Дидактические игры на уроках русского языка

Одним из эффективных методов обучения умственно отста­лых детей в 1-м классе и приемов работы в последующих клас­сах является дидактическая игра. Наряду с упражнениями она нацелена на закрепление изученного материала, на активиза­цию речевой деятельности школьников. Однако в отличие от уп­ражнений игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации и отра­ботки необходимых умений и навыков.

В практике работы школы иногда смешивают дидактичес­кую игру и упражнение. По всей вероятности, это происходит из-за

общности учебных задач, которые решаются данными методами. При этом упускается из виду тот факт, что дидактическая игра кроме познавательных задач имеет собственно игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения. Так, в игре «Домино» игровой задачей будет правильная поста­новка фишек, образующих целое слово; в игре «Часы» — установ­ка часовой и минутной стрелок на слоговых структурах, также об­разующих слово. Учебной задачей в обеих играх является закреп­ление представлений о слоговой структуре слов, навыка узнава­ния слогов «в лицо».

Исходя из игровой задачи, школьники осуществляют игро­вые действия, которые как бы маскируют сложную мыслитель­ную деятельность, делают ее более интересной. Так, называя предмет, изображенный на картинке, дети вслушиваются в зву­чание слова, определяют наличие или отсутствие в нем изучае­мого звука, затем помещают картинку в домик того или иного цвета.

Мыслительные операции, которые осуществляются умствен­но отсталыми учениками, должны быть правильно дозированы. В противном случае игра становится для детей либо утомитель­ной, либо вообще недоступной. Вот почему, отрабатывая игровые правила, необходимо ограничивать их количество двумя-тремя условиями. На этапе освоения детьми игры (особенно это касает­ся младших классов) после показа игровых действий целесообраз­но, чтобы школьники выполнили их вместе с учителем.

Надо сказать, что роль учителя остается значительной на всем протяжении игры. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней педагога, от его заинтере­сованности в результатах. Кроме того, поскольку не все школь­ники одновременно усваивают игровые правила, учитель продол­жает помогать им в процессе игры. Эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников, чтобы у всех — и у сла­бых, и у сильных — создавалось впечатление равноценности их участия. Ребенку можно помочь, упростив материал игры, напом­нив последовательность выполнения задания или сократив объем мыслительных операций. Например, при изучении темы «Слова, обозначающие предметы» во 2-м классе можно использовать иг­ровое лото, на карточках которого изображены предметы одного назначения, но в разных сочетаниях: кружка, чашка, стакан; чай­ник, кофейник; миска, тарелка; портфель, ранец, сумка; стул, кресло; люстра, лампа. На карточках для слабых учеников подбор картинок должен быть таков, чтобы они могли узнать каждый из




нарисованных предметов, а в случае выигрыша назвать их и запи­сать названия на доске. Упрощение содержания работы помотает слабоуспевающим школьникам не чувствовать себя ущемленны­ми, играть наравне с другими, не терять интереса к игре и даже выигрывать.

В другом случае можно уменьшить количество заданий для слабых учащихся. Так, первоклассники, участвуя в игре «Каждому свое место», получают по три картинки, в'названиях которых не­обходимо установить место заданного звука. При этом сильная группа школьников выделяет звуки в любой позиции. Слабоуспе­вающие дети, имея соответствующий подбор трех картинок, узна­ют этот звук только в начале или в конце слов.

Для того чтобы при неоднократном использовании игры ин­терес к ней не снижался, ее можно модифицировать за счет за­мены оборудования (вводятся новые предметы, картинки, ус­ловные обозначения) или введения новых правил. Так, в игре «Купи игрушку» дети получают игрушку (картинку с ее изобра­жением), если четко произнесут ее название, разделят слово на слоги, определят количество слогов. В дальнейшем можно пред­ложить детям «покупать» сначала те игрушки, названия которых состоят из одного слога, затем из двух и, наконец, из трех. Ко­личество мыслительных операций остается прежним, усложнение идет за счет вынужденного выбора, требующего мысленного раз­граничения названий в соответствии с новыми условиями. Игра будет еще более сложной (это вариант для сильных учащихся), если после деления слов из трех слогов останутся игрушки, назва­ния которых состоят из четырех слогов.

Все дидактические игры предполагают при их завершении выявление победителя в лице ученика или группы. Подведение итогов работы проходит при активном участии всего класса. Важный эмоциональный момент — поздравление победителя: вручение вымпела, игровых фишек, жетонов и т.п. Пренебреже­ние этим условием ведет к угасанию интереса, к потере игровой задачи.

Выбор дидактической игры обусловливается целями, содержанием, этапом урока, на котором она проводится. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. В связи с этим она не имеет права быть только развлекательным элементом занятий. Учащи­еся разгадывают загадки и записывают слова-отгадки, ориенти­руясь на изученное ранее правило. Здесь коррекционно-разви­вающие и познавательные поурочные цели прослеживаются

достаточно четко. Дети переключаются на новый вид деятель­ности: выбирают картинки-отгадки, доказывают правильность выбора. Образуется пауза, заполненная интересным и полезным для школьников занятием. Затем следует выполнение учебной задачи: запись слов-отгадок.

Та же игра с загадками на этапе знакомства с орфографиче­ским правилом отвлекает внимание школьников от решения ос­новной цели урока — усвоения нового материала. В результате воз­никает ложная занимательность, ничего общего не имеющая с про­буждением интереса к самому орфографическому явлению.

Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Так, во время проверки домашнего задания можно провести игру «Кто вернее и быстрее?» Учащимся дается время для прочтения по тетради слов, в которых дома нужно было вставить пропущенную орфограмму, подчеркнуть и проверить ее. Затем по команде ученики, по одному из каждого ряда, на доске записывают столбиком слова в порядке их следования в упраж­нении. Осуществляется перекрестная проверка записанных слов, выявляются ошибки, подсчитываются очки, определяется ряд-победитель, который за быстрое и верное выполнение задания награждается игровыми жетонами. Далее каждый ученик проверяет по записи на доске, правильно ли он выполнил домашнее задание. Учитель проходит по рядам, наблюдая за действиями детей. Тем, кто успешно выполнил домашнее задание, а также тем, кто правильно осуществил проверку, вручаются дополнительные жетоны. Если в ходе урока используется несколько игр, в конце его жетоны предъявляются учителю для получения соответствующей оценки (5 жетонов — отличная отметка, 4 — хорошая и т.п.).

Особенно целесообразны дидактические игры на этапах пов­торения и закрепления. Место и характер игры определяет учи­тель, исходя из работоспособности класса, его возбудимости или заторможенности, из сложности материала, с которым будут рабо­тать школьники.

Если какое-то задание требует от учащихся большого интел­лектуального напряжения, лучше отделить его от следующего упражнения, используя для той цели игру, которая повысит эмо­циональный тонус детей, внесет определенную разрядку в об­щий ход урока.

В случае вялости, заторможенности класса дидактическая игра может неоднократно сопровождать закрепление или повто­рение темы.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Каковы условия использования игровых приемов на уроках русского язы­
ка?

2. На каких этапах урока чаще всего используются эти приемы?

3. Подберите игровые приемы для любой грамматической или орфографи­
ческой темы в младших и старших классах. Используйте для этой цели пособия,
предназначенные как для специальной школы, так и для массовой.

Наши рекомендации