Методика обучения работе с глиной и пластилином
Своеобразие такого вида труда, как лепка, состоит в том, что " определенной мере это — изобразительная деятельность учащихся, которая помогает осуществлять задачи эстетического воспитания в процессе трудовой деятельности, дает возможность научить школьников образно отражать предметы и явления окружающей действительности.
Такие понятия, как пропорция, композиционное решение, пространственное отношение предметов формируются у детей в процессе конкретной предметной
деятельности. Кроме того, занятия лепкой требуют от учащегося затрате значительных усилий и при подготовке пластического материала к работе, и непосредственно при выполнении изделий. Это дает возможность укрепить мышцы верхних конечностей, развивать координацию движений, осуществлять коррекцию недостатков двигательной сферы, имеющихся у некоторых детей.
Взаимосвязь между занятиями лепкой и дисциплинами общеобразовательного цикла осуществляется практически на каждой
уроке. Так, целый ряд математических понятий о величине, колли-
чественном соотношении предметов, их пространственном расположении, геометрических фигурах и телах уточняется, закрепляется, а иногда и формируется на занятиях лепкой.
На предметных уроках в I—II классах дети получают сведения
о различных овощах, фруктах, предметах быта, животных, птицах, растениях. На занятиях лепкой эта информация закрепляется и отражается в практической деятельности, в изделиях детей, обогащается их словарный запас, совершенствуется фразовая речь. Таким образом, осуществляется связь трудового обучения с уроками по развитию речи и русского языка.
При работе с глиной и пластилином особенно тесно проявляется связь уроков труда с уроками изобразительной деятельности
По способу создания образа выделяют следующие виды лепки:
по образцу, с натуры, по рисунку, по словесному описанию, по памяти, по представлению.
Лепка с натуры - это довольно сложный для умственно отсталых
школьников вид деятельности, потому что натуральный предмет по своим размерам бывает больше или меньше того изделия,
которое выполняют дети. Во время работы учащимся необходимо
проанализировать копируемый объект, выяснить, из каких деталей он состоит, определить их форму, расположение, установить соотношение отдельных частей данного предмета. Поэтому программой трудового обучения предусмотрено выполнение лепя по образцу, изготовленному учителем, где размеры, форма и соотношение частей изделия точно соответствуют представлениям
учащихся.
В то же время лепка с натуры помогает формировать умение описывать предмет, анализировать его свойства, выделять главное и второстепенное, планировать ход работы, контролировать свои действия в процессе труда и тем самым облегчить формирование первоначальных действий, являющихся основой трудового обучения.
Лепка по представлению — наиболее интересный для учеников вид работы, который способствует закреплению знаний о предмете,
использованию в работе прошлого опыта, тренирует память. Лепка по представлению простейших композиций открывает простор для детского творчества, развивает воображение, пространственную ориентировку, фантазию.
Лепка по памяти— другой, не менее интересный вид работы, который помогает развивать зрительную память учащихся и умение мысленно анализировать объект. Суть работы состоит в том, что ученикам в течение короткого времени (7 — 10 мин) предлагается внимательно рассмотреть, проанализировать объект или образец. Затем его убирают, и учащиеся должны вылепить по памяти. Только что увиденный предмет.
Лепка по рисункутребует от учеников значительной мыслительной работы, поскольку необходимо представить изображение предмета в пространстве, его форму, соотношение всех частей. Здесь требуется значительная помощь учителя, так как школьнику ориентируясь только на рисунок и опираясь только на свои представления, будут видеть плоскую фигурку.
Каждый из перечисленных видов лепки имеет свои учебные и творческие задачи. На уроках лепки учитель ставит перед собой конкретную цель:
- научить видеть предмет, выделять его основную форму, строение, пропорции и изображать все это в глине или пластилине;
- сформировать умения анализировать предметы объемной формы, выделять главное и второстепенное, ориентироваться в пространстве;
- познакомить учащихся с назначением и применением пластических материалов в быту и народном хозяйстве;
- обучить элементарным приемам работы с пластическими материалами, сформировать двигательные трудовые навыки, координирующие работу кистей рук;
- развить у учащихся эстетические представления, постоянно обогащать их словарный запас специфическими терминами.
На уроках лепки с натуры важно создать у детей полное и точное представление определенного предмета и научить их приемам ненаправленного наблюдения. Изготовлению поделки предшествует беседа, которая строится на восприятии учащимся объекта изображения. Показ предметов при этом используется мало, в основном для сравнения, для разъяснения технических приемов. В результате дети должны хорошо уяснить характерную форму предмета, его строение, основные части, их соотношения. Наблюдения должны приучать выделять в первую очередь главное и общее в предмете. Выделяют следующие этапы наблюдения: 1) восприятие предмета в целом; 2) анализ его строения; 3) повторное целостное восприятие.
При подготовке к уроку учитель заранее определяет, на что в каждом конкретном случае следует обратить внимание учащихся при анализе натурального объекта,
что должны усвоить дети в процессе общего восприятия предмета, какие его детали должны быть выделены и почему.
Вступительная беседа на уроках лепки по представлению проходит иначе. Как правило, ее организация вызывает у учителя много затруднений. Здесь очень важно использовать богатый и разнообразный иллюстративный материал. Это даст учащимся новые впечатления и представления, при этом новые образы и идеи будут взаимодействовать с ранее известным. Но чтобы все это произошло, недостаточно просто показать учащимся образцы. Их восприятие направляется учителем, иначе впечатление от этих изделий, бы хороши они ни были, будет случайным, поверхностным, тусклым.
В организации показа образцов перед лепкой по представлению также можно выделить условно некоторые этапы.
1. Эмоциональное восприятие предметов.
2. Определение наиболее общих свойств анализируемых изделий.
3. Анализ закономерностей формы и конструкции предмете
4. Обсуждение приемов художественного решения.
5. Повторное общее восприятие всех типов изделий, продемонстрированных на первом плане.
Такая вступительная беседа дает ребятам новые знания и приводит в систему имеющиеся у них представления, необходимые для выполнения работы. В процессе этих уроков важно обратить внимание детей на те стороны демонстрируемых изделий, без учета которых задание не может быть правильно понято и творчески выполнено.
Никогда не следует перегружать беседу второстепенными, имеющими прямого отношения к изготовляемому предмету сведениями, какими бы интересными, занимательными, поучительными они ни были.
Заканчивается вступительная беседа указаниями, относящимися к непосредственному выполнению предстоящей работы. Учитель сообщает о приемах лепки, показывает отдельные из них, подготавливает учащихся к работе.
Дальше ребята работают самостоятельно. Условно этот творческий процесс можно разделить на несколько этапов.
1) закрепление глины на подставке;
2) передача общего строения предмета;
3) уточнение общего строения;
4) проработка основных деталей;
5) проработка второстепенных деталей, обработка поверхности изделия.
Такая последовательность является общей для всех занятий. Учащиеся должны усвоить ее, как правило. Для лучшего запоминания рекомендуется перед началом практической работы повторить последовательность процедур.
В процессе работы на первых трех этапах выполнения изделия учитель контролирует работу класса. Без руководства ребята спешат как можно быстрее сделать заинтересовавшие их детали и упускают основное. В результате работа не получается.
На уроках лепки с натуры руководство со стороны учителя более общее, особенно в начале работы. После того как учитель убедился, что все учащиеся правильно начали работу, в основном передали конструкцию и пропорции модели, он предоставляет им большую самостоятельность, если необходимо, оказывает индивидуальную помощь.
При этом следует постоянно побуждать детей к правильному восприятию предмета.
Если учитель видит, что большинство учащихся работают не глядя на модель и изделия получаются не соответствующими натуре, то следует приостановить их деятельность и организовать повторную беседу по восприятию предмета.
При работе по представлению, когда каждый учащийся лепит изделие по собственному замыслу, больше необходима индивидуальная помощь со стороны учителя.
Наиболее распространенной ошибкой в практике учителей при руководстве деятельностью учащихся является то, что, замечая неправильность в работе детей, многие из них в категорической форме требуют изменения тех или иных деталей в изделии. Умственно отсталым детям смысл таких указаний часто остается непонятным, и, внося в изделие требуемое изменение, они не стремятся воспроизвести в памяти объект изображения. Поэтому смысл каждого замечания должен быть объяснен учащимся повторным показом фигуры либо ссылкой на содержание беседы по теме занятия.
ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА
Тема «Лепка по представлению композиции по мотивам сказки "Лиса и журавль"
(II класс, 4-я четверть).
Задачи: развивать умение ориентироваться на плоскости; закреплять понятия «передний план», «задний план», «центр»; закрепить умениеучащихся планировать работу; научить пользоваться
приемами лепки животных совершенствовать приемы работы с пластическим материалом;дать понятие о цветовом решении тематической композиции.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа.
Учитель организует беседу с учащимися по содержанию сказки«Лисаи журавль». Учащиеся рассказывают об основных персонажах,
характерных особенностях героев. Основное внимание уделяется разбору событий, происходящих в сказке, здесь необходим выяснить и уточнить место действия и окружающую обстановку.
3. Ориентировка в задании.
По наводящим вопросам учителя учащиеся вспоминают прием
лепки фигур животных, определяется ход работы над изделием и пор! док композиционного решения макета. Уточняются пространственна понятия — место расположения основных персонажей и дополнительных деталей. Намечается план работы над основным изделием.
4. Планирование работы.
По графическому плану составляются этапы работы над изделием (см. цв. вкл., рис. 1). Вначале учащиеся лепят основные формы, затем мелкие детали и закрепляют их
соответствующих местах фигурок животных.
5. Практическая работа. •
Первый этап работы — это лепка основных персонажей композиции: фигурки лисы и журавля. Изображение лисы и журавля выполняется способом расчленения фигурки на основные геометрические формы: голова — шар, туловище — конус. Потом лепятся
различные детали композиции: тарелка, елки, грибы и др. Заключительный этап работы — размещение вылепленных деталей на подставке. Вначале нужно подвигать фигурки животных, выбирая наиболее выгодное место расположения основных и дополнительных
деталей композиции. \
6. Отчет о проделанной работе.
Отчет о проделанной работе осуществляется самостоятельно.
Учитель контролирует полноту ответов, правильность называния основных частей фигур животных и места их расположения на подставке
7. Оценка качества выполненной работы.
Качество выполненной работы определяется в коллективной беседе. На уроке целесообразно дать возможность ученикам самостоятельно оценить свои изделия, а также работы товарищей, отметить, что удалось сделать и где допущены ошибки.
8. Подведение итогов урока.
Контрольные вопросы и задания
1.Какие задачи решаются на уроках при работе с глиной и пластилином?
2. Какие существуют виды лепки по способу создания поделки? Расскажите о них.
3. С чем связаны основные трудности школьников при изготовлении изделий из глины и пластилина?
4. С какой целью организуется вводная беседа на уроках по лепке представлению?
5. Какие изделия из глины и пластилина изготавливаются учащимися на уроках трудового обучения?
2.5. Методика обучения работе с текстильными
материалами
Практическая ручная работа занимает особое место в структуре личности ребенка-олигофрена. Эта деятельность более понятнаи доступна ему, чем интеллектуальная. Поэтому он относится к ней с интересом и адекватно реагирует на успехи и неудачи при выполнении конкретных заданий.
В учебную программу по труду наряду с другими включен раздел «Работа с текстильными материалами». Занятия с текстильными материалами создают условия для коррекции познавательной деятельности и физических недостатков детей с нарушением интеллекта. Сообщение детям сведений о нитках и тканях, их качествах, способах обработки и применении позволяет уточнить и расширить представления учеников об этих широко распространенных в жизни человека материалах. Кроме того, данные уроки позволяют формировать умения отрывать и отрезать нитки, связывать их узлом и бантиком, свивать и сплетать, завязывать узелки, наматывать нитки на картон и в клубок. Эти упражнения позволяют развить у учащихся гибкость и ловкость пальцев. Школьники учатся выполнять простые стежки («вперед иголку», «вперед иголку с перевивом», петельный шов и др.). Вдевание нитки в иголку, шитье одинаковых по размеру стежков строго по продернутой или намеченной линии развивают у школьников точный глазомер и четкую координацию движений. Раскрой ткани по выкройке, вышивание несложного рисунка, указание места выполнения стежка и направления строчки способствуют совершенствованию пространственной ориентировки е умственно отсталых учащихся.
При обучении детей на уроках труда рукодельным работам от учителя требуются большое терпение и выдержка, а также готовность осуществлять постоянную индивидуальную работу с учащимися, так как общий инструктаж, демонстрация необходимых действий, использование различных наглядных пособий часто не приносят желаемых результатов.
У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер (при шитье и вышивании нужно выполнять стежки определенной длины, укладывать их в нужном направлении). Данные обстоятельства требуют от учителя, кроме фронтального объяснения, широко использовать индивидуальный инструктаж. К сожалению, это не всегда удается сделать на уроке трудового обучения. Во время внеклассных занятий по труду, выполняя привлекательные и полезные в быту изделия из текстильных материала, дети заметно совершенствуют умения и навыки по их обработке.
Работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки школьников. Прежде вся это относится к разметке материалов, зарисовке эскизов изделий, составлению чертежей для изготовления выкройки. Измерительные навыки, получаемые детьми в работах с бумагой, картоном и другими материалами, находят свое дальнейшее применение и совершенствуются в работах с тканью.
Практические работы, связанные с обработкой текстильных материалов, развивают глазомер, что является важнейшим элементом общетрудовой подготовки школьников с интеллектуальными проблемами. Качество изделия из ткани во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых учениками при составлении выкройки, разметке, раскрое, сшивании изделий.
Большое значение приобретает соблюдение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам и различным техническим приспособлениям.
В процессе занятий с текстильными материалами учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, измерительные инструменты.
Обработка изделий из ниток и ткани требует более кропотливого труда, чем обработка других материалов, что, с одной стороны, значительно совершенствует общую трудовую подготовку интеллектуально неполноценных школьников, а с другой стороны, создает дополнительные трудности в усвоении умений и навыков при работе с фактурой ткани.
Несомненно, занятия рукоделием привлекают детей результатами труда. Сколько радости получают младшие школьники, когда они своими руками сделают красивую закладку, украсив ее вышивкой, сошьют прихватку или игольницу. Не меньшее удовольствие доставляет им изготовление подарков для родителе друзей, знакомых ко дню Восьмого марта или другому празднику.
В смысле практической значимости, основные умения и навыки, получаемые на занятиях по рукоделию, нужны каждому чел веку. Умения и навыки по шитью, вышиванию, плетению, вязанию — важная составляющая в труде по самообслуживанию, том числе по уходу за одеждой. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретения таких навыков, надо лишь умело подвести их к этому, дать элементарные практические знания.
Первоначальные сведения о текстильной, швейной и некоторых других отраслях промышленности, о народных умельцах где получают как на уроках труда, так и во внеурочное время. На внеклассных занятиях по труду в младших классах имеются необходимые условия, чтобы расширить и углубить эти сведения.
Если есть возможность, желательно организовать для детей экскурсию в ателье, швейную мастерскую, познакомить их с трудом народных умельцев. Знакомство с работой взрослых дает школьникам представление о производственной деятельности людей в сфере текстильной промышленности. Учащиеся видят, сколько труда затрачивается для того, чтобы создать красивые, нарядные вещи из ткани, ниток и других текстильных материалов. Это в дальнейшем стимулирует их деятельность на уроках, служит дополнительным источником мотивации.
ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА
Тема «Вышивание по контуру цветов с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием».
Задачи: развивать умение ориентироваться в задании; научиться планировать последовательность выполнения изделия, пользоваться предметно-операционной картой при составлении плана и в практической работе; закрепить умения пользоваться наперстком и шить способом «игла вверх-вниз», а также оценивать результаты своего труда, отчитываться о проделанной работе с помощью учителя
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа.
Учитель просит учащихся рассказать, какие цветы они знают, где они растут. Дети рассматривают иллюстрации с изображением различных цветов. Педагог просит детей вспомнить песни о цветах, рассказать стихи.
3.Ориентировка в задании.
Учащиеся говорят о назначении изделия, называют предмет, вышитый на картоне, его части, форму, размер, цвет, материал, инструменты, нужные для работы. Учащиеся вспоминают, что они уже вышивали на уроках, какими стежками овладели.
4.Планирование работы.
Составление плана работы происходит с помощью предметно-операционной карты (рис. 3). Учитель расставляет на доске в беспорядке карточки предметно
операционного плана. Затем предлагает учащимся подумать, в какой последовательности надо поставить карточки, чтобы они верно показывали порядок операций. Вызванный ученик переставляет карточки на доске, другой
ученик рассказывает по ним план работы.
6.Практическая работа
Учащиеся делают вышивку по готовым рисункам. По наводящим опросам учителя повторяют правила пользования иглой и наперстком,
приемы закрепления нитки в начале и конце вышивки. Школьники жестами показывают, как будут прокалывать картон, помогая себе наперстком. В ходе урока учитель напоминает, что следует соблюдать такую последовательность работы, которая отражена на карточках операционного плана.
Необходимо оказать помощь слабым учащимся: помочь им вставить нитку в иголку, закрепить ее в начале и в конце процесса вышивания. Некоторым ребятам дается картон с готовыми проколами.
6. Отчет о проделанной работе.
Ученики составляют отчет о проделанной работе с помощью учителя и с опорой на предметную карту, указывая основные этапы cвоей деятельности и правильно называя действия.
7. Оценка качества выполненной работы.
Учитель обращает внимание учащихся на ширину стежков, точность прокола по контурам, правильность закрепления нитки, аккуратность раскраски.
8. Подведение итогов урока.
Контрольные вопросы и задания
1. Расскажите о том, как происходит работа с текстильными материалами у учащихся младших классов с нарушением интеллекта.
2.Какие изделия из текстильного материала рекомендуются программой по трудовому обучению для изготовления на уроках ручного труда?
3.Какие трудности возникают у школьников с нарушением интеллекта при работе с текстильными материалами? Как это должно учитываться учителем при организации уроков?