Типология (классификация) и структура уроков.
Существуют несколько классификаций (типологий) уроков. Наиболее распространённой является классификация уроков по признаку основной дидактической цели или задачи урока. На основе этого признака выделяются следующие типы уроков:
1) уроки изучения нового;
2) уроки закрепления и повторения знаний;
2) уроки, основной целью которых является формирование и
усвоение умений и навыков (практические уроки);
3) повторительно-обобщающие уроки;
4) контрольно-проверочные уроки;
6) комбинированные (смешанные) уроки, на которых одновре-
менно решается несколько дидактических задач.
Под структурой урока следует понимать соотношение элементов урока в их определённой последовательности и взаимосвязи между собой.
Рассмотрим структуру комбинированного урока.
В смешанном уроке обычно выделяются следующие структурные компоненты (этапы):
· организация учащихся к занятиям;
· повторительно-обобщающая работа по пройденному материалу;
· работа по осмыслению и усвоению нового материала;
· работа по формированию умений и навыков применения знаний на практике;
· задание на дом.
Для структуры уроков объяснения нового материала характерны следующие этапы:
· организация учащихся к занятиям;
· краткий фронтальный опрос учащихся по пройденной теме с целью установления связи нового материла с ранее изученным;
· чёткое определение темы урока, его целей и узловых вопросов, которые надлежит осмыслить учащимся;
· изложение новой темы учителем с применением приёмов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;
· краткий опрос учащихся по изложенному материалу с целью более глубокого уяснения ими основных вопросов новой темы;
· задание урока на дом.
Для структуры уроков закрепления изучаемого материалахарактерны такие этапы:
· организация учащихся к занятиям;
· краткий фронтальный и индивидуальный опрос учащихся по пройденному материалу;
· организация разнообразных упражнений по формированию и совершенствованию практических умений и навыков;
· проведение небольшой проверочной работы с последующим выставлением оценок учащимся;
· задание урока на дом.
В структуре уроков повторенияиобобщениявыделяются воспроизведение узловых вопросов изученного материала методом устного опроса учащихся и проведение разнообразных тренировочных упражнений по упрочению и совершенствованию умений и навыков применения знаний на практике.
В проведении урока важен вопрос об организации учебной деятельности детей. Выделяют три её формы: фронтальную, индивидуальную, групповую.
Требования к современному уроку. Нестандартные уроки в
Начальной школе
Независимо от типов и структуры уроков сложились определённые требования к хорошему уроку:
1. Организационная чёткость и обоснованность структуры урока, позволяющая рационально использовать каждую минуту учебного времени.
2. Научный уровень преподавания предмета, обеспечивающий материалисти-ческое понимание явлений природы и общественных явлений, его мировоззренческий и воспитательный характер.
3. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие творческих способностей каждого ученика.
4. Дифференцированный подход к различным группам учащихся в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей.
5. Продуктивное использование разнообразных дидактических средств обучения (ТСО, компьютерной и другой техники).
6. Высокая результативность урока, выраженная глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками.
Нестандартные уроки появились в конце 80-х годов. Нестандартные – значит нетиповые, необычные по своей структуре. Они не могут быть отнесены ни к одному типу традиционных уроков.
В последнее время в школах используются следующие виды нестандартных уроков:
1. Уроки-путешествия.
2. Уроки-викторины.
3. Уроки-конкурсы.
4. Уроки-деловые игры.
5. Уроки типа КВН.
6. Уроки-аукционы.
7. Уроки-соревнования.
8. Уроки творчества.
Подготовка учителя к уроку
Подготовка учителя к уроку состоит из двух этапов:
1) Предварительный этап.
2) Непосредственный этап подготовки.
Предварительный этап подготовки включает в себя:
1) изучение методической литературы;
2) изучение и анализ учебной программы по предмету;
3) знакомство с передовым педагогическим опытом;
4) планирование системы уроков.
Этап непосредственной подготовки к уроку заключается в разработке поурочного (рабочего) плана или плана-конспекта. Этап непосредственной подготовки к уроку включает следующие действия:
1) вчитаться в раздел программы, который нужно изучить на уроке;
2) изучить материал этого раздела, темы, вопроса;
3) сформулировать цель;
4) выбрать самые результативные методические приёмы;
5) соразмерить выбранные приёмы и методы со своими возможностями, смоделировать свои действия на уроке;
6) определить задания для фронтальной, индивидуальной проверки и групповой работы на уроке;
7) отобрать материал для повторения, самостоятельной и творческой работы;
8) продумать структуру урока и зафиксировать всё найденное в плане-конспекте;
9) подготовить наглядные пособия;
10) повторить про себя или вслух условные элементы урока (Ю.Л.Львова).