Педагогика как наука, предмет и объект её исследования
Наука о воспитании человека называется педагогикой. В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу.
Свое название она получила от греческих слов «пайде» – дети и «аго» – вести. В дословном переводе «педагогика» означает искусство направлять воспитание ребенка, а слово «педагог» переводится как «детоводитель».
Пройдя длительный путь развития, современная педагогика стала наукой о закономерностях человеческого воспитания.
Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.
Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.
Главной задачей педагогики является накопление и систематизация научных знаний о воспитании человека. Она познает законы воспитания, обучения и образования моделей и на этой основе указывает педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.
Педагогика – это наука об искусстве воспитания. Оно имеет два аспекта – теоретический и практический. Теоретический аспект воспитания является предметом научно-педагогического исследования. В этом смысле педагогика выступает как наука и представляет собой совокупность теоретических и методических идей по вопросам воспитания. Практический аспект – это умение применять теорию обучения и воспитания на практике. В этом смысле воспитание рассматривается как искусство.
Педагогика исследует также такие проблемы, как:
- изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на воспитание;
___________________
1 Редкин П.Г. На чём должна основываться наука воспитания//Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. – М., 1987. – С.375.
- определение целей воспитания;
- разработка содержания воспитания;
- исследование и разработка методов воспитания.
Источники развития педагогики:
- многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;
- философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
- текущая мировая и отечественная практика воспитания;
- данные специально организованных педагогических исследований;
- опыт педагогов-новаторов;
Педагогику нужно знать всем, кто имеет дело с человеком: врачам, юристам, руководителям производства, родителям, а прежде всего – педагогам, учителям, воспитателям.
Система педагогических наук
Педагогика – обширная наука, представляющая собой разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании.
Фундаментом педагогики является философия воспитания – область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем. Она указывает педагогике общий подход к познанию, исследованию педагогических явлений и процессов. Поэтому философию принято считать методологической основой педагогики.
Систему педагогических наук составляют:
1. Преддошкольная и дошкольная педагогика – наука о воспитании и обучении детей дошкольного возраста (от рождения до 6-7 лет)
2. Педагогика школы – наука о воспитании и образовании детей школьного возраста (от 6-7 лет до 17-18 лет)
3. Специальная педагогика – совокупность научных дисциплин (логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика), изучающих особеннос-ти развития, воспитания и обучения детей с отклонениями в физическом, психическом и умственном развитии:
а) логопедия – наука о воспитании и обучении детей с недостатками речи;
б) сурдопедагогика - наука о воспитании и обучении детей с недостатками слуха (глухих и слабослышащих);
в) тифлопедагогика - наука о воспитании и обучении слепых и слабовидящих детей;
г) олигофренопедагогика - наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей.
4. Военная педагогика – разрабатывает принципы, формы и методы образования и воспитания военнослужащих.
5. Педагогика высшей школы – наука о воспитании и обучении студенческой молодежи.
6. Педагогика взрослых – наука о воспитании и обучении взрослых людей.
7. Семейная педагогика – изучает проблемы воспитания и обучения детей в условиях семьи.
8. Сравнительная педагогика – изучает зарубежные системы воспитания и образования, различные педагогические теории, преимущественно в сравнительном плане.
9. Социальная педагогика – изучает влияние среды на развитие и формирование личности.
10. История педагогики – изучает состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях человеческого общества.
11. Этнопедагогика – изучает специфику и закономерности народного воспитания, накопленный и отраженный в национальной культуре, народных традициях, обычаях, фольклоре опыт воспитания.
12. Исправительно-трудовая педагогика (педагогика пенитенциарных учреждений) – изучает специфику и закономерности процесса воспитания несовершеннолетних правонарушителей.
13. Частные (предметные) методики – исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.
14. Андрогогика – наука о работе с пожилыми людьми.
15. Школоведение – изучает вопросы управления школой.
16. Педагогика детских и юношеских организаций.