Особенности и диалектика процесса воспитания
Формирование убеждений
Формирование чувств
Выработка навыков и привычек поведение
Специфические принципы процесса воспитания
Закономерности воспитания реализуются через принципы.
Принципыдают представление о том, как практически организовать процесс воспитания. Это общие, исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации, согласно которым строится процесс воспитания. Они отражают уровень развития общества, его требования к воспитанию личности, стиль взаимодействия воспитателей и воспитанников. Итак, принципы воспитания это требования, с учетом которых осуществляется учебно-воспитательная работа. Принципы всегда соответствуют определенной системе воспитания и служат реализации ведущей идеи данной системы.
Требования, предъявляемые к принципам:
а) обязательность (пр. воспитания обязательный на практике для реализации);
б)комплексность – воспитательный процесс строится с учетом не отдельных принципов, а их совокупности;
в) равнозначность (среди них нет главных и второстепенных)
Например, авторская школа Н. Гузика имеет свою систему принципов воспитания, которая, служит развитию способностей детей. Ведущим принципом системы является принцип природосообразности.
Система школы экологии Л.В. Тарасова подчеркивает ориентацию школы на развивающее обучение. Ведущий принцип системы - принцип экологического императива, который все содержание обучения в такой школе перестраивает с точки зрения сохранения природы, что, в конечном итоге, предполагает единение естественно-научного, гуманитарного и эстетического образования.
А.В.Мудрик определил следующие принципы:
· природосообразности (означает взаимосвязь естественных и социальных процессов);
· культуросообразности (приобщение учащихся к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Культура бытовая, физическая, духовная, интеллектуальная, материальная. Культура определяет отношение человека к самому себе, людям, социуму, природе);
· центрации (признание приоритета личности по отношению к обществу, государству, социальным институтам);
· дополнительности образования (рассматривать воспитание как совокупность процессов семейного, религиозного, общественного воспитания).
Являясь общеметодологическими принципами, они отражают гуманистическую сущность воспитания.
Особенности и диалектика процесса воспитания
Обучение и воспитание– два взаимосвязанных процесса, которые имеют различные задачи. Условно разница состоит в том, что процесс обучения ориентирован на освоение учениками основ различных наук, а воспитаниесвязано с формированием его личностных качеств. Процесс воспитания имеет ряд существенных особенностей, которые отражают его специфику и сложность.
1. Целенаправленность(цель воспитания должна так реализовываться, чтобы она была близка и понятна воспитаннику).
2. Многофакторность процесса. В процессе воспитания участвуют семья, школа, общество, отдельные воспитатели, внешкольные отдельные учебные заведения. Однако в деятельности всех воспитателей нет согласованности и единства.
3. Личность воспитателя – важный фактор, влияющий на процесс воспитания (от его умений, мастерства, ценностных ориентаций, зависит продуктивность воспитательного процесса).
4. Это процесс динамичный, так как длится всю жизнь, изменчивый.
5. Подвижность. Воспитуемый подвергается целенаправленным и стихийным воздействиям.
6. Длительностьпроцесса. Ребенок в течение всей жизни накапливает опыт поведения, знания, суждения, убеждения. Результаты этого процесса не ощущаются, как в процессе обучении, они малозаметны
7. Непрерывность воспитания. Процесс школьного воспитания - это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников (на уроке, после урока, в походе, разных формах работы). Непрерывность предполагает создание системы воспитания, а не сводится к воспитанию от случая к случаю. Никакие одноразовые, даже яркие мероприятия не заменят тщательной, кропотливой, систематической воспитательной работы.
8. Ступенчатость. На начальном этапе ребенок воспитывается в семье, затем в школе формируются этические понятия, усваиваются нравственные знания, вырабатываются суждения, которые затем формируются в убеждения школьника и представляют основу его поведения.
9. Особенность концентризма отражается в содержании воспитательной работы. Приобретение знания общечеловеческих норм морали, развитие социально значимых качеств личности происходит в ребенке в течение всей школьной жизни, но на каждом возрастном этапе содержание работы учителя расширяется и включает в себя более широкий круг знаний.
10. Двусторонность (сотрудничество воспитателя и воспитанника)и вариативность (неоднозначность) процесса воспитания.
11. Неопределенностьрезультатов воспитания. В одних и тех же условиях воспитания получаем разные результаты, так как на них оказывают влияние субъективные факторы, индивидуальные различия учащихся, социальный опыт и уровень подготовки учеников, отношение учащихся к воспитателю, умение учителя управлять процессом воспитания.
12. Комплексностьпроцесса воспитания. Предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса. Все должно быть подчинено идее целостного воспитания и развития личности. Эта особенность процесса воспитания наиболее ярко проявляется при планировании воспитательной работы с классным коллективом.
13. Противоречивость (противоречия рассматривают как движущую силу воспитания).
Основные противоречия:
- между новыми условиями общественной жизни и устаревшими формами и методами подготовки к ней;
- неограниченными возможностями развития человеческой природы и ограничивающими, программирующими это развитие условиями социальной жизни;
- активной, деятельностной природой человека, его стремлением к участию общественной жизни и недостатком опыта, знаний, умений и навыков для реального участия в жизненном процессе и др.
Диалектика воспитательного процесса выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Непрерывность процесса воспитания проявляется в его постоянном развитии в соответствии с требованиями общества. В последнее время появились современные воспитательные системы (В.А. Караковского, А.Захаренко, Л.В. Тарасова, Ю.Завельского и др.),авторские школы (А.Тубельского, Н.Гузика, Д.Лебедева, М.Щетинина и др.),новые технологии воспитания (И.П. Иванов, Н. Щуркова и др.),современные подходы к воспитанию (личностно-ориентированный подход, индивидуально-личностный подход), новые концепции воспитания (Е.В. Бондаревская, З.А.Малькова,Н.М. Таланчук, В.П.Битинас и др.),разработаны целевые комплексные программы воспитания («здоровье», «учение», «образ жизни» и др.), внедряются в практику новые методы воспитания (ситуация как метод воспитания, недописанный тезис и др.).
Процесс воспитания динамичен, так как изменяется в зависимости от условий, региона, возрастных особенностей детей, различных жизненных ситуаций, в которых находится ребенок. Средства воспитания тоже меняются в зависимости от того, к какому ребенку их применяют.
Подвижностьпроцесса воспитания характеризует семейное воспитание, целенаправленное воспитание в школе, воспитание во внешкольных учреждениях. Здесь учитываются интересы детей, их возможности, личный опыт и социальное окружение. Подвижность процесса воспитания позволяет учителю осуществить маневренность в воспитании, как бы избрать в нужный момент такой путь, который обеспечит больший эффект в силу своей специфичности.
Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях. В процессе воспитания есть конфликты, проблема перевоспитания детей говорит о том, что этот процесс не идет гладко. Воспитание - это развитие личности, а развитие - диалектический процесс, в котором есть противоречия. Противоречия квалифицируются на внутренние и внешние.
Внутренние противоречия - это источник развития. Они являются движущей силой развития самого процесса воспитания и служат основой для управления процессом воспитания.
Одним из основных противоречий является противоречие между возникающими потребностями в знаниях и возможностями их удовлетворения. Основным содержанием такого противоречия являются противоречия знаний, развивает потребность в приобретении новых знаний, изменении формы поведения, усваивании норм и правил и др. Воспитание предназначено для того, чтобы правильно сориентировать личность в ее развитии. Это возможно лишь при условии выявления потребности личности, ее запросов, устремлений, жизненных целей, личностных планов и ценностных ориентаций. Только в таком случае учитель будет помогать, а не препятствовать развитию личности ребенка.
Другим примером внутреннего противоречия является противоречие между возрастающими социально значимыми задачами, которые надо решить воспитаннику, и возможностями, которые ограничивают его поступки и действия в решении этих задач. Например, стремительные темпы развития общества требуют от школьника расширения его кругозора, использования досугового времени для применения знаний и развития способностей, развития творчества. Однако низкий доход большинства семей ограничивает возможности школьника в пользовании дополнительными учебными услугами, так как в большинстве своем они платные.
Третий вид противоречия – противоречие между внешним влиянием и внутренним стремлением воспитанников (Подласый И.П. определяет как внешнее противоречие). Если не учитывать данное противоречие, то порождается формализм в работе воспитателя. Часто воспитатель понимает процесс воспитания как целенаправленный процесс и осуществляет его без учета желаний, интересов, запросов детей. Поэтому формализм в работе учителя заканчивается там, где он сочетает свои целенаправленные действия с устремлениями школьника.
Внешние противоречия сильно сказываются на результатах процесса воспитания. Они способны создать благоприятные или неблагоприятные условия для протекания самого процесса воспитания. Примерами таких случаев служат:
o организованное, целенаправленное воспитание в школе и стихийное воспитание окруж. среды,
o противоречия между школой и обществом (социальный портрет современной молодежи, который складывается под влиянием тех условий, в которых дети живут),
o противоречия в содержании информации (политическая жизнь страны, историческое прошлое нашего государства, идеалы в обществе),
o противоречия между школой и семьей,
o противоречия между словом и делом в процессе воспитания,
o противоречие, отражающее преобладание словесных методов воспитания над практическими,
o несоответствие между требованием общества к подготовке личности и реальным уровнем подготовки школьников (это требование просто игнорируется в процессе воспитания).
4.Структура воспитательного процесса и его этапы.
Структура (от лат. строение) – это расположение элементов в системе.
Структуру воспитательного процесса рассматривают с 2 позиций: субъектного состава и процессуального. Субъектами вос. процесса являются воспитанники и воспитатели, состав которых разнообразен: воспитанники (от дошкольников до пожилых и старых людей), воспитатели (от родителей, педагогов профессионалов до средств массовой информации, обычаев, религии, языка, природы). Основными процессуальными компонентами воспитательного процесса являются: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный.
Целевой компонентпредполагает определение педагогами и учащимися целей воспитания. Определение этих целей возможно, с одной стороны, на основе более полного учета интересов ребенка, с другой - с учетом тенденций общественного развития и требований, которые предъявляет общество к образовательным учреждениям.
Содержательный компонентвключает в себя основные направления воспитания учащихся, реализуемые целостно. Содержание воспитания отражает цель и задачи воспитания и обеспечивает готовность человека к реализации комплекса социальных ролей в различных сферах социальных отношений. Оно ориентированно на развитие личности, предполагает формирование тех качеств в человеке, которые составляют основу его взаимоотношений с людьми, обществом, государством и миром в целом.
Операционно-деятельностный компонентопределяет комплекс педагогических средств, реализуемых педагогом, по сути представляет определенную работу по решению воспитательных задач на основе поставленных целей.
Процесс, как известно, характеризуется движением, изменением и т.д. Воспитательный процесс в этой связи рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания. Отсюда процессуальными компонентами являются не сами педагоги и воспитуемые, не условия воспитания (это компоненты системы, в которой протекает процесс), а цель, задачи, содержание, методы, методы и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также достигаемые результаты. Это универсальные характеристики любой деятельности, которые полностью присущи и воспитательному процессу.
Аналитико-результативный компонентпредполагает отслеживание эффективности воспитательного процесса, которая характеризуется изменениями в уровне воспитанности учащихся. Воспитанность учащихся - это степень (мера) соответствия его развития требованиям, предъявляемым обществом. О воспитанности можно судить как по внешним признакам (поведение ребенка), так и по косвенным признакам (самооценка, тестирование и т.п.) Аналитико-результативный компонент предполагает определение особо важных причин недостатков и успехов в работе педагогов, что позволяет затем более удачно проектировать новые этапы самосовершенствования воспитательного процесса.Однако результат воспитания всегда отсрочен.
Этапы процесса воспитания (этапы условны) или последовательность педагогических действий.
1) формирование когнитивного уровня воспитанности (т.е. уровень знаний, ознакомление с общими нормами и требованиями);
2) знания должны перейти во взгляды и убеждения;
3) формирование эмоционального уровня воспитанности (формирование эмоциональных отношений);
4) формирование поведенческого уровня воспитанности (формирование общей направленности личности, т.е. в какой степени отношения реализуются личностью в конкретных поступках)
Формирование сознания
Формирование убеждений
Формирование чувств