Методика обучения работе с природными

Материалами

Значительное место в программе трудового обучения в младших классах отводится работе с природными материалами. 3aнятия с природными материалами создают условия для развития наблюдательности и воображения детей, умения ориентироваться в пространстве при выполнении плоских и объемных изделий дают возможность воспитывать любовь к родной природе, развивать художественный вкус, прививать интерес к труду. Рассматривая природные материалы, учащиеся упражняются в их распознавании и получают новые сведения о растениях. Они расширяют свои представления о животных, о сезонных изменениях в природе. В процессе работы над поделкой создаются условия для закрепления пространственных представлений, навыков счета т.д.

Работа с природными материалами начинается с экскурсии, на природу с целью сбора листьев, цветов, семян-крылаток ясеня клена, шишек, желудей, сучков и других природных материалов.

Встреча детей с природой расширяет представления их об окружающем мире, учит внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации (движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки сло­жностей и дарования детей — на кончиках их пальцев».

Работа с природными материалами оказывает большое влияние на умственное развитие аномального ребенка, на развитие о мышления. Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Однако, как подчеркивает А. Р. Лурия, роль речи им не исчерпывается. Возрастающее влияние словесной регуляции поведения ребенка проявляется и в повышении уровня его ориентировки во внешнем мире, и в себе самом, и в выработке новых знаний и умений.

Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию внимания — повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагают вначале посмотреть, где надо делать отверстия для лап (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не
слишком низко), как надо прикрепить голову и другие детали.

Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. В этом всегда есть развитие, творческое желание, возможность добиваться положительных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития умственно отсталого ребенка.

Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания
трудолюбия.

Уроки труда по изготовлению игрушек из природного материала

способствуют развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Постепенно у учащихся формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело конца.

В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда. При изготовлении поделок школьники учатся анализировать образец изделия и планировать последовательность его изготовления, а также контролировать свою работу, соотносить результат своего труда с образцом.

Организация работы на уроках труда по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальной и коллективной. Коллективный труд приносит учащимся большую радость своей слаженностью. У ребят наблюдается стремление оказать другдругу помощь при выполнении разных поделок из природной материала.

Природные материалы бывают плоские (листья, лепестки цветов, трав,

соломка, береста и др.) и объемные (шишки, желуди орехи). Каждый вид природного материала отличается друг от друга по ряду признаков: величине, форме, цвету, контурам, прочности, доступности для обработки и т.д.

Занятия с природными материалами можно связать с уроками развития речи, чтения, математики, изобразительной деятельности.

На первом году обучения при работе с природными материалами
учащиеся используют следующие приемы работы: прикрепление засушенных листьев и цветов; соединение пластилина с природными материалами способами примазывания, вкалывание деталей из природного материала в пластилин и т.д. В процессе работы природным материалом учащиеся получают такие технические сведения: свойства природных материалов (цвет, форма, величина
сочетание цветов пластилина и природного материала, необходимый инструмент (ножницы), правила безопасности работы, организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Во втором классе умственно отсталые учащиеся продолжают
работать с природными материалами. Эта работа начинается с экскурсии на природу с целью сбора природного материала. Затем
школьники учатся изготавливать по образцу фигурки птички и ослика из желудей, ясеня и палочек; самостоятельно по образцу изготавливать зайца, щенка из желудей, палочек, крылаток ясеня и проволоки; рыбки, черепахи из персиковой косточки, бумажных поролоновых и кожаных деталей. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.

Во второй четверти умственно отсталые дети начинают делать аппликационные работы и панно. Сначала ребята учатся выполнять композиции по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов, соломы, бересты, мха, рыбьей чешуи, перьев, ракушек, зерен, опилок на плотной подложке. Учащиеся составляют декоративные узоры, сюжетные композиции к прочитанным сказкам и рассказам, изготавливают, фигурки разных животных Слабые ученики выполняют работу по образцу.

Затем школьники изготовляют макеты к сказкам: «Теремок» «Колобок», учатся работать коллективно, а также группами в два человека. Они делают макеты к различным сказкам и басням.

На втором году обучения при работе с природными материалами учащиеся пользуются следующими приемами: соединение деталей с помощью клея,

проволоки, ниток, палочек; прикрепление засушенных листьев, цветов, мха, соломы, коры, опилок, перьев на подложку; составление композиции, рациональное ис­пользование материалоотходов; соблюдение пропорций в изделии между деталями макета. В процессе работы учащиеся полу­чают технические сведения о свойствах природных материалов "(Цвет, форма, твердость), об инструментах (шило, нож, ножницы, игла), о правилах безопасной работы и материалах, используемых для скрепления деталей (клей казеиновый, БФ, пласти­лин, палочки, нитки и т.д.). Большое внимание уделяется орга­низации рабочего места и санитарно-гигиеническим требованиям.

В III классе школьники учатся самостоятельно по образцу из­готавливать жирафа из кукурузных початков, палочек и бумажных деталей; а по рисунку — паука из скорлупы грецкого ореха, про­волоки, пластилина; самостоятельно по представлению делать барана из кочерыжки кукурузы, палочек; изготавливать по устному "^Писанию стрекозу из пластилина, крылаток клена; жука из скорлупок желудя или лесного ореха и т. д. Ребята учатся по замыслу '"(После экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма) созда­ешь объемные изделия из различных материалов. В процессе рабо­ты над изделием учащиеся пользуются приемом соединения раз­личных деталей с помощью клея, проволоки, ниток, учатся ра­ционально использовать случайные материалы. На уроках труда школьники получают сведения о свойствах используемых в работе материалов (цвет, форма, величина, твердость), видах соедине­ний, об инструментах, применяемых в работе (шило, нож, нож­ницы, кисть), о клеящих составах, назначении материалоотходов, использовании их в сочетании с природными материалами (бумага, обрезки кожи, проволока и т.д.), а также о санитарно-гигиенических требованиях и правилах безопасной работы.

На уроках ручного труда осуществляются межпредметные связи с такими дисциплинами, как математика, изобразительное искусство, развитие устной речи, процессе трудового обучения происходит исправление недостатков познавательной деятельности; развиваются наблюдательность, воображение, речь, пространственная ориентировка. Недостатки физического развития, особенно мелкой моторики тоже подвергаются существенной коррекции.

ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА

Наши рекомендации