Формирование общетрудовых умений и навыков на уроках трудового обучения в младших классах
Одной из главных задач трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида является формирование общетрудовых умений и навыков. К таким умениям относятся ориентировка в задании, планирование работы, самоконтроль. Овладение всем этим для умственно отсталых школьников представляет большую трудность. В то же время сформированность данных умений и навыков имеет первостепенное значение для эффективного осуществления их трудовой деятельности и успешного обучения.
Психологический анализ показывает, что формирование общетрудовых умений и навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида находится в неразрывной связи с формированием самостоятельности действий. Поэтому на уроках трудового обучения в младших классах необходимо проводить целенаправленную и систематическую работу, направленную на формирование общетрудовых умений и навыков. Важнейшее условие развития необходимых умений и навыков учащихся — помощь и направляющее воздействие учителя. Без этого дети не могут делать нужные обобщения, использовать приобретенные знания и навыки для выполнения поставленной задачи.
В результате систематического руководства педагога, ориентирующего и направляющего действия школьников, у них формируются обобщенные умения контролировать и корректировать свои действия, осуществлять их планово, адекватно переносить свой прошлый опыт и знания в новые условия, действовать точно и согласованно.
Успешность трудового обучения в большой степени зависит от мотивов, которыми руководствуются учащиеся. Поэтому работу по формированию общетрудовых умений и навыков следует сочетать с педагогической деятельностью по развитию личности учащихся, по формированию у них правильного отношения к труду, соответствующих мотивов деятельности. Кроме того, детей следует обучать рациональным и продуманным приемам работы.
Итак, на уроках труда в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида необходимо не только научить детей выполнять определенные трудовые операции, но и обучать их интеллектуальным трудовым действиям. В первую очередь это относится к умению ориентироваться в задании, планировать пред
стоящую деятельность, а также осуществлять текущий и заключи
тельный самоконтроль.
Ориентировка в задании.Для успешного осуществления трудовой деятельности ребенок должен понять задание и представить себе результат труда, конструкцию будущего изделия, его форму, размеры, материалы, из которых оно будет выполнено, и определить способ крепления. Мысленное построение того объекта, который предстоит изготовить, является характерной особенностью ориентировочного этапа работы. Создание четкого и полного образа будущего изделия способствует достижению положительного результата, поскольку в своей практической деятельности при планировании и самоконтроле работающий ориентируется на этот образ.
Ориентировка в задании включает в себя проведение анализа объекта и условий, необходимых для его изготовления.
Программой по труду четко определены ориентиры, опираясь на которые ученики младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида должны выполнять объекты: это образцы изделий, натуральные предметы, игрушки, муляжи, чучела, рисунки, технические рисунки. При анализе образца следует отмечать: назначение предмета, его крупные и мелкие части, величину, форму, материал, места и способ крепления деталей.
Анализ муляжа, чучела, игрушки следует проводить избирательно, т. е. отмечать те их детали и свойства, которые будут иметь место в изделии. Например, рассматривая чучело ежа, не следует указывать наличие шерсти на брюшке, количество пальцев на лапках, так как выполнение этих деталей не предполагается.
При рассматривании рисунка и технического рисунка следует обращать внимание учеников на те признаки, которые в силу особенностей изображения не видны или видны частично. Нужно добиваться того, чтобы дети называли не только части изделия, но и детали, из которых сделаны эти части.
Анализ макета также имеет некоторые особенности. Вначале указывается сюжет, перечисляются основные и второстепенные детали макета, их размещение на плоскости основания. Учитель обращает внимание детей на то, что находится на переднем плане, на заднем, где и как располагаются основные детали макета. Затем анализируются отдельные фигуры.
Необходимо подчеркнуть, что анализируемый объект учащиеся должны разглядеть вблизи, иметь возможность взять его в руки, рассмотреть со всех сторон. Учитель должен привлекать внимание детей к важным, но малозаметным
свойствам объектов, особенно к пространственным характеристикам.
На начальных этапах обучения, в связи с тем, что дети не умеют анализировать объекты, имеют малый запас слов, не владеют Свободно связной речью, невнимательны и быстро отвлекаются, педагог на протяжении нескольких уроков сам осуществляет такой разбор. Затем школьники по его вопросам повторяют анализ. Учитель, каждый раз должен придерживаться одной последовательности: назвать предмет, указать его назначение, выделить крупные и мелкие части, детали этих частей, определить свойства выделенных частей (форма, величина, цвет, материал), их пространственное расположение, виды соединения деталей.
При коллективном анализе дети рассказывают о предмете, отвечая на вопросы учителя, задаваемые в указанной последовательности. Вопросы должны быть четкими, конкретными, понятными школьникам, чтобы привлечь их внимание к нужным частям и особенностям объекта, помочь правильно сформулировать ответ, побудить к активной мыслительной деятельности. После анализа объекта следует предложить одному ученику повторить анализ полностью, что создаст у детей более четкое представление об изделии.
Умению анализировать объект с частичной помощью учителя следует обучать со второго класса. Сначала всему классу предлагается внимательно рассмотреть объект и подумать, что о нем можно рассказать. Затем один из учеников начинает отвечать. По ходу ответа учитель задает вопросы, чтобы помочь ему правильно укачать сложные характеристики свойств предмета (пространственные признаки, некоторые малозаметные или ранее не встречавшиеся особенности). Если ученик не может ответить на вопросы или отвечает недостаточно полно и точно, ему помогают одноклассники. Постепенно количество вопросов сокращается, и учащиеся переходят к самостоятельному анализу несложных аналогичных и новых изделий.
При обучении умению ориентироваться могут использоваться такие методические приемы, как упражнения на сравнение и воспроизведение объектов по памяти; использование пространственных ориентиров (обрезные края листа бумаги, начерченная линия); использование контрастных по цвету оттенков узора и фона и др.
Для выполнения изделий по представлению, устному описанию, воображению требуется создание четкого образа будущего продукта труда. С этой целью в предшествующие уроку один - два дня с учащимися проводится подготовительная работа в виде беседы, рассматриваются картинки, показываются диафильмы. Так обогащаются детские представления о будущем изделии.
На уроке учитель, не демонстрируя образец, с помощью вопросов активизирует знания детей о внешнем облике предмета, помогает определить, какие материалы нужны для его выполнения.
При выполнении работы по устному описанию ориентиром для учеников служат признаки объекта, которые перечисляет учитель в коротком рассказе или загадке. Затем по вопросам учителя дети составляют четкое представление об объекте, который будет изготавливаться. Образец на занятиях такого рода также не демонстрируется.
Когда планируется изготовление поделок по замыслу, учитель привлекает внимание детей к имеющимся материалам, деталям, полуфабрикатам и с помощью вопросов помогает им представить, какой будет их поделка, сформировать полный образ будущего изделия.
На уроках труда целесообразно использовать игры и упражнения, способствующие формированию ориентировочных действий учащихся, в том числе вычленение пространственных характеристик изделия, которые при анализе объектов представляют наибольшую трудность.
Ориентировка в задании включает в себя также анализ условий труда, т.е. изучение инструментов, приспособлений, материалов, необходимых для работы. Чтобы правильно планировать ход работы над изделием, учащихся с первого класса нужно ставить перед необходимостью выяснить, для чего даны те или иные материалы, инструменты. Вначале детей просят назвать приготовленные инструменты, материалы и приспособления и объяснить, для чего они даны. Со временем помощь учителя сокращается, и учащиеся самостоятельно анализируют условия труда. Иногда педагог специально не показывает исходный материал, инструмент, предлагая ребятам перечислить, что дано для работы, и определить, чего не хватает.
Предварительное планирование хода работы над изделием.Планирование работы включает в себя установление последовательности трудовых операций, определение приемов работы и инструментов, нужных для их выполнения. Каждый пункт плана формулируется полным предложением с точным указанием приемов работы: «размечать», «вырезать», «примазывать», но ни в коем случае не «делать».
Обучение планированию осуществляется в определенной последовательности и способствует тому, что дети осознают необходимость составлять план и придерживаться его в практической деятельности.
Вначале учитель объясняет выполнение каждой операции отдельно, чередуя показ трудовых действий со словесной инструкцией.
Затем дети учатся планировать ближайшую операцию. Сначала педагог называет ее сам или спрашивает учащихся, с чего лучше начать работу. После выполнения детьми (с помощью учителя) указанной операции им предлагается назвать следующую («Что будете делать дальше?»).
Обучая их таким образом не только правильно формулировать отдельные пункты плана, но и действовать В соответствии с запланированным. Небольшой временной промежуток между словом и действием способствует закреплению сказанного в памяти детей, созданию связи между речевыми и практическими компонентами трудовой деятельности.
На следующих ступенях школьники учатся составлять план в процессе коллективной беседы. Вопросы, задаваемые всему классу, вначале соответствуют каждому пункту будущего плана. Готовый план повторяет один из учащихся, чтобы у остальных сложилось полное представление о ходе работы.
Следующий этап обучения планированию — составление плана с частичной помощью учителя. Школьникам предлагается подумать и сказать, в какой последовательности следует выполнять изделие. Вызванный ученик рассказывает план работы, наиболее трудные позиции ему помогает сформулировать педагог, задавая наводящие вопросы. Постепенно школьники подводятся к самостоятельному определению порядка работы над изделием.
Значительную помощь в обучении детей планированию оказывает применение таких наглядных средств, как предметно-операционные, графические и словесные планы.
Задача учителя состоит в том, чтобы научить учащихся ориентироваться в частях плана, т.е. понимать его построение и содержание, разбираться в том, какие сведения можно из него извлечь. Обучая детей планировать ближайшую операцию с опорой на предметно-операционный план, на первых порах целесообразно предъявлять карточки плана только после того, как школьник ответил на заданный учителем вопрос. В дальнейшем ученик в качестве ответа должен выставить нужную карточку плана, а потом, опираясь на нее, называть операцию.
При планировании работы в коллективной беседе учитель расставляет все карточки в нужной последовательности и предлагает классу внимательно рассмотреть их. Опираясь на написанные сведения, дети отвечают на вопросы педагога, рассказывают план работы над изделием.
Далее задания постепенно усложняются. Используются следующие упражнения: определение нужной операции по указанной учителем карточке, сообщение плана работы по расставленным карточкам, поиск ошибок в расставленных карточках плана, самостоятельное расставление карточек плана.
Следует подчеркнуть, что предметный или графический план составляется не на каждое изделие, а лишь на новые и сложные. Если на уроке выполняется изделие, аналогичное предыдущему, то целесообразно планировать работу с учетом его образца.
Самоконтроль.Это определение степени соответствия изготовляемого объекта поставленной в начале работы цели. Он может быть текущим и заключительным.
Для того чтобы избежать ошибок в работе, в конечном результате ученик должен научиться периодически, сравнивать свою неоконченную поделку с тем, что должно получиться.
Умственно отсталые школьники допускают в своих работах значительное количество ошибок, что может быть связано, как с неумением учащихся ориентироваться в задании, так и в непонимании необходимости осуществления контрольных действий. Кроме того, дети не владеют контрольными приемами. Контрольные умения и навыки связаны со сложными мыслительными процессами: сравнением, анализом, оценкой. При осуществлении в процессе труда контрольных действий внимание человека направлено на то, чтобы изделие соответствовало определенному качеству, удовлетворяло определенным требованиям. Кроме того, по ходу работы приходится устранять возникающие неполадки, вносить изменения в выполняемую деятельность. Все это нелегко дается умственно отсталому школьнику, так как у него не развито умение распределять внимание, ориентироваться на несколько признаков, в одно и то же время учитывать несколько требований. Учащиеся не могут пользоваться косвенными, опосредованными приемами при контроле и регуляции своих действий. При отсутствии необходимого направляющего руководства со стороны взрослых умственно отсталые дети контролируют и корректируют свои действия без учета всех требований, предъявляемых поставленной задаче.
В результате обучения у детей формируются необходимые контрольные умения и навыки самоконтроля. В младших классах им в основном доступен глазомерный контроль, а также наложение и приложение одной детали к другой, контроль с помощью мерочки и линейки.
При глазомерном контроле самое главное — тщательное и планомерное сравнение условного эталона и собственной работы. С самого начала обучения детей периодически приучают сравнивать свои неоконченные изделия с образцом, при этом учитель жестом привлекает внимание детей к той его особенности, при выполнении которой возможны ошибки. Кроме того, учащиеся должны усвоить некоторые навыки контроля. Так, при изготовлении одинаковых по размеру частей изделия учитель показывает прием наложения и в ходе работы напоминает детям, чтобы учащиеся не забывали сравнивать детали, пользуясь показанным приемом. С помощью мерочки (полоски картона определенной длины) учащиеся могут произвести несколько разметок подряд в одном направлении. Наиболее трудным для младших школьников является контроль с помощью линейки. Данным приемом контроля учащиеся овладевают во II классе. Его выполнение состоит из нескольких этапов. Запоминание их последовательности вызывает наибольшую сложность,
как и правильное размещение линейки, вдоль верхней и нижней кромки листа, так, чтобы совместились отметка «О» на линейке и угол бумаги. После показа и объяснения понятия «отрезок», который имеет определенную протяженность, левую и правую границу, у умственно отсталых школьников не возникает о нем представления. Найдя нужное деление, они точно не совмещают начало линейки с левой кромкой заготовки. Нужное расстояние определяется практически на глаз по образцу готикой детали. При этом ошибка отмеривания отрезка длиной 10 см составляет 10 — 20 мм, а если образец детали не находится перед учащимися, то она увеличивается в 2 — 3 раза. Объяснение данного приема контроля облегчится, если учитель использует предметно-операционный план на карточках, где представлены последовательность разметки и правильное положение линейки.
Оценка качества готовых изделий является этапом обучения детей умению осуществлять заключительный самоконтроль. Умственно отсталые учащиеся весьма неадекватно оценивают результаты своего труда. К полученным результатам и качеству работы дети относятся недостаточно критически, что сказывается отрицательно на формировании контрольных умений и навыков. Нередко оценка, выставленная учителем, вызывает у них отрицательную реакцию. Поэтому необходимо воспитывать правильное отношение к качеству выполненного изделия и научить детей находить недостатки в своих готовых поделках. С этой целью учитель просит учащихся ответить (не требуя объяснения), нравится или не нравится ребенку его изделие. В дальнейшем необходимо просить рассказать о качестве поделки более подробно, указав ее достоинства и недостатки, объяснив причины недостатков. Нужно привлекать детей к обсуждению не только своих изделий, но и работ одноклассников. В этом случае они получают возможность сравнивать свои работы не только с образцом, но и между собой.
Для того чтобы на уроках трудового обучения в младших классах учащиеся правильно контролировали и корректировали свои действия, необходимо преодолеть свойственную им тенденцию под влиянием трудностей или случайностей уходить от поставленной перед ними задачи. В доступной для детей с нарушением интеллекта форме необходимо довести до их сознания важность самоконтроля в процессе работы и по ее окончании.
Постепенно дети приобретают умения самостоятельно осуществлять текущий и заключительный самоконтроль. Одним из важнейших условий при этом является формирование проверочно-контрольных действий, т.е. развитие измерительных представлений и понятий, а также умения оперировать ими в нужный момент. В младших классах особое внимание следует уделять развитию восприятия различных форм предметов, умения определять на глаз и
воспроизводить линейные величины. Кроме того, большое значение для развития контрольных умений и навыков умственно отсталых детей имеют пооперационные объяснения, подкрепляемые практическим исправлением ошибок и неточностей. Своевременная фиксация внимания ребенка на допущенных ошибках, неточностях и практическое их исправление способствуют развитию у него критического отношения к работе и результатам ее выполнения. Это создает необходимые предпосылки для успешного развития контрольных умений и навыков.
Недостаточный уровень сформированности общетрудовых умений и навыков приводит к нарушениям целевой стороны деятельности. Сформировавшийся у школьников образец эталона изделия недостаточно полон и точен. Осуществляя самоконтроль в процессе работы, многие из них стремятся расположить свое изделие рядок с образцом или наложить его на последний, для чего часто подходят к классной доске, где вывешен образец. Низкие возможности в планировании выражаются в неумении определить рациональнук последовательность технологических операций и выбрать нужные приемы работы. В большинстве случаев недостаточность процессов ориентировки и планирования проявляется приблизительно в одинаковой мере. Но для некоторых школьников характерно более глубокое нарушение ориентировочных действий и несколько лучшее умение планировать работу. Исходя из этого, необходимо использовать специфические методы и приемы, способствующие формированию общетрудовых умений и навыков.
1.Предварительное устное планирование пройденного учебного материала с целью облегчения планирования новой работы или усвоения новых знаний.
2.Дополнительное повторение нового познавательного материала.
3.Учет темпа восприятия нового познавательного материала.
4.Дифференциация практических работ по уровню сложности
дифференцировки и планирования.
5.Дифференцированное сокращение или увеличение помощи в ориентировочных и планирующих действиях путем объяснения и показа.
6.Наводящие вопросы в целях стимулирования, усвоения конечного образа, результата труда и плана работы.
7.При планировании сложного задания разделение на его более простые компоненты.
8.Дополнительное повторение первой операции непосредственно перед началом работы.
9.Использование на рабочем месте наглядных пособий, облегчающих ориентировку и планирование.
10. Развитие умения выделять основную трудность в предстоящей работе.
11. Активизация сравнения, установление сходства, различия, аналогий.
В процессе усвоения общетрудовых умений и навыков учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида учатся действовать целенаправленно и самостоятельно, раскрывают свои потенциальные возможности. По мере развития и частого применения общетрудовые умения и навыки становятся привычками, перерастающими в соответствующие качества личности. Так, привычка планировать свои действия при выполнении трудовых заданий способствует формированию целеустремленного, ответственного и обдуманного отношения к выполняемой деятельности. Умение и привычка контролировать и корректировать, выполняемую работу способствуют развитию у школьников критического отношения к собственным действиям и поступкам. Таким образом, формирование общетрудовых умений и навыков траст исключительно важную роль в гармоническом развитии личности школьников с интеллектуальными проблемами.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие общетрудовые умения и навыки необходимо сформировать у школьников на уроках трудового обучения в младших классах?
2. Каковы особенности усвоении общетрудовых умений и навыков школьниками с нарушением интеллекта?
3. Какие средства наглядности используются на уроках трудового
обучения при формировании умения ориентироваться в задании? Назовите требования, предъявляемые к их применению.
4. Каковы этапы обучения умению планировать предстоящую деятельность на уроках труда в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида?
5. В чем заключается умение контролировать свою деятельность на
уроках ручного труда? С чем связаны трудности его осуществления умственно отсталыми школьниками?
6. Какие специфические методы и приемы могут быть использованы учителем трудового обучения в младших классах специальной (коррекци-онной) школы VIII вида для формирования у школьников общетрудовых умений и навыков? Предложите свои пути для решения данной задачи.