Самопрезентация как средством реализации Я-концепции субъекта.
Известный специалист в области проблем психологии подсознания Панасюк А.Ю. считает, что источником мнения, которое возникает при общении с человеком, является прямая имиджформирующая информация, посылаемая непосредственно преподавателем и воспринимаемая студентами, как правило, неосознанно и отражающая то, что наиболее характерно для данного человека
Имидж реализуется в процессе самопрезентации, в первую очередь, через визуальный канал восприятия информации, поэтому отметим значение внешнего облика, поскольку именно в визуальном образе происходит и обобщение самой разнообразной информации.
В связи с этим обстоятельством становится понятным роль внешнего вида.
Петрова Е.А. доказывает, что «костюм является сигналом потребностей, реализуемых в костюме. Костюм имплицитно является невербальным сигналом и знаком и несет определенное значение и смысл в межличностном познании, а также является одним из главных визуальных атрибутов человека».
Чаще всего самореклама начинается с выбора одежды, прически, сумки или портфеля, то есть с создания своего имиджа по внешним данным. Кстати, целый ряд исследований показал, что, если кто-то хочет сделать карьеру, он должен одеваться так, как требует социальное положение, к которому он стремится. Эта мысль хорошо отражается в русской пословице «Встречают по одежке...».
Существует оптимальный для восприятия костюм преподавателя – классический деловой. Для мужчин – это строгий костюм с галстуком. Для женщин – жакет и юбка, длиной чуть выше или ниже колена; менее предпочтительны брюки. При этом студенческая аудитория более придирчива к одежде женщины-преподавателя. Если преподавательница, к примеру, носит романтические платья, то это наводит на мысль о ней как посредственной, малоинтересной личности. Фольклорный стиль создает впечатление старомодности. Среди цветов традиционно в качестве наиболее делового и официального воспринимается синий, хотя голубой и фиолетовый молодежь также считает подходящими для преподавателя. В разряд непригодных цветов попадали чаще всего коричневый и красный.
Если самореклама «по одежде» по каким-то причинам не реализована, то саморекламу по поведению исключить вообще невозможно. Особенно большую и выразительную информацию дают невербальные формы коммуникации.
Педагогу важно владеть языком тела, т.е. он обычно не контролируется сознанием, а значит проявляет подсознательные установки человека, поэтому этот язык имеет существенное значение в формировании мнения о преподавателе, мнения о его истинной системе установок, отношения к студенческой аудитории и преподаваемой дисциплине. А на этих данных основывается степень доверия к преподносимой преподавателем информации и следовательно формируется отношение к предмету. Таким образом, доверие к информации, преподносимой преподавателем усиливается при соответствии вербальных и невербальных сигналов.
Невербальный компонент имиджа является феноменом реализации преподавателя в процессе коммуникации. Имидж педагога во многом зависит от богатства его языка и от отношения к аудитории, ее принятия или непринятия.
Принятие, уважение аудитории проявляется в доброжелательном взгляде, сочувствующей, ободряющей или веселой улыбке. Для него характерны кивки в знак согласия, спокойный тон, раздумчивая интонация. Педагог всем своим видом дает понять, что человек, с которым он общается, приятен ему. Такой тип общения стимулирует у собеседника желание не только говорить о своих проблемах, но и решать их.
Негативное отношение к студенческой аудитории проявляется в осуждающем взгляде, иронической или саркастической улыбке, назидательном, наступательном тоне, «жесткой» мимике лица: сдвинутые брови, колючие глаза. Это индикаторы, которые сообщают человеку, что он в чем-то провинился, чего-то недостоин и общение с ним не доставляет особого удовольствия. [92,74]
Прежде всего надо выбрать правильную дистанцию между собой и аудиторией, для преподавателя это расстояние равно от 1,2 до 3 метров и более (так называемая социальная и общественная зона).
Взгляд должен быть прямым, открытым, располагающим к доверию и контакту. Очень плохое впечатление на аудиторию производят бегающие глаза или взгляд, все время скользящий куда-то в сторону. На слушателей в аудитории надо смотреть прямо, не пристально, а периодически обводя взглядом всех.
Итак, для того чтобы освоить правила грамотной подачи имиджформирующей информации, на первый план выдвигаются взаимосвязанные задачи:
1.Презентовать себя таким образом, чтобы, с одной стороны, быть понятным окружающим людям, а с другой стороны, давать о себе желательную информацию так, чтобы у окружающих людей возникала уверенность в ее истинности (обучение навыкам грамотной самопрезентации)
2.Научиться правильно понимать невербальный язык других людей.
3.Владеть техникой вербального общения