Педагогическое изучение умственно отсталых детей
Из понимания учебно-воспитательной работы специальной школы и ее задач с логической необходимостью вытекает требование самого тщательного контроля за ходом психофизического развития ребенка.
Направляемый в школу ученик обычно приходит туда с определенной характеристикой. Эта характеристика дается, если ребенок из школы, - то школой, а если из семьи, - то семьей, и добавляется характеристикой того обследовательского органа, который направляет ученика в русло вспомогательного обучения. Это обычно отборочные комиссии.
Просматривая характеристики, мы, прежде всего, отмечаем их типичную черту: они носят ярко выраженный негативный характер; центр тяжести переносят на теневые стороны личности ребенка. Здесь отмечается, что того-то ребенок не знает, этого не умеет, выучить его не удалось, привить определенные навыки невозможно и т. д. и т. д.
Конечно, одна негативная характеристика не отражает личности ребенка и отправным пунктом в работе педагога служить не может. Педагогическую работу можно начинать только от чего-то известного, от того, что есть, а не от того, чего нет. Значит, первое, в чем заинтересован педагог, это выяснение того, чем обладает ребенок, как глубока его недостаточность. Понятно, если мы бу-дем обращать внимание только на одни положительные стороны личности, мы впадаем в крайность, только с другой стороны; перед нами опять будет не весь ребенок, как целостная личность, а только некоторые стороны его, которые, конечно, не характеризуют целого. В основе нашего подхода к ребенку должна быть ори-ентация на здоровые стороны его индивидуальности с полным учетом всех негативных моментов. Если опасно переоценивать дефект, то не менее опасно его и недооценивать.
Изучение ребенка должно идти в педагогическом процессе. Ведь по существу нет ни одного педагогического мероприятия, которое не находилось бы в известных отношениях к проблемам изучения ребенка, к вскрытию его возможностей в данный момент.
При наблюдениях важно учитывать этапы формирования умений и навыков учащихся. Внимательный педагог знает, как после длительного, казалось, безрезультатного периода работы наступает период быстрых успехов: постепенно количественно возрастающий ряд педагогических воздействий приводит в определенный момент к новому качеству - к новой форме поведения. Если мы отвели примерно три недели на выработку умения, и две неде-ли уже прошло, а умение еще только начинает складываться, то это еще не значит, что мы не успеем выполнить план: в педагогическом процессе первая, вторая и третья недели не однозначны: с этой точки зрения, одна неделя из трех - это не треть.
Мы не всегда можем ограничиться педагогическим наблюдением в процессе учебно-воспитательной работы, нам иногда надо проверить свои наблюдения, поставить их более точно, четко. Тогда приходится прибегать к педагогическому эксперименту.
Изучение школьника может быть сведено к двум основным разделам:
• изучение процесса его физического развития;
• изучение процесса его психологически-педагогического развития.
Изучением физического развития ребенка руководит врач. Свои наблюдения он должен доводить до сведения педагогов и совместно с педагогами намечать соответствующие санитарно-гигиенические мероприятия и учитывать результаты их применения.
Изучение психолого-педагогического развития производит педагог в процессе своей повседневной работы, подкрепляя, где нужно, свои наблюдения педагогическим экспериментом. Здесь отмечаются знания ребенка, те или иные западения в области его учебных знаний, а также воспитательные достижения. Особо большое значение имеет умение педагога раскрыть уровень нравственного развития ученика, его социальную направленность, отношение ученика к труду — учебному, бытовому, производственному и т. д.
Чтобы иметь возможность проанализировать полученный материал, педагог должен быть знаком как с общей, так и со специальной психологией. Чем лучше педагог ориентирован в вопросах психологии, тем более обстоятельный анализ своих наблюдений и эксперимента он может дать. Знание педагогом психологии поможет ему глубже подойти и к вопросам методики.
Свои наблюдения педагог заносит в особую тетрадь, где на каждого ученика отведено несколько страниц.
К концу года итоги наблюдений суммируются и на каждого ученика пишется исчерпывающая характеристика, где производится и оценка его успеваемости. Эта характеристика является исходным моментом в работе следующего учебного года (см. приложение к этой главе «Личное дело ученика»).
Такой ход изучения ребенка является в корне отличным от того, который так широко проводился в школах до постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» от 4 июля 1936 года. Недаром это постановление говорит о восстановлении в правах педагогов и педагогики. До этого времени наблюдениям педагога совсем не уделялось внимания. Да и стоило ли наблюдать, когда педолог после десятка вопросов (текстов) безапелляционно ставил диагноз.
Ежегодная характеристика ученика вспомогательной школы должна вскрывать процесс его развития с указанием тех мероприятий, которые принимала школа в целях преодоления индивидуальных недостатков умственно отсталого ребенка.
Характеристика должна указать на домашние условия жизни ребенка и на мероприятия, которые применила школа в целях улучшения этих условий.
Характеристика должна вскрыть, как в процессе обучения развиваются восприятия ребенка, его воображение, память, мышление, внимание, воля, эмоции.
Все это надо сопровождать примерами, показать на конкретных фактах обучения: например, как проводится объяснение учителя, что из этого объяснения ученик усваивает в итоге урока, его мыслительные процессы при работе над литературой, при решении задач, отношение ученика к трудовому обучению и т. д.
Характеристика должна отметить наиболее сильные и наиболее слабые стороны ребенка и указать, в чем выражался индивидуальный подход в работе с данным учеником и результаты работы.
Характеристика должна показать, как идет нравственное развитие ребенка (как развивается чувство товарищества, каковы друзья ученика, его отношение к пионерской организации, как развивается патриотизм у ребенка, его дисциплинированность и т. д.). Все это надо дать на конкретных примерах поведения.
Факты следует брать как из жизни ученика в школе, так и вне школы.
В заключение следует указать, каково место ученика в классе, в учебной работе, в воспитательной (отличник - одни пятерки; хорошо успевающий - в четверти отметки не ниже 4, мало успевающий - в оценках есть тройки или одни тройки, неуспевающий по каким предметам).
Педагогическое заключение, написанное в конце учебного года, имеет целью дать указания для будущей педагогической работы с учеником.
Приведем образец плана личного дела ученика.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО №
Фамилия, имя, отчество
ученика вспомогательной школы
Принят в данную школу 19 года в класс
Выбыл из вспомогательной школы в 19 году, из класса
Школу не окончил в 19 году (ненужное зачеркнуть)
Дата рождения
Родной язык
Ребенок живет с Домашний адрес
Кем направлен в школу (откуда)
С какой документацией:
1) Анамнестические данные (родителей);
2) Данные о физическом развитии, состоянии органов внешних
чувств, данные неврологического обследования (врача);
3) Педагогическая характеристика ученика (массовая школа);
4) Заключение педагогического совета школы (массовая школа);
5) Психолого-педагогические данные приемной комиссии по отбору
детей во вспомогательные школы;
6) Заключение приемной комиссии;
7) Отношение гороно (районо) о принятии ученика во вспомогательную школу.
Уточнение анамнеза: отец ученика, мать ученика
Условия беременности (ее протекание) и родов
Родился ли в срок или нет
Условия развития:
а) как вскармливался ребенок;
б) появление зубов;
в) начало ходьбы;
г) появление речи;
д) опрятность;
е) поведение в предшкольном возрасте;
ж) перенесенные болезни с указанием возраста и течения болезни.
История обучения.
Посещал ли детский сад, характеристика детсада.
Обучался в 19 году в классе школы; в 19 году
году в
классе школы.
классе школы; в 19_
Обучение во вспомогательной школе № .
Принят в класс.
Обнаруженные знания при приеме:
а) по русскому языку;
б) по арифметике;
в) по другим предметам;
г) общее развитие.
Поведение и индивидуальные особенности (эти данные собираются в течение двух первых недель пребывания ученика во вспомогательной школе).