Тема: Развитие, социализация и воспитание личности.
Тема: Развитие, социализация и воспитание личности.
Вопросы:
1. Развитие личности как педагогическая проблема.
2. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности.
3. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность»: существенные признаки, общее и особенное.
4. Движущие силы и основные закономерности развития личности.
5. Факторы, влияющие на формирование и развитие личности.
6. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учет в педагогическом процессе.
Литература:
1. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: М., 2004 г.
2. Основы педагогики: Учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская и др. / Мн., 2003.
3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс, М. 2003 г. Кн.1.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций, М., 2001.
5. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
6. Харламов И. Ф. Педагогика. Минск, 2001.
Дополнительная литература:
1. Воронов В. В. Педагогика в двух словах (конспект-пособие). 3-е изд. М., 1999.
2. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995.
3. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
4. Котова И. В., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.
Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности.
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, ее развития, формирования и социализации. Следует различать понятие «развитие», формирование и «социализация» личности.
Развитие – это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе – эволюционное и революционное. В развитии, свойственном человеку, выделяют 2 пути: филогенез и онтогенез.
Пути развития личности
филогенез (историческое развитие человека) – исторический путь, проделанный человеком в определенный период;
онтогенез (развитие от рождения до смерти индивида) – путь развития отдельного индивида от зарождения его жизненных сил, их проявления до высшего расцвета (акме) и угасания.
В философской, психологической, педагогической литературе даются разные дефиниции этого понятия.
В педагогике под развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности при переходе от одной возрастной ступени к другой.
В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие.
Таким образом, развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Биологическое развитие связано с изменениями:
– морфологическими (роста, веса, объема);
– биохимическими (состава крови, костей, мышц);
– физиологическими (пищеварения, кровообращения, полового развития и созревания.
Социальное развитие связано с изменениями:
– психическими (совершенствованием памяти, мышления, воли, характера);
– духовными (нравственным становлением, изменением сознания);
– интеллектуальными (углублением и расширением знаний, интеллектуальным ростом).
Обычно, если происходит морфологическое, физиологическое, психическое изменение, то употребляется термин – «развитие», если нравственное, духовное – термин «формирование».
Формирование – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.
Формирование личности –это процесс и результат социализации, воспитания и саморазвития.
Таким образом, человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности. При этом развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему. Характерная особенность этого процесса — диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.
Индивидуальность – особенное, самобытное свойственное данному индивиду, природное и социальное своеобразие (выражается в интересах, жизненном смысле).
Индивидом рождаются, личностью становятся, а собственную индивидуальность отстаивают
Тема: Развитие, социализация и воспитание личности.
Вопросы:
1. Развитие личности как педагогическая проблема.
2. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности.
3. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность»: существенные признаки, общее и особенное.
4. Движущие силы и основные закономерности развития личности.
5. Факторы, влияющие на формирование и развитие личности.
6. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учет в педагогическом процессе.
Литература:
1. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: М., 2004 г.
2. Основы педагогики: Учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская и др. / Мн., 2003.
3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс, М. 2003 г. Кн.1.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций, М., 2001.
5. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
6. Харламов И. Ф. Педагогика. Минск, 2001.
Дополнительная литература:
1. Воронов В. В. Педагогика в двух словах (конспект-пособие). 3-е изд. М., 1999.
2. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995.
3. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
4. Котова И. В., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.