Психология и педагогика правомерного поведения и личной безопасности
Психология, педагогика, законность и правопорядок
Все гуманистические идеи, ставящие интересы человека в центр общественных интересов, идеи демократии, прав и свобод, экономического благосостояния, свободного развития граждан и другие останутся блефом вне строгого соблюдения законности и устойчивого правопорядка в обществе. Резко возросший за последнее десятилетие уровень преступности стал тормозом экономического и социального развития России. Укрепление законности и правопорядка превратилось в общую задачу всех структур общества и честных граждан, ибо причины преступности и нарушений законности лежат в слабостях практически всех сфер — экономической, культурной, нравственной, законодательной, государственного управления и др. Свою роль играют здесьпсихологические и педагогические факторы, причины, слабости, возможности и работа.
На состояние законности и правопорядка отрицательно влияют дефекты правосознания и правовой психологии населения, его групп и отдельных граждан. Их причины — не только в недостатках реального бытия граждан, правовой и иных сфер общества, проведенной приватизации, финансовых реформ и др. Они — и в слабостях системы образования и воспитания граждан (в частности, правового), правовой пропаганды, правовых дефектов народной педагогики и др. Индивидуальные причины зарождения и развития отклоняющегося поведения, завершающегося преступлением, почти всегда обусловлены недостатками правовой психологии личности, ее педагогической запущенностью.
По мере демократизации жизни общества все большую роль призвано играть не насильственное принуждение граждан к уважению норм права, а убежденность и привычка к их соблюдению. Поэтому главный путь к укреплению законности и правопорядка, образно говоря, проходит через умы и сердца людей, через их психологию. Нужна борьба не с человеком, а за человека, победа в психологическом и педагогическом созидании, а не в каре.
Психология законности, правопорядка и правомерного поведения
Законность и правопорядок могут быть обеспечены, когда правовой психологии общностей и правовой психологии граждан присущи определенные качественные характеристики.
Правовая психология населения представляет собой социально-психологический феномен, отражение в общественном сознании, психологии групп правовой системы государства — законодательства, деятельности правоохранительных органов, уровня реальной законности, правопорядка и правовой защищенности граждан. Ее качественное состояние определяется правосознанием, правовым общественным (групповым) мнением, правовыми настроениями, правовыми традициями, привычками, групповыми ценностно-нормативными ориентациями и др. Сейчас правовая психология российского общества характерна пониженным авторитетом законодательных и правоохранительных органов, правовым нигилизмом, пассивностью населения в борьбе с преступностью, расширенным кругом граждан, считающих для себя приемлемым преступать закон при определенных обстоятельствах и др. Торжество закона в обществе возможно лишь при высоком уровне правовой психологии населения — уровне общественной правовой культуры. Непременный путь (К нему — целенаправленная, организованная, комплексная, непрерывная работа, в которой ведущая роль принадлежит повсеместному укреплению законности, успешной борьбе с коррупцией, профилактике преступлений, исправлению отбывающих уголовные наказания, обеспечению защищенности граждан от преступных посягательств, активности правового просвещения и пропаганды.
Правовая психология личности — одно из системных проявлений ее внутреннего мира, психологии, заключающееся в стремлении и умении строить свою жизнь в согласии с нормами права. Высокий уровень морального и интеллектуального развития личности служит фундаментом правомерного поведения. Вместе с тем, для гарантии от всяких случайностей нужна еще личная правовая культура:
• знание законов и их требований;
• убежденность в безусловной необходимости правомерного поведения;
• желание вести себя только правомерно;
• умение вести себя правомерно;
• непоколебимая устойчивость к криминогенным соблазнам;
• мотивы активного участия в установлении правопорядка. Русский правовед А. С. Алексеев писал:
Для того чтобы жить в праве, необходимо прежде всего, чтобы право жило в нас.
Ныне есть повышенная нужда в целенаправленном формировании и самоформировании личной правовой культуры каждого гражданина, особенно в молодые годы. Этот процесс подвергается сейчас серьезным испытаниям и деформациям под влиянием общественных перемен. Рост подростковой, юношеской и молодежной преступности составляет в последние годы около 70% ее общего роста. Опасность такого положения и в том, что почти половина совершивших преступление в этом возрасте становится на преступный путь до конца жизни. Люди вообще портятся легче, чем исправляются.
Береги честь смолоду — это относится и к необходимости каждому подростку, юноше, девушке, молодому человеку никогда и нигде не вступать в конфликт с законом, ни под каким предлогом, даже при полной уверенности в правовой безнаказанности. Закон есть закон. Это вопрос чести, жизненный принцип достойного, цивилизованного, думающего о своем благополучном будущем и правильно понимающего свободу человека.
«Свобода состоит в том, чтобы быть в зависимости только от закона», — таково мнение Вольтера. Важно понять, что закон — не путы, а благо, он не мешает, а охраняет, он не нападает, а защищает. Уважая закон, человек вправе требовать, чтобы закон защищая его от несправедливости и зла. Нельзя ждать милостей от закона, если ты его нарушаешь. Только кажется, что закон не действует: стоит только его преступить — и сразу почувствуешь его страшную, неотвратимую, неумолимую силу, крушащую все жизненные планы, разрывающую все связи и окунающую в совершенно иной мир — мир заключенных.
Педагогика законности, правопорядка и правомерного поведения
Жизнь общества содержит многочисленныесоциально-педагогические факторы и влияния на население и егообщественную правовую культуру.По особенностям своей природы они, как и все социально-педагогические факторы (см. гл. 3). делятся на:
• собственно педагогические социальные факторы: эффективность всей системы формирования личности в обществе, системы образования, юридического образования, воспитания населения, государственных служащих, работников правоохранительных органов, укрепления общественной и трудовой дисциплины, утверждения здорового образа жизни, педагогической работы правоохранительных органов, системы правового воспитания населения, правовой информации и пропаганды, полной реализации педагогической функции средствами массовой информации и периодической печати и др.;
• педагогически значимые социальные факторы. Не являясь педагогическими по своей природе, они тем не менее сказываются педагогически на состоянии законности и правопорядка. Это социальные и экономические особенности общества и происходящие в нем процессы и изменения, его мораль, законодательство, деятельность правоохранительных органов, реализация педагогической функции всеми видами культуры, средств массовой информации, периодической печати, меры по укреплению правопорядка и его состояние, образ и уровень жизни, национальные и этнические особенности населения, социально-психологические явления (общественное мнение, настроения, традиции, обычаи, мода, слухи) и многое другое.
По распространенности, масштабу социально-педагогические факторы и влияния бывают федеральными, региональными, местными, а по тесноте связи со спецификой проблем законности и правопорядка — фоновыми (политическими, экономическими, финансовыми, производственными и т.п.), правовыми (связанные с правовой системой), криминогенными (непосредственные причины и условия совершения преступлений) и криминальными (воспитательные и обучающие влияния криминальной среды, ее субкультуры и целенаправленных мер).
Существенны иличностные педагогические факторы: правовая образованность, правовая воспитанность, правовая обученность, правовая развитость. Вместе с психологическими компонентами они входят вличную правовую культуру гражданина.
Правовая образованность характерна наличием у гражданина знаний, взглядов и убеждений, позволяющих правильно понимать и оценивать правовую сферу общества, права и свободы, их пределы, связи прав, свободы и ответственности (у кого больше прав, у того больше и обязанностей, у кого меньше обязанностей, у того и меньше прав и пр.).
Правовая воспитанность гражданина .отличается:
• уважением к закону и законности, отношением к ним как к группе высших социальных ценностей, как к нормам, утверждающим мораль и защищающим человека;
• потребностью, желанием, привычками постоянно вести себя правомерно и неприемлемостью иного;
• стремлением к выбору только правомерных способов и средств удовлетворения своих потребностей, достижения целей, решению проблем;
• стремлением к содействию правоохранительным органам;
• активностью в поддержании правопорядка на работе, по месту учебы, жительства, удержании других людей, членов своей семьи от нарушений закона, их правовоспитании.
Правовая обученность гражданина включает:
• знание минимума нормативных документов, необходимых для жизни, работы и поведения в быту;
• навыки и умения правомерного поведения и решения проблем в жизни и деятельности;
• знание возможностей, порядка и правил юридической защиты своих прав и интересов;
• знания и навыки правомерного обеспечения личной безопасности, пределов необходимой обороны.
Правовая развитость — это:
• склонность к применению ориентиров, размышлений, оценок, выборов, решений, соответствующих требованиям правомерного поведения;
• наличие качеств, не допускающих рискованное, неосмотрительное, легкомысленное, распущенное, провоцирующее преступника поведение;
• мотивы к самоформированию правовой культуры.
Как показывают криминологические* исследования, приоритет в правомерном или правонарушающем поведении имеет степень правовой воспитанности личности. Значимость других педагогических свойств располагается по порядку: правовая образованность — правовая обученность — правовая развитость. В индивидуальных случаях может обнаруживаться и иная шкала причинности.
* Криминология — юридическая наука, изучающая причины и условия возникновения и совершения правонарушений и преступлений.