Раздел 1. Общие основы педагогики

Педагогика: в помощь

студенту-заочнику

 
  Раздел 1. Общие основы педагогики - student2.ru

Мозырь, 2012

Рекомендовано к изданию кафедрой педагогики начального образования протокол № от

К студентам

Как теоретическая наука, педагогика устанавливает определённые

законы воспитания, образования и обучения. Как прикладная наука, она использует установленные закономерности в повседневной практической работе.

Н.К. Гончаров

Современная начальная школа ожидает высокопрофессионального учителя. После завершения обучения в ваши руки родители отдадут самое дорогое – своих детей, надеясь, что вы совершите чудо: из неуверенного, неумелого малыша сформируете личность, воспитаете доброго, порядочного и умного человека.

Для того чтобы справиться с этой задачей, уже на студенческой скамье будущий педагог должен усвоить педагогику, научиться профессионально мыслить и действовать, стать мастером своего дела.

Педагогика – сложная и интересная наука. Она раскрывает общие зависимости между условиями и результатами учебно-воспитательной деятельности; объясняет, как достигается нужный результат обучения и воспитания, указывает пути преодоления типичных затруднений.

Предлагаемое учебное пособие поможет вам в изучении основных педагогических положений, необходимых для понимания сущности, содержания и организации учебно-воспитательного процесса. Оно построено в форме лаконичного тезисного изложения учебного материала, с тем чтобы, во-первых, рельефнее показать внутреннюю логику изучаемых педагогических проблем; во-вторых, стимулировать вас к самостоятельному активному поиску материала; в-третьих, дать возможность на основе прочтения сравнительно краткого текста обобщить информацию, полученную из других источников.

Базой для социального восприятия и закрепления главных понятий и терминов служит краткий педагогический словарь.

В заключение хотелось бы привести слова русского педагога П.Г.Редкина о том, каким требованиям должна отвечать педагогика: «Живая, как сама жизнь, педагогика должна возбуждать мышление во всяком, кто только привык мыслить. Общие ее положения должны быть не общие места, а так сказать, темы для рассуждений. Правда, воспользоваться правилами, излагаемыми в педагогике, может вполне только тот, кто сам их в себе снова переосмыслит; оценит же их и оправдает только человек с достаточным запасом опытных сведений, соединяющий взгляд всесторонний, глубокий, светлый».1

Успеха вам!

Раздел 1. Общие основы педагогики

Система педагогических наук

Педагогика – обширная наука, представляющая собой разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании.

Фундаментом педагогики является философия воспитания – область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем. Она указывает педагогике общий подход к познанию, исследованию педагогических явлений и процессов. Поэтому философию принято считать методологической основой педагогики.

Систему педагогических наук составляют:

1. Преддошкольная и дошкольная педагогика – наука о воспитании и обучении детей дошкольного возраста (от рождения до 6-7 лет)

2. Педагогика школы – наука о воспитании и образовании детей школьного возраста (от 6-7 лет до 17-18 лет)

3. Специальная педагогика – совокупность научных дисциплин (логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика), изучающих особеннос-ти развития, воспитания и обучения детей с отклонениями в физическом, психическом и умственном развитии:

а) логопедия – наука о воспитании и обучении детей с недостатками речи;

б) сурдопедагогика - наука о воспитании и обучении детей с недостатками слуха (глухих и слабослышащих);

в) тифлопедагогика - наука о воспитании и обучении слепых и слабовидящих детей;

г) олигофренопедагогика - наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей.

4. Военная педагогика – разрабатывает принципы, формы и методы образования и воспитания военнослужащих.

5. Педагогика высшей школы – наука о воспитании и обучении студенческой молодежи.

6. Педагогика взрослых – наука о воспитании и обучении взрослых людей.

7. Семейная педагогика – изучает проблемы воспитания и обучения детей в условиях семьи.

8. Сравнительная педагогика – изучает зарубежные системы воспитания и образования, различные педагогические теории, преимущественно в сравнительном плане.

9. Социальная педагогика – изучает влияние среды на развитие и формирование личности.

10. История педагогики – изучает состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях человеческого общества.

11. Этнопедагогика – изучает специфику и закономерности народного воспитания, накопленный и отраженный в национальной культуре, народных традициях, обычаях, фольклоре опыт воспитания.

12. Исправительно-трудовая педагогика (педагогика пенитенциарных учреждений) – изучает специфику и закономерности процесса воспитания несовершеннолетних правонарушителей.

13. Частные (предметные) методики – исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

14. Андрогогика – наука о работе с пожилыми людьми.

15. Школоведение – изучает вопросы управления школой.

16. Педагогика детских и юношеских организаций.

Возрастная периодизация

Полный цикл индивидуального развития человека в течение всей его жизни называется онтогенезом. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития.

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные для определённого периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.

Учёт возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов.

Педагогическая периодизация

1. Младенчество (от рождения до 1 года) – этап «доверия к миру».

Характеризуется интенсивным ростом, развитием и совершенствованием всех систем организма.

2. Преддошкольный возраст, или раннее детство (от 1 года до 3 лет) – этап «самостоятельности».

Ребёнок осваивает моторные акты – ходьбу, бег, прыжки. К трём годам у него формируется активное отношение к предметам окружения, бурно развивается речь и закладывается словарный запас.

3. Дошкольный возраст, или первое детство (от 3 до 6 лет) – этап «выбора инициативы».

Подразделяется на:

- младший дошкольный возраст (3-4 года);

- средний дошкольный возраст (4-5 лет);

- старший дошкольный возраст (5-6 лет).

Ребёнок осваивает элементы абстрактного мышления, начинает помнить себя. Ведущая деятельность – игровая. Испытывает сильную потребность в саморазвитии, активно познаёт мир.

4. Младший школьный возраст, или второе детство (6-10 лет) – этап «мастерства».

Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни. Замедляется рост, заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению; интенсивно развивается мышечная система; совершенствуется нервная система, развиваются функции больших полушарий головного мозга, быстро развивается психика, преобладает процесс возбуждения.

Познавательная деятельность преимущественно проходит в процессе обучения. Восприятие отличается неустойчивостью и неорганизованностью, ярко выраженной эмоциональностью.

Внимание непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму.

Мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому, во взаимосвязи с речью.

Память имеет по преимуществу наглядно-образный характер.

Младшие школьники податливы, внушаемы, доверчивы, склонны к подражанию.

С этого периода девочки начинают обгонять мальчиков в своём развитии. Второе детство заканчивается с появлением первых признаков полового развития.

5. Средний школьный возраст, подростковый (10-15 лет)

Бурное развитие организма, усиленный рост тела в длину, начинают формироваться вторичные половые признаки, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, повышенная возбудимость, вспыльчивое и раздражительное поведение, неуклюжесть.

Внимание избирательно, мышление становится критичным, чувства преднамеренны и сильны. Это возраст катастроф.

6. Юношеский возраст (15-21 год) – этап самоопределения «мир и я».

Заканчивается половое созревание, идёт активный процесс социализации, характерны процессы «акселерации» и «ретардации».

Акселерация – ускоренное физическое развитие и физиологическое созревание.

Ретардация – отставание в умственном развитии, его несоответствие уровню физической зрелости.

Целеполагание в педагогике

Цели воспитания оказывают большое влияние на разработку педагогической теории.Они сказываются, прежде всего, на характере воспитания. Оно, например, может быть авторитарным и гуманистическим, вербально-морализирующим и носить характер организации разнообразной практической деятельности воспитуемых.

В зависимости от целей воспитания разрабатываются его содержание, система учебных предметов, изучаемых в школе, их социальная направленность. Не меньшее значение имеют цели воспитания для разработки его методических основ.

Цели современного воспитания– формирование свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и высокой социальной самоценности. Поэтому оно базируется на уважении и доброжелательном отношении к детям, проникнуто гуманностью, глубокой верой в их интеллектуальное и морально-эстетическое развитие.

Раздел 2. Теория обучения

Функции обучения

Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. В процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные.

Развивающая функция состоит в том, что в процессе обучения,

усвоения знаний происходит развитие обучаемого: развитие речи, мышления, сенсорики и двигательной сферы личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационных областей.

Всякое учение ведёт к развитию, но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации учебного процесса.

Воспитательная функция обучения состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способности следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нём законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностные ориентации, мировоззрение.

В практике обучения эти три функции неразрывно связаны друг с другом, как связаны три процесса: обучение, развитие, воспитание. Они взаимообусловлены, являясь следствием и причиной один другого. Функции обучения реализуются во всех дидактических компонентах процесса обучения: в комплексе задач, содержании обучения, в системе методов, форм, средств обучения, а также в психологической сфере процесса обучения.

Для организации учебного процесса необходимо хорошо знать те внутренние структурные компоненты, из которых он состоит. Выделяют следующие структурные компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный.

1. Целевой – чёткое определение целей обучения.

2. Потребностно-мотивационный – формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения.

3. Содержательный – определение содержания учебных занятий.

4. Операционно-деятельностный – организация учебно-познавательной деятель-ности учащихся по овладению изучаемым материалом.

5. Эмоционально-волевой – придание процессу обучения эмоционально-волевого характера. Эмоциональность обучения означает такой характер организации учебной работы, при котором у учащихся пробуждается интерес и внутреннее влечение к активной учебно-познавательной деятельности.

6. Контрольно-регулировочный – регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности.

7. Оценочно-результативный – оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом.

Выбор методов обучения

В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определённые подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий проектирования учебно-воспитательного процесса. Выбор методов обучения зависит:

- от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;

- от особенностей изучаемого предмета;

- от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;

- от цели, задач и содержания материала конкретного урока;

- от времени, отведенного на изучение материала;

- от возрастных особенностей учащихся;

- от уровня подготовленности учащихся;

- от материальной оснащенности учебного заведения;

- от возможностей и особенностей учителя, уровня его профессионального мастерства, от его личных качеств.

Выбор методов обучения осуществляется учителем на основе дидактических и методических знаний. Наблюдается три подхода учителя к определению методов обучения на уроке:

1. Стереотипное решение – учитель действует по сложившимся в его практике привычкам.

2. Решение путём проб и ошибок – выбор не обоснован научно.

3. Оптимизированное решение – опираясь на научные знания, учитель руководствуется критериями выбора методов.

Требования к современному уроку. Нестандартные уроки в

Начальной школе

Независимо от типов и структуры уроков сложились определённые требования к хорошему уроку:

1. Организационная чёткость и обоснованность структуры урока, позволяющая рационально использовать каждую минуту учебного времени.

2. Научный уровень преподавания предмета, обеспечивающий материалисти-ческое понимание явлений природы и общественных явлений, его мировоззренческий и воспитательный характер.

3. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие творческих способностей каждого ученика.

4. Дифференцированный подход к различным группам учащихся в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей.

5. Продуктивное использование разнообразных дидактических средств обучения (ТСО, компьютерной и другой техники).

6. Высокая результативность урока, выраженная глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками.

Нестандартные уроки появились в конце 80-х годов. Нестандартные – значит нетиповые, необычные по своей структуре. Они не могут быть отнесены ни к одному типу традиционных уроков.

В последнее время в школах используются следующие виды нестандартных уроков:

1. Уроки-путешествия.

2. Уроки-викторины.

3. Уроки-конкурсы.

4. Уроки-деловые игры.

5. Уроки типа КВН.

6. Уроки-аукционы.

7. Уроки-соревнования.

8. Уроки творчества.

Подготовка учителя к уроку

Подготовка учителя к уроку состоит из двух этапов:

1) Предварительный этап.

2) Непосредственный этап подготовки.

Предварительный этап подготовки включает в себя:

1) изучение методической литературы;

2) изучение и анализ учебной программы по предмету;

3) знакомство с передовым педагогическим опытом;

4) планирование системы уроков.

Этап непосредственной подготовки к уроку заключается в разработке поурочного (рабочего) плана или плана-конспекта. Этап непосредственной подготовки к уроку включает следующие действия:

1) вчитаться в раздел программы, который нужно изучить на уроке;

2) изучить материал этого раздела, темы, вопроса;

3) сформулировать цель;

4) выбрать самые результативные методические приёмы;

5) соразмерить выбранные приёмы и методы со своими возможностями, смоделировать свои действия на уроке;

6) определить задания для фронтальной, индивидуальной проверки и групповой работы на уроке;

7) отобрать материал для повторения, самостоятельной и творческой работы;

8) продумать структуру урока и зафиксировать всё найденное в плане-конспекте;

9) подготовить наглядные пособия;

10) повторить про себя или вслух условные элементы урока (Ю.Л.Львова).

Значение и функции проверки знаний , умений и навыков учащихся. Виды, методы и формы контроля. Требования к проверке. Понятие «оценка знаний» и «отметка»

Заключительным этапом цикла педагогического процесса является проверка (контроль) знаний учащихся. Будучи составной частью процесса обучения, контроль призван установить степень достижения целей обучения, проверить, на каком уровне сформированы знания, умения учеников.

Контроль также должен выявлять развитие учеников, сформированность заданных личностных качеств.

Таким образом, являясь составной частью процесса обучения, контроль выполняет контролирующую (диагностическую), образовательную, воспитательную и развивающую функции. Но основная функция контроля – проверить и оценить знания (диагностическая).

Дидактика выделяет следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый.

Текущий контроль – это проверка усвоения и оценка результатов каждого урока.

Периодический контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (четверть, полугодие) или по большому разделу программы.

Итоговый контроль производится накануне перевода в следующий класс или на следующую ступень обучения. Его задача -–зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.

Методы проверки знаний: наблюдение, устный контроль, письменная проверка, дидактические тесты, лабораторно-практический контроль.

Наблюдение, как систематическое получение данных о знаниях и развитии ученика, осуществляется учителем в процессе ежедневной работы и даёт определенные сведения об уровне знаний. Результаты наблюдения не фиксируются в официальных документах, а учитываются при работе и общей оценке ученика.

Устный контроль состоит в ответах учеников на вопросы учителя на уроках, экзаменах, зачётах. На уроках применяются такие его формы, как индивидуальный, групповой, фронтальный и комбинированный опрос. Опытные учителя владеют разнообразными техниками опроса, применяя карточки, игры, технические средства.

Письменный контроль характеризуется высокой экономичностью и эффективностью, позволяет глубоко и объективно проверить знания учащихся. Методами письменного контроля являются: контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, реферат. Современная дидактика и технические средства дают возможность автоматизировать контроль: перфокарты, пособия с печатной основой, дидактические карточки, программированный опрос.

Дидактический тест (тест достижений) представляет собой набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Это серия вопросов, к каждому из которых надо выбрать правильный ответ из предложенных 3-5 ответов; или это утверждение, в которое надо вставить пропущенные слова; или незаконченные предложения, которые следует закончить.

Лабораторно-практические методы контроля имеют цель проверить практические умения, навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. Они представляют собой проведение опытов, эксперимента, решение задач, составление схем, чертежей, создание изделий и др.

В учебном процессе используются все методы проверки.

Требования к проверке результатов обучения

При использовании методов учебного опроса (контроля) особое внимание нужно обращать на формулировку вопросов. Необходимо избегать постановки следующих вопросов при устном опросе:

1) длинных, громоздких;

2) непонятных большинству класса;

3) в той последовательности, что и в учебнике;

4) альтернативных (или-или);

5) наводящих, за исключением тех случаев, когда ученик нервничает или затрудняется в использовании знаний для ответа;

6) подсказывающих;

7) каверзных или провокационных.

Слушая отвечающего ученика, учитель должен:

1) не отвлекаться на постороннее;

2) внимательно и доброжелательно следить за ответом;

3) быть особенно внимательным к неуспевающим и трудным ученикам;

4) не вмешиваться грубо в ответ учащегося, не обрывать его.

Устный опрос заканчивается обобщением учителя. Подводя итоги опроса, учитель говорит о своём впечатлении от опроса, исправляет неточности, пробелы.

Письменные работы позволяют на одном уроке за небольшой промежуток времени проверить сразу всех учеников класса по сравнительно широкому кругу вопросов. При письменной проверке обращается внимание на:

1) возможность учащегося проявить самостоятельность в суждениях;

2) умение учащихся анализировать, обобщать факты и явления;

3) содержание работ определять самое существенное в изученном материале;

4) умение учащихся правильно пользоваться знаниями на практике.

Практическая проверка является главной в трудовом обучении. Основное внимание при этой проверке обращается на:

1) качество изделий, лабораторно-практических работ;

2) достоверность и обоснованность выводов, к которым пришли учащиеся;

3) умение учащихся пользоваться усвоенными теоретическими знаниями;

4) умение учащихся пользоваться наиболее эффективными приёмами выполнения порученной работы.

Понятия «оценка знаний» и «отметка». Требования к оценке знаний, умений и навыковучащихся

Под оценкой обычно понимают определенные степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним учебными программами. Иначе говоря, оценка – это процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения знаниями, умениями и навыками с теми требованиями, которые указаны в учебной программе.

Отметка– это результат оценочного суждения, выраженный баллом.

В связи с реформированием общеобразовательной школы в Республике Беларусь введена 10-бальная система отметок.

При этом в оценке знаний по каждому предмету учитывается:

1) объём знаний;

2) степень понимания усваиваемого учебного материала и прочность знаний;

3) умение применять их в учебной работе и при выполнении различных практических заданий;

4) качество устного и письменного изложения;

5) количество и характер допущенных ошибок.

Конкретные критерии оценок по каждому предмету содержатся в учебных программах.

При оценке знаний, умений и навыков учитель соблюдает следующие правила:

1) оценку сопровождает конкретным разбором положительных сторон и недостатков в знаниях ученика;

2) неравнодушно относится к оценке знаний учащегося;

3) не использует отметку в качестве наказания за какой-то проступок;

4) перед тем, как ставить отметку, узнаёт причину невыполнения учебной работы.

Программированное обучение

Под программированным обучением понимают обучение с программным управлением процессов усвоения знаний, умений и навыков. Программа управления процессом усвоения включает в себя определение: 1) того, чему надо учить; 2) что должен делать ученик, чтобы усвоить выделенное содержание; 3) что должен делать учитель, чтобы организовать деятельность учащихся по усвоению и добиться требуемого качества.

Главное понятие программированного обучения – обучающая программа, представляющая собой совокупность материала и предписанных работ к нему. Программы бывают линейные, разветвлённые, смешанные и находятся, как правило, на магнитных носителях ЭВМ. Кроме главного признака программированного обучения – обучающей программы, есть и другие признаки:

1) шаговость, т.е. разделение учебного материала на небольшие части-шаги, дозы информации;

2) наличие оперативной, т.е. достаточно частой, связи для учителя и учащихся;

3) индивидуализация – каждый ученик продвигается в обучении своим темпом, соответствующим его способностям;

4) наличие обучающих устройств или обучающих машин. К ним относятся прежде всего компьютеры.

Достоинства программированного обучения: мелкие дозы усваиваются безошибочно; темы выбираются учеником.

Недостатки: не всякий материал поддаётся пошаговой обработке; ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями, возникает дефицит общения и эмоций в обучении.

Во всём мире программированное обучение пока ещё не получило широкого распространения.

Проблемное обучение

Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, разрешая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания (Ю.К.Бабанский).

При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Целью проблемного обучения является развитие мышления учащихся, формирование качеств творческой личности.

Учебная деятельность уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска.

Уровни проблемности:

1) первый уровень: учитель ставит проблему, формулирует её и решает; учащиеся запоминают решение проблемы;

2) второй уровень: учитель ставит проблему, формулирует её; учащиеся решают проблему;

3) третий уровень: учитель ставит проблему; учащиеся осознают, формулируют её и решают;

4) четвёртый уровень: учитель организует, контролирует и умело направляет деятельность учащихся; учащиеся осознают проблему, формулируют и решают её.

Основными понятиями проблемного обучения являются: «проблема», «проблемная ситуация» и «познавательная задача».

Проблемная ситуация является первичной по отношению к проблемам и задачам. Проблемная ситуация – это совокупность условий, создающих обстановку противоречий. Она возникает тогда, когда имеет место противоречие между знанием и незнанием, когда учащиеся осознают это противоречие.

Слово «проблема» означает вопрос или задача, требующая исследования. В проблемном обучении используется понятие учебной проблемы – это познавательная задача, которая служит средством создания проблемной ситуации.

Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу, оформляемую в виде проблемного вопроса, который отличается от обычного тем, что является интересным, неожиданным вопросом, вызывающим у учащихся активную мыслительную деятельность. Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поисков решения, где рассматриваются различные пути, средства и методы решения.

Проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация – проблемная задача – модель поисков решения – решение.

Некоторые авторы определяют проблемное обучение как ряд проблемных задач, последовательное решение которых ведёт к достижению поставленной дидактической цели.

Основными формами проблемного обучения являются: а) проблемное изложение учебного материала; б) частично-поисковая деятельность; в)самостоятельная исследовательская деятельность.

Достоинства проблемного обучения: развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы.

Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует много времени, в силу чего проблемное обучение в школе используется нечасто.

Самостоятельная работа учащихся на уроке, её виды и методика организации

Самостоятельная работа учащихся – это работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, по его заданию в специально отведённое для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достичь поставленных целей. Самостоятельная работа состоит из двух этапов: а) подготовительный и 2) исполнительный.

Самостоятельная работа – это способ усвоения учебного материала, который используется на всех этапах урока. Различают следующие виды самостоятельной работы:

1) по содержанию и материалу:

- работа с учебником на уроке;

- работа с дидактическим материалом;

- работа со схемами, картами, дополнительной литературой и т.д;

2) по дидактической задаче:

а) восприятие нового материала;

б) усвоение новых знаний;

в) закрепление;

3) по характеру деятельности:

- по заданному образцу;

- по правилу;

- конструктивные;

4) по способу организации:

- общеклассная, фронтальная;

- групповая;

- индивидуальная.

Самостоятельная работа содействует формированию самостоятельности как качества личности.

Самостоятельная работа должна быть: объяснена, сопровождена помощью со стороны учителя, проверена.

Самостоятельная работа с учебником

Самостоятельная работа с учебником – один из важнейших методов обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом во время урока и под руководством учителя. Сначала работа с книгой является лишь дополнением к объяснению учителя. По мере освоения учащимися навыков работы с книгой (через год-два) значение этого метода растёт и его доля в системе используемых учителем методов увеличивается.

Эффективность работы с учебником в решающей мере зависит от правильной её организации. Необходимо соблюдать следующие требования:

1. Отбирать посильный для учащихся материал, который соответствует данному уровню общего развития, степени учебной подготовленности к работе данного вида.

2. Всякую работу с учебником и учебной литературой следует начинать с обстоятельного вступительного объяснения учителя.

3. В процессе выполнения задания учителю необходимо наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех, у кого она не получается.

4. Работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок, а в начальных классах не больше 10-15 минут. Её нужно сочетать с другими формами и методами обучения.

5. Серьёзное внимание нужно обратить на выработку у учеников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику.

6. Иногда самостоятельной работе с учебником может предшествовать демонстрация опытов и наглядных пособий с целью создания на уроке проблемных ситуаций.

7. При изучении нового материала иногда есть необходимость обратиться к краткому воспроизведению пройденных раньше тем.

8. Работа с учебником по новому материалу нередко проводится в форме выборочного чтения отдельных мест с целью самостоятельного усвоения вопросов описательного характера.

Раздел 3. Теория воспитания

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО «ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕ»

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

по дисциплине «Общая педагогика»

Курс, 1 семестр

1. Образование как социокультурный феномен. Сущность понятия «образование».

2. Значение образовательных парадигм в социально- культурном развитии общества.

3. Тенденции развития образования в мире: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

4. Понятие «непрерывное педагогическое образование» и его характеристика.

5. Структура национальной системы образования Республики Беларусь.

6. Самообразование как средство развития личности. Функции и источники самообразования.

7. Понятие о системе образования. Основные факторы её развития.

8. Сущность профессии педагога, её особенности.

9. Содержание и методы профессионального самовоспитания будущих педагогов.

10. Социальные и профессиональные функции педагога.

11. Содержание и структура профессиограммы воспитателя.

12. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности.

13. Структура и логика педагогического исследования.

14. Педагогический профессионализм: сущность и этапы его становления.

15. Сущность и структура педагогической деятельности.

16. Возникновение и развитие педагогики, ее предмет и объект.

17. Основные категории педагогики. Связь педагогики с другими науками о человеке.

18. Структура педагогической науки, ее основные отрасли.

19. Методология педагогики и ее уровни.

20. Методы педагогических исследований и их классификация.

21. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность.

22. Факторы и условия, детерминирующие развитие личности.

23. Трактовка цели воспитания в директивных документах («Кодекс об образовании», «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь», «Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006 – 2010 годы»).

24. Сущность педагогического процесса, его основные компоненты и этапы.

25. Объект и предмет дидактики, ее основные категории.

26. Содержание образования и факторы, влияющие на его определение.

27. Биологическое и социальное в развитии человека и формирование его личности.

28. Документы, определяющие содержание школьного образования: образовательный стандарт, учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия.

29. Сущность процесса обучения, его структура и функции.

30. Основные функции, закономерности и принципы педагогического процесса.

31. Сущность понятий «метод», «прием» обучения. Требования к методам обучения.

32. Классификация методов обучения: по типу познавательной деятельности, по назначению, по дидактическим целям и их характеристика.

33. Сущность понятия «средство» обучения и требования, предъявляемые к ним.

34. Виды современных организационных форм обучения.

35. Урок как основная форма обучения в школе. Требования к современному уроку.

36. Типология и структура уроков.

37. Нестандартные формы организации обучения, их характеристика и особенности применения в образовательном процессе.

38. Дополнительные формы организации обучения.

39. Виды, методы и формы организации контроля.

40. Оценка знаний, умений и навыков учащихся. Неуспеваемость как педагогическая проблема.

41. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспи

Наши рекомендации