Тема 3.3.3. Авторитет и имидж педагога
ПК содержит такую интегративную характеристику личности и деятельности педагога, которая предполагает наличие множества значимых педагогических качеств
Авторитет учителя, являясь результатом его взаимоотношений с учениками, становится затем значительным фактором, определяющим эффективность педагогических воздействий.
Авторитетные отношения отражаются в способности носителей авторитета направлять, не прибегая к принуждению, мысли, чувства и поступки других людей, а также в признании последними за носителями авторитета права на руководство, в готовности следовать их указаниям и советам.
Авторитет преподавателя - психологическое влияние преподавателя на студентов, основанное на качествах его личности и служащее удовлетворению социально и личностно значимых потребностей студентов, оказывающее преобразующее воздействие на деятельность и личность студентов, так и самого преподавателя.
Как отмечал Ф. Н. Гоноболин, «авторитетный педагог — это тот, кто имеет в глазах воспитанников ряд признанных достоинств, благодаря которым пользуется большим уважением и оказывает на них сильное влияние» .
Авторитет преподавателя - это интегративная характеристика его профессиональных и личностных качеств.
Психологические исследования межличностного восприятия студентами преподавателей вуза показали, что большинство из них обращают внимание на внешность преподавателя и его манеру держаться и связывают с ними профессионально значимые личностные качества преподавателей.
Внешний облик и стиль одежды являются одной из предпосылок авторитета преподавателей .
Имидж достаточно новое и малоисследованное в российской психолого-педагогической науке понятие. А работы, посвящённые имиджу преподавателя вуза, практически отсутствуют.
Единственная работа, выполненная на высоком методологическом уровне, посвященная проблематике имиджа преподавателя вуза, кандидатская диссертация Чертыковой И.П. «Представления студентов об имидже преподавателя вуза», защищенная в 2002г. Исследование Чертыковой И.П. выполнено в русле визуальной психосемиотики общения (Е.А. Петрова). Внешний облик преподавателя вуза рассматривается как визуальный знак для интерпретации его студентами в качестве «хорошего», «среднего» или «плохого».
Так, анализ визуальной составляющей имиджа преподавателя вуза дал следующие результаты.
Обобщенный визуальный образ хорошего преподавателя-женщины включает такие элементы как овальное лицо, стройная фигура, одета в костюм классического стиля, прическа — короткая стрижка или длинные свободно лежащие волосы, приветливое выражение лица, приглашающие или указательные жесты; плохого преподавателя-женщины: неприветливое выражение лица, запрещающая жестикуляция, прическа — длинные распущенные волосы или длинные волосы, убранные назад, но допускается стрижка (в мужской выборке); одежда чаще выбирается в спортивном стиле или в платье романтического стиля, телосложение — полное или тонкокостное. Форма лица — круглая или квадратная.
Обобщенный визуальный облик хорошего преподавателя-мужчины содержит: овальное или прямоугольное лицо, среднего телосложения, костюм классического стиля, прическа — классическая стрижка, приглашающие жесты и приветливое выражение лица; образ плохого преподавателя-мужчины: неприветливая мимика, запрещающие жесты, прическа —длинные волосы, одежда чаще спортивного или романтического стиля, телосложение — чаще тонкокостное или полное, круглая или квадратная форма лица.
«Хороший» преподаватель характеризуется как доброжелательный, общительный, дружный, целеустремленный, энтузиаст, нескованный, ненаивный, несложный, непретенциозный, незрелый, непринципиальный, приятный, организованный, сотрудничающий, уверенный, веселый, критичный, откровенный, практичный, умный, гибкий, самоуверенный, избирательный, осторожный, серьезный, активный, независимый, раскрепощенный, трудолюбивый.
«Плохой» преподаватель имеет противоположные характеристики: неприятный, ленивый, глупый, заторможенный, зависимый, мягкотелый, робкий, неразборчивый, прощающий, непрактичный, неуверенный, бестактный, агрессивный, легкомысленный, неостроумный, неинтересный, зрелый, нерациональный, неспортивный, несчастливый, умный, неноватор, необаятельный, неоригинальный, скованный, моральный. «Средний» преподаватель имеет средние характеристики, либо такие же как «хороший», но менее выраженные
Исследование выявило универсальные представления о внешней составляющей имиджа преподавателя. Внешний облик в представлении студентов четко связан с его личностными характеристиками. По внешнему виду преподавателя студенты выносят априорные и дифференцированные суждения о личности педагога, оценивая его на основе внешности, кинесики и социального оформления внешности, которые направляют интерпретацию студентов и приводят к определенной оценке преподавателя.
Теоретики педагогики и сами практики часто сравнивают учительскую профессию с актерской: учитель все время на глазах у своих взыскательных «зрителей» — учеников, ежеминутно подвергается их оценке. Поэтому в профессии преподавателя вуза очень важно создать привлекательный имидж, помогающий презентовать свои личностно-деловые достоинства и скрыть недостатки
Вообще, можно сказать, что имидж учителя—категория “историческая”. Е.А.Петрова отмечает, что начиная с 40-х годов в нашей стране (и в бывшем СССР) изучался вопрос: «Что такое хороший учитель?» Старшеклассникам предлагалось написать сочинение на тему «Мой учитель». Исследования показали, что в 40-е годы ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость. А в 90-е годы на первом месте оказались доброжелательность, искренность, открытость, чувство юмора, а также умение общаться, отстаивать свою точку зрения .
Мнение о педагоге начинает складываться в первые минуты его знакомства с группой, классом и от него потом будет зависеть усвоение предмета, посещение, желание вступать в контакт с преподавателем.
Исследование И. А. Урклина показало, что только для 8,5% изученных им студентов имеет значение эрудиция преподавателя, проявленная им на первой лекции. Главное–это речь преподавателя, его эмоциональный настрой, умение лектора переходить сразу к сути изложения, в процессе которого он может убедить в значимости предмета.
Исследования Н.А. Березовина и Г.Х. Васильева показали, что
первое место при восприятии принадлежит внешности и манере держаться; на втором месте – первая лекция (речь, эмоциональность, увлеченность, убежденность, умение излагать материал);
на третьем - характер отношения к студентам (следит ли за их поведением на занятиях, проявляет ли к ним внимание, справедлив ли в оценке поведения студентов).
Далее идут такие характеристики как интеллект, эрудиция, мнение, которое передается студентами старших курсов. Меньше всего студенты обращают внимание на пол преподавателя.
Есть данные об особенностях восприятия студентов различной успеваемости. Так, академически успевающие студенты акцентируют внимание на дидактических способностях преподавателя, академически слабые студенты больше ценят его личностные, коммуникативные и организаторские черты.
Имидж педагога в немногих существующих литературных источниках по заданной тематике описывается с помощью следующих качеств: коммуникативные—техника речи (грамотность, выразительность), владение невербальным компонентом общения, психологические—манера поведения, его естественность, обаяние, выдержанность, профессиональные—компетентность, эрудиция, кругозор, артистизм, требовательность, внимание и справедливость в оценке поведения студентов, дидактические умения, импровизация, фантазия, рефлексия, социально-психологические–уважение к студентам, открытость, искренность, доброжелательность, эмпатия, чувство юмора.
Отвечая на вопрос, существует ли специфический имидж учителя, Л.М.Митина говорит, что учителя определяют в непрофессиональной сфере очень быстро. Это обусловлено тем, что большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность, отождествляя себя лишь с ролью и функцией учителя
Структура имиджа педагога может быть определена двумя основными блоками: индивидуально-личностным и профессиональным, в которые входят такие факторы, как «Индивидуально-личностные качества», «Умение применять принципы дидактики», «Я-в профессии», «Концептуальная подготовка», «Внешний вид». Дополнительным блоком структуры имиджа является «Коммуникативный», который составлен факторами «Культура речи», «Коммуникативные способности», «Позиция в межличностном общении». (таблица «СПП-качеств»)
· Выявлены различия между оценкой преподавателями своего имиджа и системой студенческих оценок имиджа. Педагоги оценивают себя выше по фиксируемым параметрам («Я»-профессиональное и «Я»-имиджевое), чем оценивают их студенты.
- Профессия преподавателя коммуникативная по определению и самопрезентации способствует либо экстравертированная направленность личности, либо умения, подразумевающие экстравертированную окраску.
- «Интровертированность» не препятствует профессиональным достижениям, но препятствует самопрезентации.