Основные этапы процесса овладения и усвоения знаний

Процесс овладения и усвоения знаний является внутренним, психологическим процессом. Дидакты и психологи выделяют следующие звенья процесса усвоения: восприятие, осмысление, понимание, запоминание, применение.

Восприятие – сущность данного познавательного действия состоит в том, что учащиеся с помощью органов чувств (слуха, зрения, осязания и обоняния) воспринимают внешние свойства, особенности и признаки изучаемых предметов и явлений. Это отражается в сознании человека ощущением внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов и явлений. Результатом восприятия является формирование представлений как низшей формы знаний.

Осмысление – есть мысленное постижение причин и следствий, заключенных в изучаемых предметах и явлениях, раскрытие сущности последних и формирование на этой основе различных теоретических обобщений (правил, выводов и т.д.). Осмысление – это всегда работа мысли. Результатом осмысления является понимание изучаемого материала и образование понятий.

Понятие обычно определяется как форма научного знания (мысли), в которой раскрывается сущность познаваемых предметов и явлений и которая выражается в виде законов, правил, выводов и других теоретических обобщений.

Изучаемый материал нужно не только понимать, но и сохранить его в памяти и уметь свободно и логично воспроизвести.

Запоминание осуществляется путём повторения-воспроизведения изучаемого материала. Существенным условием успешного запоминания является его произвольность, намерение школьника прочно усвоить изучаемый материал, мобилизация волевых усилий в этом направлении.

Последний этап – применение знаний на практике и формирование умений и навыков.

Подводя итог сказанному, можно установить, что для действительного овладения знаниями необходимо сочетание следующих этапов:

1) восприятие изучаемых предметов, явлений, процессов;

2) осмысление, понимание воспринятого материала, формирование

научных понятий;

3) запоминание, закрепление воспринятого и осмысленного

материала;

4) применение на практике полученных знаний;

5) оценка и самооценка степени усвоения материала, анализ получен

ных в результате познавательной деятельности результатов.

Все звенья находятся в тесной связи друг с другом, взаимообусловлены.

2.2. Понятие о содержании образования. Факторы, влияющие на разработку и определение содержания школьного образования

Подсодержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-этических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.

Определение содержания образования – задача не простая. История педагогики показывает, что при её решении допускалось и допускается немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения.

Важнейшими объективными факторами, влияющими на содержание школьного образования, являются: 1) потребности общества; 2) изменения в развитии науки и техники, которые сопровождаются разработками новых теоретических идей.

На содержание школьного образования большое влияние оказывают и субъективные факторы:

1) политика и идеология общества;

2) методологические позиции учёных.

Содержание образования является приоритетным структурным компонентом процесса обучения. Учитель взаимодействует с учащимися посредством содержания образования. От содержания образования зависят: 1) уровень культуры народа; 2) характер его мировоззрения; 3) общий уровень развития молодёжи; 4) подготовленность молодёжи к жизни и труду.

Важнейшие элементы содержания школьного образования

Одним из важнейших элементов содержания школьного образования являются научные знания о мире. Все знания (о природе, о культуре своего народа и всего человечества, о нормах морали, эстетике, труде, о самом себе) находятся в тесной взаимосвязи и все они в равной степени необходимы для успешной деятельности человека.

Второй элемент содержания школьного образования – умения и

навыки. Умения подразделяются на три группы: 1) социальные (частные, предметные) умения, которые формируются в процессе изучения конкретных учебных предметов; 2) умения рациональной учебной деятельности (познавательные, навыки учебного труда); 3) интеллектуальные умения, представляющие ядро учебной деятельности. Это овладение операциями анализа и синтеза, обобщения и дифференциации и т.д.

Третий элемент содержания школьного образования – опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем. Этот элемент содержания образования обеспечивает развитие способностей у молодого поколения к дальнейшему развитию науки и культуры.

Четвёртый элемент – опыт эмоционально-ценностных отношений (убеждённость в истинности знания, мировоззренческих идей, положительное отношение к ним). Это сплав знаний, убеждений и практических действий.

Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Документы, определяющие содержание школьного образования

К основным документам, в которых находит своё материальное выражение содержание школьного образования, относятся:

1) образовательный стандарт;

2) учебный план;

3) учебная программа;

4) учебники.

Государственные образовательные стандарты определяют обяза-

тельный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. В стандартах закрепляются цели, задачи и содержание образования, что даёт возможность диагностировать его результаты, осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование. На основе государственных образовательных стандартов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений всех типов.

В учебном плане определяется состав учебных предметов, изучаемых в школе, порядок их изучения, количество часов, отводимых на изучение каждого предмета в каждом классе в неделю, и недельная учебная нагрузка учащихся.

Учебный план состоит из 2-х компонентов: базовый компонент – это обязательные предметы и школьный компонент – предметы, изучение которых определяется советом школы. Учебный план утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

На основе учебного плана разрабатываются учебные программы, которые также утверждаются Министерством образования Республики Беларусь. В учебной программе определяется содержание и объём знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, а также содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения. Учебная программа сопровождается объяснительной запиской, в которой раскрываются задачи обучения по данному предмету, характеризуется структура программы, последовательность изучения материала, особенности методов и форм обучения и т.д.

На основе учебных программ разрабатываются учебники. Учебник – это книга, в которой излагаются основы научных знаний по каждому учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики.

К учебнику предъявляется ряд требований:

1) строгая научность изложения материала;

2) тесная связь с жизнью и практикой;

3) систематичность и последовательность изложения с учётом возрастных особенностей учащихся;

4) доступность для понимания учащимися;

5) ясность, логичность языка;

6) наличие иллюстраций, таблиц, диаграмм, схем и т.д.;

7) эстетичность оформления и др.

Принципы формирования содержания образования

В педагогической теории и практике при отборе содержания образования принято ориентироваться на следующие принципы:

1. Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Он предполагает включение в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста.

2. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения. Он предполагает учёт особенностей конкретного учебного процесса. При отборе содержания образования необходимо учитывать принципы и технологии передачи материала, уровни его усвоения и связанные с этим действия.

3. Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.

4. Принцип гуманизации содержания общего образования связан с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Современное содержание общего образования должно быть направлено на формирование гуманитарной культуры личности, характеризующей её внутреннее богатство, уровень развития духовных потребностей и способностей и уровень интенсивности их проявления в практической деятельности. Гуманитарная культура – это прежде всего гармония культуры знания, культуры чувств, общения и творческого действия.

5. Принцип фундаментализации содержания образования требует осознания учащимися сущности познавательной и практической преобразующей деятельности. Обучение в этой связи представляется не только как способ получения знаний и формирования умений и навыков, но и как средство вооружения школьников методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений и навыков.

6. Принцип соответствия основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности. Это компоненты представлены как когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений.

Наши рекомендации