Лекция 1.14 Тема: Контроль в процессе обучения.
Лекция 1.14 Тема: Контроль в процессе обучения.
Вопросы:
1. Сущность и функции педагогического контроля
2. Виды, методы и формы организации контроля.
3. Оценка знаний, умений и навыков учащихся.
4. Неуспеваемость как педагогическая проблема.
5. Ошибки оценивания.
Литература:
1. Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметки. М., 1980.
2. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М., 1984.
3. Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся: Инструктивно-методические материалы Министерства образования Республики Беларусь//Настаунiцкая газета. - 2002. - 29 жнiуня.
4. Ильина, Т.А. Педагогика: Курс лекций М., 1984.
5. Перовский, Е.И. Проверка и оценка знаний учащихся. М., 1960.
6. Полонский, В.М. Оценка знаний учащихся. М., 1982.
7. Пидкасистый, П.И., Портнов М.Л. Опрос как средство обучения. М., 1999.
8. Шаталов, В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М., 1976.
9. Лысенкова, С.Н. Когда легко учиться. М., 1987.
10. Бардин, К.В. Как научить детей учиться. М., 1987.
Виды, методы и формы организации контроля.
В зависимости от того, какое место занимает контроль в учебном процессевыделяют следующие виды контроля текущий, периодический и итоговый.
Текущий контроль - это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке; осуществляется в процессе повседневной учебной работы. Текущая проверка подразделяется на поурочную и тематическую, значимость которой определяется спецификой учебного курса, предмета. Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет достаточно точно определить степень сформированности знаний, умений навыков, привычных действий, а также их глубину, прочность и совершенство. Учитель в этом случае не только определяет уровень овладения текущим учебным материалом, но и обеспечивает повторение ранее пройденных тем.
Периодический (тематический) контроль осуществляется после изучения крупных тем и разделов учебной программы, проверяет степень усвоения материала за длительный период. В нём учитываются и данные текущего контроля.
Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Осуществляется в конце учебного года, четверти, полугодия. Его задача - зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.
Ошибки оценивания
К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в школе и вузе относятся:
великодушие, снисходительность. Проявляется в завышении отметок. Крайней формой великодушия в оценках обучаемых явилась процентомания, искореняемая теперь в школах;
• перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку);
• оценка по настроению;
• отсутствие твердых критериев (за слабые ответы преподаватель может ставить высокие отметки или наоборот);
центральная тенденция (проявляется в стремлении избежать крайних отметок, например не ставить двоек и пятерок);
• неустойчивость системы (преподаватель или долго не спрашивает, или весь урок ведет опрос);
• близость оценки той, которая была выставлена ранее (например, на предыдущих экзаменах другими преподавателями или учителю трудно сразу после двойки поставить пятерку);
• ошибки ореола (проявляются в тенденции преподавателя оценивать только положительно или отрицательно тех учащихся, к которым он относится соответственно либо положительно, либо отрицательно);
• перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету;
• завышение или занижение отметок и др.
Однако за каждым намеренным завышением и занижением оценки может стоять разный смысл. Например, выставление положительной оценки слабому ученику может восприниматься как фактор психологической поддержки его в учебных продвижениях. Поэтому не все субъективные оценочные суждения следует рассматривать как ошибки.
Лекция 1.14 Тема: Контроль в процессе обучения.
Вопросы:
1. Сущность и функции педагогического контроля
2. Виды, методы и формы организации контроля.
3. Оценка знаний, умений и навыков учащихся.
4. Неуспеваемость как педагогическая проблема.
5. Ошибки оценивания.
Литература:
1. Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметки. М., 1980.
2. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М., 1984.
3. Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся: Инструктивно-методические материалы Министерства образования Республики Беларусь//Настаунiцкая газета. - 2002. - 29 жнiуня.
4. Ильина, Т.А. Педагогика: Курс лекций М., 1984.
5. Перовский, Е.И. Проверка и оценка знаний учащихся. М., 1960.
6. Полонский, В.М. Оценка знаний учащихся. М., 1982.
7. Пидкасистый, П.И., Портнов М.Л. Опрос как средство обучения. М., 1999.
8. Шаталов, В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М., 1976.
9. Лысенкова, С.Н. Когда легко учиться. М., 1987.
10. Бардин, К.В. Как научить детей учиться. М., 1987.