Глава 5. Иллюзия осведомленности: как ее избежать
1. Метапознание (то есть наше знание о том, что мы знаем, и наша оценка собственной результативности) — новая и бурно развивающаяся сфера изучения в психологии. Для ознакомления с этой темой — хорошая работа: John Dunlosky and Janet Metcalfe, Metacognition (Los Angeles: Sage, 2009). В книге Даниэля Канемана (Daniel Kahneman, Thinking Fast and Slow (New York: Farrar, Strauss and Giroux, 2011) также обсуждаются многочисленные иллюзии, которым подвержен человеческий мозг. Более ранняя работа об иллюзиях: Thomas Gilovich, How We Know What Isn’t So: The Fallibility of Human Reason in Everyday Life (New York: Free Press, 1991). Краткий обзор см. в статье: H. L. Roediger, III & A. C. Butler, Paradoxes of remembering and knowing, опубликованной в кн.: N. Kapur, A. Pascual-Leone & V. Ramachandran (eds.), The Paradoxical Brain (pp. 151–176) (Cambridge: Cambridge University Press, 2011).
2. Интервью Дэвида Гармана Питеру Брауну 12 декабря 2011 г. в Миннеаполисе, штат Миннесота. Все цитаты Дэвида Гармана взяты из текста этого интервью.
3. Инцидент с рейсом China Airlines описан в: National Transportation Safety Board, “Aircraft Accident report–China Airlines Boeing 747-SP N4522V, 300 Nautical Miles Northwest of San Francisco, California, February 19, 1985,” March 29, 1986. Описание можно прочесть по адресу: http://www.rvs.uni-bielefeld.de/publications/Incidents/DOCS/
ComAndRep/ChinaAir/AAR8603.html, по состоянию на 24 октября 2013 г.
Отчет Национального управления безопасности перевозок о результатах расследования гибели Карнахана в авиакатастрофе приводится в: D. A. Lombardo, “‘Spatial disorientation’ caused Carnahan crash”, Aviation International News, AI Nonline, July 2002, доступно по адресу http://www.ainonline.com/aviation-news/aviation-international-news/2008-04-16/spatial-disorientation-caused-carnahan-crash, по состоянию на 24 октября 2013 г.
Отчет Национального управления безопасности перевозок о результатах расследования гибели Дж. Ф. Кеннеди в авиакатастрофе приводится в: N. Sigelman, “NTSB says spatial disorientation caused Cape Aircrash,” Martha’s Vineyard Times, mvtimes.com, доступно по адресу http://www.mvtimes.com/ntsb-says-spatial-disorientation-caused-cape-air-crash-960/, по состоянию на 24 октября 2013 г.
4. E. Morris, “The anosognosic’s dilemma: Something’s wrong but you’ll never know what it is” (pt. 5), New York Times, June 24, 2010.
5. L. L. Jacoby, R. A. Bjork & C. M. Kelley, Illusions of comprehension, competence, and remembering, в кн.: D. Druckman & R. A. Bjork (eds.), Learning, remembering, believing: Enhancing human performance (pp. 57–80) (Washington, DC: National Academy Press, 1994).
6. Об исследовании путаницы между Кэрол Хэрриси и Хелен Келлер сообщается в: R. A. Sulin & D. J. Dooling, Intrusion of a thematic idea in retention of prose, Journal of Experimental Psychology 103 (1974), 255–262. Об иллюзиях памяти см.: H. L. Roediger & K. B. McDermott, Distortions of memory, в кн.: F. I. M. Craik & E. Tulving (eds.), The Oxford Handbook of Memory (pp. 149–164) (Oxford: Oxford University Press, 2000).
7. Инфляция воображения была зафиксирована как в исследованиях воспоминаний о раннем времени жизни, так и в лабораторных экспериментах. В качестве двух примеров первоначальных версий исследований обоих типов приведем: M. Garry, C. G. Manning, E. F. Loftus & S. J. Sherman, Imagination inflation: Imagining a childhood event inflates confidence that it occurred, Psychonomic Bulletin & Review 3 (1996), 208–214, и L. M. Goff & H. L. Roediger, Imagination inflation for action events: Repeated imaginings lead to illusory recollections, Memory & Cognition 26 (1998), 20–33.
8. Эксперименты с наводящими вопросами: E. F. Loftus & J. C. Palmer, Reconstruction of automobile destruction: An example of the interaction between language and memory, Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior 13 (1974), 585–589.
9. Статья, посвященная негативному эффекту гипноза на память: P. A. Register & J. F. Kihlstrom, Hypnosis and interrogative suggestibility, Personality and Individual Differences 9 (1988), 549–558. Обзор тем, связанных с юридическими аспектами воспоминаний: H. L. Roediger & D. A. Gallo, Processes affecting accuracy and distortion in memory: An overview, в кн.: M. L. Eisen, G. S. Goodman & J. A. Quas (eds.), Memory and Suggestibility in the Forensic Interview (pp. 3–28) (Mahwah, NJ: Erlbaum, 2002).
10. Историю Дона Томсона можно найти в: B. Bower, Gone but not forgotten: Scientists uncover pervasive unconscious influences on memory, Science News 138, 20 (1990), 312–314.
11. «Знания задним числом» и прочие темы рассматриваются во многих работах, в том числе: Jacoby, Bjork & Kelley, Illusions of comprehension, competence, and remembering. Относительно свежий обзор эффектов беглости перечитывания см. в: D. M. Oppenheimer, The secret life of fluency, Trends in Cognitive Science 12 (2008), 237–241.
12. «Социальное заражение» и воспоминания: H. L. Roediger, M. L. Meade & E. Bergman, Social contagion of memory, Psychonomic Bulletin & Review 8 (2001), 365–371.
13. Две важные работы, посвященные эффекту ложного консенсуса: L. Ross, The false consensus effect: An egocentric bias in social perception and attribution processes, Journal of Experimental Social Psychology 13 (1977), 279–301, и G. Marks, N. Miller, Ten years of research on the false-consensus effect: An empirical and theoretical review, Psychological Bulletin 102 (1987), 72–90.
14. О воспоминаниях-вспышках о трагедии 11 сентября см.: J. M. Talarico & D. C. Rubin, Confidence, not consistency, characterizes flashbulb memories, Psychological Science 14 (2003), 455–461, и W. Hirst, E. A. Phelps, R. L. Buckner, A. Cue, D. E. Gabrieli & M. K. Johnson, Long-term memory for the terrorist attack of September 11: Flashbulb memories, event memories and the factors that influence their retention, Journal of Experimental Psychology: General 138 (2009), 161–176.
15. Материалы Эрика Мазура освещаются по его лекции на YouTube “Confessions of a converted lecturer,” доступной по адресу www.youtube.com/watch?v=WwslBPj8GgI, по состоянию на 23 октября 2013 г.
16. Исследование проклятия знания, в ходе которого испытуемые угадывали мелодию по ритму, описано в: L. Newton, Overconfidence in the communication of intent: Heard and unheard melodies (Ph.D. diss., Stanford University, 1990).
17. Эффект Даннинга–Крюгера впервые описан в: Justin Kruger & David Dunning, Unskilled and unaware of it: How difficulties in recognizing one’s own incompetence lead to inflated self-assessments, Journal of Personality and Social Psychology 77 (1999), 1121–1134. На это исследование опираются многие последующие эксперименты и статьи. См.: D. Dunning, Self-Insight: Roadblocks and Detours on the Path to Knowing Thyself (New York: Psychology Press, 2005).
18. Описание обучения, которое направлялось обучаемыми: Susan Dominus, “Play-Dough? Calculus? At the Manhattan Free School, Anything Goes,” New York Times, October 4, 2010, и Asha Anchan, “The DIY Approach to Education,” Minneapolis Star Tribune, July 8, 2012.
19. Эти исследования показали, что студенты выбрасывают из набора дидактические карточки слишком рано (до того как произойдет долгосрочное запоминание): N. Kornell & R. A. Bjork, Optimizing self-regulated study: The benefits — and costs — of dropping flashcards, Memory 16 (2008), 125–136, и J. D. Karpicke, Metacognitive control and strategy selection: Deciding to practice retrieval during learning, Journal of Experimental Psychology: General 138 (2009), 469–486.
20. Эрик Мазур написал о своем преподавательском подходе книгу Peer Instruction: A User’s Manual, about his approach to teaching (Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall, 1997). Кроме того, он демонстрирует свой подход в увлекательной лекции на YouTube “Confessions of a converted lecturer” (см. сноску 15), доступной по адресу http://www.youtube.com/watch?v=WwslBPj8GgI, по состоянию на 23 октября 2013 г.
21. Слова Даннинга приводятся по: E. Morris, “The anosognosic’s dilemma: Something’s wrong but you’ll never know what it is” (pt. 5), New York Times, June 24, 2010.
22. Интервью Кэтрин Джонсон Питеру Брауну 13 декабря 2011 г. в Миннеаполисе, штат Миннесота.
23. В значительной мере эта глава посвящена тому, как организовать собственное обучение, не став жертвой всевозможных иллюзий и предубеждений, которые случаются из-за беглости чтения текста, эффекта знания задним числом и т.д. Прекрасная свежая статья будет полезна всем желающим больше узнать о самоуправляемом обучении: R. A. Bjork, J. Dunlosky & N. Kornell, Self-regulated learning: Beliefs, techniques, andillusions, Annual Review of Psychology 64 (2013), 417–444.