По методике преподавания ручного труда в специальной
(коррекционной) школе VIII вида
Курсовая работа — это одна из первых в большей степени самостоятельных научно-исследовательских работ студента, выполняемых в период обучения. Ее подготовка, наряду с решением учебных задач, способствует формированию исследовательских навыков, приобщает студентов к практической педагогической деятельности.
Общие методические рекомендации по написанию курсовой работы. Приступая к исследованию, студент должен осознать требования, которые предъявляются к курсовым работам, и последовательно их выполнять.
Данные требования касаются:
- актуальности избранной темы;
- объема работы и глубины раскрытия темы, соответствия изложенных фактов современным научным данным;
- характера освещения темы, наличия в работе достаточного теоретического и практического материала;
- степени самостоятельности и активности, проявленной студентом при подготовке работы;
- качества оформления работы (грамотность, логичность построения, стиль изложения материала, соблюдения правил описания литературных источников);
- соблюдение сроков предоставления курсовой работы на рецензирование.
Тема работы может быть предложена самим студентом в том случае, если он ранее занимался определенной проблемой, разрабатывал ее различные аспекты, собирал практический материал при изучении педагогических дисциплин. В этом случае выбор темы и основные направления ее рассмотрения согласуются с руководителем работы.
Тема работы и ее предполагаемое содержание должны соответствовать программе вузовского обучения. В исследовании должны рассматриваться вопросы, решение которых является важным на современном этапе развития педагогической науки и практики. Формулировка темы работы и определение ее содержания должны базироваться на изучении литературных источников последних лет издания.
В выборе темы студенту может помочь предварительное ознакомление с дополнительной литературой, рекомендуемой при изучении курса методики преподавания ручного труда, а также предложенной в данном пособии, представленной на страницах журналов «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», сборников научных трудов по вопросам обучения и воспитания нормальных и аномальных учащихся с целью определения наиболее актуальных направлений исследования.
Использование студентом нового подхода в решении ранее изучавшейся проблемы (привлечение новых фактов, новых методов исследования, разработка новых методических рекомендаций с учетом современных психолого-педагогических исследований) поможет обеспечить актуальность избранной темы.
В случае затруднений необходимая помощь в определении темы и основных направлений ее разработки может быть оказана руководителем работы. Наметив тему, необходимо детально продумать ее конкретное содержание, объект и предмет, основные направления исследования, практический материал.
В качестве объекта исследования рассматривается процесс или явление, создающие проблемную ситуацию, содержащие противоречие и избранные для изучения.
Предметом исследования является все то, что находится в границах объекта исследования при рассмотрении его с определенной точки зрения. Это наиболее значимые свойства изучаемого объекта, которые необходимо проанализировать.
Цель, объект и предмет исследования определяют его задачи (анализ литературы, экспериментальное изучение особенностей усвоения знаний, разработка конспектов уроков, системы заданий, анализ программ по предмету и т.д.).
Определение цели, объекта и предмета исследования дается в вводной части работы. Здесь же могут быть указаны использованные автором методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, изучение педагогического опыта, анализ детских работ и документации, наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование.
Далее остановимся на технологии организации курсового исследования. Выполнение курсового исследования, определение его темы, направлений работы начинается с ознакомления с состоянием проблемы в современной психолого-педагогической литературе.
При подготовке курсовой работы студенту потребуется изучить значительное количество литературы. Предварительно, с помощью библиографических указателей, каталогов библиотек, а также на консультациях с преподавателем должен быть намечен примерный список основной и дополнительной литературы по теме.
Для удобства дальнейшего составления библиографического списка лучше с самого начала записывать библиографические данные на специальных карточках. В дальнейшем на карточках по мере знакомства с материалом делаются отметки о возможностях использования источника. Карточки располагаются по алфавиту, и по ним составляется библиографический список.
При изучении литературных источников, относящихся к различным областям педагогических знаний, соблюдается определенная последовательность. Так, перед рассмотрением методических работ, освещающих узкометодические вопросы обучения детей с нарушением интеллекта определенному предмету, полезно ознакомиться с источниками, раскрывающими общие вопросы обучения в специальной школе, психолого-педагогические особенности ознакомления с конкретным учебным материа-
лом нормально развивающихся учащихся и детей с нарушением интеллекта.
При изучении литературных источников необходимо обратить внимание на библиографический список (если он имеется), представленный автором. Знакомство с ним может значительно расширить круг поиска дополнительной литературы по проблеме исследования.
Подготовленные материалы: конспекты, выписки, выводы из прочитанного, первоначальные наброски и заметки — необходимо повторно просмотреть и систематизировать. На их основе составляется план курсовой работы. В дальнейшем после отработки практического материала содержание детализируется.
Составление плана и анализ теоретического материала позволяют перейти к изучению практических вопросов темы.
С помощью преподавателя необходимо определить: какие именно данные и с какой целью надо собрать, в какие сроки и где провести наблюдение, какие методы исследования использовать, в какой форме фиксировать результаты наблюдений, как анализировать и обобщать фактический материал.
Практические материалы в курсовой работе могут быть представлены в виде анализа программ обучения с точки зрения реализации в них дидактических требований, а также анализа особенностей применения средств, методов и приемов обучения на уроках ручного труда в специальной школе, анализа тематических планов учителей, конспектов уроков, внеклассных занятий, планов системы уроков или занятий по одной теме; аналитического описания уровня знаний и умений учащихся; образцов дидактического материала и дидактических пособий (таблиц, схем, диаграмм, рисунков) и конспектов уроков с использованием данных материалов; образцов работ учащихся. Собранный материал обобщается, полученные факты анализируются, делаются выводы и детализируется план курсовой работы.
Практическая часть может включать данные по выявлению знаний, умений и навыков, которыми владеют школьники по тому или иному разделу программного материала; определение конкретных методов и приемов работы учителя по формированию необходимых знаний и умений; анализ эффективности использования различных организационных форм обучения и средств обучения, используемых учителями, правильности и успешности их применения.
Таким образом, сбор практического материала связан с наблюдением, анализом и обобщением опыта обучения общеобразовательным предметам школьников с нарушением интеллекта.
Для изучения практики обучения применяют разнообразные методы исследования: наблюдение за деятельностью учителя и учащихся на уроке, в процессе внеклассных занятий; беседы с учащимися, педагогами, родителями; анализ детских работ, школьной документации. Использование этих методов может быть связано с изучением особенностей формирования знаний и умений по определенному разделу или выявлением результатов этого процесса. В работе может быть использован педагогический эксперимент: предложены для практической реализации комп-
лексы упражнений и дидактических игр, новые средства обучения, разработаны конспекты уроков с использованием экспериментальных средств иприемов обучения; внесены изменения в организацию уроков (распределение времени на отдельных этапах урока, изменение структуры урокаи т.д.). Особое внимание следует обратить на выявление уровня сформированности знаний и умений учащихся с нарушением интеллекта. В работе должен быть дан не только количественный, но и качественный анализ полученных результатов.
Обеспечить эффективность процесса сбора материала можно заранее, детально обдумав способы фиксации результатов изучения. Предварительно должны быть изготовлены бланки протоколов наблюдений за работой учащихся, учителя на уроке и бесед с ним по интересующим вопросам.
При письменном оформлении материалов эксперимента необходимо указать, в какой школе, в каком классе, с какой группой детей (количество, диагноз) и в какой четверти проводился эксперимент.
В дальнейшем в практической части исследования использованные задания, предложенные учащимся инструкции по их выполнению, экспериментальные материалы (карточки, рисунки, инструменты и т.д.) и условия их использования должны быть детально описаны. Описание может быть дано по следующей схеме: 1) название задания; 2) цель задания; 3) предлагаемая инструкция; 4) оборудование.
В том случае, если в практической части представлены конспекты уроковпо определенной теме, просмотренные студентом в школе, необходимо сделать их анализ с учетом проблемы исследования.
Последним этапом работы над курсовым исследованием является I письменное оформление материалов.
Курсовая работа должна иметь четкую структуру, которая определяется ее темой.
Типичная структура курсовой работы включает определенные этапы.
Введение раскрывает задачи исследования и обосновывает его актуальность. Оно должно содержать ряд обязательных компонентов:
- определение темы работы;
- обоснование выбора темы, определение ее актуальности;
- использование трудов авторов (психологов и педагогов), в которых затрагивались различные аспекты изучаемой проблемы;
- выбор объекта, предмета и гипотезы исследования;
- постановка цели и задач исследования;
- определение методов исследования.
Теоретическая часть — в ней излагаются и анализируются наиболее общие положения, касающиеся темы. Студент должен изучить и проанализировать взгляды наиболее видных ученых, а также авторов исследовательских работ последних лет (статьи в журналах) на данную проблему. В конце каждого параграфа сделать краткие выводы по изложенному материалу.
В практической части должны быть раскрыты методика и организация исследования, необходимо указать, в каком учреждении, классе оно проводилось, сколько детей в нем участвовало, какого возраста и с I каким диагнозом, в какой четверти, какой учебный материал использовался
г 181
Далее следует описать экспериментальные задания; их цель, содержание, оборудование, инструкции. В этой части также можно показать результаты педагогического исследования, которые могут быть представлены в виде таблиц, графиков с их последующим анализом (количественным и качественным).
Если практическая часть представлена анализом программ, уроков — анализ должен быть развернутый с примерами для доказательств. В работе может использоваться и сравнительный анализ программ обучения массовой и специальной (коррекционной) школ.
Также может быть предложена система уроков или заданий, представленная в конспектах.
В заключениеобъединяются все выводы, которые были сделаны в работе. На этой основе делаются предложения о перспективах дальнейшего изучения данной проблемы.
После заключения в работе помещается список использованных источников. Каждая книга в нем описывается в соответствии с библиографическими требованиями.
Наглядно-иллюстративный материал (таблицы, протоколы обследования, изображения наглядных пособий и др.) обычно помещаются в конце работы в качестве приложений. Приложения следуют после списка литературы в порядке их упоминания в тексте. Каждое из них начинается с нового листа. Приложения не включаются в общий объем работы.
Примерная тематика курсовых работ по методике преподавания ручного труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида
1.Активизация мышления учащихся с нарушением интеллекта в процессе обучения ручному труду.
2.Практическая направленность обучения ручному труду школьников с нарушением интеллекта.
3.Психолого-педагогические основы использования методов и приемов обучения на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
4.Система работы по развитию мелкой моторики рук у учащихся с нарушением интеллекта на уроках ручного труда при работе с глиной и пластилином.
5.Коррекционно-развивающая направленность работы по изготовлению предметных аппликаций на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
6.Коррекционно-развивающая направленность работы с глиной и пластилином на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) школе VIIIвида.
7.Коррекционно-развивающая направленность работы с текстильным материалом на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
8.Коррекционно-развивающая направленность работы с природными материалами на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
9. Реализация индивидуального и дифференцированного подходов на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида. 10. Особенности внеклассной работы по труду в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. Примерные планы курсовых работТема «Основные организационные формы обучения ручному труду в сцециальной (коррекционной) школе VIII вида».Введение 1. Характеристика основных организационных форм обучения ручному труду. 2. Урок ручного труда как основная организационная форма обучения.
3. Особенности реализации задач обучения ручному труду школьников с нарушением интеллекта в рамках различных организационных форм.
4. Изучение особенностей использования уроков различных видов в
практикеобучения ручному труду школьников с нарушением интеллекта.
Заключение.
Список использованных источников.
Рассмотрение темы следует начать с изложения общепедагогической основы вопроса. Необходимо дать краткую характеристику основных организационных форм обучения. Далее следует раскрыть их значение в обучении ручному труду (на основе методической литературы, связанной с обучением ручному труду в массовой школе). После рассмотрения общепедагогического аспекта можно показать, как используются разные организационные формы в обучении ручному труду детей с нарушением интеллекта.
Студент должен раскрыть пути реализации общеобразовательных и коррекционно-развивающих задач обучения ручному труду детей с нарушением интеллекта в рамках различных организационных форм (урок, экскурсия, внеклассные занятия, кружки).
В практическую часть курсовой работы могут быть включены конспекты уроков, конспекты дополняющих их внеклассных мероприятий и планы экскурсий по ручному труду, конспекты занятий различных кружков.
Список литературы
1.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В.Воронковой. — М., 1994.
2.Выгожов В. В. Практикум по трудовому обучению: Учеб. пособ. — М., 1999.
3.Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т.А.Власовой, В.Г.Петровой. — М., 1981.
4.Ельников Д. П. Обучение школьников прикладным видам труда // Школа и производство. — 2000. — № 1.
5.Еременко И. Г. Олигофренопедагогика. — Киев, 1985.
6. Мирский С.Л. Организация развивающего обучения во вспомога тельной школе // Дефектология. — 2000. — № 5.
7. Мирский С. Л. Развитие понимания речевой информации учащихси вспомогательной школы // Дефектология. — 2000. — № 5.
8. Павлова Н.П. Трудовое обучение в I —III классах вспомогательное школы: Пособие для учителя. — М., 1992.
9. Программа образовательных школ для умственно отсталых детей: Вспомогательная школа. — М., 1992.
10. Смирнова А. И. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспо
могательной школы: Пособие для учителей и воспитателей: Из опыта
работы. — М., 1982.
Тема «Система занятий по обучению работе с бумагой во II классе специальной (коррекционной) школы VIII вида».
Введение
1.Психолого-педагогические основы и особенности работы с бумагой во II классе.
2.Место и значение темы «Методика работы с бумагой» в содержании обучения ручному труду учащихся массовых и специальных (коррекционных) школ.
3.Особенности формирования знаний и умений по работе с бумагой у школьников с нарушением интеллекта во II классе.
4.Экспериментальное изучение особенностей работы с бумагой школьниками с нарушениями интеллекта.
Заключение
Список использованных источников.
В содержании необходимо выделить общие психологические основы усвоения данной темы учащимися с нормальным интеллектом и имеющими нарушения интеллектуального развития. В теоретической части исследования надо охарактеризовать систему занятий по формированию знаний и умений при работе с бумагой: методы и приемы, средства обучения. Автор работы должен раскрыть образовательные и коррекционно-развивающие задачи по этой теме. При этом характеристику методов, приемов и средств обучения необходимо связать с психологическими особенностями усвоения этого материала учащимися массовых и специальных (коррекционных) школ.
Практическая часть может включать экспериментальную деятельность по формированию знаний и умений по работе с бумагой у школьников. Она может быть представлена конспектами уроков, разработанными студентом или просмотренными им в школе.
Список литературы .»,
1.Мирский С. Л. Формирование знаний у учащихся вспомогательной школы на уроках труда. — М., 1992.
2.Павлова Н. П. Трудовое ^бучение в классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. — М., 1992.
3.Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М., 1977.
4. Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. — М, 1972.
5. Трудовое обучение во вспомогательной школе: Кн. для учителя: Из опыта работы / Сост. Е.А.Ковалева. — М., 1988.
6. Щербакова А. М. и др. Трудовое обучение в специальной школе iVIII вида: Новые учебные программы и методические материалы. — М., 2002.
Приложение 2
Задания для выполнения практических работ студентами
l. Составить коллекцию бумаги и картона. 2. Составить коллекцию ниток и тканей. 3. Разработать предметно-операционные планы изготовления поделок способом оригами. 4. Разработать предметно-операционные планы изготовления декоративных аппликаций.
5. Разработать графический план изготовления изделий из природного материала.
6. Подготовить конспект беседы по ознакомлению учащихся со свойствами бумаги (тканей, природного материала, древесины).
7. Разработать конспект урока по изготовлению игрушек из бумаги и предметно-операционные карты к нему.
8. Разработать конспект урока по изготовлению прихваток (игольниц) из ткани и графические карты к нему.
9. Предложить несколько физических упражнений, направленных на подготовку пальцев рук к резанию ножницами.
10.Разработать комплекс физминуток для уроков трудового обучения в младших классах.
11.Составить тематический план уроков ручного труда по разделу «Работа с бумагой и картоном» для учащихся I класса специальной школы.
12.Подготовить конспект беседы о видах окантовочных материалов и клеевых составах, используемых в переплетных работах.
13.Подготовить конспекты уроков по изготовлению цветов из бумаги и предметно-операционные карты к ним.
14.Продумать организацию урока-экскурсии для сбора природного материала, составить план-конспект данного урока.
Приложение 3
Некоторые задания для самостоятельной работы студентов
I.Подготовить рефераты по следующим темам:
1. Использование элементов художественного народного творчества в аппликациях.
2. Стилизация в аппликационных работах.
3. Использование элементов народно-прикладного творчества на уроках ручного труда при работе с текстильными материалами.
4. Организация внеклассной деятельности младших умственно отсталых школьников по работе с бумагой и картоном.
5. История дымковской игрушки.
6. Использование элементов декоративно-прикладного искусства на уроках при работе с глиной и пластилином.
II. Записать в педагогический словарь определение следующих терминов и понятий: аппликация, стилизация, композиция, орнамент, пропорция, ритм, симметрия.
III. Изучить программу дополнительного образования, предложенную Щербаковой С. Е. «Оригами». Какие коррекционно-развивающие задачи решаются на занятиях, проводимых по этой программе? Проследите,
как усложняются изделия, предлагаемые детям для изготовления в рамках одного класса, на протяжении всего периода обучения.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Аппликация— орнамент (узор) или изображение, полученные путем наклейки или нашивки на бумагу (или ткань) кусочков цветной бумаги (или ткани) определенной формы.
Декоративно-прикладное искусство— искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными, эстетическими качествами и предназначенных не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения жилищ, парков и т.д. К произведениям декоративно-прикладного искусства относятся художественно выполненная мебель, посуда, одежда, ковры, вышивка, ювелирные изделия, игрушки и др.
Дизайн— художественное конструирование предметов; проектирование эстетического облика промышленных изделий.
Колорит— общий характер соотношения красок в картине (цветном рисунке) по тону, насыщенности цвета.
Композиция— в переводе с латинского означает «сочинение, составление, расположение». Композиция — это структура, взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, от которых зависит его замысел.
Лепка— одна из основных разновидностей скульптурной техники, связанная с обработкой мягкого материала.
Мозаика— особая разновидность техники, применяемая в изобразительном искусстве, основанная на применении кусочков разноцветных твердых веществ, которые плотно прикрепляются друг к другу с помощью цемента, клея, воска, мастики и др.
Мотив— расположенный определенным образом декоративный элемент, составляющий основу узора (орнамента).
Народные художественные промыслы— местные отрасли художественного народного декоративно-прикладного искусства. К наиболее прославленным художественным промыслам России относятся: палехские мастерские и федоскинские росписи по папье-маше, хохломская роспись по дереву, гжельская керамика, холмогорская резьба по кости, богородская резная деревянная игрушка, вологодское кружево. Эти изделия широко распространены в быту и способствуют формированию эстетического вкуса.
Натура— предметы, существа, явления, которые наблюдаются и изображаются непосредственно в ходе работы.
Орнамент— узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов.
Пластилин— пластическая масса, применяемая для скульптурной лепки. Состоит из очищенного, тщательно размельченного порошка глины с примесью воска и красящих веществ.
Пропорции— определенное соотношение форм (частей) предмета по величине.
Ритм— строгая повторяемость или чередование элементов узора.
Роспись— сюжетные и орнаментальные изображения, наносимые на предметы кистью или другим специальным инструментом.
Симметрия— соразмерность в расположении частей целого в пространстве, полное соответствие по величине, форме, соотношению одной половины целого с другой. Примером осевой симметрии в природе может служить бабочка, примером центральной симметрии может быть цветок ромашки.
Стилизация— декоративное обобщение природных форм путем упрощения их рисунка, уплощения объема.
Сюжет— совокупность действий, событий, явлений, которые составляют основное содержание художественного произведения.
Трафарет— пластина (из бумаги, картона, пластмассы, дерева и др.) с отверстиями в виде определенной формы, рисунка или надписи; служит для многократного воспроизведения этих изображений и ускорения графических работ, а также для дидактических целей.
Шаблон— образец плоской фигуры, вырезанный по контуру из бумаги, картона, пластмассы и других материалов; используется в дидактических целях, а также для воспроизведения повторяющихся изображений.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЩГ'
Антипов В. И. Руководство трудовым обучением в младших классах вспомогательной школы. — М., 1970.
Антипов В. И. Внеклассные занятия по труду во вспомогательной школе. -М., 1971.
Вайсман М.А. Разработка уроков в классах коррекции // Специальное приложение к газете «Первое сентября». — 1994. — № 3.
Володина Л. И., Мирский С.Л. Обучение измерительным умениям учащихся I классов. — М., 1995.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. В. Воронковой. — М., 1994.
Вульфюн С. И. Уроки профессионального творчества: Учеб. пособ. — М., 1999.
Выгожов В. В. Практикум по трудовому обучению: Учеб. пособ. — М., 1999.
Гаврилушкина О. П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. — М., 1985.
Гончарова А. А. Трудовое обучение в начальных классах. — М., 1985.
Грошенков И. А. Уроки рисования в I—VI классах вспомогательной школы. — М., 1975.
Гуровец Г. В., Ленок Я. Я. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. — 1996. — № 2.
Гусакова A.M., Мимарева Е.И., Ромашкина В.И. Методика трудового обучения. — М., 1990.
Дульнев Л. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. -М., 1981.
Дьякова А. С. Опыт организации сельскохозяйственного труда в условиях сельской коррекционной школы //Дефектология. — 1999. — № 2.
Ельников Д. П. Обучение школьников прикладным видам труда // Школа и производство. — 2000. — № 1.
Зотов Ю.Б. Организация современного урока. — М., 1984.
Ковалева Е.А. Трудовое обучение во вспомогательной школе. Из опыта работы. — М., 1980.
Конышева Н. М. Методика трудового обучения младших школьников: Учеб. пособ. - М., 1999.
Мачихина В. Д. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате. — М., 1983.
Мирский С. Л. Развивающее обучение — главное условие подготовки учащихся вспомогательной школы по труду // Дефектология. — 1999. — № 1.
Мирский С. Л. Формирование знаний у учащихся вспомогательной школы на уроках труда. — М, 1992.
Мирский С. Л. Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы // Дефектология, 1997. — № 3.
Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М., 1980.
Мирский С. Л. Организация развивающего обучения во вспомогательной школе //Дефектология. — 2000. — № 3.
Нагибина М. И. Нетрадиционные материалы на уроках труда в начальной школе. — Ярославль, 1996.
Нагибина М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей. — Ярославль, 1998.
Обучение учащихся I — IV классов вспомогательной школы / Под ред. В.Г.Петровой. — М., 1982.
Павлова Н.П. Трудовое обучение в I —III классах вспомогательной школы. — М., 1972.
Петрова В. Г. Развитие учащихся вспомогательной школы. — М., 1977.
Пинский Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. — М., 1969.
Пинский Б. И. Коррекционно-воспитатель'ное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. — М., 1972.
Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. Раздел «Ручной труд». — М., 1992.
Смирнова А. И, Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы: Пособие для учителей и воспитателей: Из опыта работы. — М., 1982.
Тарасенко С. Д. Забавные поделки. — М., 1992.
Тканенко В. Г. Обучение приемам работы измерительной линейкой на уроках труда во вспомогательной школе // Дефектология. — 1999. — № 5.
Трудовое обучение во вспомогательной школе: Кн. для учителя: Из опыта работы / Составитель Е.А.Ковалева. — М., 1988.
Цамулина Е. Е. Изготовление поделок из ненужных вещей. — Ярославль, 1999.
Цейшман В. П. Методика трудового обучения в начальных классах. — М., 1980.
Щербакова A.M. Воспитание ребенка с нарушением развития. — М., 2002.
Щербакова А. М. и др. Трудовое обучение в специальной (коррекцион-ной) школе VIII вида: Новые учебные программы и методические материалы. — М., 2002.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие............................................................ 3
Глава 1. Общие вопросы методики преподавания ручного труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида
1.1.Коррекционно-развивающие задачи трудового обучения 6
1.2.Основные положения и особенности реализации дифференцированного подхода в трудовом обучении школьников
с интеллектуальными проблемами.................... 11
1.3.Основные методы трудового обучения в младших классах 18
1.4.Формирование общетрудовых умений и навыков на уроках трудового обучения в младших классах................................................ 23
1.5.Основные формы организации трудового обучения 31
1.6.Структура урока труда в младших классах.... 38
1.7.Роль учителя в организации коррекционно-воспитательной работы на уроках трудового обучения в младших классах.......... 46
1.8............................................................................. Анализ урока труда 48
Г л а в а 2.. Частные вопросы методики преподавания трудового обучения
в специальной (коррекционной) школе VIII вида
2.1.Анализ программы по трудовому обучению в I —III классах 52
2.2.Методика обучения работе с бумагой и картоном 57
2.3.Методика обучения работе с природными материалами 62
2.4.Методика обучения работе с глиной и пластилином 68
2.5.Методика обучения работе с текстильными материалами 73
2.6.Методика обучения работе с проволокой и металлоконструктором 77
2.7.Методика обучения работе с древесиной......... 81
Г л а в а 3. Творческий подход в обучении школьников с нарушением интеллекта работе с бумагой на уроках труда в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
3.1. Цель, задачи и организация уроков трудового обучения при работе
с бумагой в специальной (коррекционной) школе VIII вида 86
3.2.Методика организации и проведения уроков с использованием способа оригами при работе с бумагой................................................ 95
3.3.Методика организации и проведения уроков трудового обучения с использованием элементов русского орнамента
в аппликационных работах.............................. 118
3.4. Методика организации и проведения уроков с использованием
элементов мордовского орнамента в аппликационных работах .... 147
Приложения................................ „........................ 182
Краткий словарь терминов................................... 191
Рекомендуемая литература................................... 193
Учебное издание