Тема 10. ВОСПИТАНИЕ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

1. Культура как уровень развития общества выражается:

А) в типах и формах организации жизнедеятельности людей; во взаимоотношениях людей; в создаваемых ими материальных и духовных ценностях;

Б) в производственном опыте, технике, науке;

В) в образовании, бытовых представлениях, нормативах.

2. Одной из задач умственного воспитания является…

А) развитие творческих сил и познавательной способности учащихся;

Б) овладение правилами и нормами поведения;

В) занятия физическим трудом;

3. Что не входит в задачи умственного воспитания?

А) формирование научного мировоззрения;

Б) развитие чувства прекрасного;

В) овладение системой научных знаний;

4. Одной из задач нравственного воспитания является…

А) овладение правилами и нормами поведения;

Б) занятия физическим трудом;

В) развитие познавательных сил учащихся.

5. Выберите ответ, имеющий отношение к физическому воспитанию:

А) формирование нравственного сознания;

Б) содействие правильному развитию организма;

В) воспитание политической культуры;

6. Что является целью экономического воспитания?

А) формирование экономической культуры личности, воспитание экономически грамотного и экономически активного члена общества;

Б) воспитание экономически выгодного члена общества, умеющего понимать и оценивать социально-экономические процессы;

В) Формирование умения самостоятельно приобретать и применять экономические знания

7. В какую группу включены функции экономического воспитания?

А) образовательная, формирующая, коммуникативная;

Б) развивающая, воспитательная, просветительская, эстетическая, организующая, прогностическая;

В) информационно-отражательная, ориентационно-регулятивная, оценочная;

8. В какой деятельности приобретается опыт экономической деятельности?

А) учебной; Б) практической; В) общественной

9. Что является основным видом трудовой деятельности для школьников?

А) знания; Б) учебный труд; В) трудовое обучение на уроках труда.

10. От чего в большей степени зависит эффективность экономического воспитания?

А) формирования уме­ний самостоятельно приобретать экономические знания

Б) потребности человека и его интересов

В) от согласованных действий школы, семьи, общественности.

11. Профориентация – это…

А) просвещение по вопросам выбора профессии;

Б) профессиональное самоопределение;

В) оказание помощи учащимся в выборе профессии.

12. Кому принадлежит ведущая роль в формировании положительного отношения школьников к различным видам трудовой деятельности?

А) семье; Б) школе; В) общественности;

13. С чьими именами в педагогике связана разра­ботка вопросов трудового воспитания?

А) Платона, Аристотеля, Ж. Ж. Руссо;

Б) И. Ф. Гербарта, И. Г. Песталоцци, Д. Локка;

В) Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Дж. Локка.

14. Что является показателем высокого уровня экономической культуры личности?

А) процесс воспитания;

Б) совпадение личных и общественных экономических интересов;

В) потребности человека.

15. Осуществление какого направления воспитания является важнейшим условием укрепления здоровья и обеспечения здорового образа жизни?

А) нравственного воспитания;

Б) физического воспитания;

В) валеологического воспитания.

16. В чем заключается цель физического воспитания?

А) укрепление здоровья человека;

Б) понимание сущности физического воспитания;

В) гармоническое развитии форм и функций организма человека, всестороннее совершенствование его физических способностей, укрепление и сохранение здоровья и творческого долголетия.

17. В какую группу включены природные факторы, выступающие в качестве средства физического развития учащихся?

А) солнце, режим питания, физические упражнения;

Б) вода, режим дня, спорт;

В) солнце, воздух, вода.

18. Что следует понимать под физическими упражнениями?

А) повышение уровня двигательной активности;

Б) двигательные действия, специально подобранные и сознательно выполняемые для решения задач физического воспитания;

В) максимальное число движений в минуту.

19. Что является целью экологического образования и воспитания?

А) формирование экологической культуры личности, воспитание экономически грамотного и экологически активного члена общества;

Б) воспитание экологически выгодного члена общества, умеющего понимать и оценивать социально-экономические процессы;

В) формирование экологической культуры личности.

20. В какую группу включены формы организации экологического воспитания?

А) образовательные, эколого-краеведческие, просветительские, коммуникативные;

Б) эколого-ориентированные, природоохранные, проектно-исследовательские, просветительские, эколого-краеведческие;

В) эколого-ориентированные, природоохранные, проектно-исследовательские, просветительские;

21. Что является основными направлениями работы по формированию здорового образа жизни школьников?

А) учебно-воспитательная, диагностическая, просветительская, коррекционная работа;

Б) учебно-воспитательная, образовательная, профилактическая, коррекционная работа;

В) учебно-воспитательная, диагностическая, профилактическая, коррекционная работа.

22. Что относится к физическим упражнениям?

А) гимнастика, игры, урок, спорт.

Б) гимнастика, игры, подвижные перемены, спорт

В) гимнастика, игры, туризм, спорт

23. Здоровье – это…

А) состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Б) просто отсутствие болезни или физических дефектов, состояние полного физи­ческого, психического и социального благополучия.

В) состояние полного физи­ческого и социального благополучия.

24. Что входит в содержание валеологического образования?

А) знание правил личной гигиены, культуры питания, приемов организации своей жизнедеятельности с учетом биологических ритмов своего организма и т. д.;

Б) совпадение личных и общественных интересов о здоровом образе жизни, знание средств стрессоустойчивости и физического самосовершенствования;

В) личные мотивы.

25. Образование в обществе реализует две основные функции:

А) теоретическую, предметно-ориентированную;

Б) инновационную, личностно-ориентированную;

В) воспроизводства культурно-исторического опыта человечества; развития личности и общества в целом.

26. В основе нравственного воспитания лежат:

А) мировоззренческие идеи;

Б) общечеловеческие ценности;

В) научные знания.

27. Цель эстетического воспитания – это:

А) формирование эстетических знаний, развитие эстетических чувств;

Б) воспитание эстетической культуры;

В) развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов.

28. Задачи и содержание нравственного воспитания определяются:

А) этическими требованиями общества;

Б) законом «Об образовании»; В) Библией.

29. Выделите главные задачи трудового воспитания:

А) знание основ большого числа профессий;

Б) развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам труда, накопление профессионального опыта;

В) организация трудовой деятельности в школьных мастерских и на пришкольном участке;

Г) профориентационная работа в школе.

30. Целью эстетического воспитания является:

А) развитие эстетического сознания и активизация его до творческой деятельности;

Б) развитие эстетической потребности человека;

В) организация воспитания через эстетику быта;

Г) развитие способности к эмоциональному восприятию прекрасного.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

по дисциплине «Общая педагогика»

Курс, 1 семестр

1. Образование как социокультурный феномен. Сущность понятия «образование».

2. Значение образовательных парадигм в социально- культурном развитии общества.

3. Тенденции развития образования в мире: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

4. Понятие «непрерывное педагогическое образование» и его характеристика.

5. Структура национальной системы образования Республики Беларусь.

6. Самообразование как средство развития личности. Функции и источники самообразования.

7. Понятие о системе образования. Основные факторы её развития.

8. Сущность профессии педагога, её особенности.

9. Содержание и методы профессионального самовоспитания будущих педагогов.

10. Социальные и профессиональные функции педагога.

11. Содержание и структура профессиограммы воспитателя.

12. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности.

13. Структура и логика педагогического исследования.

14. Педагогический профессионализм: сущность и этапы его становления.

15. Сущность и структура педагогической деятельности.

16. Возникновение и развитие педагогики, ее предмет и объект.

17. Основные категории педагогики. Связь педагогики с другими науками о человеке.

18. Структура педагогической науки, ее основные отрасли.

19. Методология педагогики и ее уровни.

20. Методы педагогических исследований и их классификация.

21. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность.

22. Факторы и условия, детерминирующие развитие личности.

23. Трактовка цели воспитания в директивных документах («Кодекс об образовании», «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь», «Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006 – 2010 годы»).

24. Сущность педагогического процесса, его основные компоненты и этапы.

25. Объект и предмет дидактики, ее основные категории.

26. Содержание образования и факторы, влияющие на его определение.

27. Биологическое и социальное в развитии человека и формирование его личности.

28. Документы, определяющие содержание школьного образования: образовательный стандарт, учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия.

29. Сущность процесса обучения, его структура и функции.

30. Основные функции, закономерности и принципы педагогического процесса.

31. Сущность понятий «метод», «прием» обучения. Требования к методам обучения.

32. Классификация методов обучения: по типу познавательной деятельности, по назначению, по дидактическим целям и их характеристика.

33. Сущность понятия «средство» обучения и требования, предъявляемые к ним.

34. Виды современных организационных форм обучения.

35. Урок как основная форма обучения в школе. Требования к современному уроку.

36. Типология и структура уроков.

37. Нестандартные формы организации обучения, их характеристика и особенности применения в образовательном процессе.

38. Дополнительные формы организации обучения.

39. Виды, методы и формы организации контроля.

40. Оценка знаний, умений и навыков учащихся. Неуспеваемость как педагогическая проблема.

41. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания.

42. Процесс воспитания, его структура и этапы.

43. Особенности и диалектика воспитательного процесса.

44. Специфика принципов воспитательного процесса и их классификация.

45. Понятия о методах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания.

46. Методы формирования сознания личности.

47. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.

48. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.

49. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

50. Характеристика и классификация форм воспитания.

51. Сущность мировоззрения и его структура. Виды, функции, факторы, влияющие на формирование мировоззрения.

52. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности: сущность, компоненты, условия и критерии сформированности гражданской культуры и патриотизма.

53. Формирование нравственной культуры личности: сущность, структура, особенности воспитания школьников.

54. Эстетическое воспитание школьников в урочное и внеурочное время: сущность, задачи, содержание, методы.

55. Сущность и задачи трудового воспитания школьников. Система трудового воспитания.

56. Экономическое воспитание школьников как составная часть трудового воспитания школьников. Сущность профессионального самоопределения учащихся.

57. Сущность и задачи физического воспитания школьников. Содержание и основные средства воспитания физической культуры.

58. Сущность, содержание, функции и критерии валеологического образования школьников.

59. Основные этапы становления и развития коллектива.

60. Виды и типы семьи, особенности их влияния на формирование личности школьника.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Базисный учебный план – основной государственный нормативный

документ, содержащий перечень изучаемых в образовательном учреждении предметов, последовательность и сроки их изучения и минимальное недельное количество часов на каждый учебный предмет.

Воспитательная система –объединяет комплекс воспитательных целей;

людей, реализующих их в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между её участниками; освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы.

Гуманизация образования– это духовная и нравственная ориентация

практической педагогики на систему адекватных нравственных ценностей, ядром которой является ученик как личность. Это реализация в процессе образования и воспитания адекватных умениям ребёнка нравственных ценностей, уважение личности ребёнка на уровне принятия его личностных целей, запросов, интересов.

Гуманитаризация образования– система мер, направленных на развитие

общекультурных компонентов в содержании образования и на формирование личностной зрелости обучаемых.

Дидактические средства– средства, с помощью которых реализуются

цели обучения.

Индивидуальность– неповторимое своеобразие отдельного человека,

совокупность только ему присущих особенностей.

Инновация(от лат «in» – в; «novus» – новый)–нововведение, обновление,

новинка, изменение.

Инновационная деятельность– аспект работы современной школы в

режиме развития, под которым понимается последовательность определённых стадий, характеризующихся позитивными качественными изменениями.

Итоговый контроль– направлен на проверку конечных результатов

обучения по конкретной дисциплине.

Классно-урочная система– система организации учебных занятий в

школе, среднем специальном учебном заведении, при которой обучение проводится фронтально в классах с твёрдым составом учащихся, при твёрдом расписании, а основной формой является урок.

Концепция– система идей, взглядов на предмет, явление, способ их

понимания, трактовки, определяющий характер познавательной и практической деятельности.

Личностный подход– последовательное отношение педагога к воспитан-

нику как к личности, как к сознательному, ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.

Личность– человек как субъект отношений и сознательной деятельности,

способный к самопознанию и саморазвитию.

Метод(от греч «metodos» – исследование, путь продвижения к истине) –

способ работы учителя и ученика, при помощи которого

достигается овладение знаниями, умениями, навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их

способности.

Методы воспитания– совокупность наиболее общих способов решения

воспитательных задач и осуществления воспитательных

взаимодействий.

Методика– совокупность методов, используемых в процессе изучения

конкретного учебного предмета, его раздела или темы, а также в процессе осуществления конкретных форм организации учебного процесса.

Мировоззрение– целостное представление о природе, обществе, челове-

ке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов

личности.

Нововведение– процесс перехода системы из одного качественного

состояния в другое с помощью использования инноваций.

Новшество– явление. несущее в себе сущность способа, методики, техно-

логии, организации и содержание нового.

Образование– процесс и результат усвоения знаний и развития умствен

ных способностей.

Обучение– основной путь получения образования; целенаправленно

организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов в учебных заведениях и в ходе

практической деятельности.

Оптимизация обучения(от лат «optimus» – наилучший) – научно обосно

ванный выбор и осуществление наилучшего для данных

условий варианта обучения с точки зрения успешности решения его задач и рациональности затрат времени учеников и учителя.

Отметка– условное выражение в баллах оценки знаний, умений, навыков

учащихся.

Оценка– процесс сравнения достигнутого учащимися результата в обу-

нии с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Педагогическая оценка подразделяется на парциальную, фиксированную и интегральную.

Познание– обусловленный развитием общественно-исторической практи-

ки процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении; взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире.

Приём обучения – деталь метода, его часть, определяющая путь активи-

зации учащихся в процессе обучения.

Принципы обучения– основные руководящие положения, определяющие

характер обучения в соответствии с целями воспитания и образования подрастающего поколения.

Проблемное обучение– вид обучения, характеризующийся тем, что

содержание учебного материала усваивается в процессе

разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

Программированное обучение– один из видов обучения, осуществляе-

мый по заранее составленной обучающей программе, в

которой учебный материал разбивается на «шаги» (этапы), а выполнение каждого этапа контролируется путём специального проверочного задания

Содержание образования– система знаний, умений и навыков, овладение

которыми закладывает основы для самореализации человека в жизни и труде.

Стандарт(от лат. «standart» – норма, образец) – в широком смысле слова

образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для

сопоставления с ними других подобных объектов.

Технология обучения– система научно-обоснованных методов, правил и

приёмов обучения предмету, инструментарий достижения

целей обучения, систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса

обучения. Смысл педагогических технологий – в предварительном проектировании процесса обучения с учётом дидактических целей и требуемого уровня усвоения.

Учебник– книга, излагающая основы научных знаний по определённому

учебному предмету в соответствии с программой и предназначенная для целей обучения.

Учебный предмет– дидактически обоснованная система знаний, умений

и навыков, выражающая основное содержание той или иной науки.

Форма организации педагогического процесса– это внешнее выраже-

ние акта воспитательного взаимодействия учителя и учащихся. Форма характеризуется числом участников воспитательного взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления.

Формирование– процесс становления личности человека в результате

объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Дайте определение основных категориям педагогики.

2. Сформулируйте современную цель воспитания.

3. Вставьте пропущенные слова:

а) Противоречия между требованиями жизни и уровнем развития ребёнка называются …

б) Объективные, существенные, устойчивые связи между сторонами педагогического процесса и явлениями называются …

в) Исходные требования к педагогическому процессу, определяющие педагогическую деятельность, называются … .

Ключевые слова: движущие силы педагогического процесса, закономерности педагогики, принципы педагогического процесса.

4. Охарактеризуйте воспитание через описание его принципов.

5. Составьте структурно-логическую схему методов воспитания.

6. Сформулируйте задачи эстетического воспитания школьников.

7. Обоснуйте роль труда в воспитании учащихся.

8. Опишите стадии развития детского коллектива.

9. Назовите основные факторы отбора содержания образования.

10. Дополните предложение:

«Процесс обучения представляет собой…»

11. Выберите правильный ответ.

Преподавание понимается в современной дидактике как:

а) сообщение, передача знаний;

б) консультирование учащихся;

в) управление учебной деятельностью.

12. Вставьте нужные слова.

Учение – это … деятельность. В процессе учения происходит усвоение социального опыта и знаний. Усвоение протекает как

процесс …, то есть перевода социального опыта во … план, в … новообразования, свойства ученика.

Ключевые слова: преподавание, учение, учебная (деятельность), интериоризация, внутренний, психологические.

13. Дайте определение метода, приёма и принципа обучения.

14. Охарактеризуйте репродуктивные и практические, репродуктивные и проблемные методы обучения.

15. Дайте определение понятия «формы обучения».

16. Охарактеризуйте особенности классно-урочной системы обучения, её достоинства и недостатки.

17. Назовите типы уроков.

18. Опишите структуру комбинированного урока.

19. Допишите предложения:

«Контроль знаний имеет следующие виды: …».

«К методам контроля относятся: …».

20. Дайте определение понятий: проверка знаний, оценка, отметка, неуспеваемость.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

ПО ПЕДАГОГИКЕ

для студентов заочной формы получения высшего образования

1. Педагогическая технология в учебно-воспитательном процессе.

2. Технологические аспекты педагогического мастерства учителя начальных классов.

3. Технологические аспекты деятельности классного руководителя.

4. Тенденции семейного воспитания в современном обществе.

5. Правовое воспитание младших школьников.

6. Формирование основ нравственной культуры личности.

7. Воспитание гражданственности у учащихся начальных классов.

8. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся.

9. Пути и методы эстетического воспитания школьников.

10. Педагогический потенциал личности учителя.

11. Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции.

12. Профессионализм как условие успешности педагогической деятельности.

13. Ребёнок как самоценность и субъект образовательного процесса.

14. Формы воспитательной работы с младшими школьниками.

15. Технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения.

16. Игровые технологии.

17. Технология дифференцированного обучения.

18. Технология программированного обучения.

19. Технология авторских школ.

20. Инновационная направленность педагогической деятельности.

21. Проблема школьной неуспеваемости и её причины.

22. Интегрированное обучение.

23. Работа учителя с семьёй младшего школьника.

24. Методический арсенал учителя начальных классов.

25. Нестандартные формы организации урока.

26. Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры.

27. Новые информационные технологии обучения.

28. Гуманистические воспитательные системы.

29. Обучение учащихся в творческой деятельности.

30. Педагогика сотрудничества.

31. Валеологическое воспитание младших школьников.

32. Индивидуальный подход к учащимся на основе изучения их личности.

33. Работа учителя по изучению нравственных ценностных ориентаций младших школьников.

34. Взаимодействие учителя и учащегося на уроке как средство духовного становления личности младшего школьника.

35. Нравственные аспекты формирования экологической культуры младших школьников.

36. Половое и гигиеническое воспитание младших школьников.

37. Особенности работы творческого учителя начальных классов.

38. Использование народной педагогики в воспитании младших школьников.

39. Дидактические игры как средство формирования познавательной

активности младших школьников.

40. Организация взаимодействия школы и родителей учащихся начальных классов.

41. Игровая технология как средство повышения эффективности учебного процесса в начальных классах.

42. Особенности работы учителя начальных классов в малокомплектной школе.

43. Нетрадиционные формы воспитательной работы с учащимися начальных классов.

44. Формы и методы воспитания культуры поведения младших школьников.

45. Наглядные методы обучения в начальной школе.

46. Экономическое воспитание младших школьников.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В КОДЕКСЕ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Кодекс Республики Беларусь об образовании вступил в силу с 1 сентября 2011 года.

1. В Кодексе применяются следующие основные термины и их определения:

1.1. воспитание – целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося;

1.2. выпускник – лицо, получившее образование в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования;

1.3. каникулы – плановые перерывы для отдыха при получении образования в очной форме получения образования;

1.4. качество образования – соответствие образования требованиям образовательного стандарта, учебно-программной документации соответствующей образовательной программы;

1.5. лицо с особенностями психофизического развития – лицо, имеющее физические и (или) психические нарушения, которые ограничивают его социальную деятельность и препятствуют получению образования без создания для этого специальных условий;

1.6. образование – обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося;

1.7. образовательная деятельность – деятельность по обучению и воспитанию, осуществляемая учреждением образования (организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность);

1.8. образовательная программа – совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения в соответствии с ожидаемыми результатами определенного уровня основного образования или определенного вида дополнительного образования;

1.9. образовательный процесс – обучение и воспитание, организованные учреждением образования (организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) в целях освоения обучающимися содержания образовательных программ;

1.10. образовательный стандарт – технический нормативный правовой акт, определяющий содержание образовательной программы посредством установления требований к образовательному процессу и результатам освоения ее содержания;

1.11. обучающийся – лицо, принятое для освоения содержания образовательной программы;

1.12. обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей;

1.13. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Специальности и квалификации» – технический нормативный правовой акт, который определяет коды и наименования профилей образования, направлений образования, групп специальностей, специальностей, направлений специальностей, специализаций, квалификации и соответствующие им первичные должности служащих (профессии рабочих) по Общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» и является обязательным для применения при реализации образовательных программ профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов;

1.14. организация – заказчик кадров – организация, заявившая о своей потребности в кадрах путем заключения соответствующего договора о взаимодействии или о подготовке научного работника высшей квалификации (специалиста, рабочего, служащего) либо путем подачи заявки на подготовку специалистов, рабочих, служащих;

1.15. получение образования – освоение содержания образовательной программы и в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, подтвержденное документом об образовании или документом об обучении;

1.16. получение образования на дому – организация образовательного процесса, при которой освоение содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ профессионально-технического образования, образовательных программ специального образования, образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) обучающимся, который временно или постоянно не может посещать учреждение образования, осуществляется на дому;

1.17. ступень образования – завершенный этап обучения и воспитания на одном из уровней основного образования;

1.18. уровень основного образования – завершенный цикл освоения содержания образовательной программы основного образования;

1.19. участники образовательного процесса – обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники;

1.20. учебно-методическое объединение в сфере образования – совещательный орган, создаваемый на общественных началах в целях выработки предложений по вопросам совершенствования научно-методического обеспечения образования, подготовки специалистов, рабочих, служащих;

1.21. учреждение образования – юридическое лицо в организационно-правовой форме учреждения, основной функцией которого является осуществление образовательной деятельности;

1.22. целевая подготовка специалистов, рабочих, служащих – подготовка специалистов с высшим образованием, специалистов со средним специальным образованием, рабочих со средним специальным образованием, рабочих с профессионально-техническим образованием, служащих с профессионально-техническим образованием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов для организаций, находящихся в населенных пунктах с численностью населения менее 20 тысяч человек, в населенных пунктах, расположенных на территории радиоактивного загрязнения, либо в сельских населенных пунктах, а также подготовка рабочих с профессионально-техническим образованием, служащих с профессионально-техническим образованием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и для организаций, расположенных в иных населенных пунктах.

2. Иные термины определяются в отдельных статьях настоящего Кодекса.

Наши рекомендации