Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой
Рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
ЦДК проф. Л. Б. Баряевой 2011
Издание выпущено при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга
Авторы:
Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, О. П. Гаврилушкина, В. И. Липакова, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина, Н. Н. Яковлева
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор О. А. Денисова (ЧГПУ);
главный специалист отдела образовательных учреждений Комитета по образованию Санкт-Петербурга Е. Р. Артамонова; директор ГАОУ «Центр диагностики и консультирования детей и подростков» В. П. Стаховская (Калининград)
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 480 с.
ISBN 978-5-904123-15-4
Программа предназначена для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, детских домов-интернатов, учреждений социальной защиты. Содержание программы направлено на социализацию учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и адресовано специалистам, осуществляющим образовательную деятельность с этой категорией учащихся. Программа окажет существенную помощь родителям, воспитывающим детей с выраженными проблемами в интеллектуальном развитии, а также может быть использована ПМПК в диагностических целях при отборе учащихся в классы школ VIII вида (второй вариант) и в процессе отслеживания динамики развития детей.
В программе содержится информация, полезная для студентов факультетов коррекционной педагогики высших учебных заведений и слушателей курсов повышения квалификации работников образования и социальной защиты.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Методические рекомендации к учебному плану
обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Учебный план
Пояснительная записка к учебным предметам
Общие положения
Характеристика содержания предметов
Содержание учебных предметов
Первый класс
Второй класс
Третий класс
Четвертый класс
Пятый класс
Шестой класс
Седьмой класс
Восьмой класс
Девятый класс
Десятый класс
Одиннадцатый класс
Двенадцатый класс
Литературный материал
Предметно-развивающая образовательная среда
Список рекомендуемой литературы для методического обеспечения программы
Приложение
Авторы программы
ВВЕДЕНИЕ
Прежде чем представить вариант «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» (далее «Программа»), мы считаем необходимым обратить внимание на ряд достаточно известных клинико-психолого-педагогических сведений, значимых для определения направлений коррекционно-образовательной работы с учащимися указанной категории.
В соответствии с Законом об образовании, лиц, имеющих отклонения в физическом и (или) психическом развитии, определяют как людей с ограниченными возможностями здоровья. Но для планирования коррекционно-развивающей работы с определенной категорией воспитанников необходимо ориентироваться в дефинициях специальной педагогики.
Поэтому во введении мы рассмотрим некоторые термины й понятия, значимые для определения учебных предметов и содержания обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Для специалистов, работающих с такими учащимися, важно представлять контингент обучающихся по «Программе».
Термин «умственная отсталость» является достаточно обобщенным понятием, включающим стойкие нарушения интеллекта вследствие органического поражения головного мозга, то есть разные клинические формы интеллектуального недоразвития: как резидуальные (олигофрения), так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы (ревматическое поражение центральной нервной системы, сифилис головного мозга, эпилепсия, шизофрения, гидроцефалия, микроцефалия и др.).
Среди клинических форм умственной отсталости выделяют олигофрению и деменцию. Олигофрения представляет собой проявления раннего поражения головного мозга с преимущественным недоразвитием сформированных мозговых структур, прежде всего, лобной коры головного мозга (Е. М. Мастюкова).
Термин «олигофрения» (от греч. olygos — малый, phren — ум) в 1915 году впервые ввел Эмиль Крепелин для обозначения врожденного слабоумия. Э. Крепелин под олигофренией понимал большую группу различных болезненных состояний, в основе которых лежит недоразвитие головного мозга и всего организма.
Традиционно все формы умственной отсталости по глубине интеллектуального нарушения делятся на три степени: дебильность (легкая умственная отсталость), имбецильность (умеренная и тяжелая умственная отсталость), идиотия (глубокая умственная отсталость). Определение степени умственной отсталости осуществлялось путем психометрического тестирования и определения коэффициента IQ (отношение психического возраста к паспортному). В соответствии с МКБ-10 ВОЗ (1994 год), приняты следующие условные показатели IQ:
- психическая норма = 100-70;
- легкая умственная отсталость = 69—50;
- умеренная (средняя) умственная отсталость = 49-35;
- тяжелая (резко выраженная) умственная отсталость = 34- 20;
- глубокая умственная отсталость = 20 и ниже.
Классификация умственной отсталости представлена следующим образом:
легкая умственная отсталость;
- умеренная умственная отсталость;
- тяжелая умственная отсталость;
- глубокая умственная отсталость.
Отметим, что количественное определение степени интеллектуальной недостаточности не отражает всей структуры дефекта, следовательно, IQ является не столько основанием для диагноза, сколько частью медико-психолого-педагогического обследования.
Причинами умственной отсталости считаются различные поражения головного мозга. Знание этих причин чрезвычайно важно для диагностики умственного недоразвития, прогнозирования динамики развития конкретного воспитанника, необходимого для решения вопроса о его реабилитации и определения индивидуального образовательного маршрута по «Программе».
По мнению М. С. Певзнер, тяжелые формы умственной отсталости характеризуются недоразвитием мозга: недостаточным развитием извилин, уменьшением количества корковых слоев, неправильным расположением клеток по слоям, малым количеством нервных клеток, недоразвитием белого вещества, появлением клеточных элементов в белом веществе.
Следствием нарушений в строении мозговой ткани у лиц с интеллектуальными нарушениями являются заметные изменения их высшей нервной деятельности и значительные отклонения в нормальном развитии функции больших полушарий. Не останавливаясь на целостной психолого-педагогической характеристике лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, отметим наиболее значимые для организации их образовательной деятельности особенности.
Существенной особенностью высшей нервной деятельности детей с недоразвитием интеллекта является выраженная инертность, ярко выступающая на уровне второй сигнальной системы. Также на уровне второй сигнальной системы наблюдается грубая инертность старых словесных связей (в отчетах), персеверации в речевых реакциях, легкость образования словесных стереотипов. Выработка новых связей резко замедлена (В. И. Лубовский, Е. Н. Марциновская, А. И. Мещерякова, М. С. Певзнер и др.).
С нарушением интеллекта тесно связано развитие речи воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Степень развития речи чаще всего соответствует степени общего психического состояния детей. Для них характерно глубокое недоразвитие всех сторон речи: фонетикофонематической, лексической, грамматической. Изучение высшей нервной деятельности лиц с умственной отсталостью средней тяжести (имбецильность) выявило нарушение у них регулирующей функции речи (В. И. Липакова, А. Р. Маллер, Е. Н. Марциновская, Г. В. Цикото и др.). Поэтому в «Программе» представлен предмет «Развитие речи и окружающий мир». Формирование знаний в рамках этого предмета ведется последовательно-параллельно на протяжении всех лет обучения.
Характерной особенностью освоения предметных действий учащимися с умеренной умственной отсталостью, воспитывающимися в детских домах, является дефицитарность непосредственно-эмоционального общения и мотивационного компонента предметной и предметно-игровой деятельности (Г. В. Цикото, А. Р. Маллер).
Несформированность предметных действий становится причиной крайней бедности чувственной информации, глубокой ущербности чувственного познания, которые являются базой умственного развития детей (С. Д. Забрамная).
Восприятие лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и воспроизведение ими воспринятого характеризуются недифференцированностью, глобальностью. Грубые нарушения процессов высшей нервной деятельности и всех психических процессов становятся причиной отсутствия целенаправленных приемов познавательной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действий). Это обусловливает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер их деятельности (А. Н. Граборов, /V. А. Еремина, С. Д. Забрамная, А. Р. Маллер, Г. В. Цикото, А. М. Царев и др.).
Для мышления учащихся рассматриваемой категории характерны те же особенности, что и для сенсорной деятельности, однако выражены они в еще большей степени. При этом отмечаются беспорядочность, бессистемность представлений и понятий, отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления, инертность, узость и конкретность, чрезвычайная затрудненность, а подчас недоступность обобщений.
Процесс выполнения заданий нередко сводится к совокупности проб и ошибок. Критичность мышления на всех этапах решения задачи низкая (Е. Ф. Войлокова, С. Д. Забрамная, Е. А. Стребелева, Г. В. Цикото и др.). Эта особенность мышления учащихся учитывалась при отборе содержания обучения предмету «Математические представления и конструирование».
Для реализации задач «Программы» важно учитывать особенности интеллектуальной сферы учеников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: «резкое понижение психического тонуса», негативизм, «ускользание» от внешних раздражителей, невнимательность, психическую пассивность (Н. И. Волохов). Поэтому в «Программе» использованы способы обучения учащихся, стимулирующие их реакции на внешние раздражители.
Стимулирование мыслительной активности учащихся н конкретных ситуациях особенно значимо при изучении предмета «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности», «СБО», а также в ходе реализации задач коррекционно-развивающей области.
Содержание предметов «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование» учитывает особенности мышления учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ярко проявляющиеся при обучении их грамоте и счету. Например, ученики с большим трудом запоминают отдельные буквы, путают буквы, имеющие оптическое сходство или обозначающие звуки речи, близкие по звучанию. Даже после длительного обучения навык чтения у них носит механический характер: читая, учащиеся произносят звуки и их сочетания, не понимая смысла произносимых слов. Научившись читать, они не в состоянии осмыслить текст, обобщить прочитанное. Им бывает доступен наглядный счет в пределах пяти (десяти). Отвлеченный счет, даже в пределах первого десятка, также им недоступен. Они не могут овладеть даже минимальными навыками счета и письма. Именно эти особенности и вызывают необходимость таких предметов, как «Альтернативное чтение», и соответствующего содержательного наполнения уроков «Математические представления и конструирование», «Графика и письмо», а также использования специальных приемов обучения и минимизации программного материала.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Учебные планы для учащихся с умеренной и тяжелой и умственной отсталостью разработаны в соответствии:
- с приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Законом Санкт-Петербурга об общем образовании Санкт-Петербурге, принятым Законодательным собранием Санкт-Петербурга 4 июля 2007 г. (в редакции Законов Санкт-Петербурга от 25.09.2009 № 409-82, от 31.05.2010 М 225-74);
- с распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2008/09 учебный год» .№ 1729-р от 24.12.2007 г.;
- с письмом Министерства образования РФ от 06.09.2002 г. № 03-51-127 ин/13-03;
- с типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. .№ 189 об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- с письмом Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»;
- с Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 г. № 861 «Об учреждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»;
- с методическими рекомендациями по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения (письмо Управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 г. № 27/2643-6).
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.
Учебный план включает:
- перечень учебных предметов, обязательных для изучения учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;
- рекомендации по распределению минимального учебного времени между отдельными учебными предметами;
- максимальный объем учебной нагрузки по классам.
Особенности учебного плана.
Учебный план дает возможность определить основные направления образования и задачи развития детей и подростков школьного возраста (от 7-9 лет до 18 лет) с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в системе образовательных учреждений и социального обеспечения.
Особенности развития учащихся, связанные с основным заболеванием в сочетании с различными социальными условиями, в которых воспитываются дети и подростки, затрудняют стандартизацию их образования, так как каждый учащийся нуждается в специальных образовательных условиях. Это предполагает наличие для отдельных детей и подростков:
- гибкого учебного плана, позволяющего учитывать специфику нарушений и особые образовательные потребности;
- разноуровневых программ, адаптированных для индивидуального обучения;
- поддержку и развитие сложившегося уровня индивидуализации и вариативности образования;
- интегративное изучение отдельных дисциплин.
Особенности организации учебного процесса. Основополагающим принципом организации учебного процесса является гибкость учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана и методических рекомендаций региональных органов образования.
Для обучающихся воспитанников, не усваивающих программу обучения, воспитания и социализации, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, исходя из индивидуальных психофизических особенностей и результатов диагностики. Индивидуальный образовательный маршрут рекомендуется согласовывать с родителями, законными опекунами детей или лицами, их заменяющими.
Продолжительность учебной недели— 5 дней.
Начало учебного года — 1 сентября. Учебный год строится по полугодиям.
Продолжительность урока определяется с учетом рекомендаций специалистов психолого-медико-педагогического консилиума, но не может превышать:
в первом классе 35 минут (пп. 2.9.4-2.9.5 СанПиН 2.4.2 2821-10),
число уроков в день: в сентябре—октябре — три, в последующие месяцы — не более четырех;
во втором—двенадцатом классах — 35-40 минут.
Учебно-воспитательный процесс имеет целью:
- формирование социально-значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях;
- воспитание максимально возможного навыка самостоятельности;
- совершенствование качества жизни учащихся.
Обучение детей и подростков в соответствии с учебным пианом по «Программе» осуществляется на основании рекомендаций Центральной медико-психолого-педагогической комиссии.
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающихся.
На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей и подростков в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.
Содержание коррекционно-развивающей работы с учащимися, у которых диагностирована умеренная или тяжелая умственная отсталость, относится к пропедевтическому уровню образованности. Это отражается в названиях учебных предметов:
- Развитие речи и окружающий мир.
- Альтернативное чтение.
- Графика и письмо.
- Математические представления (МП) и конструирование.
- Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).
- Социально-бытовая ориентировка (СБО).
- Ручной труд.
- Адаптивная физкультура.
-Музыка и движение.
Тематику занятий, относящихся к коррекционно-развивающей области, определяет образовательное учреждение, исходя из индивидуальных особенностей детей, например: «Социально-бытовая ориентировка (СБО) и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)», «Основы коммуникации», «Логопедические занятия», «Психокоррекционные занятия» и др.
Последовательная организация образовательного процесса позволяет учителям более гибко подходить к учебной деятельности с учетом индивидуальных проявлений и различий психического развития каждого ребенка в отдельности, а также конкретной группы учащихся. Содержание образования является материалом для построения индивидуальных коррекционно-образовательных программ, в основе которых лежит подробное и тщательное психолого-педагогическое и медико-социальное обследование, консультации с родителями, динамическое наблюдение развития каждого ребенка.
Занятия, организуемые в рамках коррекционно-развивающей области, являются обязательными для учащихся. Они строятся на основе предметно-практической деятельности детей и подростков, реализуются учителем через систему специальных упражнений и адаптационно-коррекционных технологий, включают большое количество практических, игровых упражнений и образовательных ситуаций.
Приоритетными направлениями коррекционно-развивающей работы являются:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развития детей и подростков;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
- включение учащихся в домашний, хозяйственный, прикладной труд;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, адекватного поведения, знаний о себе, о других людях, о микросоциальном окружении;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и об окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности.
Мы уже отмечали, что для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не может быть единого образовательного стандарта, так как возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого из них строго индивидуальны. Речь может идти о системе коррекционной работы, направленной на личностное развитие каждого учащегося, его потенциальных возможностей и способностей.
Сроки освоения образовательных программ
в классах для детей, имеющих сложный дефект развития, могут быть увеличены и определены в зависимости от индивидуальных возможностей каждого конкретного ребенка, но не должны превышать 12 лет.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН для обучающихся в условиях специальных (коррекционных) школ VIII вида (вариант учебного плана 2)
Учебные предметы | Годы обучения | |||||||||||
Развитие речи и окружающий мир | ||||||||||||
Альтернативное чтение (чтение) | ||||||||||||
Графика и письмо | ||||||||||||
Математические представления и конструирование | ||||||||||||
Музыка и движение | - | - | - | |||||||||
Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) | ||||||||||||
Социально-бытовая ориентировка (СБО) | ||||||||||||
Ручной труд | ||||||||||||
Адаптивная физкультура | ||||||||||||
Обязательные занятия по выбору школы | ||||||||||||
Всего | ||||||||||||
Коррекционно-развивающая область | ||||||||||||
Индивидуальные и групповые занятия развивающей направленности | ||||||||||||
Кол-во часов в неделю |
В максимальную нагрузку не входят часы занятий, включённые в коррекционно-развивающую область (Письмо МО РФ 06.09.2002 г. № 03-51-127 ин./13-03).