной связи. План практических занятий отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Методика практических занятий может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности преподавателя. Важно, чтобы различными методами достигалась общая дидактическая цель. Между лекцией и практическим занятием планируется самостоятельная работа обучающихся, предполагающая изучение конспекта лекций и подготовку к практическим занятиям. Структура практического занятия в основном одинакова: вступление преподавателя, ответы на вопросы обучающихся по неясному материалу, практическая часть как плановая, заключительное слово преподавателя. Разнообразие занятий вытекает из собственно практической части. Семинарское занятие в современной высшей школе является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным наукам. Он представляет собой средство развития у обучающихся культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий - обеспечить обучающимся возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи: развитие творческого профессионального мышления, познавательная мотивация, профессиональное использование знаний в учебных условиях: а) овладение языком соответствующей науки; б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями; в) овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения. Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как: повторение и закрепление знаний, контроль, педагогическое общение.
Самостоятельная работа обучающихся (СРС) наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа - это планируемая работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. СРС предназначена не только для овладения дисциплиной «Психология и педагогика», но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из ситуации и т.д. Основой самостоятельной работы служит научно-теоретический курс, комплекс полученных обучающимися знаний. При распределении заданий обучающиеся получают список необходимой литературы и приобретают навыки самостоятельной работы с ней.
Консультации необходимы для помощи обучающимся в выполнении заданий, вызывающих сложности при их решении. Они направлены, в основном, на расширение кругозора, передачу опыта, углубление теоретических и фактических знаний, приобретенных обучающимися на лекциях, практических (семинарских) занятиях и в результате самостоятельной работы.
Активная форма предусматривает такое взаимодействие преподавателя и обучаемых, при которой преподаватель и обучаемые взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и обучаемые здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия. Преподаватель и обучаемые находятся «на равных». Активная форма предполагает демократический стиль взаимодействия.
Интерактивная форма («Inter» – взаимный, «act» – действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активной формы, интерактивная ориентирована на более широкое взаимодействие обучаемых не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучаемых в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучаемых на достижение целей занятия. Преподаватель разрабатывает план занятия, на котором предусмотрено использование интерактивных упражнений и заданий, в ходе выполнения которых обучаемые изучают материал. Основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняют обучаемые. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их обучаемые не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Текущий контрольпроводится в форме зачета.
5.1. При проведении лекционных занятий по дисциплине «Психология и педагогика» преподаватель использует компьютерные и мультимедийные средства обучения академии, а также демонстрационные и наглядно-иллюстрационные (в том числе раздаточные) материалы. Лекционные занятия проводятся в аудиториях, оборудованных электронными проекторами и интерактивными досками, что позволяет сочетать активные и интерактивные формы проведения занятий.
5.2. На практических занятиях обучающиеся усваивают категории, знакомятся с концепциями по данному курсу. На практических занятиях идут активные обсуждения и выступления обучающихся, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Перечень занятий, проводимых в интерактивной форме
№ п./п. | № раздела дисциплины | Тема занятия | Трудоемкость, ч. |
Лекционные занятия | |||
1. | Предмет и основные этапы развития педагогики. | ||
Практические занятия | |||
2. | Межличностные отношения в быту и организованном коллективе. (Практическое занятие – решение ситуационных задач). | ||
3. | Средства и методы педагогического воздействия на личность. (Практическое занятие – решение ситуационных задач). |