Лекция 1.14 Тема: Контроль в процессе обучения.

Лекция 1.14 Тема: Контроль в процессе обучения.

Вопросы:

1. Сущность и функции педагогического контроля

2. Виды, методы и формы организации контроля.

3. Оценка знаний, умений и навыков учащихся.

4. Неуспеваемость как педагогическая проблема.

5. Ошибки оценивания.

Литература:

1. Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметки. М., 1980.

2. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М., 1984.

3. Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся: Инструктивно-методические материалы Министерства образования Республики Беларусь//Настаунiцкая газета. - 2002. - 29 жнiуня.

4. Ильина, Т.А. Педагогика: Курс лекций М., 1984.

5. Перовский, Е.И. Проверка и оценка знаний учащихся. М., 1960.

6. Полонский, В.М. Оценка знаний учащихся. М., 1982.

7. Пидкасистый, П.И., Портнов М.Л. Опрос как средство обучения. М., 1999.

8. Шаталов, В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М., 1976.

9. Лысенкова, С.Н. Когда легко учиться. М., 1987.

10. Бардин, К.В. Как научить детей учиться. М., 1987.

Виды, методы и формы организации контроля.

В зависимости от того, какое место занимает контроль в учебном процессевыделяют следующие виды контроля текущий, периодический и итоговый.

Текущий контроль - это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке; осуществляется в процессе повседневной учебной работы. Текущая проверка подразделяется на поурочную и тематическую, значимость которой определяется спецификой учебного курса, предмета. Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет достаточно точно определить степень сформированности знаний, умений навыков, привычных действий, а также их глубину, прочность и совершенство. Учитель в этом случае не только определяет уровень овладения текущим учебным материалом, но и обеспечивает повторение ранее пройденных тем.

Периодический (тематический) контроль осуществляется после изучения крупных тем и разделов учебной программы, проверяет степень усвоения материала за длительный период. В нём учитываются и данные текущего контроля.

Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Осуществляется в конце учебного года, четверти, полугодия. Его задача - зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.

Ошибки оценивания

К основным типичным субъективным ошибкам оцени­вания в школе и вузе относятся:

великодушие, снисходительность. Проявляется в завы­шении отметок. Крайней формой великодушия в оценках обучаемых явилась процентомания, искореняемая теперь в школах;

• перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку);

• оценка по настроению;

• отсутствие твердых критериев (за слабые ответы пре­подаватель может ставить высокие отметки или наоборот);

центральная тенденция (проявляется в стремлении избе­жать крайних отметок, например не ставить двоек и пятерок);

• неустойчивость системы (преподаватель или долго не спрашивает, или весь урок ведет опрос);

• близость оценки той, которая была выставлена ранее (например, на предыдущих экзаменах другими преподавателями или учителю трудно сразу после двойки поставить пятерку);

• ошибки ореола (проявляются в тенденции преподава­теля оценивать только положительно или отрицательно тех учащихся, к которым он относится соответственно либо положительно, либо отрицательно);

• перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету;

• завышение или занижение отметок и др.

Однако за каждым намеренным завышением и занижени­ем оценки может стоять разный смысл. Например, выстав­ление положительной оценки слабому ученику может вос­приниматься как фактор психологической поддержки его в учебных продвижениях. Поэтому не все субъективные оце­ночные суждения следует рассматривать как ошибки.

Лекция 1.14 Тема: Контроль в процессе обучения.

Вопросы:

1. Сущность и функции педагогического контроля

2. Виды, методы и формы организации контроля.

3. Оценка знаний, умений и навыков учащихся.

4. Неуспеваемость как педагогическая проблема.

5. Ошибки оценивания.

Литература:

1. Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметки. М., 1980.

2. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М., 1984.

3. Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся: Инструктивно-методические материалы Министерства образования Республики Беларусь//Настаунiцкая газета. - 2002. - 29 жнiуня.

4. Ильина, Т.А. Педагогика: Курс лекций М., 1984.

5. Перовский, Е.И. Проверка и оценка знаний учащихся. М., 1960.

6. Полонский, В.М. Оценка знаний учащихся. М., 1982.

7. Пидкасистый, П.И., Портнов М.Л. Опрос как средство обучения. М., 1999.

8. Шаталов, В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М., 1976.

9. Лысенкова, С.Н. Когда легко учиться. М., 1987.

10. Бардин, К.В. Как научить детей учиться. М., 1987.


Наши рекомендации