В контексте его профессиональных характеристик
Во многом определяющими в формировании характера взаимодействия учеников, студентов и преподавателя являются именно социально-перцептивные процессы. Под социальной перцепцией, согласно исследователям этого феномена мы понимаем, процесс целостного восприятия социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей.
Существует область исследований, связанная с выделением различных «эффектов», возникающих при восприятии людьми друг друга: «эффект ореола», «эффект первичности», «эффект новизны» и «эффект стереотипизации».
Восприятие студентами преподавателя при первом контакте строится на основе механизмов социальной стереотипизации. Стереотипизация есть построение образа на основе устойчивого, уже существующего представления о членах какой-либо группы или носителях социальной роли. Так, восприятие педагога при первой встрече чаще всего базируется на небольшом объеме имеющейся у студента информации и находится под сильным влиянием ранее сложившихся представлений, установок, прошлого опыта последнего.
Основную роль в возникновении «эффекта ореола» играет ошибка восприятия, называемая фактором превосходства: поскольку преподаватель априори превосходит студента как минимум по уровню образования, новому лектору нередко приписывают компетентность в научных, личностных и других вопросах, порой далеко выходящих за пределы преподаваемой дисциплины. Также это значит, что если первое впечатление о педагоге в целом благоприятно, в дальнейшем все его поступки начинают оцениваться с креном в положительную сторону. Если же первое впечатление о педагоге негативно, то его положительные качества или не замечаются, или недооцениваются по причине преувеличения действительных или мнимых его недостатков.
В процессе формирования первого впечатления присутствует и фактор привлекательности: понравившийся (или не понравившийся) внешностью, манерами, голосом или чем-то еще новый преподаватель воспринимается более (менее) умным, интересным, справедливым.
Ни одна форма аудиторных занятий, включая лекционную, не лишает педагога возможности показать свое отношение к студентам. И тогда может сработать третий из наиболее сильных факторов, влияющих на «образ первого впечатления, – фактор отношения к нам. Как правило, мы оцениваем людей, хорошо к нам относящихся, выше тех, кто не демонстрирует этого.
Рассмотренные выше эффекты и механизмы восприятия могут серьезно искажать имидж педагога в глазах студентов и вместе с тем знание о них поможет педагогу найти верную линию поведения в студенческой аудитории.
Исследование категории имиджа актуально, т.к. от него, складывающегося в первые минуты и часы встречи учителя и учеников, зависит отношение последних к преподаваемому предмету и степень его усвоения. Однако в педагогике до сих пор оперировали понятием «авторитет». В какой же зависимости находятся категории имидж и авторитет?
Понятие педмастерства
В педагогической литературе, наряду с понятием компетентность, используется понятие педагогического мастерства. В каком же соотношении находятся эти категории?
Мастерство определяется как владение профессиональными знаниями и умениями, позволяющее специалисту успешно решать профессиональные задачи. Это общее определение применимо и в области педагогической деятельности.
В педагогике профессиональное мастерство учителя понимается как “высший уровень педагогической деятельности... проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов или же как “высокое и постоянное совершенствуемое искусство воспитания и обучения” или как “синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств учителя” Б.Т.Лихачев пишет о педагогическом мастерстве как части педагогического искусства, под которым понимает “совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твердой волей”
Педагогическое мастерство можно представить как системное качество личности педагога, которое приобретается в процессе его профессионального становления в виде педагогических умений
Многие исследования показывают, что педагогическое мастерство начинается со знания учебного предмета. Это знание полного объема учебного курса; знание истории и современного развития науки; свободное раскрытие внутри- и межпредметных связей; свободная перекомпозиция учебного курса при необходимости; постоянное обновление содержания учебного курса по мере развития науки; свободное свертывание и развертывание содержания учебного курса в необходимых для этого случаях пределах; разнообразие логической структуры учебного предмета; свободная вербализация учебного материала, т. е. изложение его без опоры на текст лекции или конспект; наличие собственной позиции в изложении учебного курса; знание места учебного предмета в структуре учебного плана; профилирование (соотнесение с целями обучения) учебного курса
Главными составляющими педагогического мастерства, по мнению ряда исследователей, являются четыре основных компонента: профессиональная направленность, профессиональное знание предмета, методики его преподавания, педагогические способности и педагогическая техника.
Основу педагогического мастерства составляет профессиональное знание: знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение синтезировать изучаемые науки и решать педагогические задачи, анализировать педагогические ситуации.
В истории педагогики и педагогической психологии, в частности отечественной, неоднократно ставился и другой вопрос — о тех специальных личностно-психологических качествах педагога, которые обеспечивают успешность того или иного вида его деятельности. Существуют различные подходы к выделению основных видов педагогических способностей (Н.В.Кузьмина, А.И.Щербаков, Н.В.Кухарев, С.Б.Елканов, А.Е.Кондратенков и др.)
Пионерской работой здесь была книга Н. Д. Левитова, где большое внимание уделено особенностям деятельности учителя школы и содержанию его педагогических способностей. Их он выделяет пять: 1) способность передавать знания детям кратко и интересно; 2) способность понимать ученика, основанную на наблюдательности; 3) самостоятельный и творческий склад мышления; 4) находчивость, или быструю и точную ориентировку; 5) организаторские способности (касающиеся собственной деятельности и работы с детским коллективом
З.И.Рябкина утверждает, что личность, в наибольшей мере соответствующая требованиям профессиональной деятельности преподавателя вуза со значительным (более пяти лет) стажем, должна иметь следующие характеристики: коммуникабельность, доброжелательность, интерес к людям, естественность, эмоциональность, высокая способность к абстрактному мышлению, ум, высокая эмоциональная устойчивость, способность противостоять трудностям, уравновешенность, высокие волевые качества, импульсивность, жизнерадостность, высокая социальная активность, соблюдение основных правил и норм, требовательность к людям, принципиальность, смелость, непринужденность и раскованность в поведении, мечтательность, утонченность, склонность к сопереживанию, проницательность, искушенность, сдержанность в обществе, хорошие манеры, критическая настроенность, аналитичность мышления, любовь к экспериментированию, хорошее знание себя, высокий самоконтроль
Педагогическая техника, является компонентом и компетентности, и педмастерства. Она представляет особую форму организации поведения учителя, включающую две группы умений: умение управлять собой и умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач.
Первая группа умений - владение телом(невербальный компонент коммуникации), эмоциональным состоянием(снятием излишнего эмоционального напряжения, создание творческой атмосферы), социально-перцептивные способности, техника речи(дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).
Вторая - дидактические, организаторские, управление педагогическим общением и др
Итак, проанализировав понятия педагогическая компетентность, можно сказать, что элементы мастерства и элементы компетентности по определению большинства авторов весьма схожи. Но учитывая специфику педмастерства, как высшего уровня развития педагогических умений, мы считаем, что педагогическое мастерство является частью компетентности, ее высокоразвитым уровнем.
Литература:
1. 3язюн И. А., Кривонос И. Ф., Тарасович Н. Н. и др. Основы педагогического мастерства.Наука,1989.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. М., 1965 .
3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.—2-е изд.—Л.:Издательство Ленинградского университета.1998.
4. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. - Грозный, 1979.
5. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии.—М.,1972.
6. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1967.
7. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.М.,1989.
8. Кузьмина Н.В., Кухарев Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель, 1976.
9. ЛеонтьевА.А. Педагогическое общение. - М., «Знание», 1979 Маркова А.К. Психология труда учителя.М.,1993.
10. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы.—М.:Просвещение,1985.
11. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.:Московский психолого-социальный институт:Флинта,1998.
12. Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога/Отв.ред. М.А. Ушакова.—М.:Сентябрь,1999.-190с.- (Библиотека журнала «Директор школы»;Вып.№2,1999г.).
13. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал(психологические проблемы).—М.: «Дело», 1994.
14. Пидкасистый П.И., Портнов Л.М. Искусство преподавания. Первая книга учителя.—М.:Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1998.
15. Практическая психология для преподавателей—М., 1997.
16. Реан А.А. , Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.-М.,2003. 375с.
17. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. Учебное пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК.—М.:Международная педагогическая академия,1995.
18. Учителю о педагогической технике / Под.ред.Л.И.Рувинского.—М.:Педагогика,1987.
19. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб.пособие/ 2-е изд.—Спб.: Изд-во Михайлова В.А.2000.