Тема 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА И ЦЕЛОСТНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1. Совокупность последовательных взаимодействий педагога и учащихся для их развития называется:
А) процесс обучения; Б) процесс воспитания;
В) педагогический процесс; Г) процесс развития.
2. Кто впервые ввел понятие «педагогический процесс» в научный и практический обиход?
А) П.Ф.Каптерев; Б) К.Д.Ушинский;
В) А.С.Макаренко; Г) Я.А.Коменский.
3. Какому процессу посвятил свой фундаментальный труд П.Ф.Каптерев?
А) процессу воспитания; Б) педагогическому процессу;
В) процессу обучения; Г) процессу формирования.
4. Укажите вариант ответа, который не включает в себя компоненты педагогического процесса?
А) педагог и учащийся; Б) педагогическое взаимодействие;
В) педагогическая цель и задачи; Г) школьная парта.
5. Структура педагогического процесса включает в себя:
А) педагогическую диагностику, целеполагание, отбор системы педагогических средств, организацию непосредственного взаимодействия, результат, анализ результата;
Б) объяснение, показ, самостоятельную работу;
В) педагогическую диагностику, восприятие, контроль;
Г) целеполагание, объяснение, результат.
6. Проявление устойчивых тенденций, оказывающих необходимое, существенное, определяющее влияние на характер и протекание педагогического процесса называется:
А) закон педагогического процесса; Б) закономерности педагогического процесса;
В) правила педагогического процесса; Г) принципы педагогического процесса.
7. Национальная система образования включает следующие компоненты:
А) знания, умения, навыки;
Б) цели, задачи, содержание образования и результат;
В) участников образовательного процесса; образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и программы; учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования и государственные органы управления образованием.
Г) правильного ответа нет.
8. Какой из перечисленных принципов не соответствует государственной политике Республики Беларусь в сфере образования согласно Закону «Об образовании»?
А) обязательность общего базового образования;
Б) преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования;
В) элитарность профессионально-технического образования;
Г) национально-культурная основа образования.
9. Внешкольное воспитание и обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров включены в:
А) специальное образование; Б) дополнительное образование;
В) профессионально-техническое образование; Г) высшее образование.
10. На каких уровнях основного образования может осуществляться дополнительное образование?
А) на уровне дошкольного воспитания; Б) общего базового и среднего образования;
В) высшего образования; Г) на всех уровнях основного образования.
11. Руководство системой образования в РБ в масштабах республики осуществляется:
А) Министерством образования РБ; Б) университетом;
В) органами областного управления образованием; Г) районными отделами
образования.
12. В Законе «Об образовании» под процессом обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленных на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики понимается:
А) социализация; Б) демократизация;
В) образование; Г) индустриализация.
13. Школьная реформа предусматривает:
А) переход на 11-летний срок обучения; Б) переход на 12-летний срок обуче
ния;
В) переход на обязательное начальное обучение; Г) переход на обязательное
базовое обучение.
14. Это понятие включает в себя следующие элементы: а) знания; б) умения и навыки; в) опыт творческой деятельности людей; г) эмоционально-ценностные отношения. О каком из перечисленных ниже понятий идет речь?
А) методы обучения; Б) системы образования;
В) формы обучения; Г) содержание образования.
15. Выберите правильный ответ. Содержание образования – это …
А) система научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть в процессе обучения;
Б) способ организации учебного процесса, который осуществляется в определённом порядке;
В) освоение учащимися под руководством учителя знаний, умений и навыков;
Г) совокупность учебно-воспитательных учреждений, осуществляющих политику государства в области образования.
16. Кто не участвует в разработке содержания школьного образования?
А) педагоги; Б) психологи;
В) учащиеся; Г) методисты.
17. Выберите правильный ответ. Одной из теорий содержания образования является:
А) теория формального образования; Б) эволюционная теория;
В) теория программированного обучения; Г) теория поэтапного формирования
умственных действий.
18. Выберите правильный ответ. Одной из теорий содержания образования является:
А) теория образовательных технологий; Б) теория материального образования;
В) теория обучения и образования; Г) теория саморазвития личности.
19. Сторонниками теории материального образования являются:
А) Локк, Кант, Гербарт; Б) Локк, Дьюи;
В) Спенсер, Дьюи; Г) Песталоцци.
20. Теории формального и материального образования оформились в западноевропейской педагогике.
А) в конце ХVII - начале ХVIII вв.; Б) в конце ХVIII - начале ХIХ века;
В) в ХIХ веке; Г) в начале ХХ века.
21. Стратегии, опирающиеся на изменения количественных параметров образования одаренных детей, включает в себя:
А) стратегии интеграции и ускорения; Б) стратегии ускорения и интенсифи
кации;
В) стратегии ускорения и дополнения; Г) правильного ответа нет.
22. Стратегия обучения одаренных детей, опирающаяся на качественные изменения в содержании образования включает в себя:
А) стратегию ускорения и интенсификации;
Б) стратегии углубления, проблематизации, интеграции;
В) Стратегии углубления, проблематизации, обучения мышлению, исследовательское обучение;
Г) стратегии ускорения, интеграции, проблематизации.
23. Выберите правильный ответ. Проблема содержания образования связана с вопросом…
А) Чему учить? Б) Где учить?
В) Как учить? Г) Зачем учить?
24. Как называется документ, который содержит общие требования к уровням образования и срокам обучения; типам учреждения образования; классификации специальностей, документам об образовании?
А) учебная программа; Б) государственный образовательный стандарт;
В) учебный план; Г) закон об образовании.
25. Выберите правильный ответ. Нормативный документ, содержащий перечень предметов, последовательность и сроки их изучения, количество часов на каждый предмет – это …
А) учебная программа; Б) учебник;
В) учебный план; Г) государственный образовательный стандарт.
26. Выберите правильный ответ. Нормативный документ, раскрывающий содержание образования по каждому предмету в каждом классе с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение – это …
А) учебный план; Б) учебник;
В) хрестоматия; Г) учебная программа.
27. Выберите правильный ответ. На основе учебных программ разрабатываются …
А) учебный план; Б) учебники;
В) годовой план работы школы; Г) план работы классного руководителя.
28. Учебная программа – это…
А) документ, определяющий порядок изучения учебных дисциплин, количество часов на них, начало и конец каждой четверти;
Б) документ, определяющий содержание и объём знаний по каждому учебному предмету, количество часов, которое отводится на изучение тем, вопросов курса;
В) документ, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться в определённом классе, количество часов на их изучение;
Г) документ, определяющий максимальный объём учебной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовленности учеников.
29. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования…
А) учебный предмет, учебная программа, учебные пособия;
Б) учебный план, учебная программа, учебник;
В) учебник, учебное пособие, учебная дисциплина;
Г) учебная дисциплина, учебное пособие, авторская учебная программа.
30. Книги для учителей или учащихся, содержащие методические материалы, разъяснения, рекомендации по отдельным учебным предметам:
А) учебные пособия; Б) учебники;
В) пособие многоцелевого назначения; Г) справочное пособие.