Тема 10. ВОСПИТАНИЕ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
1. Культура как уровень развития общества выражается:
А) в типах и формах организации жизнедеятельности людей; во взаимоотношениях людей; в создаваемых ими материальных и духовных ценностях;
Б) в производственном опыте, технике, науке;
В) в образовании, бытовых представлениях, нормативах.
2. Одной из задач умственного воспитания является…
А) развитие творческих сил и познавательной способности учащихся;
Б) овладение правилами и нормами поведения;
В) занятия физическим трудом;
3. Что не входит в задачи умственного воспитания?
А) формирование научного мировоззрения;
Б) развитие чувства прекрасного;
В) овладение системой научных знаний;
4. Одной из задач нравственного воспитания является…
А) овладение правилами и нормами поведения;
Б) занятия физическим трудом;
В) развитие познавательных сил учащихся.
5. Выберите ответ, имеющий отношение к физическому воспитанию:
А) формирование нравственного сознания;
Б) содействие правильному развитию организма;
В) воспитание политической культуры;
6. Что является целью экономического воспитания?
А) формирование экономической культуры личности, воспитание экономически грамотного и экономически активного члена общества;
Б) воспитание экономически выгодного члена общества, умеющего понимать и оценивать социально-экономические процессы;
В) Формирование умения самостоятельно приобретать и применять экономические знания
7. В какую группу включены функции экономического воспитания?
А) образовательная, формирующая, коммуникативная;
Б) развивающая, воспитательная, просветительская, эстетическая, организующая, прогностическая;
В) информационно-отражательная, ориентационно-регулятивная, оценочная;
8. В какой деятельности приобретается опыт экономической деятельности?
А) учебной; Б) практической; В) общественной
9. Что является основным видом трудовой деятельности для школьников?
А) знания; Б) учебный труд; В) трудовое обучение на уроках труда.
10. От чего в большей степени зависит эффективность экономического воспитания?
А) формирования умений самостоятельно приобретать экономические знания
Б) потребности человека и его интересов
В) от согласованных действий школы, семьи, общественности.
11. Профориентация – это…
А) просвещение по вопросам выбора профессии;
Б) профессиональное самоопределение;
В) оказание помощи учащимся в выборе профессии.
12. Кому принадлежит ведущая роль в формировании положительного отношения школьников к различным видам трудовой деятельности?
А) семье; Б) школе; В) общественности;
13. С чьими именами в педагогике связана разработка вопросов трудового воспитания?
А) Платона, Аристотеля, Ж. Ж. Руссо;
Б) И. Ф. Гербарта, И. Г. Песталоцци, Д. Локка;
В) Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Дж. Локка.
14. Что является показателем высокого уровня экономической культуры личности?
А) процесс воспитания;
Б) совпадение личных и общественных экономических интересов;
В) потребности человека.
15. Осуществление какого направления воспитания является важнейшим условием укрепления здоровья и обеспечения здорового образа жизни?
А) нравственного воспитания;
Б) физического воспитания;
В) валеологического воспитания.
16. В чем заключается цель физического воспитания?
А) укрепление здоровья человека;
Б) понимание сущности физического воспитания;
В) гармоническое развитии форм и функций организма человека, всестороннее совершенствование его физических способностей, укрепление и сохранение здоровья и творческого долголетия.
17. В какую группу включены природные факторы, выступающие в качестве средства физического развития учащихся?
А) солнце, режим питания, физические упражнения;
Б) вода, режим дня, спорт;
В) солнце, воздух, вода.
18. Что следует понимать под физическими упражнениями?
А) повышение уровня двигательной активности;
Б) двигательные действия, специально подобранные и сознательно выполняемые для решения задач физического воспитания;
В) максимальное число движений в минуту.
19. Что является целью экологического образования и воспитания?
А) формирование экологической культуры личности, воспитание экономически грамотного и экологически активного члена общества;
Б) воспитание экологически выгодного члена общества, умеющего понимать и оценивать социально-экономические процессы;
В) формирование экологической культуры личности.
20. В какую группу включены формы организации экологического воспитания?
А) образовательные, эколого-краеведческие, просветительские, коммуникативные;
Б) эколого-ориентированные, природоохранные, проектно-исследовательские, просветительские, эколого-краеведческие;
В) эколого-ориентированные, природоохранные, проектно-исследовательские, просветительские;
21. Что является основными направлениями работы по формированию здорового образа жизни школьников?
А) учебно-воспитательная, диагностическая, просветительская, коррекционная работа;
Б) учебно-воспитательная, образовательная, профилактическая, коррекционная работа;
В) учебно-воспитательная, диагностическая, профилактическая, коррекционная работа.
22. Что относится к физическим упражнениям?
А) гимнастика, игры, урок, спорт.
Б) гимнастика, игры, подвижные перемены, спорт
В) гимнастика, игры, туризм, спорт
23. Здоровье – это…
А) состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Б) просто отсутствие болезни или физических дефектов, состояние полного физического, психического и социального благополучия.
В) состояние полного физического и социального благополучия.
24. Что входит в содержание валеологического образования?
А) знание правил личной гигиены, культуры питания, приемов организации своей жизнедеятельности с учетом биологических ритмов своего организма и т. д.;
Б) совпадение личных и общественных интересов о здоровом образе жизни, знание средств стрессоустойчивости и физического самосовершенствования;
В) личные мотивы.
25. Образование в обществе реализует две основные функции:
А) теоретическую, предметно-ориентированную;
Б) инновационную, личностно-ориентированную;
В) воспроизводства культурно-исторического опыта человечества; развития личности и общества в целом.
26. В основе нравственного воспитания лежат:
А) мировоззренческие идеи;
Б) общечеловеческие ценности;
В) научные знания.
27. Цель эстетического воспитания – это:
А) формирование эстетических знаний, развитие эстетических чувств;
Б) воспитание эстетической культуры;
В) развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов.
28. Задачи и содержание нравственного воспитания определяются:
А) этическими требованиями общества;
Б) законом «Об образовании»; В) Библией.
29. Выделите главные задачи трудового воспитания:
А) знание основ большого числа профессий;
Б) развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам труда, накопление профессионального опыта;
В) организация трудовой деятельности в школьных мастерских и на пришкольном участке;
Г) профориентационная работа в школе.
30. Целью эстетического воспитания является:
А) развитие эстетического сознания и активизация его до творческой деятельности;
Б) развитие эстетической потребности человека;
В) организация воспитания через эстетику быта;
Г) развитие способности к эмоциональному восприятию прекрасного.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
по дисциплине «Общая педагогика»
Курс, 1 семестр
1. Образование как социокультурный феномен. Сущность понятия «образование».
2. Значение образовательных парадигм в социально- культурном развитии общества.
3. Тенденции развития образования в мире: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.
4. Понятие «непрерывное педагогическое образование» и его характеристика.
5. Структура национальной системы образования Республики Беларусь.
6. Самообразование как средство развития личности. Функции и источники самообразования.
7. Понятие о системе образования. Основные факторы её развития.
8. Сущность профессии педагога, её особенности.
9. Содержание и методы профессионального самовоспитания будущих педагогов.
10. Социальные и профессиональные функции педагога.
11. Содержание и структура профессиограммы воспитателя.
12. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности.
13. Структура и логика педагогического исследования.
14. Педагогический профессионализм: сущность и этапы его становления.
15. Сущность и структура педагогической деятельности.
16. Возникновение и развитие педагогики, ее предмет и объект.
17. Основные категории педагогики. Связь педагогики с другими науками о человеке.
18. Структура педагогической науки, ее основные отрасли.
19. Методология педагогики и ее уровни.
20. Методы педагогических исследований и их классификация.
21. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность.
22. Факторы и условия, детерминирующие развитие личности.
23. Трактовка цели воспитания в директивных документах («Кодекс об образовании», «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь», «Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006 – 2010 годы»).
24. Сущность педагогического процесса, его основные компоненты и этапы.
25. Объект и предмет дидактики, ее основные категории.
26. Содержание образования и факторы, влияющие на его определение.
27. Биологическое и социальное в развитии человека и формирование его личности.
28. Документы, определяющие содержание школьного образования: образовательный стандарт, учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия.
29. Сущность процесса обучения, его структура и функции.
30. Основные функции, закономерности и принципы педагогического процесса.
31. Сущность понятий «метод», «прием» обучения. Требования к методам обучения.
32. Классификация методов обучения: по типу познавательной деятельности, по назначению, по дидактическим целям и их характеристика.
33. Сущность понятия «средство» обучения и требования, предъявляемые к ним.
34. Виды современных организационных форм обучения.
35. Урок как основная форма обучения в школе. Требования к современному уроку.
36. Типология и структура уроков.
37. Нестандартные формы организации обучения, их характеристика и особенности применения в образовательном процессе.
38. Дополнительные формы организации обучения.
39. Виды, методы и формы организации контроля.
40. Оценка знаний, умений и навыков учащихся. Неуспеваемость как педагогическая проблема.
41. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания.
42. Процесс воспитания, его структура и этапы.
43. Особенности и диалектика воспитательного процесса.
44. Специфика принципов воспитательного процесса и их классификация.
45. Понятия о методах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания.
46. Методы формирования сознания личности.
47. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.
48. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.
49. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
50. Характеристика и классификация форм воспитания.
51. Сущность мировоззрения и его структура. Виды, функции, факторы, влияющие на формирование мировоззрения.
52. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности: сущность, компоненты, условия и критерии сформированности гражданской культуры и патриотизма.
53. Формирование нравственной культуры личности: сущность, структура, особенности воспитания школьников.
54. Эстетическое воспитание школьников в урочное и внеурочное время: сущность, задачи, содержание, методы.
55. Сущность и задачи трудового воспитания школьников. Система трудового воспитания.
56. Экономическое воспитание школьников как составная часть трудового воспитания школьников. Сущность профессионального самоопределения учащихся.
57. Сущность и задачи физического воспитания школьников. Содержание и основные средства воспитания физической культуры.
58. Сущность, содержание, функции и критерии валеологического образования школьников.
59. Основные этапы становления и развития коллектива.
60. Виды и типы семьи, особенности их влияния на формирование личности школьника.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Базисный учебный план – основной государственный нормативный
документ, содержащий перечень изучаемых в образовательном учреждении предметов, последовательность и сроки их изучения и минимальное недельное количество часов на каждый учебный предмет.
Воспитательная система –объединяет комплекс воспитательных целей;
людей, реализующих их в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между её участниками; освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы.
Гуманизация образования– это духовная и нравственная ориентация
практической педагогики на систему адекватных нравственных ценностей, ядром которой является ученик как личность. Это реализация в процессе образования и воспитания адекватных умениям ребёнка нравственных ценностей, уважение личности ребёнка на уровне принятия его личностных целей, запросов, интересов.
Гуманитаризация образования– система мер, направленных на развитие
общекультурных компонентов в содержании образования и на формирование личностной зрелости обучаемых.
Дидактические средства– средства, с помощью которых реализуются
цели обучения.
Индивидуальность– неповторимое своеобразие отдельного человека,
совокупность только ему присущих особенностей.
Инновация(от лат «in» – в; «novus» – новый)–нововведение, обновление,
новинка, изменение.
Инновационная деятельность– аспект работы современной школы в
режиме развития, под которым понимается последовательность определённых стадий, характеризующихся позитивными качественными изменениями.
Итоговый контроль– направлен на проверку конечных результатов
обучения по конкретной дисциплине.
Классно-урочная система– система организации учебных занятий в
школе, среднем специальном учебном заведении, при которой обучение проводится фронтально в классах с твёрдым составом учащихся, при твёрдом расписании, а основной формой является урок.
Концепция– система идей, взглядов на предмет, явление, способ их
понимания, трактовки, определяющий характер познавательной и практической деятельности.
Личностный подход– последовательное отношение педагога к воспитан-
нику как к личности, как к сознательному, ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.
Личность– человек как субъект отношений и сознательной деятельности,
способный к самопознанию и саморазвитию.
Метод(от греч «metodos» – исследование, путь продвижения к истине) –
способ работы учителя и ученика, при помощи которого
достигается овладение знаниями, умениями, навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их
способности.
Методы воспитания– совокупность наиболее общих способов решения
воспитательных задач и осуществления воспитательных
взаимодействий.
Методика– совокупность методов, используемых в процессе изучения
конкретного учебного предмета, его раздела или темы, а также в процессе осуществления конкретных форм организации учебного процесса.
Мировоззрение– целостное представление о природе, обществе, челове-
ке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов
личности.
Нововведение– процесс перехода системы из одного качественного
состояния в другое с помощью использования инноваций.
Новшество– явление. несущее в себе сущность способа, методики, техно-
логии, организации и содержание нового.
Образование– процесс и результат усвоения знаний и развития умствен
ных способностей.
Обучение– основной путь получения образования; целенаправленно
организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов в учебных заведениях и в ходе
практической деятельности.
Оптимизация обучения(от лат «optimus» – наилучший) – научно обосно
ванный выбор и осуществление наилучшего для данных
условий варианта обучения с точки зрения успешности решения его задач и рациональности затрат времени учеников и учителя.
Отметка– условное выражение в баллах оценки знаний, умений, навыков
учащихся.
Оценка– процесс сравнения достигнутого учащимися результата в обу-
нии с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Педагогическая оценка подразделяется на парциальную, фиксированную и интегральную.
Познание– обусловленный развитием общественно-исторической практи-
ки процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении; взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире.
Приём обучения – деталь метода, его часть, определяющая путь активи-
зации учащихся в процессе обучения.
Принципы обучения– основные руководящие положения, определяющие
характер обучения в соответствии с целями воспитания и образования подрастающего поколения.
Проблемное обучение– вид обучения, характеризующийся тем, что
содержание учебного материала усваивается в процессе
разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.
Программированное обучение– один из видов обучения, осуществляе-
мый по заранее составленной обучающей программе, в
которой учебный материал разбивается на «шаги» (этапы), а выполнение каждого этапа контролируется путём специального проверочного задания
Содержание образования– система знаний, умений и навыков, овладение
которыми закладывает основы для самореализации человека в жизни и труде.
Стандарт(от лат. «standart» – норма, образец) – в широком смысле слова
образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для
сопоставления с ними других подобных объектов.
Технология обучения– система научно-обоснованных методов, правил и
приёмов обучения предмету, инструментарий достижения
целей обучения, систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса
обучения. Смысл педагогических технологий – в предварительном проектировании процесса обучения с учётом дидактических целей и требуемого уровня усвоения.
Учебник– книга, излагающая основы научных знаний по определённому
учебному предмету в соответствии с программой и предназначенная для целей обучения.
Учебный предмет– дидактически обоснованная система знаний, умений
и навыков, выражающая основное содержание той или иной науки.
Форма организации педагогического процесса– это внешнее выраже-
ние акта воспитательного взаимодействия учителя и учащихся. Форма характеризуется числом участников воспитательного взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления.
Формирование– процесс становления личности человека в результате
объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Дайте определение основных категориям педагогики.
2. Сформулируйте современную цель воспитания.
3. Вставьте пропущенные слова:
а) Противоречия между требованиями жизни и уровнем развития ребёнка называются …
б) Объективные, существенные, устойчивые связи между сторонами педагогического процесса и явлениями называются …
в) Исходные требования к педагогическому процессу, определяющие педагогическую деятельность, называются … .
Ключевые слова: движущие силы педагогического процесса, закономерности педагогики, принципы педагогического процесса.
4. Охарактеризуйте воспитание через описание его принципов.
5. Составьте структурно-логическую схему методов воспитания.
6. Сформулируйте задачи эстетического воспитания школьников.
7. Обоснуйте роль труда в воспитании учащихся.
8. Опишите стадии развития детского коллектива.
9. Назовите основные факторы отбора содержания образования.
10. Дополните предложение:
«Процесс обучения представляет собой…»
11. Выберите правильный ответ.
Преподавание понимается в современной дидактике как:
а) сообщение, передача знаний;
б) консультирование учащихся;
в) управление учебной деятельностью.
12. Вставьте нужные слова.
Учение – это … деятельность. В процессе учения происходит усвоение социального опыта и знаний. Усвоение протекает как
процесс …, то есть перевода социального опыта во … план, в … новообразования, свойства ученика.
Ключевые слова: преподавание, учение, учебная (деятельность), интериоризация, внутренний, психологические.
13. Дайте определение метода, приёма и принципа обучения.
14. Охарактеризуйте репродуктивные и практические, репродуктивные и проблемные методы обучения.
15. Дайте определение понятия «формы обучения».
16. Охарактеризуйте особенности классно-урочной системы обучения, её достоинства и недостатки.
17. Назовите типы уроков.
18. Опишите структуру комбинированного урока.
19. Допишите предложения:
«Контроль знаний имеет следующие виды: …».
«К методам контроля относятся: …».
20. Дайте определение понятий: проверка знаний, оценка, отметка, неуспеваемость.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
ПО ПЕДАГОГИКЕ
для студентов заочной формы получения высшего образования
1. Педагогическая технология в учебно-воспитательном процессе.
2. Технологические аспекты педагогического мастерства учителя начальных классов.
3. Технологические аспекты деятельности классного руководителя.
4. Тенденции семейного воспитания в современном обществе.
5. Правовое воспитание младших школьников.
6. Формирование основ нравственной культуры личности.
7. Воспитание гражданственности у учащихся начальных классов.
8. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся.
9. Пути и методы эстетического воспитания школьников.
10. Педагогический потенциал личности учителя.
11. Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции.
12. Профессионализм как условие успешности педагогической деятельности.
13. Ребёнок как самоценность и субъект образовательного процесса.
14. Формы воспитательной работы с младшими школьниками.
15. Технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения.
16. Игровые технологии.
17. Технология дифференцированного обучения.
18. Технология программированного обучения.
19. Технология авторских школ.
20. Инновационная направленность педагогической деятельности.
21. Проблема школьной неуспеваемости и её причины.
22. Интегрированное обучение.
23. Работа учителя с семьёй младшего школьника.
24. Методический арсенал учителя начальных классов.
25. Нестандартные формы организации урока.
26. Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры.
27. Новые информационные технологии обучения.
28. Гуманистические воспитательные системы.
29. Обучение учащихся в творческой деятельности.
30. Педагогика сотрудничества.
31. Валеологическое воспитание младших школьников.
32. Индивидуальный подход к учащимся на основе изучения их личности.
33. Работа учителя по изучению нравственных ценностных ориентаций младших школьников.
34. Взаимодействие учителя и учащегося на уроке как средство духовного становления личности младшего школьника.
35. Нравственные аспекты формирования экологической культуры младших школьников.
36. Половое и гигиеническое воспитание младших школьников.
37. Особенности работы творческого учителя начальных классов.
38. Использование народной педагогики в воспитании младших школьников.
39. Дидактические игры как средство формирования познавательной
активности младших школьников.
40. Организация взаимодействия школы и родителей учащихся начальных классов.
41. Игровая технология как средство повышения эффективности учебного процесса в начальных классах.
42. Особенности работы учителя начальных классов в малокомплектной школе.
43. Нетрадиционные формы воспитательной работы с учащимися начальных классов.
44. Формы и методы воспитания культуры поведения младших школьников.
45. Наглядные методы обучения в начальной школе.
46. Экономическое воспитание младших школьников.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В КОДЕКСЕ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Кодекс Республики Беларусь об образовании вступил в силу с 1 сентября 2011 года.
1. В Кодексе применяются следующие основные термины и их определения:
1.1. воспитание – целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося;
1.2. выпускник – лицо, получившее образование в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования;
1.3. каникулы – плановые перерывы для отдыха при получении образования в очной форме получения образования;
1.4. качество образования – соответствие образования требованиям образовательного стандарта, учебно-программной документации соответствующей образовательной программы;
1.5. лицо с особенностями психофизического развития – лицо, имеющее физические и (или) психические нарушения, которые ограничивают его социальную деятельность и препятствуют получению образования без создания для этого специальных условий;
1.6. образование – обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося;
1.7. образовательная деятельность – деятельность по обучению и воспитанию, осуществляемая учреждением образования (организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность);
1.8. образовательная программа – совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения в соответствии с ожидаемыми результатами определенного уровня основного образования или определенного вида дополнительного образования;
1.9. образовательный процесс – обучение и воспитание, организованные учреждением образования (организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) в целях освоения обучающимися содержания образовательных программ;
1.10. образовательный стандарт – технический нормативный правовой акт, определяющий содержание образовательной программы посредством установления требований к образовательному процессу и результатам освоения ее содержания;
1.11. обучающийся – лицо, принятое для освоения содержания образовательной программы;
1.12. обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей;
1.13. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Специальности и квалификации» – технический нормативный правовой акт, который определяет коды и наименования профилей образования, направлений образования, групп специальностей, специальностей, направлений специальностей, специализаций, квалификации и соответствующие им первичные должности служащих (профессии рабочих) по Общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» и является обязательным для применения при реализации образовательных программ профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов;
1.14. организация – заказчик кадров – организация, заявившая о своей потребности в кадрах путем заключения соответствующего договора о взаимодействии или о подготовке научного работника высшей квалификации (специалиста, рабочего, служащего) либо путем подачи заявки на подготовку специалистов, рабочих, служащих;
1.15. получение образования – освоение содержания образовательной программы и в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, подтвержденное документом об образовании или документом об обучении;
1.16. получение образования на дому – организация образовательного процесса, при которой освоение содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ профессионально-технического образования, образовательных программ специального образования, образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) обучающимся, который временно или постоянно не может посещать учреждение образования, осуществляется на дому;
1.17. ступень образования – завершенный этап обучения и воспитания на одном из уровней основного образования;
1.18. уровень основного образования – завершенный цикл освоения содержания образовательной программы основного образования;
1.19. участники образовательного процесса – обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники;
1.20. учебно-методическое объединение в сфере образования – совещательный орган, создаваемый на общественных началах в целях выработки предложений по вопросам совершенствования научно-методического обеспечения образования, подготовки специалистов, рабочих, служащих;
1.21. учреждение образования – юридическое лицо в организационно-правовой форме учреждения, основной функцией которого является осуществление образовательной деятельности;
1.22. целевая подготовка специалистов, рабочих, служащих – подготовка специалистов с высшим образованием, специалистов со средним специальным образованием, рабочих со средним специальным образованием, рабочих с профессионально-техническим образованием, служащих с профессионально-техническим образованием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов для организаций, находящихся в населенных пунктах с численностью населения менее 20 тысяч человек, в населенных пунктах, расположенных на территории радиоактивного загрязнения, либо в сельских населенных пунктах, а также подготовка рабочих с профессионально-техническим образованием, служащих с профессионально-техническим образованием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и для организаций, расположенных в иных населенных пунктах.
2. Иные термины определяются в отдельных статьях настоящего Кодекса.